Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К., — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К.,

2021-10-05 71
Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К., 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И. МАТЮГИН И. РЫБНИКОВА

МЕТОДЫ

РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ,

ОБРАЗНОГО

МЫШЛЕНИЯ,

ВООБРАЖЕНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

"ЭЙДОС"

МОСКВА

1996

ББК 88.8

УДК 88.351.2

М. 33

Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К.,

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ,

ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ,

ВООБРАЖЕНИЯ

Москва, "Эйдос", 1996 г.

ЛР № 050013 от 18 июля 1991 г.

В книге содердится описание 27 методов развития памяти с Древней Греции до наших дней. Показано применение методов при запоминании различной информации. Адресуется практическим психологам, педагогам, родителям, детям.

Редактор: Сажина Т.Ф. Художник: В. В. Иванов. Обложка: Е. Антощук

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии

АО "Молодая гвардия". Формат 84x108 1/32. Печать офсетная. Объем 2 п.л.

Тираж 10.000 экз. Заказ 57582 Адрес АО: 103030, Москва, Сущевская,21.

© Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К., 1995 ISBN 5-87921-018-9

"Школа эйдетики" благодарит ТОО "РЕМОС" за спонсорскую помощь в издании книги.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ

В начале своей деятельности (март 1988 г.) мы использовали всего четыре метода развития памяти: "оживление", "регрессия", "последовательные ассоциации", "динамическое соответствие". С тех пор накоплен большой опыт, позволяющий говорить, что "Школа Эйдетики" владеет не только методами, известными на протяжении столетий, но и новыми, рожденным нашим напряженным трудом.

Обычно авторы известных книг по этом теме описывают свой опыт тренинга памяти либо цитируют других. Мы пошли другой дорогой: многолетние эксперименты, с одной стороны, позволили найти совершенно неожиданные приемы мнемотехники, с другой стороны, выявить неэффективные приемы, кочующие из книги в книгу по всему свету. Например, в немецких и английских изданиях, наряду с универсальным приемом, названным в честь древнеримского оратора, "методом Цицерона", приводится метод "цифро-буквенного кода", которым на нашей памяти не смог овладеть ни один, даже самый дотошный, ученик.

В настоящее время в "Школе Эйдетики" насчитывается 27 методов и многочисленные упражнения к ним. Эксперименты, соревнования, отчеты талантливых учеников и инструкторов позволили нам либо открыть заново хорошо известные специалистам приемы улучшения памяти, либо придумать новые (например "измененные модальности", "графические импровизации"). Иногда методы, отвергаемые другими авторами как не очень эффективные, на деле оказались очень полезными (как метод "избыточности").

ВОТ ЭТИ МЕТОДЫ

Мнемотехника

Логические закономерности.

Последовательные ассоциации.

Связанные ассоциации.

Фонетические ассоциации.

Автобиографические ассоциации.

Цифро-буквенный код.

ОЧОГ.

8. Рациональное повторение. эйдотехника

Оживление.

Вхождение.

Трансформация.

Образные крючки.

Образное мышление.

Соощущения.

Графические импровизации.

Отстраненность.

Регрессия.

Избыточность.

Метод Цицерона.

Припоминание.

Измененные модальности.

Динамическое соответствие.

Запечатление.

Комбинированные методы.

Забывание.

Фотографическая память.

Развитие памяти во сне.

До появления в свет книги Лурия А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти" все приемы укрепления памяти назывались "мнемотехникой". Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова "эйдос", с греч.- образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.

Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Отсюда и название нашего центра - "Школа Эйдетики".

Во многих зарубежных школах учат, как правильно; запоминать. Наш опыт убеждает, что запоминать мы итак умеем, надо учиться не запоминать, а воспроизводить. Вот один пример, который мы повторяли сотни раз на наших уроках. Ученикам 9-15 лет на первом занятии давали запомнить большую таблицу символов. Времени для этого было достаточно, от 3-х до 5-ти минут. При ответе они

4

воспроизвели таблицу на 40-60%. Это средний результат. Что делают в обычной школе учителя? Показывают таблицу до тех пор, пока ученики не воспроизведут ее полностью. А что делаем мы? Откладываем ее в сторону -и проводим наш курс. На последнем занятии спрашиваем учеников: "Вспомните, пожалуйста, ту, первую таблицу". И они вспоминают ее на 80-95%. О чем это говорит? О том, что таблица была в голове, но они ее не могли вспомнить. Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, ученики научились легко припоминать. И если информация запомнилась сразу, так причем здесь повторение? Акцент в методике надо делать не на умении запоминать, а на умении воспроизводить. Во многих же книгах учат запоминать. Итак, эксперимент показал, куда надо было направить наши исследования.

