Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

2021-10-05 63
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Русский язык»

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать опорные слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Примерные контрольно-измерительные материалы

Специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР по учебному предмету «Русский язык» включают: наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий; упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); увеличение времени на выполнение задания.

При проверке письменных работ исправляются, но не всегда учитываются при выставлении оценки специфические виды ошибок, связанные с нарушениями слухового восприятия и зрительных анализаторов (логопедические ошибки, грамматические ошибки): пропуск слов; замена букв; перестановка букв; недописывание; наращивание слов; разделение слов (нас тупила); нарушение смягчения (василки); отсутствие конца предложения; повторы слов; замена ударной гласной а на о и наоборот (застовила вместо заставила); недописывание сложных пол элементам написания букв (лехал вместо лежал); ошибочное словообразование (пондравился, каждный); ошибочное образование форм слова (в падеже, в форме числа, в роде, в употреблении глагольных форм); ошибки в согласовании и управлении; ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов; ошибки в построении сложных предложений; смешение прямой и косвенной речи. При сохранении данных специфических ошибок в письменной речи, педагогу следует обратиться к учителю-логопеду для выработки согласованных действий в части коррекционной помощи.

Примерные контрольно-измерительные материалы по русскому языку 5 класс

Раздел Контрольные работы Сочинение Изложение
Повторение материала, изученного в начальных классах Контрольный диктант. «Повторение материала, изученного в 1-4 классах».    

Синтаксис.

Пунктуация

Контрольное тестирование: пунктуация простого и сложного предложения   Сжатое изложение. «Старый пень»  
Контрольный диктант. «Фонетика. Орфоэпия.  Графика»: изменение звуков в речевом потоке Сочинение-описание предмета  

Фонетика.     

Орфоэпия     

Контрольное тестирование       по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»: правописание гласных и согласных в корне слова Сочинение по картине Ф.Толстого «Цветы, птица»    
Контрольный диктант за 1 полугодие Сочинение по картине  И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»  
Лексикология как раздел науки о языке Контрольный       тест по разделу «Лексикология»   Изложение «Первый снег»
Морфемика как раздел лингвистики. Орфоэпия Контрольный диктант    
Имя существительное Контрольная работа по теме: «Имя существительное»   Подробное изложение с элементами описания
Имя прилагательное Контрольная работа теме «Имя прилагательное»    

Глагол

Контрольная работа по теме «Глагол»    
Контрольная работа за полугодие         
Систематизация и обобщение изученного материала в 5 классе Итоговая контрольная работа за курс 5 класса    

 

Класс

Раздел Контрольные работы Изложение Сочинение
Повторение пройденного в 5 классе Контрольная работа (тест) по Теме «Повторение».    
Лексикология и фразеология Контрольный диктант по теме «Лексикология»    
Словообразование Контрольная работа по теме «Словообразование» Подробное изложение Сочинение–описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Морфология

Контрольная работа по теме «Имя существительное» Выборочное изложение   Сочинение–рассуждение на основе прочитанного
Контрольная работа (тест) по теме «Глагол» Контрольное изложение  
Контрольный диктант по теме «Морфология»    
Систематизация и обобщение изученного материала в 6 классе Итоговая контрольная работа за курс 6 класса    

Класс

Раздел Контрольные работы Изложение Урок-зачет
Повторение пройденного в 5 -6 классах Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография»    
Морфология. Причастие Контрольный диктант по теме «Правописание причастий» Выборочное изложение  
Морфология. Деепричастие. Контрольный диктант по теме «Деепричастие»    

Самостоятельные и

служебные части

речи.

