Мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе

2021-10-05 35
Мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На гистограмме видна положительная динамика качества знаний в сравнении со средним показателем за предыдущий учебный год.

Результаты анкетирования по методике КОС Б.А. Федоришина

Данная анкета используется для оценки коммуникативных и организаторских склонностей. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия.

Как видно на диаграмме, процент учащихся с высоким и очень высоким уровнем коммуникативных способностей повысился с 29% до 54%, а процент учащихся с низким уровнем коммуникативных способностей, а также с уровнем ниже среднего уменьшился с 42% до 17%.

Результаты опроса по тесту Михельсона

Тест Михельсона представляет собой разновидность теста достижений. В нём предлагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнёрскому стилю общения. Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения.

На диаграмме представлен в процентном отношении компетентный стиль общения (30-50% - агрессивный либо зависимый стиль общения, 50-70% - преобладает компетентный стиль общения, 70-90% - компетентный стиль общения является доминирующим). Видно, что количество учащихся, для которых доминирующим является компетентный, партнёрский стиль общения, повысилось. Уменьшился процент учащихся, которым свойственно проявление агрессии или зависимости.

Анкета для учащихся «Моё отношение к учению» представляет собой ряд суждений о школьных учебных дисциплинах. Каждый урок по каждому из суждений оценивается от нуля до двух баллов в зависимости от отношения к данному учебному предмету. Максимальная оценка – 16 баллов.

Результаты анкетирования «Моё отношение к учению»

Положительная динамика данных по каждому из этих показателей говорит о том, что направление взято верное. Работа в русле данного проекта будет продолжена. Итоговый результат, т.е. достижение определённого стандарта обучения, будет ясен после сдачи учащимися ГИА по русскому языку в 9 классе, а также ЕГЭ в 11 классе.

Положительными результатами также являются успехи учащихся на районных конкурсах творческих работ в прошлом году (см. работы и награды в Приложениях 12, 13).

Вывод.

Выдвинутые в гипотезе предположения находят подтверждение на практике. Формирование коммуникативной компетенции происходит успешно, если, используя метапредметный подход к обучению,

1) создавать на уроках учебные задачи и проблемные ситуации, использовать учебный диалог;

2) учить детей структурировать учебный материал, представлять его в обобщённой форме;

3) использовать нетрадиционные виды заданий, дающих свободу творчеству и развивающих мышление учащихся;

4) использовать различные виды текстов для иллюстрирования функционирования языковых единиц, а также для работы по формированию мировоззрения учащихся. 

Распространение данного опыта в педагогической среде происходит  путём публикаций, выступлений на педагогических советах, а также заседаниях методического объединения.

 В перспективе также планируется:

- выпуск брошюры, содержащей рекомендации по использованию метапредметного подхода к формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, а также разработки уроков, упражнения;

- прохождение обучения на курсах повышения квалификации, связанных с тематикой проекта;

- совершенствование методов и приёмов, соответствующих метапредметному подходу к обучению, а также создание метапредметных уроков в рамках учебных предметов «Русский язык» и «Литература».

 

 

 
 
 
 

Список литературы

1. Богданова, О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы [Электронный ресурс] - М.: Академ А, 1999. – Режим доступа:  http://samlib.ru/m/molina_m_a/metodika_lit.shtml.

2. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/

3. Бурцева Е.В. Текст как основная дидактическая единица при формировании коммуникативных компетенций школьников [Текст]/ Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы VI международной научно-практической конференции 28-29 сентября 2011 г. - Москва, 2011 –  С. 328, с. 50-53.

4. Быстрова, Е.А. и др. Обучение русскому языку в школе [Текст]/ Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. Е.А. Быстровой и др. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с.

5. Громыко, Н.В. Как сценировать и проводить учебное метапредметное занятие [Электронный ресурс]/ Выступление 20 августа 2010 года на установочном семинаре перед победителями региональных конкурсов в рамках общероссийского конкурса "Учитель Года", проводимого "Учительской газетой" и Министерством образования РФ. - Режим доступа: http://www.smdp.ru/napr/education/100-howdramatize.html  

6. Закон об образовании [Электронный ресурс] (редакция № 68 от 10.07.2012 г.) / Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii

7. Зыкова, С.Н. Содержание коммуникативного образования: принципы коммуникативной дидактики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/302/image/302_043-045.pdf

8. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить [Текст]: монография/ А.А.Ивин. - М.: Просвещение, 1990 г. – 240 с.

9. Кирилина, Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя [Электронный ресурс]/ Л.И.Кирилина // Электронный научный журнал «Современные наукоёмкие технологии». – 2005. - № 6. – Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4128

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 11.02.2002г. № 393 [Электронный ресурс]/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. – Режим доступа:  http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

11. Коломинский Я.Л. Человек: психология [Текст]: книга для учащихся старших классов / Я.Л.Коломинский. - М.: Просвещение, 1986 г. – 224 с.