А как научиться воспроизводить? Надо посмотреть, как делают это одаренные люди, как происходит сверхвоспоминание в гипнозе (гипермнезия), как проявляется этот феномен во время стресса (известны случаи сверхвоспоминания во время войны). Об одаренном мнемонисте хорошо описано в книге Лурия. У героя его книги за 30 лет наблюдения за ним не было найдено границ памяти.

И в гипнозе человек может вспомнить давно забытые имена, события, прочитанные книги. Мы приведем несколько интересных случаев, подтверждающих это. К нам за помощью обратился юрист, потерявший контракт. В нем была указана денежная сумма, которую он должен был выплатить. Во время сеанса гипноза он увидел контракт перед собой и вспомнил необходимую сумму. Однако, оплачивал контракт с некоторыми сомнениями. Через несколько месяцев контракт нашелся. К его удивлению, суммы совпадали. Точно так же находились пропавшие ключи, спрятанные драгоценности, вспоминались приметы преступников.

Канадский нейрофизиолог Пенфилд вживлял во время операций в мозг пациентов электроды. Во время электростимуляции они необычайно ярко воспоминали свое детство. Видения были настолько реалистичными, что пациентам казалось, что они не вспоминают, а вновь находятся там. И они не хотели возвращаться.

И примеры одаренных людей,и гипноз, и операции, и

5

стрессы, и болезни говорят об одном: сверхвоспоминание всегда сопровождается яркими образами. Из этого следует, что резервы нашей памяти связаны с активизацией правого полушария, отвечающего за конкретно-образное мышление.

Среди шести призеров Международных соревнований между центрами развития памяти (Москва, 1988; Рига, 1989) не было ни одного, кто бы использовал методы логического запоминания. Все были эйдетики.

Многие методы родились на соревнованиях. При обследовании чемпионов соревнований выяснилось, что они запоминают не так, как мы их учили. Они изменяли методы в зависимости от ситуации. Так, например родился метод "измененных модальностей".

Многие методы легче использовать, чем объяснить. На примере геометрических фигур и другого материала мы покажем, как ученики меняют тактику запоминания, неуловимо переходя от одного мнемотехнического приема к другому - разделение на методы условно и часто используется комбинирование методов. Но для большей ясности оправдано их искусственное разделение и противопоставление.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.

При запоминании последовательности геометрических фигур - круга, прямоугольника, квадрата, треугольника и т.д. - ученики рассуждают примерно так: движение по кругу - символ вечности, совершенства; прямоугольник напоминает ворота и может быть символом тепла домашнего очага; квадрат - символ устойчивости, надежности; треугольник - символ жескости, воли, прогресса. Такие ассоциации помогают затем вспомнить исходные фигуры.

При запоминании телефона 236-44-10 размышления могут быть такими: 2 умножить на 3 - получается 6. Четыре - это четвертая цифра в числе. Десять получается сложением двух четверок с первой цифрой. Этот метод очень подходит мыслительному типу, со слабо развитым воображением.

6

Недостаток метода - в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции.

СВЯЗАННЫЕ АССОЦИАЦИИ.

При этом методе используются слова, которые запоминались ранее. Это дает экономию времени и сил. Например, надо запомнить слова: мяч, стол, костер и т.д. Я использую слова, которые запоминал ранее: КОМАР, САБЛЯ, КОШКА...С этими словами я связываю новые, и получается: КОМАР сидит на МЯЧЕ, в СТОЛ воткнута САБЛЯ, а у КОСТРА КОШКА измазана сажей. Для использования этого метода надо всегда иметь в запасе готовые слова-ассоциации. Недостаток метода - он ограничивает импровизацию творческим натурам, ведь заранее спланированные ассоциации связывают нашу фантазию по рукам и ногам.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ.

