Подлинный старорусский травник — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Подлинный старорусский травник

2022-08-21 26
Подлинный старорусский травник 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

История медицины знает огромное количество травников (отсюда слова «травить», «отравить», «отрава»), лечебников и «зелейников» («зелье» – трава, травный настой, яд и пр. изготовленный из трав). Многие из них полны чисто сказочными свойствами и описаниями несуществующих растений. Некоторые из них вполне приложимы к «практике» и в наши дни. однако же, именно за подобные книги или переписанные в тетради описания, вплоть до Петровских времен, людей хватали как колдунов, пытая, подвешивали на дыбу, жгли факелами, вызнавая, что за «колдовские» корешки значатся в «волховских» тетрадках, безжалостно сжигали в срубах.

Названия многих трав не являются ныне общепризнанными и «официальными». Однако многие травы вполне узнаваемы.

Так «Адамова голова», в действительности более известна как мандрагора, или, иначе, скополия. «Вороний глаз» – ныне так и называется: это вполне обычная небольшое растение наших сосново‑еловых лесов. «Гага» – березовая чага, нарост на коре. И – так далее.

В Травнике есть – Девясил, Дягиль, Зверобой, Золототысячник, Иван‑да‑Марья, Крапива, Любисток, Мать‑и‑Мачеха, Молодило, Осот, папоротник (имеется в виду, видимо: «орляк») Петров Крест, Попутник (подорожник), Прострел (подснежник), Ромашка, Чистотель, Щавель и другие, здесь не упомянутые.

Травы пользовали зачастую более полноценно, нежели ныне – в свежих водяных вытяжках, «кашицах» из тут же нарубленного растения, в порошках, в парениях (например в бане), в курениях. Не забывались ни корни, ни листья, ни цветы, не плоды.

Распространенные ныне спиртовые настойки в старину были замещены более щадящими, забытыми ныне жировыми вытяжками, например, отварами в молоке или растопленном сале (см. напр. трава «архангел»), разведениями в том же молоке или сметане.

Многие растения, особенно свежесорванные, носили при себе, что давало постоянный чрезкожный контакт и, несмотря на примитивность применения, вполне могло способстовать излечению некоторых недомоганий. Практиковались также растения вмазанные в комочек пчелиного воска, также носимого на себе, что так же было не лишено смысла – через воск вещества довольно легко проникали к коже и «целили».

Если сравнивать различные травники, в частности чудесные «колдовские» и обычные «лечебные», то можно заметить отдельные забавные моменты того, как вещи обыкновенные становятся волшебными.

Так, некоторые травы «превращались» в «магические», видимо, по причине простого непонимания прочитанной в травнике фразы. Например, когда врач писал (см. напр.»хмея»), что трава помогает «от сабли» – он имел в виду обычное лечение рубленой раны.

Но, когда тетрадь с рецептами брал в руки человек неграмотный, ему казалось, что речь идет об магической защите «от сабли» с помощью названной травы. А далее, переписывая рецепт или давая его кому‑то другому, он «рекомендовал» такую траву уже не как «лечебную», а как…волшебную, магическую! Так рожались легенды, множились загадки и чудеса, являлась невиданная магия.

Так, мандрагора, содержит сильнодействующие алкалоиды (в частности «скополамин»), способные и отравить и исцелить довольно быстро. Именно поэтому ее, как и другие подобные же травы, считали травой «волшебной». Ее применяли в частности: отпаивать «околдованных» (например, женщин, бьющихся в истерике и пр.).

Однако, уже в колдовстве ее рекомендовалось втирать в область сердца, тогда, видимо… в связи с введенными через кожу токсинами возникало отравление с бредом (интоксикация с галлюцинированием). утверждали: что «увидишь демонов».

Еще одной «магической» травой полагали – папоротник. Добывать его советовали ее в день Иоанна Предтечи, копать, предварительно положив на земле с четырех сторон серебро, обычно – крупные серебряные рубли, а, для «надежности» добычи и охраны от нечистой силы – побольше.

Полагалось копать «не оглядываясь», чтобы не побила («порушила») сторожащая траву «нечистая сила», и потому, любой случайный прохожий в лесу мог показаться трясущемуся от страха колдуну – такой «нечистой силой». Страшась погибнуть колдун убегал, бросая начатое.

Забавно, но, возможно, как раз такое, случайно оставленное «вспугнутым» колдуном «серебро» и наводило прочих поселян, в том числе и других колдунов на шальную мысль, что с помощью папоротника можно… «искать клады»!

Так, словно в детской игре «испорченный телефон», возникало еще одно очередное «кольцо мнений», среди уже существующих тысяч таких же «колец» – зацикливающихся «сам на себя» народных слухов.

