ГОРА   - Представляю картинку: появляются три вершины ГОРЫ. Чувствую приятную свежесть. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

ГОРА   - Представляю картинку: появляются три вершины ГОРЫ. Чувствую приятную свежесть.

2021-10-05 38
ГОРА   - Представляю картинку: появляются три вершины ГОРЫ. Чувствую приятную свежесть. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зак. 57582

17

18

На примере геометрических фигур меняется стратегия представления.

можно увидеть, как Колесо велосипеда

поворачивается и ломается, наезжая на камень.

Метод трансформации можно применять и для запоминания лиц. Вот пример, взятый из нашей книги "Запоминание лиц и имен". Пример нашего ученика:

- Передо мной фотография человека с большими ушами. Я их представляю оттопыренными еще больше. Получается смешно и хорошо запоминается. У художников это называется сделать шарж, карикатуру, то есть обыграть в рисунке особенности лица, характера человека, что-то преувеличить, что.то преуменьшить.

19

Фантазия учеников не знает границ. Вот как используют они этот метод при запоминании цифр. При этом трансформируется фигура спортсмена.

20

ОБРАЗНЫЕ КРЮЧКИ.

Этот метод можно применять при запоминании цифр. Цифры могут быть похожи на различные предметы. Например, ТРОЙКА напоминает морскую ВОЛНУ, изогнутый ЛУК, УСЫ. ПЯТЕРКА похожа на КОРАБЛЬ, ЗМЕЮ, КЕНГУРУ. Так на каждую цифру создаются по нескольку картинок. И когда надо припомнить цифры, припоминаются, фактически, картинки. Картинки выполняют роль крючков на вешалке нашей памяти. Надо только повесить, а затем снять нужную нам информацию.

Ниже приводятся картинки-крючки к цифрам. В картинке может быть не одна, а несколько цифр. Например, 651 можно запомнить с помощью картинки-крючка, где 6 -

мешок, 5 - количество мешков, 1 - фермер. Ниже так же приведены примеры образных крючков к трехзначным числам.

Этот метод мы применяли при подготовке к соревнованию по запоминанию колоды карт. С помощью него Вика Рыбникова (15 лет) запоминает две колоды карт за 20 минут.

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Иногда ученики видят целый сюжет. Запоминаемые значки, слова или цифры превращаются в действующих героев на экране. Причем это может происходить мгновенно. Важно отметить, что при этом методе образ первичен, а логическое осмысление вторично. Обычно, советуют наоборот: придумать ассоциацию к запоминаемой информации и затем визуализировать ее, т.е. представить как можно ярче - для лучшей фиксации в памяти. При обучении этому методу надо сделать так: поставить задачу и дождаться, когда ее решение придет не путем последовательных рассуждений, а мгновенно; решение прорвется, отметая привычные логические таможни в нашей голове, прорвется в виде готовой картинки. И осмысление картинки, быть может, подтвердит, как

22

интересно и неожиданно решение проблемы - и что мы талантливы.

Этот метод ближе всего подходит к творческому мышлению. Он может работать и днем и ночью, когда решения приходят во сне.

Вот как видятся ученикам геометрические фигуры на Эфане: дельфин жонглирует мячом, летят брызги из бассейна; дельфина награждают рыбой.

При запоминании цифр этим методом, ученик сразу видит готовую картинку. Например, число 781. Ребенок сначала представляет сюжет, и лишь затем его растолковывает. Семерка - это сломанная ВЕТКА. Восьмерка - пожилая ЖЕНЩИНА, а единица - ВЕРЕВКА.

Принципиальным является всегда то, что визуальный образ рождается сразу, и лишь затем осознается, что в нем содержится. Вот пример применения метода при запоминании телефонов: 155-09-22 - телефон справочной аэрофлота.

1 -это САМОЛЕТ, заходящий на посадку;

55 - это ШАССИ,

которые выпускает самолет;

0 - КРУГ, который делает самолет при заходе на посадку; 9 - самолет вдруг резко взмывает вверх и делает МЕРТВУЮ ПЕТЛЮ, потому что на взлетной полосе ДВА ГУСЯ.

