Глава 3. Магия здоровья и целительства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 3. Магия здоровья и целительства

2022-08-21 19
Глава 3. Магия здоровья и целительства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На протяжении по меньшей мере десяти веков подавляющее большинство граждан нашей страны лечились при помощи магии, прибегали к помощи сельских знахарей и ведунов. Врачи практиковали лишь при царских дворах, редко какой боярин мог позволить себе держать иноземного специалиста. В послепетровские времена, положение практически не переменилось и лишь с развитием земства крестьяне получили возможностьпользо– ваться современной врачебной помощью. Но к тому времени в народе уже были выработаны свои методы лечения заболеваний. Были ли они лучше или хуже научных? Во всяком случае они были своеобразными. Русские знахари издревле лечили хоть и не с благословения церкви, но все же словом Божьим. то есть обращаясь к христианским святым и мученикам, причудливо переплетая обращения к ним с типочно языческими, праславянскими образами – могучим и вечным камнем Алатырем, островом Буяном и персонифицируя болезни в образе злых девок‑лиходеек.

 

Старорусские лечебники

 

Книги, относимые к «лечебникам» на Руси долгое время были не в почете, поскольку их, как многие другие «не официальные» письменные документы относили к «Черным Книгам», т. е. книгам «колдовским». Здесь, правда, стоит заметить, что «черной книгой», зачастую в среде людей грамотных именовался черновой текст. «черновик». Возможно, что от именно от не правильной трактовки этого термина в народе и пошло название «Черные Книги».

История демонологии на Руси может назвать немало случаев, когда донос на человека производился именно при обнаружении у него странной книги, «Лечебника», поскольку в таких книгах выводились рецепты, то, вынужденно вводилась «цифирь», которую подавляющее большинство населения вообще не понимало и принимало за некие «магические» знаки.

Приводимый здесь «Лечебник» относится к относительно поздней эпохе и содержит данные уже организованные в виде упорядоченных списков. К подобному Лечебнику трудно было придраться как к «волховской» книге, и власти, и церковь относились к таким произведениям достаточно снисходительно, как правило за них не наказывая, однако доносы от неграмотного населения, «на всякий случай» шли и здесь.

Текст, в его старорусском прочтении поначалу может показаться непривычным, но затем явно увлекает, особенно если читатель действительно интересуется старинными рецептами. Адаптированные же тексты, выведенные «современными» терминами смотрятся крайне пустыми и куцыми. Поэтому мы лишь в отдельных местах, для облегчения и большего понимания текста ввели свои комментарии и вставили явно недостающие слоги, буквы и слова… Текст приводится по сборнику «Домострой» (М.: Советская Россия, 1990, нумерация пунктов, для удобства наша – А.А.

 

Лечебник от многих мудрецов о различных врачевских вещех, ко здравию человеческому предстоящих

 

О хлебе ржаном

 

Хлеб ржаной естеством теплее ячменя. и пристоит (необходимо его, т. е.) ясти здравым людем, и он им силу подает. Больным же людем пристоит (т. е.желательно) ясти пшеничной хлеб, (так как он) лутше и питательнее.

А у которых людей желудок не варит естеством, и (тогда) тем не добро (по)ясти ржаного хлеба, понеже болезнь стомахову («стомах» – живот) не может одолети. но с великим томлением изнести низ– ходит. Подобает всякому человеку беречися от хлебного недопечения, великая бо и тяжкия болезни от того рождаются: да не ядим (так же) хлеба горячего или горазло мяхкого, но да переначует.

Тремя обычаи (ми) хлеб печется.

Большея имеет и себе многу мяхкость. а корка его тверда и непитателна есть телу. и не скорогноительна, утробу защущает, а мякишь толстой надымает тело и вредительную мокрость родит.

Хлеб, который невелик и тонок. того жар проимет и волгость из него вытянет, и тот хлеб утробу вяжет, изноет.

Средния же хлеб, и которой непереквашен и не пересолен. тот здравее всех тело питает и добрые крови растение творит, и в естестве человеческом укрепляет, но приемлем его, чтоб не добре был мякок и не черств же, яко же выше (об этом) речено бысть.

Хлеб, которой разтворен на вишневом соку испечен и прикладывает к оспенным чирьям. и тако (делает) их мякких и отворити.

Хлеб, которой печен с отрубями, скорыи исходити, не питателен есть телу человеческому.

Кисель (надо) ясти ржаной после немощи на тощее (голодное) сердце.

 

 

Об овсе

 

Овес есть брашно скотское (т. е. пища для животных). а не человеческие, но в нужди и в добром и том хлебы печем, а тот хлеб непитателен естеству человеческому, но паки силу подает и кровь от него не раждается.

А ще пластырь делаем в муке овсянои. и прикладываем, (он) мягчит и отворит чирьи.

А ще делаем пластырь вкупе в муке овсяной и в ылу муки пшеничныя, и тем помазаем прокажение личное (на лице), и тако (тогда) тело гладко станет.

Овес без лужбы (без «лузги», т. е. очищенный). Варен (ый) в воде, и потом толчен (ый) в воде, и с маслом пресным смешен, прият естественную теплоту стомахову наводит.

Мука овсяная смешана з белилы добрыми (чистыми) и варено в воде. и тем, аще кто лице умывает. и лице станет бело и светло.