В любом «Травнике» несмотря на довольно бесхитростные описания, они, порой достаточно точны, на что желательно обратить внимание тем, кто хочет воспользоваться рецептами далекой старины. При этом надо иметь в виду, что далеко не всегда то название, что применяется ныне имеется в виду для травы в старом описании.

Под одним названием порой кроются совершенно разные травы. Поэтому к самому описанию растения надо отнестись крайне внимательно, ибо ошибка может дорого стоить.

Так, часто встречающееся выражение «трава ростом со стрелу» означает, буквально – длину «со стрелу», то есть около метра, ростом «в колено» – пол‑метра, в «локоть», в «пядь», в «нож», в «иглу» – все это размеры, сравниваемые с предметами.

Выражение «листочки как денешки», означают – круглые листья (как «денежки», монетки).

Слова, типа «цветом красна» могут оказаться двояки по смыслу – или красновато все растение, и красноваты его цветы.

Смысл многих слов менялся из эпохи в эпоху. Слово «худой» означало отнюдь не нечто «тощее», а – плохое. Слово «добрый» – не нечто ласковое, а – хорошее.

Впрочем, поскольку некоторые термины ныне уже основательно подзабыты, а то и просто не применяются, приведем несколько встречающихся в этом и в других «Травниках» слов:

«Будылье» – стеблевая часть.

«Былина» – длинный стебель

«Вороной» – темный

«Гривна» – денежная единица в Древней Руси. В упоминаниях травников, где траву ритуально (магически) рвут «через гривну» имеется в виду, видимо, первоначальный ее смысл, «гривна» – шейное ожерелье из серебра или золота («грива» – шея).

«Грыжа» – от слова «грызть», «грызение»: то есть постоянно ощущаемая острая «боль».

«Ефимок» – монета.

«Желва», «желвак» – глубокое подкожное нагноение, проступающее через кожу, как выпуклость.

«Кила» – опухоль, часто аллергического происхождения, возникающая очень быстро и потому приписываемая в старину колдовству.

«Порча» – в отличие от «грыжи», есть заболевание без постоянно напоминающего «грызения», т. е. боли. Ныне «порчей», в целях рекламного привлечения к практикующим деятелям «нетрадиционной» медицыны нарочито называют исключительно некие вредоносное «колдовские» последствия, которые обычный врач, «традиционными» способами «снять» якобы не может.

«Пядь» – мера длины, отрезок между растянутыми большим и указательным пальцами средней человеческой руки.

«Отрасли» – побочные от стебля отростки, веточки.

«Рамень» – темнохвойный, обычно, еловый лес.

«Скорбь» – какая‑либо болезнь.

«Червленый» – красный.

«Черная болезнь» – падучая: эпилепсия.

Следует иметь в виду, что приводимый нами «Травник» избран, собственно, только лишь из‑за его краткости. В планах наших, кроме всего прочего, было, так же привести систематизированные краткие отрывки, например, из на редкость любопытного произведения вполне официальной медицины давних лет, известного под типичным для старинных времен пышным и многообещающим названием «Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Ея Императорского Величества, Екатерины II, профессором Н. Амбодиком, в 1784 году» (СПб.: 1784).

Книга эта, в отличие от «народных» травников содержит сведения достаточно апробированные и проверенные на десятках больных, в то время как приводимый ниже «Травник» содержит рецепты, подчас труднопроверяемые, иногда непонятные, а иной раз просто, чисто «сказочные».

Приведенный ниже текст не адаптирован, цитируется по сборнику «Домострой» (М.: Советская Россия, 1990). Примечания в скобках, по тексту наши – А.А.

 

Адамова глава»

 

Трава Адамова Глава растет по черным лесам. Былина зелена, одна. толста. листики зелены, невелики, в ефимок шириною, продолговаты. А цвет на той траве жолт (ый), наверху – в червоннии золото. что петушок, а в цвету в середине, что человек на коне сидит, а на отраслях цветки жолты же, толко малы. Корень кисть неболшой, цветом сер (ый), а внутри бел (ый) с желтиною.

И ту траву рвать с крестом господним и говорить:

«Отче наш, помилуй мя боже».

А кто грамоте не умеет и (надо тогда) сотворить ему 300 молитв Иисусовых. И принеся ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портил – даи (им, и тому и другому) пить и того обличит, или которая жена не родит – дай пить.

А кто хощет диавола видеть или еретика, и тот корень возьми, водой освяти, и положи на престол и не замай 40 дней, и те дни пройдут – носи при себе – узришь водяных и воздушных демонов (из‑за отравления – А.А.).

А воду хощеши держать или мельницы ставить – держи при себе или пойми взверхъ – хощеши воздвигнуть полату, храмину и землю под себя подвести. И та трава есть царь во всех травах. А когда кто ранен или сечен (порезан) – приложи к ране – в три дня заживет.