22

Сегодня много говорят об экологии природы и экологии духа. Метод мышления образами, пожалуй, будет самым экологичным во всех системах развития интеллекта. Потому что метод ближе к творческому мышлению, чем к искусственному мнемотехническому построению.

24

СООЩУЩЕНИЯ.

Метод соощущений позволяет усилить ваши представления. Известно, что у музыкантов бывает "цветной слух", они видят цвет музыки. Такими способностями обладали композиторы Скрябин, Чюрленис. Бывают соощущения и во сне. Например, вам снится дождь, и вы слышите, как капли стучат по стеклу, чувствуете запах прибитой пыли на дороге и как мокрая одежда прилипает к телу. Вы даже можете почувствовать напряжение мышц. Все это называется соощущениями. Они могут быть полными, если появляются одновременно, или неполными, как в случае с "цветным слухом". Часто ученики спрашивают: "Как развить силу образов?" Из нашего опыта следует, что наилучший способ для этого -развитие соощущений. Умение вызвать и устранять их по своему желанию дает власть над миром образов.

Интересен пример журналиста Шерешевского, легко запоминающего слова любого незнакомого ему языка. Он превращал слова в соощущения и чувствовал при этом шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Слоненко Таня в 16 лет с помощью этого метода запомнила 70 цифр. Ей диктовали цифры, а она сидела с закрытыми глазами и представляла их вырезанными на стекле. Когда она отвечала, то мысленно проводила пальцами по стеклу и вспоминала цифры. Этот метод присутствует во всех наших книгах, но больше всего в "Тактильной памяти" и "Обонятельной памяти".

ГРАФИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Дети, начиная рисовать, часто не знают, какой рисунок получится в результате. Это и есть импровизация. Она каждый раз непредсказуема и поэтому всегда интересна. Применение метода можно увидеть на примере запоминания телефона акционерного банка "Деловая Россия"- 299-02-43. Вот как импровизирует наш ученик: "Я представляю солидного, умного банкира и начинаю рисовать его лицо. Мне удобнее брать цифры телефона с конца.

3 - это ЛОБ, УХО, 4 - НОС, 2 - УЛЫБКА, 0 - ПЕНСНЕ, оно придает солидность,

99 - это, конечно же, ГЛАЗА, 2 -это ПОДБОРОДОК. Банкир готов, его лицо - это его телефонный номер".

В книге "Школа эйдетики" (том 2) есть упражнение, где надо запомнить разнообразные закорючки. В основу упражнения легли эксперименты с запоминанием абстрактных символов. Во время их проведения лучше всего справлялись с заданием ученики, которые могли дорисовать эти символы до узнаваемых предметов. Причем некоторые ученики рисовали прямо в воздухе, перед собой, используя воображаемый, а не реальный карандаш. Вот ресурсы нашей памяти и воображения.

26

Пример нашего ученика:

- Я беру карандаш и дорисовываю символ так, чтобы он превратился в узнаваемый предмет. Например, непонятная "загогулинка" превращается в НОС или КОШКУ, или в РЫБОЛОВНЫЙ КРЮЧОК. Из второй "загогулинки" я сделал КЛЮЧ, ПАСТЬ фантастического чудовища, ПРЫГАЛКИ.

ОТСТРАНЕННОСТЬ.

Отстраненность, умение видеть себя со стороны часто присутствует у детей в играх, в общении. У взрослых эта способность менее выражена и проявляется, разве что, в стрессовых ситуациях. Например, ребенок съезжает на санках с горы, падает, плачет. Обида, боль переполняют его, и он начинает видеть себя со стороны, как он стоит на горе, взрослые успокаивают его и вытирают слезы замерзшим платком. Он успокаивается. Как показывают эксперименты и наблюдения за детьми в школе, с этим

27

феноменом связаны не только резервы внимания, памяти, но и психического здоровья. Умение видеть себя со стороны во время измененного состояния сознания присутствует во всех психотехниках (древних и современных) у многих народов.

