Д . Н . Мамина - Сибиряка «Серая Шейка» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Д . Н . Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»

2021-10-05 46
Д . Н . Мамина - Сибиряка «Серая Шейка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программное содержание. Воспитывать интерес к созданию ил­люстраций к литературному произведению. Формировать умение детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить создавать в рисунке образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега, птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зай­цы, охотник, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования краска­ми, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования прос-

14


того карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (ли­са, охотник и др.). Вызывать у детей интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Тема 25. Лепка «Ребенок с котенком (с другим животным)» Программное содержание. Учить детей изображать в лепке неслож­ную сценку (ребенок играет с животным), передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции те­ла животного и человека. Упражнять в использовании основных при­емов лепки.

Тема 26. Рисование «Как мы играем в детском саду»

(«Во что я люблю играть в детском саду»)

Программное содержание. Закреплять умение детей отражать в ри­сунках впечатления от окружающей жизни, передавать простые дви­жения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисо­вать крупно. Упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием.

Тема 27. Декоративное рисование

по мотивам городецкой росписи

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декора­тивным народным творчеством, предлагать выделять характерные осо­бенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам. Уп­ражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков.

Тема 28. Лепка по замыслу

Программное содержание. Учить самостоятельно намечать содержа­ние лепки; тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища. Воспитывать самостоятельность, развивать твор­чество.

Вариант. Лепка «Дымковские барышни»

Программное содержание. Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восп­риятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

15


Тема 29. Декоративное рисование

По мотивам городецкой росписи

Программное содержание. Продолжать знакомство с городецкой росписью. Продолжать формировать интерес к народному декоратив­но-прикладному искусству, отмечать яркие, жизнерадостные узоры. Закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи: колорите, составных элементах, композиции. Развивать умение соз­давать более сложные узоры по мотивам городецкой росписи. Зак­реплять технические приемы рисования гуашью, смешивания красок на палитре.

Тема 30. Рисование «Наша любимая подвижная игра»

(«Кошки - мышки»)

Программное содержание. Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание для рисунка, воплощать задуманное. Зак­реплять приемы создания изображения простым карандашом и оформ­ления его в цвете. Упражнять детей в рисовании акварелью. Развивать чувство композиции. Учить выбирать при оценке работ наиболее ин­тересные, выразительные рисунки. Развивать воображение, творчество.

Декабрь

Тема 31. Лепка «Птица»

(по дымковской игрушке)

Программное содержание. Закреплять умение лепить из целого кус­ка глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их ха­рактер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, при­щипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие.

Тема 32. Декоративное рисование

Программное содержание. Закреплять умение детей расписывать вылепленную фигурку, передавая характер народной росписи, соблю­дая форму элементов, колорит.

Тема 33. Рисование «Волшебная птица»

Программное содержание. Развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и зак­рашивания изображений (используя разнообразные штрихи, разный нажим на карандаш для передачи оттенков цвета). Развивать чувство

16


композиции. Учить при анализе рисунков выбирать наиболее инте­ресные, выразительные работы и объяснять свой выбор.

Тема 34. Лепка «Девочка и мальчик пляшут»

Программное содержание. Учить детей лепить фигуру в движении (по скульптуре). Закреплять умение передавать в лепке фигуру чело­века, форму частей тела, пропорции. Формировать умение действо­вать, договариваясь о том, кто кого будет лепить.

Тема 35. Рисование

«Как мы танцуем на музыкальном занятии»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке разли­чия в одежде девочек и мальчиков, движения фигур. Продолжать формировать умение рисовать контуры фигур простым карандашом и красиво закрашивать изображения.

Тема 36. Аппликация «Вырежи и наклей любимую игрушку» (Коллективная композиция «Витрина магазина игрушек») Программное содержание. Закреплять умение вырезывать и наклеи­вать изображения знакомых предметов, соразмерять размер изображения с величиной листа (не слишком крупное или мелкое), красиво распола­гать изображения на листе. Воспитывать вкус при подборе хорошо со­четающихся цветов бумаги для составления изображения. Совершенство­вать координацию движений рук. Развивать воображение, творчество.