 

Примечание: В.И. Даль определяет эту траву как «растен. Palolownia imperialis. Адамова голова, мертваяголова, т. е. человеческий череп; | тропическое растение мандрагор, Mandragora offic. или Atropa Mandragora, из семейства пасленовых. | Растен. черный осот, Centaurea scabiosa, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель или пустосел, ошибочно постушель. | Вят. растен. Cypripedium calceolus, кукушкины сапожки».

 

 

Царь архангел»

 

Трава Царь Архангел ростет мала в локоть. тонка, видом синя, на сторонах по девяти лис (т)ков, вверху четыре цвета: червнленыи, зелен, багрян. синь. Растет при больших реках и при полынских, или при полянках, при болотах и при подольниках. А под тою травою корень стоит человеком (т. е. человекообразной формы), а трава выросла из ребер его.

Рвать на Иванов день чрез золотую гривну или серебреную.

И кто ту траву носит при собе, и тот человек не боица диявола ни в день, ни в нощь, ни злаго человека, и на суду сопротивника одолеет, и люди его любят.

А корень ея добр: у которыя жены детей нет, а ты истопи того коренья в каком ни есть молоке и дай пить, то будут дети, а у кого старая порча, хоть за 30 лет, выдет вон.

 

Примечание: Возможно, это «царь‑трава» Petasites offic, подбел, чумный корень, лопух. В разных списках четырехцветные травы фигурируют под разными именами, но на основе сравнения текстов‑описаний можно выделить четыре их разновидности: 1) царь Архилин (травник 18 в. из собрания ГПБ: Змеев 1895, 220), архилим (Тр 3, 77), архангел (травник? в., Балов 1898, 23); 2) семитар (травник 18 в.(ГПБ F.VI.6): ПЛДР 1987, 500), симитарим (лечебник 17 в., Синод. собр. № 481: Лахтин 1911, 72), симтирим (травник‑лечебник к. 17– нач. 18 в. ГПБ: Змеев 1895, 208), парамон (Тр 2, л. 58 +58об.); 3) намлисей (Тр 1, л. 10 +10об.), царь Сим (Тр 2, л. 20 об. ‑21); 4) ахтоном (Тр 2, л. 14об.), цемравная (лечебник кон. 17 в., Кавелин 1894, 532). Ботанически эти растения не определены, и вероятнее всего относятся к разряду волшебных трав, подобно цветку папоротника существующих лишь в народном воображении.

 

 

Бронец»

 

Трава Бронец ростет кустиками, что гороховина, цвет ворон (ой), ягоды голубы.

Та трава добра: хотя старая порча или грыжа, и ея пить с хмелем по молоду месяцу (в новолуние, т. е.), то всю нечистоту выгонит и очи светлыми будут и кашлю запретит.

 

Примечание: В.И. Даль определяет эту траву как «Бронец м. легкий‑бронец, растен. Smilacina bifulia, сердечная, змеевец, заячья кровь, заячья соль, соколиные глаза, – ягодки, дерябка; она же брунец».

 

 

Боронец»

 

Другои боронец ростет на борочках высоко, при брусничном месте вышиною в пядь, зелена вельми, листочки узеньки, что кошечьи нохти, вверху коленца лапатачка.

И та есть вельми добра, который человек трет ею тело тогда не пухнет от всякаго удара и щепоты не будет.

 

Примечание: В.И. Даль определяет эту траву как «бедренец‑камнеломка». В народе употребляют спиртовую настойку корней как хорошо проверенное средство при грудных болезнях, особенно при кашле. Такое же применение имеет и другой вид: бедренец большой.

 

 

Варахиль»

 

Трава варахиль, а ростом в стрелу, на пахотных местах, по межам. Толста, мохната, корень таков. как есть девятосилов (т. е., у травы «девясила»), и цвет лазорев (ый) таков же.

Кто ея пьет, утопя в вине с муравлями (настойка на рыжих лесных муравьях – А.А.) на тощее сер (д)ца, то которой человек хмельное пьет, тот не станет пить, и будет духу хмельнаго бегать. Добра та трава (и) от тараканов: покуря дымом, то от той травы вон выдут (из дома) тараканы и сверчки и всякой гад.

 

Примечание: очевидно, этот один из видов девясила. На территории России и Беларуси встречаются девясил британский (народное название боровняк, золотушник), иволистный (народное название жёлтый глаз, сердечная трава), шершавый (народное название нашатырка, чайная трава), высокий, или дикий подсолнечник. Растут но берегам рек, на заливных лугах, в кустарниках и лесах; девясил высокий выращивается как лекарственное и декоративное растение.