Контрольный диктант по теме «Предлог»   Уроки-зачеты по теме «Служебные части речи»
Контрольный диктант по теме «Союз»    
Контрольная работа по теме «Служебные части речи» Контрольное изложение по тексту Гиляровского «Москва и москвичи»  
Повторение, обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольный диктант по теме «Словосочетание и предложение»    
Систематизация и обобщение изученного материала в 7 классе       Итоговая контрольная работа за курс 7 класса    

 

Класс

Раздел Контрольные работы Изложение Урок-зачет
Повторение пройденного в 7 классе Контрольная работа по темам 7 класса    
Простое предложение   Изложение с элементами сочинения  

Двусоставное

предложение

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»    
Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»    
Простое осложненное предложение Зачетная работа «Основа предложения» Сжатое изложение (однородные члены предложения)  
Обособленные члены предложения   Изложение с элементами сочинения      

Слова, грамматически не связанные с членами

предложения

Контрольный диктант по теме «Пунктуация»    
Контрольная работа по теме «Пунктуация»    
Систематизация и обобщение изученного материала в 8 классе       Итоговая контрольная работа «Синтаксис и пунктуация»    

Класс

Раздел Контрольные работы Изложение Сочинение  Урок-зачет
Повторение пройденного в 5-8 классах   Изложение с грамматическим заданием    
Сложные союзные предложения     Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему  
Сложносочиненное предложение       Зачет по теме «Сложносочиненное предложение»

Сложноподчиненное предложение

Контрольный тест «Сложноподчиненное предложение» Лингвистическое изложение в научном стиле Сочинение- рассуждение по интерпретации текста Зачет по теме «Сложноподчиненное предложение»
    Сочинение- рассуждение о природе родного края  

Бессоюзное сложное предложение

  Изложение с элементами сочинения   Зачет по теме «Бессоюзное сложное предложение»
  Сжатое изложение на лингвистическую тему    
Сложные предложения с различными видами связи   Изложение с элементами сочинения    
Систематизация Изученного в 5-9 классах Итоговая контрольная работа Контрольное сжатое изложение    

 

Литература

Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами.

Данная программа отличается от основной образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем, что составлена с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У этих обучающихся на уровне основного общего образования по-прежнему наблюдаются: сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения; у них плохо развиты навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых произведений учителю следует понимать, что их содержание должно максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР; обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; уточнению, расширению и активизации лексического запаса, развитию устной монологической речи.

Основной целью изучения предмета «Литература» на уровне основного общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

Изучение литературы на уровне основного общего образования решает следующие задачи:

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

- формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

- формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

- воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

- воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

- формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

- обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

- формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по четвертям (триместрам). Распределение времени на изучение тем в течение учебного года самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей.

Содержание каждого года обучения включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В рабочей программе курс предмета «Литература» представлен следующими разделами:

- Русский фольклор.

- Древнерусская литература.

- Русская литература XVIII века.

- Русская литература XIX века.

- Русская литература XX века.

- Литература народов России.

- Зарубежная литература.

 

Содержание курса литературы 5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования) [6]

I. Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты. Учебник литературы и работа с ним.

II. Фольклор

Устное народное творчество

Повторение знакомых жанров устного народного творчества. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка»

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Светлые т тёмные стороны мира. Эстетика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

«Журавль и цапля»

Сказка о животных.

«Солдатская шинель»

Бытовые сказки. Составление волшебных сказок на основе изученного материала.

III. Древнерусская литература

«Повесть временных лет»

Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян. Литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Отзвуки фольклора в летописи. Знакомство с устаревшими словами. Составление словариков устаревших слов. Любовь к Родине, народу. Мудрость и хитрость русского человека.

IV. Русская литература XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов

Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...».

Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Роды и жанры литературы.

V. Русская литература XIX века

Басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).

Иван Андреевич Крылов

«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» и др. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. невежа и невежда. «Волк на псарне» – отражение исторических событий. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен. Дополнительное изучение текстов басен. (Внеклассное чтение.)

Василий Андреевич Жуковский

Дружба с А.С. Пушкиным. История создания литературной сказки «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Александр Сергеевич Пушкин

Пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый...»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, вступление, предваряющее мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм – тема «бродячих сюжетов»). Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Отличие русской народной сказки от литературной.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.