Тема 37. Рисование «Сказка о царе Салтане»

Программное содержание. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пуш­кина, стимулировать желание нарисовать иллюстрации к его сказке. Учить выбирать эпизоды сказки, передавать волшебный колорит.

Тема 38. Лепка «Дед Мороз»

Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ Де­да Мороза. Закреплять умение лепить полые формы (шуба Деда Мо­роза), передавать детали, используя различные приемы лепки: при­щипывание, оттягивание, сглаживание поверхности.

Тема 39. Аппликация на тему сказки «Царевна-лягушка»

Программное содержание. Формировать эстетический вкус, разви­вать воображение, творчество, образные представления. Учить заду­мывать содержание своей работы; отражать впечатления, полученные

17

 


во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам. Закреп­лять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывать потребность дополнять основное изображение деталями. Совершен­ствовать умение работать различными материалами: мелками, фло­мастерами, красками, карандашами.

Тема 40. Рисование «Зимний пейзаж»

Программное содержание. Учить передавать в рисунке образы зна­комых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение.

Тема 41. Рисование героев сказки «Царевна-лягушка» Программное содержание. Развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народ­ной сказки. Формировать эстетическое отношение к окружающему. Закреплять навыки работы с карандашом (умение делать эскиз), оформления изображений в цвете красками, способы получения но­вых цветов и оттенков. Учить передавать в рисунке сказочных геро­ев в движении.

Январь

Тема 42. Рисование «Новогодний праздник в детском саду» Программное содержание. Закреплять умение детей отражать в ри­сунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур де­тей в движении. Продолжать учить удачно располагать изображения на листе. Совершенствовать умение детей смешивать краски с бе­лилами для получения оттенков цветов. Развивать способность ана­лизировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

Тема 43. Коллективная лепка «Звери в зоопарке»

(по рассказам Е. Чарушина)

Программное содержание. Закреплять умение лепить из целого кус­ка, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плав­ность, изящность. Воспитывать умение правильно оценивать свои ра­боты и работы товарищей.

18


Тема 44. Декоративное рисование «Букет цветов» Программное содержание. Учить детей создавать декоративную ком­позицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного де­коративно-прикладного творчества (павловские шали, жостовские под­носы, гжельская посуда и др.)- Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям располагать цветы помельче). Закреп­лять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства.

Тема 45. Лепка «Лыжник»

Программное содержание. Учить детей лепить фигуру человека в дви­жении, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции. Закреплять навыки и приемы лепки.

Тема 46. Рисование декоративно-сюжетной композиции

«Кони пасутся» («Лани гуляют»)

Программное содержание. Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе. Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура, зрительный контроль за движением. Закреплять умение аккуратно зак­рашивать изображения.

Вариант. Рисование с натуры керамической фигурки

животного (лань, конь, олешек и др.)

Программное содержание. Учить детей рисовать керамическую фи­гурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, лег­кость движений, зрительный контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывая штрихи, не выходя за линии контура.

Тема 47. Декоративное рисование «Букет в холодных тонах»

Программное содержание. Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограни­ченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, твор­ческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения.

Тема 48. Лепка «Как мы играем зимой»

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы,

19


движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

Тема 49. Рисование «Иней покрыл деревья»

Программное содержание. Учить детей изображать картину при­роды, передавая строение разнообразных деревьев. Развивать эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой зимнего пейзажа. Учить рисовать угольным карандашом, гуашью-белилами (изображая иней, снег на ветвях). Развивать эстетическое восприятие.

Тема 50. Аппликация по замыслу

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание ап­пликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе. Развивать творчество.

Тема 51. Аппликация «Корабли на рейде»

Программное содержание. Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять детей в вырезывании и сос­тавлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали. Воспитывать желание принимать участие в общей работе.

Тема 52. Рисование «Сказочный дворец»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунках ска­зочные образы. Закреплять умение рисовать основу здания и приду­мывать украшающие детали. Учить делать набросок простым каран­дашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Совершенство­вать приемы работы красками, способы получения новых цветов и оттенков.

Тема 53. Лепка «Петух» («Индюк»)

Программное содержание. Учить передавать в лепке образ дымко­вской игрушки: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т.д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска, используя усвоенные ранее приемы лепки. Развивать эстетическое восп­риятие.