 

 

Воронец»

 

Трава воронец ростет лопушками вороными, цвет прибел, собою (размером) ниска, что капуста, ростет при реке.

Та трава добра: аще который человек трясется телом. топи в молоке и хлебай и пей сок ея по молоду месяцу (новолунию) и по ветху месяцу, помилует бог.

Примечание: растение Paris quadrifolia, вороньи ягоды, глаз, натягач, волчий глаз, родимец.

 

Вороново око»

 

Трава вороново око ростет по раменским (темнохвойным, еловым, т. е.) местам, в пядь, листы накрест 4 или 5, среди их (посередине) ягода черна, корень тонок бел.

Оная добра битому человеку пить, пить от чириев и коросты. А корень к зубам годен, ягоду съесть с утра – не боится порчи, корень годен в молоке или пить с медом, а у ково не стоит (половой член – А.А.) – хлебай в молоке.

 

Примечание: В.И.Даль определяет это растение как «Poligonatum efficiale, купена, купень, куп, печатки, кровавник, волчья трава, волчьи глазки, вороньи глазки, сорочьи ягоды, сындрик».

 

 

Гага»

 

Гага именуется губа березовая (ныне – «чага березовая»), ростет на сырой березе, а которая ростет на сухом, та не пригодится в лекарство. Возьми ту гагу и бересто с нее срежи долой. чтобы не было белова.

Повари ее в молоке пресном и то мало попей от гортанной болезни и от кашлю, а губу вынь и спрячь – опять пригодитца.

 

Девесил»

 

Растет от корени листье кустом, а из листья ствол один с отрослями, листки по нем зелены ни гладки, цветы жолты с половины былины и до верха несамочасты, а величиною цветы подибны маковому. А растет по старым дворищам и по огородам. Корень толст (ый), велик, растет не в глубину, по подземелью, и у корени отраслеи многи, корень цветом желтоват, в средине бутто беловат.

Та трава добра: кто ея часто рвет. то скоро от убою раны живит, и (к) иным многим статьям пригодна. Возьми корня, истилки как муку и смешай со сметаной и мажь, где почесуха, и будешь здоров.

 

Дягиль»

 

Есть трава дягиль, ростет по огородам и по сухим местам. собой в локоть, наверху кисточка беловата, корень, что перец.

Та трава добра пить у которой жены груди болят, а корень держи на зубах, (для лечения их) угодна.

 

Кудрявой дягиль»

 

Есть трава кудрявой дягиль, ростет при реках и при полняках. цвет бел (ый), а инои синь или желтои бе сердца, Добра она от еретиков (от «нечистой силы», т. е.).

Ту траву кто ест, и тот человек никания порчи не боится, аще в пир пойдешь, грызи корень хотя однажды в день или в неделю – скорби (болезни – А.А.) своя избудешь, носи дягиль на главе – люди любят (последнее, видимо, аналогично применению современных духов и одеколона – А.А.)

 

Косая железенка»

 

Трава косая железенка ростом в локоть или в стрелу, собою красновата, цвет желт (ый) или багров (ый), листы, что елочки, а ростет по земле ничком, по брусничникам.

Та трава добра у кого (мужской) кутак не стоит: пей в вине и хлебай в молоке – будет стоять, хотя 10 днев не стоял.

 

Зверобой»

 

Есть трава зверобой, ростет по высоким местам, ростом в локоть, листочки меленки, лист протива листа часто, цвет синь, а сотрешь, что руда (как кровь, т. е.), пить от уразу.

 

Земляница»

 

Трава земляница, ростет по прелям (по проталинам, т. е.), что снег долой, а оноа и цветет, а ростет кустикам, цвет желт (ый) пробел собою, меньше пяди.

Та трава, добра хлебать в молоке малым детям, которые не спят, добра от колотья и у кого очи преют.

 

Змеица»

 

Есть трава змеица, собою тонка, ростет ничком по земли, цвет белой, мала, едва знать с землею.

Хорошо с нею до чего коснется просить у людей – все сделается в твою пользу. Если будешь просить у мущины, то положь ту траву под правую пазуху, а если у женщины– то под левую (подобные действия, возможно, аналогичны применению современных духов и одеколона, давая «хороший» запах и создавая, потому, «хорошее» впечатление).

 

Золотуха»

 

Есть трава золотуха, ростет ис‑под колоды, и по лесам, где женская пол не заходят, собою желта и толста и долга, что полевые персты.

Добра от волосеника и от усовея (язвы и нарывы с «волосом», т. е. с густым, тянущимся «в волос» гноем – А.А.) и нырок добре чистить.

 

Золотуха»

 

Трава золотуха ростет на навозных местах в лесах, мужеской цвет желт (ый), а женский – синь.