Как ни странно, отстраненность иногда повышает концентрацию внимания. Мы даем ученику делать несколько дел одновременно. Например, он рисует одной рукой круг, другой треугольник, и при этом ему диктуются для запоминания 10-15 слов. Через несколько попыток он начинает правильно выполнять задание, причем, круги и треугольники начинают вырисовываться лучше (при одновременном рисовании двумя руками, как правило, круг похож на треугольник, а у треугольника круглые углы). То, что должно мешать, вдруг начинает помогать. Но этот парадокс происходит лишь тогда, когда ученик отстраненно выполняет задание. Упражнения на этот метод даны в книге "Как развить внимание и память вашего ребенка".

Сложно описать словами этот феномен, легче вспомнить собственные примеры отстраненности, когда себя, свои проблемы, вы весь мир как бы наблюдали со стороны. Мы пришли к выводу, что некоторым ученикам можно не запрещать на уроке болтать ногами, рисовать кораблики, разговаривать про себя и это не скажется на их успеваемости, даже наоборот. Их внешний вид будет показывать, что внимание рассеянно, взгляд блуждает или ничего не выражает, что их сознание не присутствует на уроке. Однако спросите их, и они повторят не только тему

28

урока, но и то, что происходило за соседней партой, что происходило за окном и что еще не успела сказать учительница. Внимание таких учеников объемно. Найдите их в своем классе и используйте наши упражнения. Но, ни в коем случае, не заставляйте их сидеть смирно, руки держать на парте, как в наручниках, и смотреть прямо в рот учительнице. Этим ученикам от природы дан другой тип внимания. Используйте его, а не переучивайте их. Тем более, что с этим феноменом связаны резервы работы нашего интеллекта и на его основе построены многие системы психокоррекции.

РЕГРЕССИЯ.

Метод регрессии (от лат. regressus - обратное движение) отличается от метода автобиографической памяти. При автобиографической памяти мы используем хорошо известные нам события, происшедшие с нами, с друзьями, с государством. Мы лишь касаемся этих событий, не вдаваясь в подробности, не переживая их эмоционально. Как будто перелистываем календарь. Они должны быть значимы для нас или для истории. Иначе мы не зафиксировали бы их в памяти. При регрессии нам нужны новые, ранее не вспоминаемые события. Мы как бы ищем клад, не зная, на что наткнемся. При регрессии мы можем вспомнить сущий пустяк, но он может стать островом, на котором нам захочется задержаться и пережить заново встречу с утерянным временем. Эти встречи всегда эмоционально окрашены. Мы не перелистываем календарь нашей жизни, а отправляемся на планету нашего детства и встречаемся лицом к лицу с жизнью, подозрительно нам знакомой. Состояние регрессии может быть настолько глубоким, что взрослый человек чувствует себя ребенком и демонстрирует формы детского мышления. Когда он чувствует себя трехлетним, и его спрашивают: "Как зовут твою маму?", он отвечает: "Мама!" "Скажи, облака живые, деревья живые?" Он отвечает: "облака живые, они двигаются, деревья - не живые!" Взрослый человек на первый вопрос всегда называет имя матери, на второй вопрос отвечает прямо противоположно. Итак, при этом методе, мы не просто вспоминаем детство, а вновь его переживаем, как наяву, а иногда и ярче. Если я спрошу человека, не владеющего этим методом, что он делал 5 лет назад, в этот день, в три

29

часа дня? Он, наверняка, не ответит. Ученик, владеющий регрессией, опишет этот день час за часом. Хотя раньше никогда его не вспоминал. Эта способность воспроизводить возраст раньше 3- 4 лет мало изучена. Но в ней - ключ к разгадке секретов памяти. Почему, одни люди обладают яркими образами и легко впадают в регрессию и могут вспомнить даже стук серда матери, когда еще были у нее в утробе, а другие - мыслительный тип, не могут увидеть как наяву, и довольствуются воспоминаниями по фотографиям, по рассказам бабушек, по наталкивающим ассоциациям. И только стресс, медитация, гипноз приоткрывают тебе затерянный мир, имевший когда-то такую власть над тобой. Кто охраняет дверь в потерянный мир, и нужно ли нам туда?

При овладении этим методом желательно использовать спокойную музыку, и умение проводить релаксацию. Как только ученик сможет вспоминать себя в 7, 6, 5, 4, 3 и даже в один-два года, при этом вспоминать новые события, а не известные ранее, то он овладел регрессией, а вместе с ней, и резервами своей памяти. Мы уже говорили вначале, что сложнее научиться вспоминать, а не запоминать. 18. ИЗБЫТОЧНОСТЬ.