 

О зверех и травах

 

О коте

 

От котова ли или от кошкина укушения бывает великая болезнь и зеленость тела – просто приложить пластырь луку, тот чернаго исцеляет. Кот от укушения руты травы или мигдалов горьких (т. е. миндаля горького) бегает, и там надобе класть, где что портит. Кал котовой или кошкин смешан з горчицею, и тем шелуди (лишаи) мазать – згонит, и волосы наростут.

 

О собаке

 

Собака всех зверей трема делы (ми) преходит: первое, что знает, второе – любит, третие – служит. Собака, языком своим лижющи (я), и чюжие раны лечат. Аще (а если) себя (где‑то на теле) языком не достанет, и она ногу свою наслюнит и на раны дотыкает, и (э)то (есть) ведомое лекарство от языка собачья. Сердце иссуши и изотри и смешай с каким‑нибудь питием, и мажь против сердца. и у того человека лишнеи сон отводит.

Желчь собачья – прелые и опухлые очи уздравляет. Кожа собачья. около руки оберчна (обернута), коросты живит.

 

О петухе

 

Мозг петуховой (можно) с вином пити – от многих болезней уздравляет. Укормив кура добре тучного и стараго, и дать его гонять, дондеже (т. е. пока не) утомится, потом заклать его и вычистить, наткав его солию, да варить в полуведре воды, чтоб (ы) прело.

И как бы выпрело, чтоб пятая доля осталась, и то пити тепло (е) не по многу на нощь, и из утра, и тем пособляет на дыхавицу и дрожанною болезнию (при лихорадке), составом (суставам) и многим иным болезнем,

 

О пчеле и о меду

 

Пчела есть две вещи делает добрыя, Богу и человеком угодны: воск и мед.

Мед есть сок с росы небесныя, которыя пчелы збирают во время с добрых цветов благоуханных, и от того имеет в себе силу многу, и угоден бывает к лекарству от многих болезней.

 

 

О своборинном древе

 

Иоанн Мазовей[2] пишет о своборине (шиповник – А.А.), что своборина есть лекарство, по латыне – «Мидисине Бенедикте», а по ру(с)ски «врачевание благословение», понеже сила ея подателна(я) есть ко здравию всего тела человеческаго и пременительное естество на благое.

Листвие соборинное свежо толчено (е) с сахаром головным («сахарная голова», крупный кусок, отливка чистого сахара – А.А.), и то приято, проход движет. Дух свориннаго листвия вельми пристоит тем, кои естеством суть колереки («холерики» – А.А.), сиречь (то есть)горячи и сухи от крови, понеже (поскольку) от духу своборинного полягает (унимается) главная болезнь, коя родится от колерек. От того ж духу уймется насморк. кои бывает в колериках от пищнаго горячества, как Плиниус мудрец пишет (Плиний Старший – А.А.).

Цвет своборинной собою студеностен (холоден) в первом ступ (е)не», а сух во втором (ступени). Егда он червлен (т. е. красен) станет, а не гораздо ростянется, и тогда ево собираем и на соблюдение высушим на ветре, и тако (тогда) благовоние от них не отходит.

Тот же цвет свежей толчен (ый) и прикладываем к горячим чирьям. и тем ог (о)нь из них вытянет. Тот же цвет свежей или сухой, толчен (ый) и смешай с медом пресным, да с сахаром головньм, и вари на огни. И в том будет масть (получится мастика, смазка, мазь – А.А), и то приято, всякую вредительную мокрость укрепляет все тело человеческое.

Тои же цвет варен (ый) в уксусе на нощь поставь, и тем уксусом мажь горячество составное (воспаленные суставы, т. е.), и оттого оток поляжет. То же пристоит к горячему стомаху (к животу) и тем вынет ог (о)нь из стомаха.

Мед из цвету свобориннаго составляем: воз (ь)ми меду престного, елико хощеши, и вари его, а пену сметывай, чтоб был мед чист, и процеди его сквозь плат (ок) и цвет (ы), изрезав, в тот мед всыпли. и маленько повари. и той мед совершен (ен) собою станет. и тем естество человеческое укрепляет, также и кровь.

Мед своборинной собою вельми крепок и, внутрь (будучи) прият, естество человеческое укрепляет и кровь, истребляет и вредительную мокрость, коя бывает от черныя кручины, тако же и то вредительное существо, кое родится от лишния мокрости, истребляет. Тем людем, кои пиют мед своборинной. разведен водою. в коей воде варена финиклова трава и прибавь к тому немного соли, и кои страждут теми двема болезн (я)ми, и тем помогает и чистит нутр (о) нежели тако (в) о себе без примешения.

Сок из своборинного цвету, варен с вином фряжским (французским) и при (н)ят, болезнь г (о)лав– ная от того тушится, тако же и очем (т. е. глазам) то здравие есть. Тем же. аще рот полощем, тогда болезнь из десен выведет. Сок же тот, смешан с водою источниковою по разсужению (взяв количество по своему усмотрению, т. е.), и то пито, вельми проход движет и кровь чистит. но особие вычистит колеру, сиречь кипление кровавое, кое бывает от кипления желчи (о наличии микробов никто не подозревал, холеру полагали болезнью «ото желчи» – А.А.), и тело холодит без вредности, и сон покоен наводит, и желтость с тела сгонит, и сердце укрепляет, и кровь обвеселит.

Ягоды своборинные толченые и тем десны и зубы натирай, и от того болезни выведет. Те же ягоды варены, и то (если) пити, (то) (крово)течение утробное заключается и кровное блевание уймет.

Тою же водою мочим века больных очей, из которых гнои идет, и то им (так же) пользует.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.