Та трава угодна всякому человеку от недуги.

 

Примечание: Золотарник обыкновенный (народные названия: василек малый, живительная трава, золотая розга, золотник, золототысячная трава, золотуха, золотушник, краснянка, порышник, семисильник, сердечник, цвинчарей, цвинчурия, центурия) – многолетнее травянистое растение семейства астровых (сложноцветные) – Asteraceae Dumort. (Compositae Giseke) – с единичными прямостоячими, часто красноватыми стеблями и коротким деревянистым корневищем высотой 80–100 см.

 

 

Иван»

 

Есть трава на земли именем Иван (видимо, Иван‑чай или Иван‑да‑Марья), ростет в стрелу, на нем два цвета: один синей, а другой – красной. А листочки малинькие, что денешки, по сторонам. И ростет на старинных превеликих реках.

Та трава всем травам царь: кто умом рушится, носи при себе, или кто издавна посекся; а корень – кто хощет избежать худым конем у добраго – тот корень держи при себе, и уедешь.

 

Примечание: Иван‑чай, он же кипрей узколистный известен на Руси с XII века и под названием «копрского чая» экспортировался в Европу как тонизирующее и лекарственное питье.

 

 

Кавыка»

 

Трава кавыка ростет на пашнях и при полниках, собою в стрелу и выше, колотовата, хохлата, по нем шляпы, что шипья, что иглы колется, не даться простою рукою взять.

Та трава угодна в дому держать и хоромы ставить на ней. А когда скотина вертится, положи с воском в шерсть и отыдет нечистый дух (обычно, зверек, ласка). И от черной болезни добра.

 

Примечание: очевидно имеется ввиду овечий репейник Xanthium antimonium. Кроме овечьего в Средней полосе России имеются еще несколько репейников.

 

 

Кукуй»

 

Трава кукуй ростет по мягким змлям и по мокрединым березникам, ростом в четверть, цветом черна, цветы разныя початком: иной красной и белой. Листы долги гладкия, по сверх пестры, а корень двояк: две руки – одна бела, другая черна с палцами.

У кого (мужской) мизер не стоит, то дай съесть белой, то будет стоять, а вялой черной съесть, то повиснет и зовянет.

 

Примечание: очевидно имеются ввиду кукушки и кукушницы, все виды растений Орхис обширного семейства Orchidea.

 

 

Котовемуде»

 

Котовы муде (возможно, ныне более благопристойные по названию «кошачьи лапки», поскольку «муди» – мохнатые мешочки для семенников, яичек) растет при борах и по лугам, цвет темновишневой красен, что шапка.

Та трава добра: у кого желва под щеками, вари ее и хлебай и ею парь, помилует Бог.

 

Примечание: возможно, имеется ввидуцмин песчаный (бессмертник песчаный, сушеница, сухоцвет, кошачьи лапки, золотистка). Для желчегонных целей в окружающей нас природе не найдено лучшего средства, чем соцветия цмина. В народе окраску цветов этого растения связывают с цветом лица человека, больного желтухой.

Напаром из цмина в русской народной медицине лечат желтушных больных. У некоторых после приема чая из него желтуха проходила в пять дней. У других выходили из кишечника аскариды. Следует подчеркнуть отсутствие явной токсичности, как у других глистогонных средств.

 

 

Кропива»

 

Трава кропива (названием, видимо, происходит от слова «кропить», т. е. брызгать водой, поскольку траву пользовали в избе, как веник, намачивая в воде, т. е. «кропя») походила что конопель.

Добра она ясти, утопя в уксусе на тощее сердце по исходе месяца, вычищает в человеке всякую дурность, гонит лом у грыжи вон и утробу чистит.

 

Примечание: яснотка белая, она же глухая крапива наряду с трехцветной фиалкой, чередой и листьями земляники употребляют внутрь как чай (в виде напара) при золотухе, фурункулезе, прыщах, сыпях – то есть во всех случаях, где необходимо «очищение крови», и, кроме того, при малокровии у молодых людей, при хронических почечных заболеваниях и при болезнях селезенки. Цветы употребляют также при маточных болезнях и болезнях легких и горла.

 

 

Куреп»

 

Есть трава куреп, а ростет она при мокрой земле, вышиною в стрелу, цвет бел (ый), а от корени (идет) вельми дух тяжел.

От корюхи ту траву носит при себе, или в молоке хлебай, топя, выгонит кумоху и одышку, и галовить кумошная (т. е. от лихорадки, одышки, припадков), аще человек по дважды на день и в неделю будет хлебать – скорби своей избудет.

