Русская природа в стихотворениях поэтов XX века — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Русская природа в стихотворениях поэтов XX века

2021-10-05 44
Русская природа в стихотворениях поэтов XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Н.М. Рубцов «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Стихотворения русских поэтов XX века о природе и родине.

Элементы интонации в поэзии XX века. Выразительное чтение.

Габдулла Тукай, Кайсын Кулиев

Поэты разных народов России. Поэзия Габдуллы Тукая «Родная деревня», «Книга» и Кайсын Кулиева «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Обострение чувств к Родине в сложных, трудных ситуациях. Помощь Родины в преодолении беды. Гордость за народ в стихотворениях поэтов. Верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». Любовь к родному языку.

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

XI. Зарубежная литература

Мифы Древней Греции

Античная мифология. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о подвигах Геракла). Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. Мифы и история. Отличие мифа от сказки. Язычество. Древнегреческая мифология в русской культуре. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии. Героический характер.

Геротод

«Легенда об Арионе». Легенда. Отличие мифа от легенды. Реальность и фантастика в легенде.

Гомер

Слово о поэте. «Илиада» (эпизод «Изготовление оружия»). «Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопов. Полифем»). Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея». Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра

Слово о писателе. Роман «Дон Кихот». Злоключения рыцаря в романе. Бескорыстие, доброта, сострадание в романе. Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности. «Вечный» сюжет. Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления). Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.

И.Ф. Шиллер

Необычная жизнь И.Ф. Шиллера. Баллада. «Перчатка». Сравнительная работа по переводам В. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Игра чужой жизнью человека. Смысл баллады. Рыцарские поступки. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Работа над выразительным чтением.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме

Жизнь писателя-реалиста. Новелла. «Маттео Фальконе». Название новеллы. Смысл новеллы. Качества характера героя. Романтика и дикость в произведении. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Трагедия в новелле. Законы жизни. Изображение дикой природы.

Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери

Слово о писателе. Повесть-сказка «Маленький принц». Философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца. Притча. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

 

Содержание курса литературы 7 КЛАСС (третий год обучения на уровне основного общего образования)

I. Введение

Выявление уровня литературного развития учеников. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

II. Фольклор

Предания

Понятие о преданиях. «Пётр и плотник».

Былины

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Урок внеклассного чтения. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.

Карело-финский эпос. Особенности русских былин.

Пословицы и поговорки

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

III. Древнерусская литература

Памятник древнерусской литературы «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

IV. Литература XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов

Краткий рассказ об ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм, признание труда, деяний на благо родины – важнейшие черты гражданина.

Гавриил Романович Державин

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремлении...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

V. Литература XIX века

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о писателе. История в произведениях А.С. Пушкина. «Полтава» («Полтавский бой»), прошлое и будущее в поэме «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и Волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Повести Белкина». Рассказы из цикла А.С. Пушкина.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклоризм литературы (начальные представления). Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров.

Язык и стих. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о писателе. Эпоха в повести «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Поэтический пафос повести. Народный характер в повести.

Особенности изображения людей и природы в повести. Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Сопоставление картины природы с главным героем в рассказе. Социально-психологическая характеристика героя. Влияние крепостничества на жизнь людей, одарённых физическими и моральными способностями от природы. Историческое значение в развитии России «Записок охотника».

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.