Применение метода избыточности означает привлекать и использовать больше информации, чем есть в исходном материале. Например, надо запомнить следующий текст: "Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшишь посреди каменной россыпи...Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый нес ружье. Второй путник поскользнулся на гладком валуне и чуть не упал..." (Дж. Лондон). Ученики обычно воспроизводят так: "Двое подошли к реке. У них были рюкзаки и ружья. Один чуть не упал." Когда требуется запомнить дословно, такой пересказ не годится. И здесь помогает метод избыточности. Вам надо представить больше, чем есть в приведенном отрывке. Постарайтесь предствить сюжет более подробно, делая акцент на второстепенных деталях, привносите действие, которого может и не быть. Чтобы запомнить "спустились", надо представить этот спуск, задержать внимание на нем, увидеть его и спереди, и сверху, может, даже как-нибудь необычно, - например, спускаться боком, перебирая быстро ногами. А тюк у меня чуть не развязался, и я стягиваю на

30

ходу его ремнем, а ружье мне мешает, я вынуждет держать его под мышкой. До того, как поскользнуться, я вижу прозрачную воду, скользкие камни, покрытые мхом, слышу плеск воды. Я вижу и чувствую столько же, а может быть, немного больше, чем этого хотел писатель. Привнесенные образы помогают мне точнее запомнить детали дословно, а не своими словами, пересказать текст. Интересно, что в дальнейшем, при усвоении этого метода, им перестают пользоваться, навык сворачивается, текст как бы запоминается сам по себе.

Ранее мы уже говорили, что некоторые исследования отрицают полезность метода избыточности. Так, при запоминании списка слов - ЛОШАДЬ, ЗАБОР, ПУСТЫНЯ, КАПЛЯ, НЕБО и т.д.- ученики представляют лаконичные, банальные ассоциации. В группе из 10-20 человек примерно у 2/3 рассказ будет похожим: они представляют, что ЛОШАДЬ стоит перед ЗАБОРОМ в ПУСТЫНЕ и ждет, пока с НЕБА прольется дождь. Стоит ли из этого делать вывод, что люди предпочитают применять для запоминания     стереотипные, затертые от частого

употребления образы? Если в детском саду и в школе их учили бы по-другому, запоминали бы они так же? Рассудит нас, опять же, пример одаренных людей. На соревнованиях (г.Рига, 1989 г.) мы опрашивали всех, кто достиг хорошего результата, как они запоминали слова. Задание было достаточно сложным. Надо было запомнить 70 слов, которые диктовали в темпе "одно слово в секунду". Для неподготовленного человека, даже с хорошей от природы памятью, это невыполнимое задание. Самое интересное, что ни у кого рассказ не повторился! Несмотря на дефицит времени, они успевали импровизировать, использовать вычурные образы, необычные повороты сюжета. Лаконизма и рациональности там не было и в помине! Каждый успевал представить яркий, подробный сюжет, иногда часть сюжета, но всегда под неожиданным углом зрения, с необычными подробностями. Так, одна девочка увидела ЛОШАДЬ, нарисованную на заборе в ПУСТЫНЕ; КАПЛЯ упала с НЕБА и смыла изображение... Другой ученик увидел идущую ЛОШАДЬ, на спине которой покачивался ЗАБОР. Лошадь шла по ПУСТЫНЕ и мечтала о том, что хоть одна КАПЛЯ упала бы с НЕБА (на фай забора), и тогда, наконец, он свалися бы с ее спины.

31

Расширить границы фантазии, улучшить результаты, уйти от привычных представлений, навязанных нам массовой культурой, уметь видеть, чувствовать больше, чем есть на самом деле, - все это позволяет использовать метод избыточности. Он может мешать только при логическом запоминании. При образном он делает наше представление только более подробным, и у нас появляется пространство для творчества и вдохновения. Это метод будущей "экологической" педагогики. 19. МЕТОД ЦИЦЕРОНА.