Этот метод хорошо  применять при запоминании иностранных слов и телефонов. Суть метода - в удачном подборе созвучных ассоциаций к иностранному слову. Например, латинское слово

musculus (мускулус) - МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУПЬ и перевода МЫШОНОК.

carota (карота) - МОРКОВЬ. Созвучное ему слово КАРЕТА. Сюжет на картинке.

Можно придумать не одно, а несколько созвучных слов. Например: caseus (касеус) - СЫР, созвучные слова КАЩЕй УСатый. Сюжет на картинке.

Таким способом можно запоминать слова любого языка, любой сложности. Конечно, не ко всем словам можно подобрать идеальные созвучия. Но, несмотря на этот недостаток, ученики, овладевшие методом, запоминают до 100 иностранных слов в день без зубрежки. Описание этого метода появилось в научной литературе в 70-х годах, однако и по сегодняшний день филологи не знают о нем.

Самым большим недостатком этого метода является возможные ошибки в произношении. Но при определенной практике и при хорошем преподавателе эти недостатки исчезают.

Этот метод хорошо зарекомендовал себя при запоминании иностранных фамилий, которые, нередко, сложно воспринимаются на слух. При усвоении метода вы приятно удивите своих друзей, иак как вам будет легко запомнить всех, кто пришел в гости или участвует в презентации, или пришел на деловую встречу.

Метод фонетических ассоциаций можно использовать и при запоминании телефонов. Но для брльшей эффективности мы учим комбинировать методы - в жизни всегда все перемешано. Вот пример запоминания телефона методами фонетических и последовательных ассоциаций. Последовательные ассоциации в данном примере помогают связать подобные созвучия к цифрам в единый сюжет.

Например, надо запомнить телефон 976-45-21. К каждой цифре можно подобрать слово, похожее по звучанию.

9 (ДЕВЯТЬ) - ДЕВУШКА 7 (СЕМЬ) - СЕМЬЯ 6 (ШЕСТЬ) -ШЕРСТЬ

4 (ЧЕТЫРЕ) -ЧЕРЕПАХА

5 (ПЯТЬ) - ПЯТИТЬСЯ 2 (ДВА) -ДВОР

1 (ОДИН) - ОДИНОКО

Теперь из созвучных слов надо придумать рассказ. Пример нашего ученика:

- ДЕВУШКА была из хорошей СЕМЬИ. Она любила гулять в ШЕРСТЯНОМ свитере, с ЧЕРЕПАХОЙ, которая ПЯТИЛАСЬ по ДВОРУ и чувствовала себя ОДИНОКО.

5. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ. В отличие от ассоциаций, рождаемых нашей фантазией, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово puddle (падл) - ЛУЖА. Созвучное слово ПАДаЛ. Вспоминаю, как в детстве во время игры мяч несколько раз падал в лужу.

При запоминании телефона 396-27-50 я использую ассоциации: 39 - начало Второй мировой войны; 62 - год моего рождения; 750 - я вспоминаю, как в 7 лет тоже попал под дождь; тогда я бегал босиком по лужам, представляя, что я машина - 5; из-под ног летели брызги -С.Если использовать исторические ассоциации, даты интересных событий жизни друзей и родственников, то их вполне хватит для успешного применения этого метода. 6. ЦИФРО-БУКВЕННЫЙ КОД. Это самый распространенный и самый неэффективный метод. Он описан во всех солидных книгах по развитию памяти. Суть его в следующем: надо перекодировать цифры в буквы, буквы в слова, слова в предложения, предложения в рассказ. Например, 1 - это "а"; 2 - это "е"; 3 - "и". Теперь из этих букв придумываем слова, в которых они являются начальными: арбуз, ёж, игра. Теперь, чтобы запомнить номер телефона, начинающийся с цифр 231..., достаточно представить картинку, как ёжик играет арбузом...

Сложность перекодировки, удерживание слов ко всем цифрам (единицам, десяткам, сотням) в голове уже нуждается в хорошой памяти, усидчивости, воле. Есть много модификаций этого метода. Если на усвоение, например, метода трансформации уходит одно-два занятия, то на этот требуется не менее десяти. Дети с порога отвергают такие методы. Лишь немногие взрослые выбирают этот метод и осваивают его. 7. ОЧОГ.