 

Примечание: Напар травы куриной слепоты (20,0 г на 1 литр кипятка, прием не более 3 стаканов в день) принимают как средство, усиливающее месячные, а также как успокаивающее средство при душевных депрессиях и нервных расстройствах. В таких же случаях применяется и валериана.

Сок из свежего растения в виде примочек прикладывают к воспаленным глазам.

 

 

Лас»

 

Есть трава лас, ростет при борах, ростом в пядь, цвет походит на багров (ый), а корени два, что орешки, едни черен, а другии бел (ый).

Тои травы корень белой класть за щеку, (мужской) уд станет стоять, а черной класть, то человек будет без ума. Добра та трава килы отвязывать.

 

Примечание: По всей вероятности, четырехцветная трава входит в более широкий круг растений, связанных с пестрым и полихромией (сава, лас, пукокея и др.). Все они так или иначе связаны с миром потустороннего, символикой плодородия, взаимоотношениями мира мужчин и мира женщин. Сокращения Тр 1 – Травник XVIII в. ОР РГБ, ф. 92 (собр. Долгушина), № 111. Тр 2 – Травник кон. XVIII в. ОР РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), № 4492.

 

 

Любит»

 

Трава любит (применяемый и ныне любисток) ростет при полониках и при красных розных борах, при старых сильных местах, при великих реках, на раменских (темнохвойных,т. е.) местах.

Ростом в локоть, цвет рудожелт (ый) или походит на бело, среди цвету шишечка, корень что лоды– шечка барановая. Корень носить на себе.

 

Примечание: Как отхаркивающее при обильной мокроте употребляют не только напар, но и порошок из корня любистока в дозе на кончике столового ножа 3 раза в день.

Любисток употребляется при отеках печени. Используются корни, стебель, листья и цветы. Варить любисток в старом вине, пить перед обедом и после ужина 50–60 дней.

 

 

Маточник»

 

Есть трава (названием) словет маточник, ростет по старым местам и межам, и по перелогам, собою синя, цвет синь, верху кусточки сини же, как котелники синь.

На той траве, на цветку, матка пчельная сама бывает и берет, что ей требе(уется). Тою травицею добро ульи потирать и всяикя пчелиныя борти: в том дереве и в улье пчелы любят жить. И тою травицею подкрапливать пчел и порожние ульи и борти по весне: подлетают пчелы.

 

Примечание: Мелисса лекарственная (лимонная трава, мята лимонная, маточник). Многолетнее травянистое растение высотой 30–120 см. При растирании издает лимонный запах. Употребляется при несварении желудка, поносах, гинекологических болезнях, аменорее. В таких случаях готовят отвар из 10–15 г мелиссы и 100 г воды. Пьют перед обедом. При болях в желудке 3–4 капли мелиссового масла размешивают в 30 г крепкой водки (спирта, самогона) и пьют перед обедом.

 

 

27. «Мать‑Мачеха»

 

Трава мать‑мачеха – пасынкам носить при себе, и раны заживляет. Их два рода: одна ростет по сухим местам, горам, другая около болотных рек ростет.

 

Примечание: мать‑и‑мачеха (подбел, камчужная трава). Ее желтые цветы, похожие на одуванчик, появляются ранней весной на глинистых и глинисто‑меловых почвах склонов холмов, оврагов, а также на межах, окраинах полей, в сухих рвах, окраинах лугов, переходящих в пахоту. После цветения начинают развиваться листья. Это и есть мать‑и‑мачеха.

 

 

Царские Очи»

 

Трава Царские Очи, и та трава вельми мала, ростом в ыглу, тонка, что игла же, а желта яко злато. Цвет багрен (ый), а в ней кажетца всякие цветы и узор, как зайдешь против солнца и посмотрив, а листов нету, а ростет кустиками.

И та трава угодна в дому своем, и животу человеку пользует, и на суд воз (ь)ми с собою – не осужден будешь, или в путь идучи на который помыс (е)л, воз (ь)ми с собою – вельми добра.

Аще который человек хощет в пир идти – не боится еретика, а кто хощет жениться – держи при себе – ласковое жите будет. А ростет она при борах, где родится клюква.

 

Папорт»

 

Есть трава Папорт безсердешная, ростет на восток лицем. Копать ея на Ионна Предтечу, корень со травою и носить на себе: где поидет, на того человека никто сердит не бмвает, хотя и не друг, а на зло и не помыслит.

А копать ея (надо, чтобы сначала) положить на земли с четырех стран серебра, сколько хочешь.

 

Парамон»

 

Парамон на себе имеет как черны волосы, родится возле болот кустиками.

Та трава вельми лобра от нечистаго духа и от черныя болезни. А на ней наверху что шапочка. а как отпадет и будет что стрелное железо черненко.

И та трава вельми добра к конскому плоду. Давать болящему на рожении и исходе месеца, тогда Бог помилует.