Этот метод пришел к нам из Древней Греции. Поэт Симонид тренировал свою память так: то, что надо было запомнить, он распологал в хорошо знакомой ему комнате. Потом достаточно было вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация. В некоторых книгах этот метод приписывают римскому политику и оратору Цицерону, который прославился тем, что во время своих выступлений

32

в сенате легко воспроизводил по памяти имена, исторические даты, цитаты. При подготовке к выступлению, он расхаживал по своему дому и мысленно размешал части своей речи по различным углам комнаты. Цицерон перенял этот метод у Симонида. И справедливо было бы назвать его "методом Симонида". Пример нашего ученика: - Мне продиктовали телефон "Школы эйдетики" - 494-22-90.

Я решил запомнить его методом Симонида. Представил, что 4 - СТУЛ, 9 - УЧИТЕЛЬ, 4 - СТУЛ, 22 - ДВА ДВОЕЧНИКА, 90 - после этих уроков у них и в 90 лет будет хорошая память.

ПРИПОМИНАНИЕ.

Практика показывает, что надо тренировать точность и скорость воспроизведения. У специалистов бытует мнение, что прохо вспоминается то, что плохо воспринималось. Отсюда следует вывод, что надо учиться правильно воспринимать информацию, критически ее осмысливать, рационально повторять. И тогда, припоминая главную мысль, можно восстановить и все содержание. Однако эти советы хороши только для интеллектуальной информации. А что делать, когда не можешь вспомнить имя человека или помнишь имя, но не можешь вспомнить телефон, улицу, дом (хотя до этого момента хорошо знал)? Все вдруг вылетает из памяти и ты не можешь сосредоточиться. В этих случаях советуют "напрячь внимание", "искать наталкивающие приметы", "искать сходную область знаний". Но помогут ли эти советы юристу, потерявшему контракт, хозяйке, спрятавшей неизвестно куда деньги, жертве, непомнящей приметы преступника, студенту на экзамене, забывшему дома шпаргалку?

Мы смогли помочь юристу, - он увидел перед глазами контракт и вспомнил сумму, которую должен выплатить, хозяйке вспомнить место, куда положила деньги, пострадавшей вспомнить приметы, студенту увидеть учебник перед глазами и хорошо сдать экзамен. Но во всех этих случаях они делали прямо противоположное тем советам психологов, о которых мы только что упоминали. Они не напрягали память и ассоциативное мышление, а наоборот, постарались полностью расслабиться, забыть о своих проблемах, погрузиться в легкую дремоту и дождаться, когда появятся спонтанные образы, когда снизится порог восприятия, когда сознание перестает жестно контролироть работу нашего интеллекта. Тогда из-под сознания всплывут первые намеки, проблески нужной нам информации. Представьте такую картину: в кабинете у следователя потерпевшему говорят: "Постарайся припомнить приметы преступников, напрягись, вспомни подробности. Ну же! Это очень важно!" Он хочет, но не получается. И чем сильнее хочет, тем хуже результат. Мешает эффект намерения! А мы делаем прямо противоположное: - включаем приятную, спокойную музыку, предлагаем удобно расслабиться в кресле и забыть обо

34

всем на свете на несколько минут. Наше сознание, как поверхность озера, успокаивается и на его поверхности легко различить даже слыбые отблески забытого. Если хозяйка, спрятавшая дома деньги, пыталась лихорадочно вспомнить, куда она могла бы их спрятать, пыталась восстановить ход своих мыслей, то при нашем подходе она должна отказаться от логического вычисления возможных вариантов и просто уйти в спокойствие, безмятежно покачиваться на поверхности озера и отстраненно просматривать тот злополучный день, как фильм на экране, минута за минутой, кадр за кадром.

Итак, эффективное припоминание - это правильный выбор стратегии: напрягаться или расслабиться, умозрительно перебирать различные варианты или отдаться созерцанию и ждать, когда с глубины нашего подсознания всплывет на поверхность нужная информация. Опыт говорит за последнее. Один из способов припоминания с помощью сжигания в пламени свечи картинки и забывании того, что надо вспомнить, вы найдете ниже в описании метода забывания.

ИЗМЕНЕННЫЕ МОДАЛЬНОСТИ.