Метод ОЧОГ называется по начальным буквам слов: ориентировка, чтение, обзор, главное. Зарубежные психологи, проводя эксперимент, предлагали студентам запомнить текст с помощью метода ОЧОГ, используя следующую   последовательность:    первоначальная

ориентировка в тексте, с целью понимания основной мысли; затем внимательное повторное чтение, с выделением повторных деталей; затем обзор текста, с углубленным пониманием (правильно ли разделен текст на главные и второстепенные мысли); и, наконец, мысленный пересказ текста, с выделением главной мысли.

Мы в свою очередь убедились в неэффективности этого метода на примере процесса запоминания рекордсменов нашего Центра. Ника Касумова запоминает 200 стр. текста с первого прочтения, без повторения; такие ученики как

12

она, не используют метод ОЧОГ. Для выяснения эффективных приемов работы человеческого интеллекта надо брать людей, стоящих на грани человеческих возможностей, и моделировать стрессовые ситуации, способствующие реализации наших резервов. В экспериментах, проведенных нашим Центром, выяснилось, что эффективными приемами запоминания текста являются методы "оживления", "избыточности", "вхождения", "отстраненности". ОЧОГ даже не приближается по эффективности к ним, и использовать его, все равно, что учить спринтера быстро бегать на основе исследований биомеханики бега черепахи. 8. ПОВТОРЕНИЕ.

Считается аксиомой, что "повторение - мать учения". Выше мы уже описывали эксперимент, в котором это положение не подтвердилось. Так что можно сказать, что "повторение - не мать, а мачеха учения". Мы от природы умеем и должны запоминать без зубрежки. И выставлять повторение как главный метод запоминания непустимо. Он ведет нас в тупик. Есть даже псевдонаучные исследования, в которых чертятся красивые графики, доказывающие, что чем на больший срок надо запомнить, тем больше надо повторять. Как будто нет примеров, опровергающих этот постулат. Исследования эйдетиков показали, что люди с хорошо развитыми способностями к визуализации и прошедшие специальную подготовку, могут вспомнить буквально любой день своей жизни. Так, Марина Скуратова (17 лет), Галина Логвинова (24 года) в 1992 году во время эксперимента вспомнили 10 лет своей жизни, описывая её год за годом, месяц за месяцом, день за днем. Удивлению их родителей не было предела. При этом они не задавались целью (много лет назад) запомнить все эти дни. При определенных условиях (стресс, фармакология, гипноз, болезнь, электрическая стимуляция мозга, упорная тренировка) это могут проделать не только эйдетики или сомнамбулы (люди, легко погружающиеся в глубокий гипноз), но и люди, не обладающие такими способностями. Повторение можно использовать как хворостинку для тонущего, как последний довод, когда уже ничего не помогает, но никак не основной методический прием, на котором держится вся система тренинга памяти. Есть ли у артиста, демонстрирующего свою память на сцене, время

13

для повторения тех слов, цифр или другой информации, диктуемой из зала? Мы сначала рутинными методами обучения отбираем у детей в детских садах и школах то, чем их одарила природа, затем исследуем, что получилось или осталось, а потом выдаем это за научную истину и навязываем обществу как норму. При этом предпочитаем не замечать, как неординарные дети и учителя сопротивляются этому. 9. ОЖИВЛЕНИЕ. Этот метод хорошо развивает фантазию и образное мышление. Эксперименты показывают: чем ярче представления, тем легче происходит отсроченное припоминание. Так, Ника Касумова вспомнила список из 300 слов через три года. Причем смогла воспроизвести его в прямом и обратном порядке. За эти годы ей не приходилось повторять слова ни разу. Для удобства мы ввели шкалу образов, аналогичную той, что предложил немецкий психолог Э.Йенш в 30-х годах. Йенш, как известно, является основоположником учения об эйдетизме, утверждающего, что эйдетизм - закономерная стадия детского развития и что пик развития воображения приходится на 11-16 лет. На примере геометрических фигур можно увидеть, как меняется тактика запоминания при использовании этого метода. Рассказывает ученик 11 лет: "Когда я смотрю на КРУГ, он превращается в ГОЛОВУ мальчика. Мальчик куда-то смотрит и при этом вытянул ШЕЮ - это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Дальше вижу ПЛЕЧИ - это КВАДРАТ. УЛЫБКА - это ТРЕУГОЛЬНИК. Застывшие фигуры с помощью оживления превращаются в улыбающегося мальчика.