20


Февраль

Тема 54. Лепка «Пограничник с собакой»

Программное содержание. Закреплять умение лепить фигуры чело­века и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т.д.). Продолжать учить устанав­ливать вылепленные фигуры на подставке.

Вариант. Лепка «Я с моим любимым животным» Программное содержание. Учить задумывать содержание лепки в оп­ределенном воспитателем направлении. Развивать самостоятельность, творчество. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки (из целого куска, по частям и др.).

Тема 55. Декоративное рисование

по мотивам хохломской росписи

Программное содержание. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упраж­нять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение Передавать колорит хохломы.

Тема 56. Рисование «Сказочное царство»

Программное содержание. Учить детей создавать рисунки по моти­вам сказок, изображать сказочные дворцы. Закреплять умение выпол­нять рисунок в определенной цветовой гамме (в теплой — дворец Солн­ца, в холодной — дворцы Луны, Снежной королевы). Развивать эстетические чувства, творчество, воображение.

Тема 57. Аппликация по замыслу

Программное содержание. Учить самостоятельно отбирать содержа­ние своей работы и выполнять замысел, используя ранее усвоенные навыки и умения. Закреплять разнообразные приемы вырезывания. Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Развивать во­ображение.

Тема 58. Рисование «Наша армия родная»

Программное содержание. Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, лет-

21


чиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисова­нии и закрашивании рисунков цветными карандашами.

Тема 59. Рисование «Зима»

Программное содержание. Закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. Развивать умение удачно рас­полагать части изображения на листе, рисовать красками. Развивать во­ображение, творчество.

Тема 60. Лепка «Конек-Горбунок»

Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ ска­зочного конька. Закреплять умение лепить фигурку из целого куска глины, дополнять изображение характерными деталями.

Тема 61. Рисование «Конек-Горбунок»

Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отраже­ния в рисунке. Развивать воображение, творчество.

Тема 62. Аппликация «Поздравительная открытка для мамы»

Программное содержание. Учить детей придумывать содержание позд­равительной открытки и осуществлять замысел, привлекая полученные ра­нее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности.

Тема 63. Рисование с натуры «Ваза с ветками»

Программное содержание. Учить детей рисовать с натуры, переда­вая форму вазы, конструкцию веток; красиво располагать изображе­ние на листе бумаги. Закреплять умение намечать форму вазы каран­дашом, затем рисовать красками остальные детали. Учить рисовать угольным карандашом. Развивать эстетическое восприятие.

Март

Тема 64. Лепка сценки из сказки «По щучьему велению» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить неболь­шую скульптурную группу по мотивам сказки, передавая пропорци­ональные отношения между персонажами. Закреплять умения пере­давать фигуры в движении, располагать фигуры на подставке. Продолжать развивать умение оценивать работы, самостоятельность, творчество.

22


Тема 65. Рисование «Уголок групповой комнаты» Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение от­ражать увиденное в рисунке, передавать относительную величину пред­метов и их расположение в пространстве (выше, ниже, правее, левее, посередине), характерный цвет, форму и строение, детали обстановки. Учить контролировать свою работу, добиваться большей точности. Зак­реплять умение оценивать свои рисунки и рисунки товарищей в соот­ветствии с задачей передать реальную обстановку.

Тема 66. Лепка «Встреча Ивана-царевича с лягушкой» Программное содержание. Учить детей изображать несложный эпи­зод сказки. Закреплять умение передавать строение фигуры человека и животного, пропорции их тел, соотношение по величине между че­ловеком и животным. Развивать образные представления, воображение.

Тема 67. Рисование «Нарисуй, что ты хочешь, красивое» Программное содержание. Продолжать формировать умение детей видеть и оценивать красоту окружающего мира, стремление переда­вать красивые предметы, явления в своей творческой деятельности. Формировать умение объяснять свой выбор. Развивать способность оценивать свой выбор содержания изображения, выбор и оценку вы­разительного решения темы другими детьми. Закреплять умение ис­пользовать выразительные средства разных изобразительных матери­алов.

Тема 68. Рисование по сказке «Мальчик с пальчик» Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке эпи­зод из знакомой сказки. Закреплять умение рисовать фигуры детей, передавать соотношение фигур по величине, продумывать компози­цию рисунка, определять место и величину изображений. Учить на­чинать рисунок с главного — фигур детей (намечать их контуры прос­тым графитным карандашом). Закреплять умение детей оценивать рисунки в соответствии с требованиями задания (передать образы сказки).

