Инструменты мышления о свободе воли — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Инструменты мышления о свободе воли

2021-10-05 27
Инструменты мышления о свободе воли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пропасть между манифестной и научной картиной мира особенно глубока, когда речь идет о свободе воли. Подобно вопросам, что есть на самом деле цвет и что есть на самом деле доллар, вопрос, иллюзорна или нет свобода воли, подталкивает нас использовать научную картину мира, чтобы исследовать проблему, сформулированную в традиционных терминах манифестной картины мира. И в последние годы к этому склоняются многие. Целый ряд именитых ученых решительно заявляет, что свобода воли иллюзорна: так считают нейробиологи Вольф Зингер, Крис Фрит и Патрик Хаггард, психологи Пол Блум и Дэниел Вегнер, а также несколько весьма уважаемых физиков, включая Альберта Эйнштейна и Стивена Хокинга. Может ли ошибаться такое количество светил? Множество – не все, а возможно, и не большинство – философов утверждает, что может. Они называют это задачей философии! Правы ли они? Думаю, да.

Как правило, ученые совершают глупую ошибку: они путают манифестную картину мира с тем, что можно назвать народной идеологией манифестной картины мира. Давайте признаем, что народная идеология цвета – просто чепуха. Цвет не таков, каким его представляет большинство людей, но это не значит, что манифестная картина мира лишена цветов: это значит, что цвета – настоящие цвета – не такие, какими их считают люди. Народная идеология сознания – тоже чепуха, намеренно двойственная и таинственная; если бы сознание таким и было, то Райт был бы прав (см. главу 59): нам пришлось бы сказать, что сознания не существует. Но мы не должны считать сознание “настоящей магией” – той самой, которой не существует, состоящей из чудо-ткани; мы можем признать реальность сознания феноменом, заметив, что народ еще не сформировал его четкой идеологии. Подобным же образом свобода воли представляет собой не то, чем ее провозглашает народная идеология манифестной картины мира, и не выходит магическим образом за рамки каузальности. В этом смысле я сравнил свободу воли с левитацией, и один из философских защитников этой абсурдной точки зрения честно назвал свободу выбора “маленьким чудом”. Я полностью согласен с целым сонмом ученых, утверждающих, что такая свобода воли иллюзорна, однако это не значит, что свобода воли иллюзорна в моральном смысле. Она не менее реальна, чем цвета и доллары.

К несчастью, некоторые ученые, утверждающие, что наука доказала иллюзорность свободы воли, полагают также, что это “открытие” имеет важность с этической точки зрения. Они полагают, что его следствия многое значат для этики и закона: к примеру, никто и никогда на самом деле не несет ответственности за свои поступки, а следовательно, никто и никогда не заслуживает наказания или похвалы. Их ошибка сродни ошибке людей, которые утверждают, что ничто на самом деле нельзя считать твердым телом. Они используют неадаптированную популярную концепцию свободы воли, хотя сперва ее необходимо скорректировать, как делается с концепциями цвета и сознания (а также пространства, времени, твердости и другими концепциями, неправильно представленными в идеологии манифестной картины мира).

Описанные в этом разделе насосы интуиции помогут вам отказаться от этой идеологии о свободе воли и увидеть лучшую концепцию – концепцию реальной свободы воли, практической свободы воли, важного феномена манифестной картины мира. Споры о свободе воли не утихают тысячелетиями – они слишком многочисленны и слишком запутанны, чтобы разрешить их одним махом в одном разделе или даже в целой книге, – и все же нам необходимо с чего-то начать, поэтому предлагаемые здесь инструменты мышления должны на манер гвоздодера вырвать вас из привычного гнезда и тем самым открыть вам новые горизонты. Первый из них призван показать, почему это так важно.

 

Подлый нейрохирург

 

Нейрохирургическое лечение тяжелых психических заболеваний уже не за горами. Так, глубокая стимуляция головного мозга имплантированными электродами поразительно эффективна при лечении обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), о чем свидетельствует прорывное исследование нейропсихиатра Дамиана Дени и его коллег (2010) из Амстердама. Это факт, а вот вымысел: однажды блестящий нейрохирург сказала пациенту, которому только что имплантировала электроды в своей прекрасной высокотехнологичной операционной:

 

Устройство, которое я установила, не контролирует ваше ОКР. Оно контролирует каждое ваше решение благодаря нашей центральной системе контроля, которая круглосуточно поддерживает радиоконтакт с вашим микрочипом. Иными словами, я отключила вашу сознательную волю. Отныне ваше ощущение свободы воли будет иллюзией.