В книге "Запоминание лиц и имен" мы применили этот метод для запоминания большого количества имен. Представление картинок, нарисованных художником делает запоминание непроизвольным и не требует многократного повторения.

РОДИОН — богатырь     ТИМУР — хранитель

14

Хорошо этот метод зарекомендовал себя и при запоминании исторических дат. Развивая способность к визуализации, ученики раздвигаются границы памяти. Пример нашего ученика:

- Мне надо запомнить время царствования Ивана Грозного (1533-1582). Я представляю, на какие предметы цифры похожи. 1- можно опустить, так как тысячелетие я не спутаю. Одно из достижений царя - создание первой типографии в Москве, поэтому я представляю 5 типографским ПРЕССОМ, 33 - СТРАНИЦЫ книги под прессом печатного станка.

Другие события этого страшного времени - массовые репрессии. Поэтому у меня 8 - ПАЛАЧ, 2 - ЧЕЛОВЕК на коленях. Вспоминая картинку, я легко потом вспоминаю даты.

Представьте перед собой несколько картинок, иллюстрирующих исторические даты, и вам не надо будет мучительно вспоминать эти даты. А если эти картинки нарисует не художник, а воображение учеников, то эффект будет двойной. Этот метод хорошо послужит вам на уроках в школе.

15

ВХОЖДЕНИЕ.

Само название метода подсказывает действие - войти внутрь представляемой картинки, рассказа, фильма. Например, при запоминании английского слова tear (тиэр) -слеза: вы представляете себя в тире, слышите выстрелы, держите ружье; при этом вы не заметили, как исчезла комната, в которой вы сидели, стол, эта книга, картинка.

В данном примере метод "вхождения" хорошо допол няется методом "фонетических ассоциаций". Этот метод позволяет бороться с рассеянностью, отвлечением на посторонние раздражители."Вхождение легко усваивают дети с развитым воображением. Взрослым приходится овладевать этим методом через медитацию, аутотренинг.

На примере геометрических фигур можно увидеть, как различается тактика представления учеников при методе "оживления" и методе "вхождения".

Пример нашего ученика:

- Нажимаю на КНОПКУ лифта. Открываются ДВЕРИ - и я

удивляюсь большому ЗЕРКАЛУ в нем. Стеклянный ЛИФТ

16

бесшумно скользит вниз. В первом случае картинка просто оживает перед глазами, а во втором, в методе "вхождения", ученик чувствует себя участником события, это представить несколько сложнее, но и эффект будет сильнее. Мы ведь знаем - то, что происходит с нами, не забывается. Психологи на сегодняшний день, едины во мнении, что долговременная память вечна, в нас хранится каждый прожитый день, и если не всегда удается вспомнить желаемое, то это лишь доказывает, как прочно все это охраняется нашим внутренним сторожем.

11. ТРАНСФОРМАЦИЯ.

Этот метод применяется в том случае, когда надо трансформировать представляемый вами образ: черно-белый превратить в цветной, плоский - в объемный, маленький - в большой и.т. Метод хорошо помогает при запоминании иероглифов. Ученики, овладевшие этим методом, уже не будут выписывать иностранные слова на карточки, возить их с собой в метро и постоянно повторять. Достаточно один раз в своем воображении трансформировать иероглиф, чтобы он запомнился на всю жизнь. Пример нашего ученика:

Зак. 57582

17

18

На примере геометрических фигур меняется стратегия представления.

можно увидеть, как Колесо велосипеда

поворачивается и ломается, наезжая на камень.

Метод трансформации можно применять и для запоминания лиц. Вот пример, взятый из нашей книги "Запоминание лиц и имен". Пример нашего ученика:

- Передо мной фотография человека с большими ушами. Я их представляю оттопыренными еще больше. Получается смешно и хорошо запоминается. У художников это называется сделать шарж, карикатуру, то есть обыграть в рисунке особенности лица, характера человека, что-то преувеличить, что.то преуменьшить.