 

Примечание: среди других растений в травниках отчетливо выделяются травы, обладающие четырьмя цветками разной окраски: «Есть трава парамон, та трава всем царь, той парамон, а ростет она на нарочитом месте о шти листах, а цветов на ней 4: 1 синей, 2 червленной, 3 зеленой, 4 багровой, а имати та трава с коренем сквозе гривну златую или сребрянную на Иванов день к вечеру, а корень тое травы – человек, и та трава выросла из ребра человека того, и взем ея и разрезати ребра, и выни у него сердце, аще у котораго сердце болит, и пей с нево – исцелеешь, и язык ево высмотрит, и аще у кого глава болит, и то с тово сердца измытиса – и то здрав будет, и аще у которыя жены детей нет, – и то печень сварить того человека, варить в молоке и пить по 3 дни и утра той жене на тоще сердце – и родитса дитя: девица, потом и отрок» (Тр 2, л. 58‑58об). В некоторых списках упоминаются также черный, красный, желтый и рудожелтый цвета. Эти растения ботанически не определены.

 

 

36. «Петров крест‑1»

 

Есть трава петров крест (подземное паразитирующее на корнях растение), ростет при морях и при великих реках и при никах. Ростом в локоть, цвет багрен (ый), ростет кустиками, что молодая дятловина. а корьнмя все крест крестом.

Та трава детям малым давать в молоке, и никакая скорбь не ввяжется, и коя жена скорбна месячной (месячные кровотечения). и тое траву в нибудь варить, и давать хлебать, помилует Бог от всякия пакости, а в пир поедишь – возьми ея с собою от еретиков (от возможных отравителей) и от напрас– ныя смерти.

 

37. «Петров крест‑2»

 

А есть другой петров крест, цвет желт, сама вьюнка.

И давать конем ранам сеченым с папутникам (с подорожником – А.А.) поможет. А ростет при реках, при болотинах.

 

38. «Плакун‑Трава»

 

Всем травам мать плакун‑трава, а каждую траву рвать с приговором. Говори сице: «От земли трава. а от бога лекарство».

Три раза приговаривать и быть в чистоте. Второе:

«Небо‑отец, земля‑мать. а ты, трава. позволь себя рвать».

Плакун растет по лугам и по рекам и подле болот обо 1, 2, 3, 4 и 5 стволам (и), вышиною в аршин и ниже. Цвет красно‑вишневои или багровои, по стволу на четверть – отросли от ствала малы, также с цветом. Корень вельми крепок, насилу отрубишь топором, а цветом корень сверху бур, а внутри бур на– красно. ин корень годен, копать августа 1 дня на сходе солнца.

Трава называется плакун – когда распинали жидове Христа. святая Богородица плакала и бежала к реке Иорданну и на ту траву слезы роняла.

Пригодна в чистоте держать в избах и с собою в пути носить, нечистый дух не коснется, и со оным корнем травм рвать. иметь ири себе, а когда имеешь при себе сего корня, то хоша опосле приложи траву к плакунову корню, то и будет всякая трава иметь свою силу.

 

Примечание: В разных местностях плакун‑трава отождествляется с различными растениями. Возможно, это Дербенник вязолистный (Lythrum salicaria L.) из сем. дербенниковых. Корневищный многолетник с лилово‑розовыми цветами, собранными в длинные колосовидные соцветия, высотой до 2 м. Цветет с июля до сентября. Влаголюбив. Имеет несколько садовых форм. Используется для посадки группами на лужайках, берегах водоемов, рабатках и в миксбордерах. Декоративен и может украсить берег водоема на вашем дачном участке.

 

 

Попутник»

 

Есть трава попутник (ныне известен, как распространенный всюду подорожник), ростет по пути. листочки подле земли, как капуста, вверх сторожек.

Аще кто утробою болит, наварить попутник в вине с медом, посолить немного, истер (е)ть, с черным порохом пить. Добра та трава от окорму и к посеку или к порезу (ранения – А.А.): усуша (листья, и растерев их), присыпай (рану), скоро (за)живит.

 

Прострел боровой»

 

Есть трава Прострел Боровои (подснежник), ростет на бору. ростом в пядь или в локоть кустиками. Цвет (ок) синь, цветет сквозь снег, а листочки на неи от земли, а кверху листу нет, лишь цвет один, что маков цвет.

Ту траву рвать с великоденским яицом или с простмм на Георгиев день, апреля 23 дня, и то яицо положить на тое место.

Трава одна годна от чернои болезни, сердешнои порчи, если нет голосу – сложить с лесовым прострелом вместе, понеже словут оне братья, друг без друга не хочет врачевать.