 

На самом деле она ничего подобного не сделала, но решила солгать пациенту, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Несчастный пациент поверил ей и вернулся к жизни, убежденный, что отныне не несет ответственности за свои действия, поскольку он более не агент, а лишь марионетка. Изменения в поведении не заставили себя ждать: он стал безответственным, агрессивным и небрежным и потворствовал всем своим капризам, пока его не поймали и не представили суду. Свидетельствуя в свою защиту, он отчаянно оспаривал свою безответственность, ссылаясь на установленный в его мозге имплант, а когда для дачи показаний пригласили нейрохирурга, та признала свои слова и добавила: “Но я говорила не всерьез – я просто пошутила, не более. Откуда мне было знать, что он мне поверит!”

Неважно, чьим словам поверил суд и кого из них наказал, ведь факт остается фактом: нейрохирург в любом случае сломала пациенту жизнь своей неосторожной шуткой, лишив его целостности и парализовав его способность к принятию решений. Фактически с помощью этого ложного “инструктажа” она нехирургическим путем добилась многого из того, чего, по собственному утверждению, добилась хирургически: она искалечила пациента. Однако если она несет ответственность за ужасные последствия своего действия, то нейробиологи, которые сегодня на каждом шагу твердят, что их наука доказывает иллюзорность свободы воли, рискуют точно так же навредить целой массе людей, готовых поверить им на слово[77]. Нейробиологам, психологам и философам следует относиться к своему моральному долгу обдумывать предпосылки и следствия своих публичных заявлений о подобных вещах с той же осторожностью, которая требуется от людей, рассуждающих о глобальном потеплении или грядущих столкновениях с астероидами. В качестве примера рассмотрим сообщение, которое находит в заявлениях этих нейробиологов въедливый общественный критик и эксперт Том Вулф (2000, p. 100):

 

За пределами лабораторий люди приходят к следующему выводу:

Это заговор! Мы все запрограммированы! ” А еще: “ Не вините меня! Я запрограммирован неправильно!”

 

Запрограммирован неправильно? Каково же тогда быть запрограммированным правильно? Или же ученые “открыли”, что никто не может быть правильно запрограммирован, чтобы нести моральную ответственность?

 

66. Детерминистская модель: игра “Жизнь”

 

Когда физику Ричарду Фейнману доводилось слушать научную лекцию по теме, в которой он не слишком разбирался, он частенько задавал лектору следующий вопрос: “Не могли бы вы привести простой пример того, о чем идет речь?” Если лектор не мог найти простого примера, это давало Фейнману повод насторожиться – и небезосновательно. Действительно ли лектору было о чем рассказать – или же он просто прикрывался сложными словами, выдавая их за научную мудрость? Если вы не можете сделать сложную задачу относительно простой, вероятно, вы неправильно к ней подходите. Упрощение полезно не только новичкам.

В биологии есть “модельные организмы” – виды, которые были тщательно отобраны, чтобы облегчить труд экспериментаторов: они быстро размножаются в лабораторных условиях, не представляют серьезной опасности и не требуют особенного ухода, а также – после изучения многими научными группами – хорошо описаны и поняты. К этим видам относятся плодовая мушка, лабораторная крыса, полосатый данио, кальмар (имеющий гигантские нервные аксоны), нематода Caenorhabditis elegans и резуховидка Таля (Arabidopsis thaliana) – морозоустойчивое, быстрорастущее цветковое растение, родственное горчице, первое растение, геном которого был полностью секвенирован. В сфере искусственного интеллекта (ИИ) есть свои простые случаи, называемые “модельными задачами”: по сути, они представляют собой предельно упрощенные вариации “серьезных” задач реального мира. Многие из наиболее интересных программ, разработанных на ИИ, представляют собой решения модельных задач – например, как заставить компьютерную программу строить простые объекты в мире кубиков, особом виртуальном мире, где на столе лежат передвигаемые детские кубики. Игра в шахматы – тоже модельная задача, и решить ее, определенно, гораздо проще, чем приехать на машине из Мэна в Калифорнию, положить конец арабо-израильскому конфликту или даже сделать бутерброд из подходящих ингредиентов, найденных на кухне. У этиков есть свои “проблемы вагонетки”: в простейшем варианте неуправляемая вагонетка несется по рельсам и убьет пять человек, которые стоят у нее на пути, если только ее не развернуть, но вы можете перевести стрелку таким образом, чтобы вагонетка ушла на запасной путь и убила бы только одного человека. Переведете ли вы стрелку?