12. Курганов, С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге [Текст]: монография/ С.Ю.Курганов. - М.: Просвещение, 1989г. – 128 с.

13. Ларионова Л.Г. Методика преподавания русского языка [Текст]: пособие для учителя/ Л.Г.Ларионова. – М.: Просвещение, 2010г.

14. Литвинко, Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие [Текст]/ Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.

15. Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006г. – 588 с.

16. Личность в системе коммуникации [Электронный ресурс]: лекция/ Режим доступа:   http://ob-svyazy.ru/lektsii-po-osnovam-teorii-kommunikatsii/22-lichnost-v-sisteme-kommunikacii.html

17. Локалова, Н.П. Психологическая основа компетентностного подхода как новой парадигмы современного школьного образования [Электронный ресурс]/ Электронный журнал «Психологическая наука и образование». -  2010 г. - № 4. - Режим доступа: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_4_1940.pdf

18. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка [Текст]:  Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 1999г. – 272 с.

19.  Никитина, Н.Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения [Электронный ресурс]: статья / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/metapredmetnyi-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheni

20. Метапредметный подход. Что это такое? [Электронный ресурс]:  материалы заседания круглого стола «Учительской газеты»//Электронная газета «Учительская газета». – 2011г. – Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64

21. Мыследеятельностная педагогика [Электронный ресурс]/Занимательная педагогика. – Режим доступа: http://www.zanimatika.ru/bestsennaya-kopilka/myisledeyatelnostnaya-pedagogika-teoriya-i-praktika.html

22. Новиков А. Методология учебной деятельности [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/novik/04.php

23. Опросник КОС [Электронный ресурс]/ А.Я.Психология. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests2_kos.html  

24. Петерсон, Л.Г. Развитие идей Л.С.Выготского в дидактической системе деятельностного метода «Школа-2000…» [Текст]/ Библиотечка журнала «Вестник образования России». – М.: Про-Пресс, 2006. - № 3 – 96 с. – с. 74-76.

25. Показаньева М.С. Анкета для учащихся «Моё отношение к учению» [Электронный ресурс]/ Социальная сеть работников образования. – 2012 г. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/anketa-moe-otnoshenie-k-ucheniyu 

26. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. Стандарты второго поколения [Электронный ресурс]/ Федеральный государственный образовательный стандарт. Интернет-издание издательства «Просвещение». - М.: Просвещение, 2008 г. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2627

27. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. Стандарты второго поколения [Электронный ресурс]/ Федеральный государственный образовательный стандарт. Интернет-издание издательства «Просвещение». - М.: Просвещение, 2008 г. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626

28. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]/ Официальный ресурс Министерства образования и науки РФ. – 2011 г. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BD%D0%BF%D0%BE

29. Проект образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку [Электронный ресурс]/ Электронная газета «Русский язык». – 2002 г. - № 33. – М.: 1 сентября. – Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203308

30. Рахимов, А.З. Творческое мышление. Психологическая теория и технология творческого развития [Текст]/: монография/ А.З.Рахимов. -  Уфа: Творчество, 2005 г. – 226с.

31. Рахимов, А.З. Технология обучения русскому языку. Книги 1-3 [Текст]/ технологическое пособие/ А.З.Рахимов. -  Уфа: Башгоспедуниверситет, 2009 г.

32. Сомова, Л.А. Коммуникативные основы моделирования уроков литературы [Электронный ресурс]/ автореферат докторской диссертации по педагогике / Л.А. Сомова. – М.2010 г. – 464 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kommunikativnye-osnovy-modelirovaniya-urokov-literatury

33. Стратегия модернизации содержания общего образования [Электронный ресурс]/ Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: 2001 г. - Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию. – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448/

34. Тест Михельсона [Электронный ресурс]/ А.Я.Психология. – Режим доступа:  http://azps.ru/tests/5/mihelson.html  

35. Тюпа, В.И. Три кита коммуникативной дидактики [Электронный ресурс]/ Дискурс. - Новосибирск, 1997г. - № 3–4. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual

36. Фисенко Т.И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения [Электронный ресурс]/Реферат по педагогике/ Т.И.Фисенко, доцент кафедры ТиМО. – 2010г. – Режим доступа:  http://www.bestreferat.ru/referat-188083.html

37. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]/ Проект. - М.: Просвещение, 2009г. – 78с.

38. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание образования с позиции человекосообразности [Электронный ресурс]/ Статья. Вестник Института образования человека. - 2012г. – Режим доступа: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm

39. Эвристическое обучение [Электронный ресурс]/ Статья. – Персональный сайт А.В. Хуторского. – Режим доступа: http://www.khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_training.htm

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фрагмент урока на тему

«Правописание Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и прилагательных, образованных от причастий»


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.