Суть метода в том, что информация, поступающая по одному каналу восприятия, осознается и фиксируется по другому. Следующие примеры пояснят это определение. На соревнованиях давали запоминать слова в темпе "одно слово в секунду". У некоторых участников соревнований при этом наблюдался такой феномен: они как бы переставали слышать слова, которые диктовали во время задания, но при этом продолжали видеть слова-образы на внутреннем экране. Им диктовали слова елка, сапог, краска..., но они не слышали их как звук, а видели перед собой картинку: на елке висит сапог, испачканный краской...То есть, как слуховой раздражитель, информация не осознавалась. Она перекодировалась в зрительную модальность, и уже осознавалась и запоминалась как видеоряд. Мы обратили внимание на этот феномен и усложнили эсперимент. Стали диктовать слова еще быстрее - 0,2-0,5 секунды между словами (достигалась почти полная слитность произношения слов). Ученики не слышали слов или слышали неотчетливо, как неровный звуковой фон, но зато видели причудливо

35

меняющийся сюжет. Мы еще усложнили задание - стали диктовать 2 слова одновременно. Это происходило так: по команде два экспериментатора одновременно произносят по слову - это, как правило, простые существительные типа улица, доска, очки, шуба...После этого учеников просили воспроизвести слова в том же порядке. При ответе они называли не слова, а образы: на грязной улице ходят по доскам; очки повисли на шубе...Эффект был тот же. Слова как звук неразличимы, а зрительный образ позволял запомнить 5-7 пар слов, сохраняя их последовательность. Необычность задания в том, что ученики, не овладевшие методом измененных модальностей, не смогли запоминать в этом эксперименте слова. Пытаясь расслышать одно слово, они путались и сбивались в последующих. И при диктовке второй пары слов они, как правило, отказывались дальше запоминать.

То же самое происходит, когда учиники запоминают дощечки с различной шероховатостью (тактильная память).

В январе 1989 г., готовясь к соревнованиям в г. Москве, Кириллова Аня (14 лет) запомнила 10 дощечек за 6,4 секунды. Дощечки были с разной шероховатостью (от наждачной бумаги до воска). Она запоминала их пальцами, наошупь, с завязанными глазами. Если обычно на ошупывание и запоминание 10 дощечек уходила минута и более, то в этот раз ее руки двигались стремительно,

36

одновременно с двух сторон к центру, проносясь по дощечкам "на одном дыхании". Казалось, что почувствовать и распознать их с такой скоростью невозможно. После того, как дощечки сдвинули в кучу и перемешали, Аня разложила их в том же порядке. Ее "профессионализм" выявил нечто новое для нас: в момент запоминания она не фиксировала внимание на ощущениях в пальцах, не "знала", что вообще их трогает. Руки ее летели по дощечкам, зрительные образы возникали мгновенно, вспыхивая от прикосновений, сознание "купалось в образах", позабыв об остальном. Позже эксперименты с гипнозом подтвердили, что этот феномен наблюдается не только у одаренных учеников или у тренированных профессионалов, но может быть смоделирован в гипнозе и у обыкновенного, не обученного человека (лишь бы он погружался в гипноз).

Как видим, это метод родился в практике, на соревнованиях.     Этот феномен почти невозможно

рассмотреть на обычном уроке или стандартном эксперименте - опросе. Поэтому он и не встречается в литературе по психологии и педагогике памяти. Но, как видим, он имеет прямое отношение к резервам памяти и восприятия, и не использовать его все равно, что отказываться от механической высокоскоростной бегущей дорожки при тренировки легкоатлетов.

Вот одно из упражнений на этот метод. Во время глубокой релаксации инструктор включает музыку и внушает ученикам, что они спускаются в пропасть: музыка едва доносится до них, затем совсем исчезает, но при этом они продолжают видеть цвет музыки. При первых попытках, как правило, наблюдается "плавающий эффект." Музыка то слышится, то исчезает. Желание не слышать может вызвать обратный эффект, простым усилием воли тут ничего не добиться, только глубина релаксации, измененное состояние сознания - ваш реальный помощник. Ну и, конечно, самое лучшее упражнение - соревнование на уроке, с уменьшением времени предъявления информации. Почти у всех, у кого получалось "не слышать", отмечали усиление яркости образов в зрительной модальности.