Вот модельный мир, помогающий людям думать о детерминизме, который гласит, что факты – местоположение, масса, направление и скорость каждой частицы, – наблюдаемые в один момент времени, определяют, что случится в следующий момент, и так далее до бесконечности. Физики, философы и другие ученые несколько тысяч лет спорят, является ли наша вселенная детерминистической или же некоторые события на самом деле не предопределены, то есть представляют собой непредсказуемые “случайные” события, которые просто происходят, хотя ничто не заставляет их произойти. Возможно, даже опытные мыслители откроют для себя что-то новое, поиграв с “Жизнью” – поразительно простой моделью детерминистического мира, созданной математиком Джоном Хортоном Конвеем и его студентами в 1970 г.

Игра “Жизнь” ведется на двумерном, размеченном на клетки поле, например на шахматной доске, с использованием простых фишек, например камешков или монеток. Можно также обратиться к высоким технологиям и играть в “Жизнь” на компьютерном экране. Цель игры состоит не в победе; если эту модель вообще можно назвать игрой, то она будет ближе всего к пасьянсу. Каждая из квадратных клеток поля в конкретный момент времени может быть либо “живой”, либо “мертвой”. (Если она “живая”, положите в нее монетку; если “мертвая”, оставьте клетку пустой.) Обратите внимание, что у каждой клетки есть восемь соседей: четыре смежные клетки – север, юг, восток и запад – и четыре диагонали – северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад.

 

Рисунок 1

 

Время в мире “Жизни” дискретно, а не непрерывно – оно идет шагами, и между этими шагами конфигурация мира меняется по следующему правилу:

 

Физика “Жизни”. Посчитайте, сколько из восьми соседей каждой клетки “живо” в текущий момент. Если два, в следующий момент клетка остается в текущем состоянии (“живая” или “мертвая”). Если три, в следующий момент клетка становится “живой”, в каком бы состоянии она ни пребывала в текущий момент. При всех остальных обстоятельствах клетка “мертва”.

 

Это единственное правило игры. Теперь вы знаете, как играть в “Жизнь”. Вся физика мира “Жизни” описывается этим единственным правилом, из которого нет исключений. Хотя этот фундаментальный закон относится к “физике” мира “Жизни”, на первых порах эту любопытную физику удобно представлять в биологических терминах: считайте, что клетка становится “живой”, когда в ней зарождается жизнь, и “мертвой”, когда эта жизнь угасает, а каждый шаг времени представляет собой смену поколений. Перенаселение (более трех “живых” соседей) и изоляция (менее двух “живых” соседей) приводят к гибели. Рассмотрим несколько простых примеров.

 

Рисунок 2

 

В конфигурации, изображенной на рисунке 2, ровно по три “живых” соседа есть только у клеток D и F, поэтому только с них зародится жизнь в следующем поколении. У клеток B и H по одному “живому” соседу, поэтому в следующем поколении они погибнут. У клетки E два “живых” соседа, поэтому она останется “живой”. Таким образом, в следующий “момент” конфигурация будет такой, как на рисунке 3.

 

Рисунок 3

 

Очевидно, в следующий момент восстановится изначальная конфигурация, и это будет повторяться бесконечно, если только в игру каким-то образом не вступят новые “живые” клетки. Такая конфигурация называется мигалкой или светофором. Что произойдет с конфигурацией, изображенной на рисунке 4?