Тема 69. Лепка «Декоративная пластина»

Программное содержание. Учить детей создавать декоративные плас­тины из глины: наносить глину ровным слоем на доску или картон, разглаживать, смачивая водой, затем стекой рисовать узор, наклады­вать глину в соответствии с рисунком.

23


Тема 70. Аппликация «Новые дома на нашей улице» Программное содержание. Учить детей создавать несложную ком­позицию: по-разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие.

Тема 71. Рисование по замыслу «Кем ты хочешь быть?» Программное содержание. Учить передавать в рисунке представле­ния о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональ­ной одежде, в трудовой обстановке, с атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Учить оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

Тема 72. Аппликация «Радужный хоровод»

Программное содержание. Учить детей вырезывать несколько сим­метричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и еще попо­лам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность. Развивать композиционные умения.


 


Апрель


Тема 73. Лепка «Персонаж любимой сказки»

Программное содержание. Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь осво­енными ранее приемами лепки из целого куска и умением устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение, движения рук и ног.

Тема 74. Рисование «Мой любимый сказочный герой»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке обра­зы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образные предс­тавления, воображение.

Тема 75. Аппликация «Полет на Луну»

Программное содержание. Учить передавать форму ракеты, приме­няя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать

24


ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит. Учить вы­резывать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу пред­метами. Развивать чувство композиции, воображение.

Тема 76. Аппликация по замыслу

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание ап­пликации, использовать разнообразные приемы вырезывания. Закреп­лять умение красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство композиции, чувство цвета. Продолжать учить оценивать свою работу и работы других детей. Развивать творческую активность.

Тема 77. Декоративное рисование «Композиция с цветами и птицами»

(по мотивам народной росписи)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народ­ным декоративно-прикладным искусством. Учить создавать декора­тивную композицию в определенной цветовой гамме (теплой или хо­лодной). Закреплять умение работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Тема 78. Рисование «Обложка для книги сказок»

Программное содержание. Учить детей передавать особенности пост­роения рисунка или орнамента на передней и задней обложке кни­ги; красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки; отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбран­ной сказки. Развивать воображение, творчество.

Тема 79. Декоративное рисование «Завиток»

(по мотивам хохломской росписи)

Программное содержание. Знакомить детей с декоративным твор­чеством разных народов. Совершенствовать умение выделять компо­зицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в сво­ем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправ­ленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Раз­вивать эстетические чувства (чувство цвета, композиции). Продол­жать учить детей оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

25


Тема 80. Рисование «Субботник»

Программное содержание. Учить детей отображать в рисунке труд лю­дей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; разнообраз­ные орудия труда. Закреплять умение передавать соотношение по вели­чине при изображении взрослых и детей. Совершенствовать умение детей рисовать простым графитным карандашом, а затем аккуратно закраши­вать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями.

Тема 81. Лепка по замыслу

Программное содержание. Развивать способность задумывать содер­жание своей работы, определять способы выполнения замысла. Вос­питывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Совершенствовать умение детей давать развернутую оценку сво­ей работы и работ других детей. Развивать воображение, творчество.

Вариант. Лепка «Няня с младенцем»

Программное содержание. Учить детей передавать образы народной игрушки в лепке. Закреплять умение соблюдать пропорции частей, использовать ранее освоенные приемы (отдельно лепить колоколооб-разную юбку и верхнюю часть туловища). Развивать эстетическое восп­риятие.

Тема 82. Рисование «Разноцветная страна»

Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Зак­реплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном раз­нообразии цветового решения изображения. Закреплять умение пере­давать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой (по мере добавления в краску воды цвет становится светлее), добавление белил для выс­ветления цвета при рисовании краской гуашь).

Май

Тема 83. Рисование

«Первомайский праздник в городе (в поселке)» Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечат­ления от праздничного города (украшенные дома, салют). Закреплять умение составлять нужные цвета, оттенки на палитре (смешивая краски с белилами), работать всей кистью и ее концом.

