Ибн Маухаб (годы жизни неизвестны). — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ибн Маухаб (годы жизни неизвестны).

2021-10-05 31
Ибн Маухаб (годы жизни неизвестны). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

346 – Выдающийся ученый Абу Бакр Мухаммад ибн Маухаб аль-Малики, в своих комментариях к посланию имама Абу Мухаммада ибн Абу Зейда, писал: «…Теперь, что касается слов автора «…Он над (фавкъа) Своим Троном славным Сущностью Своею …» - у всех арабов слова «над» (фавкъа) и «на» (‘аля) имеют одно и то же

значение, что находит свое (многократное) подтверждение также в Коране и Сунне. Так, Всевышний говорит:

«Затем вознесся на (‘аля) Трон…»,

«Милостивый вознесся на (‘аля) Трон…»,

«Они боятся Своего Господа, который над (фавкъа) ними»…»

Далее он привел «хадис рабыни» и хадис о вознесении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к Лотосу крайнего предела, после чего сказал: «Иногда предлог «фи» (в, внутри) в арабском языке используется в значении «фавкъа» (над), как, например, в Словах Всевышнего:

«Так странствуйте же по ее просторам (дословно: «в ее просторах»)»,

«Я распну вас на стволах пальм (дословно: «в стволах»)»,

«Разве вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе (дословно: «в небе»)…?». Толкователи сказали, что в этих аятах под предлогом «фи» (в, внутри) имеется в виду «фавкъа» (над, на, по). Так это понял имам Малик из слов таби’инов, которых ему довелось застать, а те в свою очередь так поняли это из слов сподвижников, а

те – из слов самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а именно, что

«Аллах в небе» означает: «на небе и над ним». Поэтому-то шейх Абу Мухаммад (автор послания) и говорит: «…Он над Своим Троном…», а далее поясняет, что речь идет именно о Сущностном Возвышении Аллаха над Троном, потому что Он отделен от всех Своих творений, а повсеместно Он лишь Своим Знанием, но не Сущностью, ибо

никакие пространства не вмещают Его в Себя – Он превыше всего этого, Он был всегда, еще тогда, когда никаких мест и пространств не существовало вовсе…» - далее следует еще долгий разбор этих слов, после которого он

говорит: «…Убедившись в том, что Своим Вознесением после сотворения небес и

земли Аллах среди прочего выделяет один лишь Трон, все, кто был беспристрастен, осознали что вознесение (аль-истива) в данном контексте – это не овладение (аль- истиля) и не другие подобные этому вещи. И признали они, что Аллах описывается вознесением на Трон, и что это настоящее вознесение, а не какая-нибудь образная метафора, ибо Слова Его – правда. Вместе с этим они удержались от того, чтобы придать Вознесению Аллаха какой-либо образ или уподобить его чему-то, ибо нет

ничего подобного Аллаху».

 

165 – Выдающийся учёный Къадый Абу Бакр ибн аль-‘Араби (468-543 гг.х.).

347 – В своем тафсире суры «аль-Ахзаб», в комментариях к аяту: «Ты скрыл в своей душе…», Абу Бакр ибн аль-‘Араби писал: «…Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ни во времена джахилийи, ни после этого, ни разу не ослушался своего Господа. И все это благодаря Аллаху, который тем самым оказал ему величайший почет, превознеся его над всеми, дабы возвести его на самый высокий уровень, и дабы был он достоин того, чтобы в Судный День Аллах усадил его с Собой на Престол Свой, вершить суд между Его творениями…».

Кроме предания со слов Муджахида мне неизвестно ничего, что подтверждало бы эти слова Ибн аль-‘Араби. Аллаху же ведомо лучше.


Ибн аль-‘Араби был одним из великих имамов Андалусии. За знаниями

путешествовал к ученым и встречался с такими великими из них, как Тырад аз-

Зайнаби и пр. Сочинения и книги Ибн аль-‘Араби приобрели широкую известность и распространение среди людей. Умер имам после пятьсот сорокового года (хиджры).

 

166 – Шейх ‘Абду-ль-Къадир (471-562 гг.х.).

348 – Шейх Ирака, шейх уль-Ислам, господин проповедников Абу Мухаммад ‘Абду- ль-Къадир ибн Абу Салих ибн Джанки Дуста аль-Джили аль-Ханбали в своей книге

«аль-Гъунья» писал: «Если говорить о познании Создателя посредством знамений и доказательств вкратце, то оно заключается в том, чтобы человек знал и был

убежден в том, что Аллах Один Единственный…» - и далее до слов: «…Он вознесен над Троном, властвует в Своих владениях и Знание Его охватывает собой все сущее. «К

Нему восходит благое слово, и праведное деяние поднимает его…» Недопустимо приписывать Ему то, что Он повсеместно, напротив, следует говорить, что Он в

небесах, на Троне, как об этом говорит Он Сам: «Милостивый вознесся над Троном». Необходимо просто утверждать это и никак не интерпретировать. О том, что Всевышний находится на Троне, упоминается во всех ниспосланных пророкам Писаниях, без описания образа этого».

 

Я слышал, как хафиз Абу аль-Хусейн рассказывал, что слышал, как шейх ‘Иззуддин ибн ’Абдуссалям, будучи в Египте, говорил: «Я не знаю никого, о чьих караматах передавалось бы такое огромное количество свидетельств, как о караматах шейха ‘Абду-ль-Къадира, да смилуется над ним Аллах».