 

Рисунок 4

 

Ничего. У каждой “живой” клетки три “живых” соседа, поэтому она перерождается такой же, как была. Ни у одной “мертвой” клетки нет трех “живых” соседей, поэтому нигде не зарождается жизнь. Эта конфигурация называется натюрмортом. Скрупулезно применяя единственный закон “Жизни”, любой может абсолютно точно предсказать, какой станет любая конфигурация “живых” и “мертвых” клеток в следующее мгновение – и в следующее за ним, и так далее. Иными словами, мир “Жизни” представляет собой модельный мир, который прекрасно иллюстрирует детерминизм, прославленный в начале девятнадцатого века французским ученым Пьером Лапласом: имея описание состояния этого мира в некоторый момент времени, мы, наблюдатели, можем в точности предсказать его состояние во все будущие моменты времени, применяя единственный закон физики. Можно сказать иначе: принимая физическую установку в отношении конфигурации в мире “Жизни”, мы получаем совершенные способности к предсказанию – в этом мире нет ни шума, ни неопределенности, ни вероятностей ниже единицы. Более того, двухмерность мира “Жизни” предполагает, что ничто не скрыто из виду. Нет ни закулисья, ни скрытых переменных – физика объектов в мире “Жизни” видна как на ладони.

Если вам скучно следовать простому правилу, можно прибегнуть к компьютерной модели “Жизни”, где вы генерируете изначальную конфигурацию на экране, после чего компьютер выполняет алгоритм за вас, снова и снова изменяя конфигурацию в соответствии с единственным правилом. В лучших моделях можно менять скорость течения времени и масштаб, то приближая конфигурацию, то наблюдая за ней с высоты птичьего полета.

Довольно быстро становится очевидно, что одни простые конфигурации интереснее других. Рассмотрим диагональный отрезок из клеток, изображенный на рисунке 5.

 

Рисунок 5

 

Эта конфигурация не мигалка: в каждом поколении две “живых” клетки на концах отрезка умирают в изоляции, а новая жизнь не зарождается. Вскоре весь отрезок исчезает. Помимо неизменных конфигураций – натюрмортов – и конфигураций, которые полностью исчезают, подобно диагональному отрезку, существуют конфигурации различной периодичности. Период мигалки, как мы видели, составляет два поколения, которые будут повторяться до бесконечности, если только не произойдет вторжения другой конфигурации. Вторжения и делают “Жизнь” интересной: среди периодических конфигураций есть такие, которые плывут по полю, подобно амебе. Простейшая из них – планер, пятиклеточная конфигурация, пошагово продвигающаяся на юго-восток на рисунке 6.

 

Рисунок 6

 

Существуют также пожиратели, паровозы и космические корабли, а также множество других метко названных обитателей мира “Жизни”, которые становятся узнаваемыми объектами на новом уровне (аналогичном конструктивному уровню). На этом уровне используется свой язык, на котором кратко формулируются точные описания, чересчур затянутые на физическом уровне. Например:

 

Пожиратель может поглотить планер за четыре поколения. Что бы ни поглощалось, принцип всегда один. Между пожирателем и его жертвой формируется мост. В следующем поколении зона моста вымирает из-за перенаселения, откусывая по куску от пожирателя и его жертвы. Затем пожиратель восстанавливается. Жертва обычно восстановиться не может. Если остаток жертвы умирает, как происходит с планером, жертва считается поглощенной. [Poundstone 1985, p. 38]

 

Рисунок 7

 

Обратите внимание, какая любопытная вещь происходит с нашей “онтологией” – нашим каталогом сущего, – по мере того как мы переходим с уровня на уровень. На физическом уровне нет движения, только “живое” и “мертвое” состояние, а единственные существующие объекты, клетки, определяются фиксированным положением в пространстве. На конструктивном уровне неожиданно появляется движение устойчивых конфигураций: на рисунке 6 на юго-восток движется один и тот же планер (хотя в каждом поколении он состоит из разных клеток), в процессе меняющий форму, а на рисунке 7 в мире становится одним планером меньше, поскольку его поглощает пожиратель.

Также обратите внимание, что на физическом уровне нет никаких исключений из общего правила, а на конструктивном уровне наши обобщения требуют оговорок вроде “обычно” или “если не произойдет вторжения”. Осколки прошлых конфигураций могут “сломать” или “убить” один из объектов онтологии этого уровня. Их салиентность в качестве реальных объектов высока, но не гарантирована. Высокая салиентность предполагает, что можно без особенного риска подняться на этот уровень, принять его онтологию и предсказать – в общих чертах, с оглядкой на риски – поведение крупных конфигураций и систем конфигураций, не просчитывая при этом происходящее на физическом уровне. Например, можно поставить перед собой задачу создать интересную сверхсистему из доступных на конструктивном уровне “элементов”.