26


Тема 84. Лепка «Доктор Айболит и его друзья» Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в леп­ке образы литературных героев. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образные представления.

Тема 85. Рисование «Цветущий сад»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные осо­бенности весенних цветов (форма и строение цветка, величина, мес­то на стебле, цвет). Закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью.

Тема 86. Аппликация с натуры «Цветы в вазе» Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев: их форму, цвет, величи­ну. Закреплять приемы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое, и т.д.

Тема 87. Лепка с натуры «Черепаха»

Программное содержание. Учить детей лепить животное с натуры, передавая пропорции и характерные особенности формы, частей те­ла. Закреплять умение применять знакомые приемы лепки (лепка по частям, нанесение рельефа стекой, при лепке одинаковых частей (лапы и др.) сначала вылепить все части, установить их одинаковость, а затем закрепить на изделии).

Тема 88. Рисование «Весна»

Программное содержание. Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны. Развивать чувство ком­позиции, эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаге.

Тема 89. Аппликация «Белка под елью»

Программное содержание. Учить детей составлять композицию по мотивам сказки. Закреплять умение вырезывать разнообразные пред­меты, используя освоенные ранее приемы. Развивать воображение.

Тема 90. Рисование «Круглый год» («Двенадцать месяцев»)

Программное содержание. Закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о жизни природы, труде, отдыхе людей в каж­дый месяц года, определяя содержание рисунка по своему желанию.

27


Добиваться передачи характерных особенностей того или иного меся­ца. Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать твор­ческие способности, воображение, умение передавать в рисунке образы не только из личного опыта, но и ориентируясь на литературный образ, средства выразительности художественного словесного образа.

Тема 91. Лепка по замыслу

Программное содержание. Закреплять умение создавать изображе­ние-по замыслу, придавая ему характерные черты задуманного. Раз­вивать воображение. Воспитывать стремление доводить дело до кон­ца, добиваться лучшего решения.

Тема 92. Рисование по замыслу «Родная страна» Программное содержание. Закреплять умение рисовать по собствен­ному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Вос­питывать любовь к Родине.


Методика работы с детьми 6-7 лет

Изобразительная деятельность в подготовительной группе имеет особое значение для подготовки детей к школе, осуществляющейся по всем направлениям: всестороннему воспитанию и образованию де­тей, психологической и предметной подготовке.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют решению ряда задач подготовки детей к школе. Специалисты выделяют нес­колько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе: всестороннее развитие личности ребенка, его психологичес­кая и специальная подготовка. Как подчеркивал известный психолог А. В. Запорожец, основу подготовленности к школе составляет все­стороннее развитие ребенка (умственное, нравственное, трудовое, эс­тетическое и физическое), осуществляемое в детском саду. Психоло­гическая подготовка заключается в том, что в детском саду детей учат заниматься, подчиняя свои действия задачам занятия; формируют уме­ние целенаправленно действовать, слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, готовиться к занятию в соответствии с постав­ленными задачами, общаться друг с другом и со взрослыми.

Исследования психологов показывают, что большое значение для ов­ладения деятельностью учения —и не только в начальной, но и в сред­ней школе, даже в старших классах— имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в про­цессе изобразительной деятельности и конструирования. Ученые совету­ют учителям начальных классов, в случае если у ребенка не сформиро­ваны образные представления, давать ему задания на дом: что-то нарисовать, построить из конструктора; при определении заданий следует руковод­ствоваться программой «От рождения до школы».

Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в про­цессе художественно-творческой деятельности формируются предпо­сылки учебной деятельности, заключающиеся в введении детей в си­туации овладения началами учебной деятельности. По концепции

29


Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова учебная деятельность включает че­тыре компонента.

• Учебная задача, умение понять ее, принять и выполнить (во всех
видах художественной деятельности: в музыкальной — пропеть музы­
кальную фразу, песню, прохлопать ритмический рисунок, воспроиз­
вести движение танца, исполнить мелодию на музыкальных инстру­
ментах и т.п.; в изобразительной — создать изображение, передав
основные свойства, образ предмета, явления и т.д.).