37

ДИНАМИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ.

Этот метод пришел из спорта высших достижений. Автор этих строк пять лет работал профессиональным тренером и имел возможность убедиться в эффективности и повсеместной применяемости этого метода. Название метода говорит о том, что упражнения, применяемые для тренировки отдельных физических качеств спортсмена, должны соответствовать динамике данного вида спорта или превосходить его по сложности. Например, метатели копья на тренировках утяжеляют копье, а затем облегчают. Появляется эффект необычайной скорости - и копье летит дальше. Бегуну на специальной бегущей дорожке включают скорость, превышающую мировой рекорд. Это заставляет преодолевать скоростной барьер. Создавая искуственно сложные условия, достигают спортивного сверхэффекта. Но при этом должна сохраняться и техника бега, и идеальный полет копья. То есть мы должны оставаться в определенных рамках, чтобы не разрушить то ценное, что накоплено многолетными тренировками. Поэтому тренировочные нагрузки по силе, скорости, частоте движения должны соответствовать или превосходить соревновательную динамику движения. Все перспективные тренажеры построены на этом. К этому надо стремиться и в развитии памяти. А то может получиться, что в классе, в идеальных условиях, память улучшается, а в жизни, где присутствуют стрессы, помехи, где одновременно и говорят и слушают, переживают и ругаются, делают несколько дел одновременно, где может нехватить времени или не хватить характера и смелости, вы не сможете проявить своих навыков. Примеров тому много.

Мы применяем на уроках упражнения повышенной сложности. Например, при запоминани 10 открыток, разложенных в ряд на столе, мы при запоминании начинаем сдвигать их одновременно с двух сторон. Взгляд начинает бегать туда-сюда, и ученик не может справиться с заданием, хотя до этого, в обычных условиях (когда открытки не сдвигали) он запоминал гораздо большее количество - 50-60 открыток. На уроках мы выполняем два-три дела одновременно. Например, ученик запоминает слова - и при этом должен еще из проволоки сделать фигурку. Или ему диктуют слова в очень быстром темпе,

38

или ученик запоминает цифры и при этом вспоминает и отвечает слова, которые диктовали раньше. В конце курса всегда устраиваем соревнования, в которых моделируем соответствующие ситуации или более сложные, чем в жизни. Например, запоминание падающих со скатерти на пол предметов.

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ.

Все специалисты, без исключения, говорят о важности восприятия при запоминании. Но как усилить восприятие? Одни советуют: "Побольше эмоций!" - другие советуют применять сексуальные ассоциации, третьи -проветривать комнату перед запоминанием, делать побольше перерывов, или самую важную информацию воспринимать с утра, на свежую голову. Эти советы так же хороши, как и беспомощны. И, как правило, им никто не следует. Интересная информация, "бьющая по нервам", сама запоминается. А с неинтересной, как не разукрашивай, эффект небольшой - внутреннее сопротивление преодолеть трудно. Раз так, значит надо искать решение проблемы не снаружи, а изнутри.

В марте 1987 года в "Центре Эйдос" были проведены такие эксперименты. Во время сеанса гипноза ученикам давалась следующая установка: "Представьте, что вы только что родились. Сейчас вы откроете глаза и

39

посмотрите на стол. То, что лежит на столе, вы увидете впервые. Эти предметы вам будут незнакомы..." При этом эспериментатор разбрасывал на столе самые тривиальные предметы: карандаши, тетради, пузырьки, книгу, таблицы для запоминания, фотографии одноклассников и т.д. В эксперименте участвовало 15 человек в возрасте от 14 до 16 лет. Вот отчет Тани, который был характерен для всех: - Открыв глаза, я увидела незнакомые мне предметы, лежащие на столе. Чувствовала себя при этом ребенком, только что родившимся на свет и воспринимающим все в диковинку. Этот эффект неузнавания длился 20-30 секунд. Потом эти ощущения исчезли, осталось только удивление. Особенно хочу отметить необычайную яркость неузнанных предметов. Я смотрела и не могла понять, сформулировать, что передо мной. Когда предметы приобрели знакомую форму, эта сверхяркость, свечение предметов исчезло. Это удивительно, как в

40


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.