 

Прострел лесовой»

 

Есть трава Прострел Лесовои, ростом в стрелу или выше. Цвет (ок) на неи синь петушками. лист щадровит. Добра ит всякого зла, духа, демона, от порчи и от всяких пакостей.

 

Ребина»

 

Трава ребина ростет на пахотных землях, листы крестиками, что ребинка ж, цветы сини(е), кис (точ)ками, корень бел (ый), что волокно белое или волосм белые.

Та трава (к таким болезням) угодна: цвет (ы), у кого очи болят – парь в кислом каасу с медом, а корень тоя травы, когда бывает поветрие (т. е., какая‑то эпидемия), топи с медом – поможет. Корень пей, кому уроки бывают («сглазили», т. е. чаще всего, как‑либо отравили), или на скот, пей и носи при себе. А буде у коров глумятся удесы, вложи корень в главу с воском – поможет.

 

Ревека»

 

Трава Ревека по вечерним зорям стонет и ревет (звучит, поскрипывает, т. е.). Ростет надвое подле водь, ростом в локоть, листом красновата, цвет что малинов (ый), глиниост (ный). пола собою (пустостебельна).

Приложишь ко огню – загорится, а кинешь в воду – н она против воды поидет, а (потому, считают) если возмешь корень в рот – лекко будешь на воде плавать.

Ту траву давать на зоре порченым людям, и они скажут. кто их спортил, или положить в головах (спящей) жены, а женка (во сне, при распросе) выскажет, с кем жила блудно.

 

Романник»

 

Есть трава Романник, ростет по пашням и ко огородам. Цвет на неи желт (ый) и бел (ый), и в середки желто, корень бел (ый).

Аще которая жена носит к утробе мертвое дитя – дай пить ту траву, парься цветом в бане. приложи к больнои голове.

 

Ряска»

 

Трава ряска ростет кустиками, маленка, синенка, по земли тянеца (не путать с современной «ряской», лежащим на поверхности прудов и болот водяным растением с крайне мелкими зелеными листьями).

Ту траву (можно) положить жене спящей. И она все выскажет. с кем была, что говорила или зло мыслила, а положить падобно в сих числах: в 19, 20, 25 (не по календарю, разумеется, а, видимо, от новолуниям, считая по лунному месяцу).

 

Савут»

 

Трава савут или саву есть. Вельми добра у кого желви («желваки», опухлости – А.А.) или нырок, или полосатик (глисты, подкожные паразиты), или корчатся руки и ноги (видимо, «злые корчи» от спорыньи в плохой муке – А.А.). А цветом что (трава) плакун, а листов 8 нли 10. или 50 или 63, а корень желт (ый).

 

Самоток»

 

Трава самоток ростет на старых лузех (лугах – А.А.), ростом в пядь, цвет синь, что шапка, корень бел (ый).

Ту траву хорошо в молоке пить или в уксусе у котораго человека чемер (припадки). вскоре поможет Бог. Пить на исходе месяца – здрав будешь.

 

Сколодомник»

 

Есть трава сколодомник. ростет по рекам, высока в стрелу, листочки (широкие, по виду) что капуста, цвет (ки) лазоревои кувшинцами, корень бел (ый).

Угодна та трава у кого корь на лице или воспа (Короста, или оспа – А.А.). Парь (ся с ней) в бане, поможет Бог.

 

Собинка»

 

Есть трава собинка. ростет ио болотам, цвет (ок) синь, листочки красные, а корень красен.

Добра давать мужу и жены в вине – будут жить в совете.

 

Сова»

 

Трава сова страшна, когда найдет на нея в поле или в лесу, у того человека ум смятется и заблудится в поле. А та трава ростом невелика, только по неи пестринки по всей. а в корени – черви, а на верху все мошки.

Та трава добра: кто у кого что украдет, лишь ея подложи. и тот вор воротица – пути ему никуда не будет.

 

Солноворот»

 

Есть трава солноворот, ростет по лугам. ростом в локоть. без листов, глатка, цвет желт (ый).

Та трава угодна от грыжи, которое место грызет, а не проваливается, присыпай – поест, Да она же к чирьям (нарывам, фурункулам – А.А.) годна – прикладывай.

 

Сорочка»

 

Есть трава Сорочка, ростет при темних глухих лесах. по листочку на стороне. среди их цвет (ки) бел (ые), ростом в пядь.

Истолочь и пить с травою крапивои или мятои или лютиками от смертной грыжи, если болят очи.

 

Стародубка»

 

Трава Стародубка ростет при (о)вразех (по оврагам – А.А.) и при пилниках и при лугах зелених. Ростом в пядь, собою зелена, листы что язычки долгоньки, остренки. что елочки, цвет малинов.

Та трава добра пить котораго человека испортили, <


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.