С использованием ролевой игры. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

С использованием ролевой игры.

2021-10-05 39
С использованием ролевой игры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- После изучения раздела «Стихи и проза» уместно проведение ролевого диспута «Разговор прозаика и поэта» (предварительно нужно ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии).

- Интервью с лицейскими учителями и друзьями А.Пушкина, Л.Толстым-философом и т.п.

- Спор двух филологов. Примерные темы: «К какой части речи относится слово «печь»; «К какому разряду относится местоимение «их»; «Золотой» - это эпитет или безоценочное определение»; «Как правильно писать: вы или Вы» и т.п.

Использование т.н. «языковых ловушек».

- Старый морской волк живёт в лесу, потому что все волки живут в лесу. Вы согласны?

Объясните выражения:

- «Он умер естественной смертью: переходил улицу на красный свет светофора» (К. Прутков)

- «Вот уже пятнадцать лет вкалывает в одном месте процедурная сестра Васильева».

- «Не стой где попало – попадёт ещё!»

- «Папа, я пятёрку принёс: в карты выиграл!»

- «Джексон, что случилось? – спрашивает поручик идущего по двору казармы рядового с загипсованной рукой.

- Я сломал руку в двух местах, сэр.

- Впредь избегайте этих мест, Джексон».

«На следующий день после Ватерлоо Наполеон проснулся невыспавшимся и совершенно разбитым».

«Когда вагоновожатый ищет новые пути – трамвай сходит с рельсов»; и т.п.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Текст 1

Слово может расширять свое значение. «Кров» этимологически означает «крышу», но в сочетаниях типа «гостеприимный кров» или «делить хлеб и кров» это слово имеет уже более широкое значение – «дом». В основе подобного рода изменений нередко лежит обычай называть в речи часть вместо целого.

В других случаях значение слова может сузиться. Более древним значением слова порох было «пыль», порошок – уменьшительное от порох. Но в современном русском языке далеко не всякий порошок является порохом, а только тот, который представляет собой особое взрывчатое вещество. Слово порох сузило свое значение.

(По Ю.Откупщикову)

1. Выделите грамматические основы в предложениях второго абзаца.

2. Найдите и подчеркните глагол в неопределенной форме, который употреблен в роли второстепенного члена предложения.

3. Найдите в тексте тезисы и доказательства. Составьте и запишите свой текст по такой же схеме.

Текст 2

В трехкомнатной квартире жил непорочно белый попугай в красных подштанниках. Попугая одолевали блохи, но пожаловаться он никому не мог, потому что не говорил человеческим голосом. По целым дням попугай грыз семечки и сплевывал шелуху на ковер сквозь прутья клетки. Ему не хватало только гармоники и новых свистящих калош, чтобы походить на подгулявшего кустаря-одиночку. На окнах колыхались темные коричневые занавеси. В квартире преобладали темно-коричневые тона. Над пианино висела репродукция с картины Беклина «Остров мертвых» в раме темно- зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнажённая часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых – узнать было уже невозможно.

(И.Ильф, Е.Петров)

1. Объясните правописание суффиксов причастий.

2. Пользуясь словарём, определите значение слова «кустарь».

3. Расскажите, с помощью каких средств создаётся юмористическая окраска текста. Напишите своё юмористическое описание кого-либо или чего-либо.

Текст 3

У Деметры, богини растительности и земледелия, была дочь Персефона. Однажды Персефона гуляла по лугу и ее похитил царь Аид, владыка подземного мира. Деметра бродила по земле и искала дочь, пока бог Гелиос-Солнце не рассказал ей правду. Деметра погрузилась в скорбь, и земля перестала цвести и плодоносить.

В странствиях богиня забрела в Элевсин, ныне пригород Афин. Ее приняли царь, царица и царевны, но неутешная Деметра не касалась угощений. Только служанка Ямба смогла развеселить ее своими шутками. Деметра велела построить в Элевсине храм и учредила элевсинские таинства или мистерии. Этот земледельческий праздник неукоснительно справляли вплоть до VI в. н.э. Каждую осень перед началом посева (в Греции сеяли осенью, а жали весной) торжественная процессия шла из Афин к Элевсину. Подробности элевсинских таинств неизвестны, потому что разглашать их участникам было запрещено. Но можно предположить, что в мистериях разыгрывался миф о Деметре, в том числе и сцена с Ямбой. Произносимые от лица Ямбы шутки и стали называться ямбами.

(О.Левинская)

1. Выпишите слова, в которых есть чередующиеся гласные в корне, объясните их написание.

2. Расскажите, что такое «ямб», приведите пример.

3. Придумайте шутку, с помощью которой Ямба могла развеселить безутешную Деметру.

Тексты 4

Вечной тучкой несётся, улыбкой беспечной, улыбкой зыбкой смеётся. Грядой серебристой летит над водою – лучисто-волнистой грядою.

Чистая, словно мир, вся лучистая – золотая заря, мировая душа. За тобой бежишь, весь горя, как на пир спеша. Травой шелестишь: «Я здесь, где цветы… Мир вам…» И бежишь, как на пир, но ты – там…

Пронесясь ветерком, ты зелень чуть тронешь, ты пахнёшь холодком и, смеясь, вмиг в лазури утонешь, улетишь на крыльях стрекозовых. С гвоздик малиновых, с бледно-розовых кашек ты рубиновых гонишь букашек.

(А. Белый «Душа мира»)

1. Выпишите глаголы с безударными окончаниями, объясните написание гласных в окончаниях.

2. Определите разновидность прозы, использованную в этом тексте.

3. Опишите, о ком или о чём идёт речь в этом отрывке (обратите внимание на название произведения). Как вы себе это представляете? Почему?

Нас двое в комнате: моя собака и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною – смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я её понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живёт одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; и в каждом из нас горит и светится трепетный огонёк.

Смерть налетит, махнёт на него своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?

Нет! Это не животное и человек меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой.

(И.С. Тургенев «Собака»)

1. Определите жанр этого произведения. Аргументируйте.

2. Подумайте, как этот текст перекликается с предыдущим. Напишите об этом. Избегайте излишнего цитирования.

Текст 5

Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.

– Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – Откуда в наших местах косули?

– Да я лично видел! Она в лощине паслась!

– Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. Смеясь, мужики стали расходиться. Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– Ты точно косулю видел?

– Точно! Видел! Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – А зачем тебе, Колёк, косуля? Лето ведь – мясо испортится!

– Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. Он знал, что ничего не найдёт. Так уж, видно, суждено. Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. Боль, похожая на большую чёрную кошку.
Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. Нужно было возвращаться назад. Савушкин спустился с холма и заплакал. По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу...

Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
Вдруг Савушкин замер. В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала.

– Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин.

Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморенный жарой, устало смотрел куда-то в сторону. Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. Савушкин вздохнул и попятился назад...

Солнце жгло прокаленную землю. Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал перед самым селом.

– Вкусно, миленькая? – спросил он.

– Вкусно!

Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень. (По А. Владимирову)

1. Определите тему текста и основную мысль.

2. Расскажите, с помощью каких средств автор показывает беззащитность маленьких существ, страдания девочки.

3. Раскройте символический смысл выражения «фиолетовое покрывало».

4. Какова проблема, поднятая автором текста. Почему вы так думаете? Напишите об этом небольшое рассуждение.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.