• Овладение способами решения учебной задачи в художественных
деятельностях —усвоение средств и способов создания образа. Спосо­
бы создания образа предмета и явления специфичны для каждого ви­
да художественной деятельности, но без овладения ими ребенок ока­
зывается бессильным в передаче впечатлений от окружающего мира
и возникших у него на этой основе замыслов. Это вызывает отрица­
тельные эмоции, ребенок теряет интерес к художественной деятель­
ности и отказывается ею заниматься. Овладение способами деятель­
ности происходит в процессе обучения под руководством взрослого.

• Формирование действий контроля. Создавая образ предмета или
явления в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия
и их результаты и оценивает их. Исследование Т.Н. Дороновой поз­
волило определить, что в процессе обучения изобразительной деятель­
ности в подготовительной группе детского сада можно сформировать
у детей действия контроля трех видов: контроль в процессе создания
изображения (контроль за способами действия), контроль по резуль­
тату и контроль предвосхищающий (на основе создания образа буду­
щего изображения). Последний — наиболее трудный вид контроля. Ис­
следование показало, что сформировать действия контроля можно
постепенно, вначале показывая детям, как осуществить их, а затем
лишь обращая внимание на необходимость контролировать процесс
изображения, подводя их к самостоятельному использованию действий
контроля. Применение этих действий не противоречит образно-твор­
ческому характеру изобразительной деятельности, способствует совер­
шенствованию создаваемых изображений, углублению их образно-вы­
разительного решения, повышению качества изображения в целом. Это
вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к дея­
тельности, стремление выполнить работу как можно лучше. Вместе с
тем они приобретают необходимые для обучения в школе умения.

• Формирование действий оценки. В процессе обучения той или
иной художественной деятельности у ребенка формируется потребность
в оценке созданного образа (изображения). Сначала такую оценку он

30


 


слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной задачей, инди­видуальными особенностями ребенка, спецификой художественной де­ятельности. Постепенно к оценке работы (его собственной и работ свер­стников) следует привлекать и ребенка. Так он будет овладевать действиями оценки. Оценивая свою работу в процессе ее создания и по заверше­нии, ребенок может ее усовершенствовать: уточнить, дополнить создан­ный образ, подчеркнуть его отдельные стороны. Овладение действиями оценки необходимо прежде всего для совершенствования художествен­ной деятельности через испытание ребенком удовольствия от созданно­го им «получившегося» изображения, формирование положительного эмоционального отношения к деятельности. Вместе с тем формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной де­ятельности, как действия оценки.

Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процес­се изобразительной деятельности, заключается в том, что они овла­девают разнообразными художественно-творческими деятельностями (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой), приобретая знания о произведениях изобразительного, музыкального искусства, литературы, и таким образом подготавливаются и психологически, и содержательно к овладению в начальной школе учебными предме­тами (музыка, изобразительное искусство, чтение, в том числе и вне­классное, природоведение и др.). Наблюдения показали, что дети, пос­тупившие в школу из детского сада № 1350, где нами осуществлялась работа по преемственности, чувствовали себя увереннее по сравне­нию с другими ребятами, уроки изобразительного искусства достав­ляли им удовольствие. Они всегда лучше других справлялись с лю­бым заданием, свободно решали творческие задачи. Кроме того, дети приобрели знания, умения, навыки, позволяющие им активно вклю­чаться в общую жизнь класса, школы (подготовка разнообразных фо­томонтажей, классных газет, альманахов, выставок; участие в художе­ственной самодеятельности, подготовке классных и школьных праздников, вечеров досуга). В процессе рисования, лепки, апплика­ции у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация дви­жений руки и глаза, ручная умелость; это облегчает в дальнейшем ов­ладение письмом в школе.

В процессе изобразительной деятельности в детском саду осуще­ствляется всестороннее воспитание и психологическая подготовка де­тей к школе. Но особое значение имеет эта деятельность для эстети­ческого воспитания. Изобразительная деятельность — один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое

31


в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного ис­кусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. Это особенно ценно, так как в своих рисунках дети передают характерные особенности окружающей их предметной, социальной и природной среды. В этом состоит информационная функ­ция детского творчества и его продуктов, которые рассматриваются как своеобразные документы эпохи.

В процессе изобразительной деятельности при условии ее оптималь­ной организации и эффективного осуществления у детей закладывает­ся интерес к художественно-творческой деятельности, на основе кото­рого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одн<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.