Именно этим занялись Конвей и его студенты, которые добились невероятных успехов. Они сконструировали и доказали жизнеспособность самовоспроизводящейся сущности, состоящей целиком из клеток “Жизни”. Работая в соответствии с принципом детерминизма на бесконечном поле, она идеально копировала саму себя, после чего эта копия копировала себя и так далее. Она также (вдобавок) представляла собой универсальную машину Тьюринга – двумерный компьютер, который теоретически может вычислить любую вычислимую функцию! Что же вдохновило Конвея и его студентов создать сначала этот мир, а затем и такого удивительного его обитателя? Они пытались на очень абстрактном уровне ответить на один из главных вопросов биологии: какова минимальная сложность самовоспроизводящегося организма? Они развивали блестящие ранние рассуждения Джона фон Неймана, который работал над этим вопросом до самой своей смерти в 1957 г. Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон открыли ДНК в 1953 г., однако принцип ее работы многие годы оставался тайной. Фон Нейман довольно подробно описал плавающего робота, который подбирал в воде обломки, чтобы сконструировать свою копию, способную впоследствии повторить тот же самый процесс. Его описание того (опубликованное посмертно, в 1966 г.), как автоматон читает собственную схему и копирует ее при создании нового робота, во многом предвосхитило целый ряд позднейших открытий о механизмах экспрессии и репликации ДНК, но чтобы сделать свое доказательство возможности существования самовоспроизводящегося автоманота математически точным и понятным, фон Нейман переключился на простые, двумерные абстракции, которые теперь называют клеточными автоматами. “Жизнь” Конвея представляет собой особенно покладистый клеточный автомат.

Конвей и его студенты хотели подтвердить доказательство фон Неймана, создав двумерный мир с простой физикой, где подобная самовоспроизводящаяся конструкция оказалась бы стабильной, работающей конфигурацией. Как и фон Нейман, они хотели получить как можно более общий ответ, который был бы максимально независим от фактической (земной? местной?) физики и химии. Им хотелось, чтобы модель получилась предельно простой для расчетов и визуализации, поэтому они не только перешли от трехмерного мира к двумерному, но и “оцифровали” пространство и время: как мы видели, время и расстояние в “Жизни” всегда выражается целыми числами “мгновений” и “клеток”. Именно фон Нейман взял абстрактную концепцию механического компьютера Алана Тьюринга (теперь ее называют машиной Тьюринга) и сделал из нее универсальный серийный компьютер с хранимой в памяти программой (теперь его называют машиной фон Неймана), а также в ходе блестящих исследований пространственных и структурных требований для создания такого компьютера обнаружил – и доказал, – что универсальную машину Тьюринга (см. раздел IV) теоретически можно “сконструировать” в двумерном мире[78]. Конвей и его студенты также решили подтвердить это, поупражнявшись в двумерной инженерии[79].

Им пришлось нелегко, но они показали, как “сконструировать” рабочий компьютер из простых форм “Жизни”. Потоки планеров могут, к примеру, служить “лентой” ввода и вывода, а в качестве управляющего устройства может использоваться крупная конфигурация пожирателей, планеров и других элементов. Как выглядит эта машина? Паундстоун (1985) вычислил, что вся конструкция займет около 10 13 клеток, или пикселей.

 

Для отображения 10 13 -пиксельного паттерна потребуется видеоэкран шириной, по меньшей мере, около 3 миллионов пикселей… [Представьте высокочеткий экран вашего ноутбука или планшета, но шириной около километра.] Перспектива скроет из виду пиксели самовопроизводящегося паттерна. Если вы достаточно далеко отойдете от экрана, чтобы увидеть паттерн целиком, пиксели (и даже планеры, пожиратели и ружья) окажутся слишком маленькими, чтобы их различить. Самовоспроизводящийся паттерн будет напоминать туманность или галактику. [pp. 227–228]

 

Иными словами, когда достаточное количество элементов составит способную к самовоспроизводству конфигурацию (в двумерном мире), эта конфигурация будет примерно во столько же раз больше каждого из элементов, во сколько организм больше атома. Вероятно, создать способную к самовоспроизводству систему значительно меньшей сложности невозможно, однако это пока не доказано.