Умер шейх ‘Абдулькадир в пятьсот шестьдесят первом году (хиджры).

 

167 – Шейх Абу аль-Баян (умер в 551 г.х.).

Знаток арабского языка, пример для подражания, шейх нуждающихся в Аллахе, имам Абу аль-Баян Мухаммад ибн Махфуз ас-Сальми аль-Хаврани ад-Димашкы аш- Шафи’и, постоянно говорил о необходимости признания божественных качеств Аллаха, критиковал их отрицателей и чуждался сторонников каляма.

 

349 – Поведал нам Къадый ‘Абду-ль-Халик ибн ’Абду-сСалям, а ему - имам Абу Мухаммад ибн Къудама о том, что Абу аль-Ма’али Ас’ад ибн аль-Мунаджжа рассказал ему следующее: «Однажды, когда я находился у шейха Абу аль-Баяна, да смилуется

над ним Всевышний Аллах, к нему пришел Ибн Тамим (которого еще называли шейх аль-Амин). Они поговорили какое-то время, и шейх Абу аль-Баян сказал ему: «Горе тебе! Вот когда ханбалитов спрашивают: «Какое у вас доказательство на то, что Коран – это в том числе и буквы, и звуки?» - они отвечают: «Аллах сказал так так- то, Его посланник сказал то-то…» - после чего привел ряд аятов и хадисов (подкрепляющих его точку зрения), а затем сказал: «А вот если вас спрашивают о том, какое у вас доказательство на то, что Коран – это лишь смысловое


содержание, существующее само по себе (без словесного и звукового выражения)?» - то вы говорите: «Сказал аль-Ахталь 316: «Поистине, речь сокрыта в сердце…» Да кто вообще такой этот Ахталь?! Мерзкий христианин, на одной строчке из стихов

которого вы основали все свое учение, оставив при этом Коран и Сунну!» 317

Абу Мухаммад аль-Хашшаб, признанный специалист арабской грамматики в Ираке, говорил: «Я перерыл огромное количество стихов аль-Ахталя, но так и не нашел в них этих слов». 318

От себя скажу, что разбор вопроса о Речи Аллаха – это тема для отдельного разговора, и вопрос этот весьма глубок и не прост. Однако мусульманину достаточно верить в то, что Великий Коран - это несотворенная Речь Аллаха, и что Коран – это и есть то, что Великий и Всемогущий Аллах произнес изначально, наряду с пониманием того, что само наше чтение, а также звуки и произношение, которыми мы выражаем его - сотворены. То, что Господь произнес Коран Речью – это одно из Его качеств, неотъемлемым образом присущее Его Святой Сущности, но образ сего качества нам неизвестен и невообразим. Слова Аллаха не иссякнут никогда, даже

если для их записи потребуется превратить море в чернила, а затем добавить к нему еще семь морей. Его Речь – это часть Его знания, а Знание Его не имеет предела. Мы же можем постичь из Его знания лишь столько, сколько Он пожелает Сам.

 

Умер шейх Абу аль-Баян в пятьсот пятьдесят первом году (хиджры).

 

168 – Аль-Къуртуби (умер в 671 г.х.).

Имам и выдающийся ученый Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби, автор (знаменитого) многотомного тафсира.

 

350 – Говоря о Словах Всевышнего: «Затем вознесся над Троном…» аль-Куртуби писал: «Мы разобрали слова ученых по этому вопросу в нашей книге «аль-Асна фи аш- шархи аль-Асмаи аль-хусна», и привели относительно этого четырнадцать мнений…» - и далее до слов: «Представители первых поколений мусульман (саляф), да будет доволен ими Аллах, не считали необходимым отрицать от Аллаха понятие

«сторона» и не говорили об этом. Напротив, и они и вообще все подтверждали ее в отношении Всевышнего Аллаха, как об этом говорит Его Писание и как об этом поведали Его посланники. И никто из праведных предшественников (саляф салих) не отрицал того, что Вознесение Аллаха на Трон является настоящим вознесением (а не метафорой). А почему вознесение именно на Трон, то все потому, что он является

 

 

316 Аль-Ахталь ат-Тагълиби - арабский поэт. Принадлежал к арабскому христианскому племени таглиб. Жил в Дамаске при дворах омейядских халифов.

317 Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения хороший».

318Другими словами, даже этот и без того зыбкий и несостоятельный довод оппонентов Ахлю-с- Сунна не имеет под собой достоверной основы.


самым величайшим из творений Аллаха. Единственное чего они не знали, это как происходит вознесение Аллаха, ибо подлинный образ этого неизвестен. Имам Малик говорил: «Что такое вознесение - известно (то есть известно его языковое значение), а каким образом оно произошло – неизвестно и спрашивать об этом – нововведение».

Также в упомянутой выше книге «аль-Асна» аль-Куртуби писал: «Большинство сторонников каляма, как ранних, так и поздних их представителей, считали, что

поскольку Всевышнего Творца обязательно абстрагировать от таких понятий, как направление в пространстве и нахождение в нем, то из этого, по мнению всех их ранних ученых и их поздних авторитетов, совершенно естественно и логично проистекает необходимость абстрагирования Творца и от такого понятия, как сторона. Согласно их взглядам Он не находится вверху, ибо если бы Он находился в каком-то конкретном направлении, то это бы непременно означало, что Он

находится в пространстве и месте, а это в свою очередь непременно бы означало, что Ему присущи состояния движения, покоя, изменения и обновления (что

немыслимо). Такова позиция сторонников каляма».


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.