19

Фантазия учеников не знает границ. Вот как используют они этот метод при запоминании цифр. При этом трансформируется фигура спортсмена.

20

ОБРАЗНЫЕ КРЮЧКИ.

Этот метод можно применять при запоминании цифр. Цифры могут быть похожи на различные предметы. Например, ТРОЙКА напоминает морскую ВОЛНУ, изогнутый ЛУК, УСЫ. ПЯТЕРКА похожа на КОРАБЛЬ, ЗМЕЮ, КЕНГУРУ. Так на каждую цифру создаются по нескольку картинок. И когда надо припомнить цифры, припоминаются, фактически, картинки. Картинки выполняют роль крючков на вешалке нашей памяти. Надо только повесить, а затем снять нужную нам информацию.

Ниже приводятся картинки-крючки к цифрам. В картинке может быть не одна, а несколько цифр. Например, 651 можно запомнить с помощью картинки-крючка, где 6 -

мешок, 5 - количество мешков, 1 - фермер. Ниже так же приведены примеры образных крючков к трехзначным числам.

Этот метод мы применяли при подготовке к соревнованию по запоминанию колоды карт. С помощью него Вика Рыбникова (15 лет) запоминает две колоды карт за 20 минут.

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Иногда ученики видят целый сюжет. Запоминаемые значки, слова или цифры превращаются в действующих героев на экране. Причем это может происходить мгновенно. Важно отметить, что при этом методе образ первичен, а логическое осмысление вторично. Обычно, советуют наоборот: придумать ассоциацию к запоминаемой информации и затем визуализировать ее, т.е. представить как можно ярче - для лучшей фиксации в памяти. При обучении этому методу надо сделать так: поставить задачу и дождаться, когда ее решение придет не путем последовательных рассуждений, а мгновенно; решение прорвется, отметая привычные логические таможни в нашей голове, прорвется в виде готовой картинки. И осмысление картинки, быть может, подтвердит, как

22

интересно и неожиданно решение проблемы - и что мы талантливы.

Этот метод ближе всего подходит к творческому мышлению. Он может работать и днем и ночью, когда решения приходят во сне.

Вот как видятся ученикам геометрические фигуры на Эфане: дельфин жонглирует мячом, летят брызги из бассейна; дельфина награждают рыбой.

При запоминании цифр этим методом, ученик сразу видит готовую картинку. Например, число 781. Ребенок сначала представляет сюжет, и лишь затем его растолковывает. Семерка - это сломанная ВЕТКА. Восьмерка - пожилая ЖЕНЩИНА, а единица - ВЕРЕВКА.

Принципиальным является всегда то, что визуальный образ рождается сразу, и лишь затем осознается, что в нем содержится. Вот пример применения метода при запоминании телефонов: 155-09-22 - телефон справочной аэрофлота.

1 -это САМОЛЕТ, заходящий на посадку;

55 - это ШАССИ,

которые выпускает самолет;

0 - КРУГ, который делает самолет при заходе на посадку; 9 - самолет вдруг резко взмывает вверх и делает МЕРТВУЮ ПЕТЛЮ, потому что на взлетной полосе ДВА ГУСЯ.

22

Сегодня много говорят об экологии природы и экологии духа. Метод мышления образами, пожалуй, будет самым экологичным во всех системах развития интеллекта. Потому что метод ближе к творческому мышлению, чем к искусственному мнемотехническому построению.

24

СООЩУЩЕНИЯ.

Метод соощущений позволяет усилить ваши представления. Известно, что у музыкантов бывает "цветной слух", они видят цвет музыки. Такими способностями обладали композиторы Скрябин, Чюрленис. Бывают соощущения и во сне. Например, вам снится дождь, и вы слышите, как капли стучат по стеклу, чувствуете запах прибитой пыли на дороге и как мокрая одежда прилипает к телу. Вы даже можете почувствовать напряжение мышц. Все это называется соощущениями. Они могут быть полными, если появляются одновременно, или неполными, как в случае с "цветным слухом". Часто ученики спрашивают: "Как развить силу образов?" Из нашего опыта следует, что наилучший способ для этого -развитие соощущений. Умение вызвать и устранять их по своему желанию дает власть над миром образов.