Игра “Жизнь” иллюстрирует многие важные принципы и может быть использована для построения множества аргументов и мысленных экспериментов, однако я с ее помощью подчеркну лишь три момента, чтобы остальное вы открыли сами. Во-первых, обратите внимание, как в ней размывается различие между физической и конструктивной установкой. Считаются ли планеры, к примеру, сконструированными или природными объектами (подобно атомам и молекулам)? Если на то пошло, управляющее устройство, составленное Конвеем и его студентами из планеров, пожирателей и тому подобных элементов, уж точно должно считаться сконструированным, но его элементы представляют собой сырье – простейшие “объекты” мира “Жизни”. Никому не пришлось конструировать или изобретать планер – он был открыт как подразумеваемый физикой мира “Жизни” объект. Впрочем, это относится к любому объекту мира “Жизни”. В этом мире не происходит ничего, что не подразумевалось бы – то есть не было бы логически выводимо посредством доказательства теорем – физикой и изначальной конфигурацией клеток. Одни объекты мира “Жизни” просто более удивительны и неожиданны (для нас, с нашим жалким интеллектом), чем другие. В определенном смысле самовоспроизводящаяся компьютерная пиксельная галактика Конвея – “лишь” еще одна макромолекула “Жизни”, для которой характерна особенно долгая и сложная периодичность. Таким образом иллюстрируется параллельный тезис о биологии и происхождении жизни: можно сказать, что аминокислоты просто есть – их не нужно было конструировать. Но белки, состоящие исключительно из аминокислот, слишком сложны – они, по крайней мере, вроде как сконструированы. И снова мы сталкиваемся с градуализмом Дарвина.

Во-вторых, мир “Жизни”, будучи детерминистическим, располагает в полной мере предсказуемым будущим для любой возможной конфигурации, но, как ни странно, его прошлое часто бывает совершенно непостижимо! Рассмотрим натюрморт из четырех “живых” пикселей в квадрате. При взгляде на него – и даже при взгляде на него и его соседей – невозможно сказать, каким было его прошлое. Чтобы заметить это, обратите внимание, что любые три из четырех “живых” пикселей в следующем поколении приведут к формированию натюрморта из этих четырех “живых” пикселей. Была ли хоть одна из этих клеток в прошлом “мертвой” – инертный исторический факт.

В-третьих, вспомните, как важен “шум” и столкновения для создания мутаций, которыми питается эволюция – и другие творческие процессы. Гигантская конфигурация Конвея воспроизводила себя, но не могла мутировать. Она всегда создавала бы свою совершенную копию, а чтобы включить в картину мутации, конфигурацию пришлось бы многократно увеличить. Почему? Потому что в детерминистическом мире “Жизни” “случайная” мутация может произойти, только если появится (псевдослучайным образом) фрагмент, который что-то сломает. Но самым маленьким движущимся объектом остается планер, так что можете представить его в виде отдельного фотона, или космического луча, движущегося со скоростью света (физики мира “Жизни”). Единственный планер может причинить немало вреда – если он должен только “подправить” что-то в геноме самовоспроизводящейся конфигурации, не разрушая генома, этот геном должен быть огромным в сравнении с планером и довольно крепким. Возможно, если бы выяснилось, что гигантские конфигурации размером с галактику слишком хрупки, чтобы пережить редкий дождь из планеров, нашелся бы и способ доказать, что эволюция в мире “Жизни” невозможна, какими бы большими ни были эти конфигурации.

 

Камень, ножницы, бумага

 

Вероятно, всем вам знакома игра “Камень, ножницы, бумага”. Два человека встают лицом друг к другу и считают: “Камень, ножницы, бумага – раз, два, три!” На счет три оба они одновременно показывают один из символов: либо кулак (камень), либо два пальца (ножницы), либо всю руку ладонью вниз (бумага). Камень ломает (побеждает) ножницы, ножницы режут (побеждают) бумагу, а бумага накрывает (побеждает) камень. Если оба игрока не показывают одинаковый символ – и не объявляется ничья, – один из них побеждает, а другой проигрывает. Обычно игра весьма волнующа, потому что, если вы в силах перехитрить оппонента, будет казаться, словно вы читаете его мысли, снова и снова показывая правильный символ, чтобы выиграть. Когда такое случается, всем становится не по себе. Может, одним людям эта игра дается лучше, чем другим? Похоже, что да, ведь проводятся соревнования с солидными денежными призами, определяются национальные и международные чемпионы, а лучшие игроки – и это важно, ведь в каждом турнире должен быть победитель, даже если в игре не задействуются никакие специальные навыки, – имеют на своем счету немало побед.

