Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия. Психокоррекционные занятия (дефектологические занятия) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия. Психокоррекционные занятия (дефектологические занятия)

2021-10-05 69
Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия. Психокоррекционные занятия (дефектологические занятия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия. Психокоррекционные занятия (дефектологические занятия) является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР.

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной коррекционной поддержки процесса обучения. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие необходимых для формирования учебных компетенций приемов мыслительной деятельности, ослаблении нарушений познавательных процессов, специальном формировании метапредметных умений и социальных (жизненных) компетенций.

Курс реализуется учителем-дефектологом в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Курс обеспечивается системой дефектологического сопровождения, включающей проведение диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей и организационно-методической работы специалиста. В ходе дефектологического сопровождения осуществляется специализированная помощь школьнику с ЗПР в динамике образовательного процесса. Учитель-дефектолог выявляет основные дефициты в развитии учебно-познавательной сферы обучающегося с ЗПР, анализирует структуру нарушения, определяет сохранные функции, зону ближайшего развития, его индивидуальные особые образовательные потребности. На основании анализа полученных данных проектирует индивидуальный образовательный маршрут, в котором определяет коррекционные задачи и индивидуальные специальные приемы работы с подростком с ЗПР.

Дефектологическое сопровождение основывается на комплексном подходе. Учитель-дефектолог взаимодействует с другими специалистами сопровождения и при планировании коррекционно-развивающей работы учитывает профессиональную позицию педагога-психолога и учителя-логопеда. Основной задачей специалиста является коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, преодоление или ослабление нарушений развития, препятствующих освоению программного материала на уровне основного общего образования. Учитель-дефектолог проводит коррекционно-развивающие занятия, для которых организуются группы из обучающихся с однородной структурой нарушения. Возможным является проведение индивидуальных занятий. Занятия проводятся во внеурочное время по заранее составленному расписанию.

Курс«Коррекционно-развивающие занятия. Психокоррекционные занятия (дефектологические занятия) » создается по модульному принципу.

Цель курса – преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.

Задачи курса:

· Коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала.

· Формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций.

· Развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов.

· Специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала.

· Формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.

В процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся с ЗПР формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.

Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:

1. Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.

2. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Содержание коррекционного курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать признаками понятий, выделять их существенные признаки, выполнять сравнение по существенным признакам объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий, проводить многоаспектную классификацию по самостоятельно найденному основанию. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучения категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий.

Осуществляется развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Происходит развитие и коррекция познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций; коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности.

Осуществляется восполнение образовательных дефицитов, формирование метапредметных навыков учебной работы, формируются алгоритмы выполнения трудно усваиваемых и слабо упроченных учебных навыков. Задача специалиста выработать у школьника с ЗПР самостоятельное использование способов учебной работы, обеспечивая помощь в освоении программного материала.

Содержание модулей определено следующими разделами:

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» включает следующие разделы:

· Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации.

· Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации.

· Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие.

· Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов.

Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» включает следующие разделы:

· Познавательные действия при работе с алгоритмами.

· Познавательные действия при работе с информацией.

· Познавательные действия по преобразованию информации.

Содержание курса на уровне основного общего образования

Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.