Интересен пример журналиста Шерешевского, легко запоминающего слова любого незнакомого ему языка. Он превращал слова в соощущения и чувствовал при этом шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Слоненко Таня в 16 лет с помощью этого метода запомнила 70 цифр. Ей диктовали цифры, а она сидела с закрытыми глазами и представляла их вырезанными на стекле. Когда она отвечала, то мысленно проводила пальцами по стеклу и вспоминала цифры. Этот метод присутствует во всех наших книгах, но больше всего в "Тактильной памяти" и "Обонятельной памяти".

ГРАФИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Дети, начиная рисовать, часто не знают, какой рисунок получится в результате. Это и есть импровизация. Она каждый раз непредсказуема и поэтому всегда интересна. Применение метода можно увидеть на примере запоминания телефона акционерного банка "Деловая Россия"- 299-02-43. Вот как импровизирует наш ученик: "Я представляю солидного, умного банкира и начинаю рисовать его лицо. Мне удобнее брать цифры телефона с конца.

3 - это ЛОБ, УХО, 4 - НОС, 2 - УЛЫБКА, 0 - ПЕНСНЕ, оно придает солидность,

99 - это, конечно же, ГЛАЗА, 2 -это ПОДБОРОДОК. Банкир готов, его лицо - это его телефонный номер".

В книге "Школа эйдетики" (том 2) есть упражнение, где надо запомнить разнообразные закорючки. В основу упражнения легли эксперименты с запоминанием абстрактных символов. Во время их проведения лучше всего справлялись с заданием ученики, которые могли дорисовать эти символы до узнаваемых предметов. Причем некоторые ученики рисовали прямо в воздухе, перед собой, используя воображаемый, а не реальный карандаш. Вот ресурсы нашей памяти и воображения.

26

Пример нашего ученика:

- Я беру карандаш и дорисовываю символ так, чтобы он превратился в узнаваемый предмет. Например, непонятная "загогулинка" превращается в НОС или КОШКУ, или в РЫБОЛОВНЫЙ КРЮЧОК. Из второй "загогулинки" я сделал КЛЮЧ, ПАСТЬ фантастического чудовища, ПРЫГАЛКИ.

ОТСТРАНЕННОСТЬ.

Отстраненность, умение видеть себя со стороны часто присутствует у детей в играх, в общении. У взрослых эта способность менее выражена и проявляется, разве что, в стрессовых ситуациях. Например, ребенок съезжает на санках с горы, падает, плачет. Обида, боль переполняют его, и он начинает видеть себя со стороны, как он стоит на горе, взрослые успокаивают его и вытирают слезы замерзшим платком. Он успокаивается. Как показывают эксперименты и наблюдения за детьми в школе, с этим

27

феноменом связаны не только резервы внимания, памяти, но и психического здоровья. Умение видеть себя со стороны во время измененного состояния сознания присутствует во всех психотехниках (древних и современных) у многих народов.

Как ни странно, отстраненность иногда повышает концентрацию внимания. Мы даем ученику делать несколько дел одновременно. Например, он рисует одной рукой круг, другой треугольник, и при этом ему диктуются для запоминания 10-15 слов. Через несколько попыток он начинает правильно выполнять задание, причем, круги и треугольники начинают вырисовываться лучше (при одновременном рисовании двумя руками, как правило, круг похож на треугольник, а у треугольника круглые углы). То, что должно мешать, вдруг начинает помогать. Но этот парадокс происходит лишь тогда, когда ученик отстраненно выполняет задание. Упражнения на этот метод даны в книге "Как развить внимание и память вашего ребенка".

Сложно описать словами этот феномен, легче вспомнить собственные примеры отстраненности, когда себя, свои проблемы, вы весь мир как бы наблюдали со стороны. Мы пришли к выводу, что некоторым ученикам можно не запрещать на уроке болтать ногами, рисовать кораблики, разговаривать про себя и это не скажется на их успеваемости, даже наоборот. Их внешний вид будет показывать, что внимание рассеянно, взгляд блуждает или ничего не выражает, что их сознание не присутствует на уроке. Однако спросите их, и они повторят не только тему

28

урока, но и то, что происходило за соседней партой, что происходило за окном и что еще не успела сказать учительница. Внимание таких учеников объемно. Найдите их в своем классе и используйте наши упражнения. Но, ни в коем случае, не заставляйте их сидеть смирно, руки держать на парте, как в наручниках, и смотреть прямо в рот учительнице. Этим ученикам от природы дан другой тип внимания. Используйте его, а не переучивайте их. Тем более, что с этим феноменом связаны резервы работы нашего интеллекта и на его основе построены многие системы психокоррекции.