Как они это делают? Возможно, они обращают внимание на едва заметные перемены в мимике и жестах оппонентов. Игроки в покер утверждают, что читают других игроков, чувствуя, когда те блефуют, а когда нет, а сами при этом не забывают сохранять бесстрастное выражение лица. Возможно, большинство игроков в “камень, ножницы, бумагу” не могут контролировать свою мимику и жестикуляцию, благодаря чему лучшие игроки в последний момент и разгадывают их намерения. Какую же стратегию стоит использовать, чтобы ваш противник не получил никакой подсказки из вашей манеры держаться? Лучше всего играть случайным образом, поскольку при случайной последовательности движений ваш противник просто не может выявить никакой закономерности, ведь ее и вовсе нет. (Если вы играете случайным образом и идете ноздря в ноздрю с противником, попробуйте найти закономерность в его действиях, построить на ее основании неслучайную стратегию и нанести решающий удар.)

Людям очень сложно создавать по-настоящему случайные последовательности. Как правило, они переключаются слишком часто, например, стараясь не выбирать один и тот же символ два-три раза подряд (что в поистине случайных последовательностях должно случаться довольно часто). Поскольку вы знаете, что попытка создать действительно лишенную закономерностей последовательность будет обречена на провал, вам стоит рассмотреть другую стратегию: найдите в библиотеке (или в интернете) таблицу случайных чисел. “Случайным” образом поставьте палец в одну из ячеек таблицы и скопируйте следующие сто чисел. Выбросите все нули (скажем), замените все единицы, двойки и тройки буквой “К” (камень), все четверки, пятерки и шестерки – буквой “Б” (бумага), а все семерки, восьмерки и девятки – буквой “Н” (ножницы). Так у вас получится последовательность примерно из девяноста символов (поскольку вы выбросили около десяти нулей), которой должно хватить на одну партию.

Теперь, когда вы подготовились к игре, пора узнать главное правило: никому не показывайте свой список. Если ваш противник сумеет в него заглянуть, вы окажетесь в его власти. Как говорится, он станет выкачивать из вас деньги. Если же он не сумеет заглянуть в ваш список, ему придется попотеть, чтобы разгадать вашу стратегию. (Иными словами, ему придется оценивать вас из интенциональной установки, рассуждая о ходе ваших мыслей, вместо того чтобы рассматривать вас в качестве простого механизма, поведение которого полностью предсказуемо на основании списка.)

Простой принцип скрывать свои намерения от противника оказывается одним из главных поворотных моментов в многолетних спорах о свободе воли. Фактически изобретение фон Нейманом и Моргенштерном (1944) теории игр началось с осознания, что при попытке одиночного агента (или интенциональной системы) предсказать будущее на основании собираемой информации ему достаточно рассчитать ожидаемую полезность, используя теорию вероятности (того или иного типа), но при появлении второго агента – второй интенциональной системы в среде – обстоятельства меняются радикальным образом. Теперь каждому агенту приходится учитывать попытки предсказания другого агента, включая наблюдения другого агента о его собственном поведении и попытки предугадать и использовать это поведение, что приводит к созданию петель обратной связи неограниченной сложности[80].

Непроницаемый туман непостижимости и непредсказуемости поведения агентов другими агентами создает условия для процветания теории игр. Эволюции это известно, и принципы теории игр в своих взаимодействиях применяют многие виды (компетентность без понимания!). Смотровые прыжки газелей – лишь один простой пример. Другим примером может служить беспорядочный полет бабочек, траектории движения которых трудно предсказать насекомоядным птицам, хотя эволюция и помогла птицам, наделив их более высокой “частотой слияния мельканий”, чем, например, наша (они видят больше “кадров в секунду”, чем мы, поэтому обычный фильм показался бы им слайд-шоу). Фактически “понимание” этого принципа наблюдается и в типичном инстинкте животных, склонных считать любой сложный движущийся объект агентом – “ Кто здесь, и что вам надо?”, а не “Что это?”, – чтобы не подвергать себя опасности, на случай если это действительно агент, который хочет съесть животное, спариться с ним или вступить в схватку за что-то. (Я утверждаю [2006а], что этот инстинктивный ответ объясняет появление в процессе эволюции всех невидимых эльфов, гоблинов, лепреконов, фей, огров и богов, которые в итоге выливаются в единого Бога, непревзойденную невидимую интенциональную систему.)

Подобно животным, которые используют эту стратегию, хотя им и не нужно понимать почему, мы, люди, по достоинству ценим тактику сохранения своей непредсказуемости, хотя и не имеем необходимости понимать, почему это важно. Но обычно это вполне очевидно. Заметив в антикварном магазине симпатичную вещицу, вы не выражаете своего восхищения, пока не узнаете ее цену. Если вы поступите по-другому, продавец возьмет с вас втридорога. Выставляя что-либо на продажу, вы называете цену, которая кажется вам разумной, потому что не можете предугадать, готов ли покупатель заплатить больше, и надеетесь, что он не поймет, на сколько вы готовы ее снизить. (Само собой, отказаться от торга невозможно.) Аукционы дают прекрасный шанс исследовать эту неизведанную область – заранее называя аукционисту свою цену, вы полагаетесь на его порядочность и надеетесь, что он не раскроет ваш максимум другим потенциальным покупателям.

Точно так же, без памяти влюбляясь в кого-то с первого взгляда, вы стараетесь не терять голову и не выражать своего восторга, оставаясь как можно более сдержанным и бесстрастным, ведь вам вовсе не хочется отпугнуть такого удивительного человека или наоборот дать ему преимущество и сразу позволить вить из вас веревки. Бесстрастность полезна не только в покере. Как правило, вы повышаете свои шансы добиться желаемого, держа конкурентов – других агентов в окрестностях – в подвешенном состоянии и не позволяя им предугадать, какой шаг вы сделаете, и подготовиться соответствующим образом. (Подготовка среды другого агента весьма затратна, поэтому противники не будут пытаться предугадать ваши действия, не имея достаточных оснований для этого.)

Фокусники умело пользуются “психологической силой”, чтобы заставлять вас (“на ваше усмотрение”) вытаскивать из колоды именно ту карту, которая им нужна. Способов много, а распознать их очень сложно, поэтому хороший фокусник почти всегда справляется с задачей. Таким образом он ограничивает вашу субъектность, манипулирует вами, превращая вас в инструмент, в пешку, в исполнителя воли фокусника и лишая вас статуса свободного агента.

Вопреки античной идеологии, мы не хотим, чтобы наша свобода выбора ничем не обусловливалась. Мы хотим – и должны хотеть – действовать, имея в своем распоряжении достаточное количество информации о доступных нам вариантах. Если бы только среда обусловливала наличие у нас множества необходимых истинных убеждений об окружающем мире, а также подталкивала нас выбирать наиболее разумный курс действий на основании этой информации! Так мы получили бы почти все, чего хотим в качестве агентов, за исключением одного: нам не хотелось бы, чтобы в среде присутствовал агент-манипулятор, который забирал бы у нас контроль, поэтому мы не хотели бы, чтобы среда делала наши лучшие действия слишком очевидными для других агентов, поскольку в таком случае они стали бы эксплуатировать нас, зная слишком много о том, что мы хотим и насколько сильно. Итак, к нашим желаниям нужно добавить способность хранить в тайне ход мыслительного процесса и принимаемые решения, даже если для этого нам придется время от времени выбирать второй по качеству вариант, просто чтобы держать остальных в неведении. (Первый формальный анализ этого см. Clegg 2012.)

Некоторые люди, смутно осознавая важность этой непредсказуемости, полагают, что “на всякий случай” им стоит стремиться к абсолютной непредсказуемости, достичь которой можно, только если в основе нашего мозга лежит физическая индетерминистичность. Вот как однажды с характерной живостью описал это философ Джерри Фодор (2003):

 

Человеку хочется быть таким, какой традиция рисует Еву в тот момент, когда она кусает яблоко. Совершенно свободной поступить иначе. Настолько свободной, что даже Бог был не в силах сказать, какой шаг она сделает. [p. 18]

 

Но почему “человек хочет” этого? Разве такая абсолютная непредсказуемость лучше пр<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.