РЕГРЕССИЯ.

Метод регрессии (от лат. regressus - обратное движение) отличается от метода автобиографической памяти. При автобиографической памяти мы используем хорошо известные нам события, происшедшие с нами, с друзьями, с государством. Мы лишь касаемся этих событий, не вдаваясь в подробности, не переживая их эмоционально. Как будто перелистываем календарь. Они должны быть значимы для нас или для истории. Иначе мы не зафиксировали бы их в памяти. При регрессии нам нужны новые, ранее не вспоминаемые события. Мы как бы ищем клад, не зная, на что наткнемся. При регрессии мы можем вспомнить сущий пустяк, но он может стать островом, на котором нам захочется задержаться и пережить заново встречу с утерянным временем. Эти встречи всегда эмоционально окрашены. Мы не перелистываем календарь нашей жизни, а отправляемся на планету нашего детства и встречаемся лицом к лицу с жизнью, подозрительно нам знакомой. Состояние регрессии может быть настолько глубоким, что взрослый человек чувствует себя ребенком и демонстрирует формы детского мышления. Когда он чувствует себя трехлетним, и его спрашивают: "Как зовут твою маму?", он отвечает: "Мама!" "Скажи, облака живые, деревья живые?" Он отвечает: "облака живые, они двигаются, деревья - не живые!" Взрослый человек на первый вопрос всегда называет имя матери, на второй вопрос отвечает прямо противоположно. Итак, при этом методе, мы не просто вспоминаем детство, а вновь его переживаем, как наяву, а иногда и ярче. Если я спрошу человека, не владеющего этим методом, что он делал 5 лет назад, в этот день, в три

29

часа дня? Он, наверняка, не ответит. Ученик, владеющий регрессией, опишет этот день час за часом. Хотя раньше никогда его не вспоминал. Эта способность воспроизводить возраст раньше 3- 4 лет мало изучена. Но в ней - ключ к разгадке секретов памяти. Почему, одни люди обладают яркими образами и легко впадают в регрессию и могут вспомнить даже стук серда матери, когда еще были у нее в утробе, а другие - мыслительный тип, не могут увидеть как наяву, и довольствуются воспоминаниями по фотографиям, по рассказам бабушек, по наталкивающим ассоциациям. И только стресс, медитация, гипноз приоткрывают тебе затерянный мир, имевший когда-то такую власть над тобой. Кто охраняет дверь в потерянный мир, и нужно ли нам туда?

При овладении этим методом желательно использовать спокойную музыку, и умение проводить релаксацию. Как только ученик сможет вспоминать себя в 7, 6, 5, 4, 3 и даже в один-два года, при этом вспоминать новые события, а не известные ранее, то он овладел регрессией, а вместе с ней, и резервами своей памяти. Мы уже говорили вначале, что сложнее научиться вспоминать, а не запоминать. 18. ИЗБЫТОЧНОСТЬ.

Применение метода избыточности означает привлекать и использовать больше информации, чем есть в исходном материале. Например, надо запомнить следующий текст: "Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшишь посреди каменной россыпи...Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый нес ружье. Второй путник поскользнулся на гладком валуне и чуть не упал..." (Дж. Лондон). Ученики обычно воспроизводят так: "Двое подошли к реке. У них были рюкзаки и ружья. Один чуть не упал." Когда требуется запомнить дословно, такой пересказ не годится. И здесь помогает метод избыточности. Вам надо представить больше, чем есть в приведенном отрывке. Постарайтесь предствить сюжет более подробно, делая акцент на второстепенных деталях, привносите действие, которого может и не быть. Чтобы запомнить "спустились", надо представить этот спуск, задержать внимание на нем, увидеть его и спереди, и сверху, может, даже как-нибудь необычно, - например, спускаться боком, перебирая быстро ногами. А тюк у меня чуть не развязался, и я стягиваю на

30

ходу его ремн


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.