Непроцессуальные формы профилактики преступлений — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Непроцессуальные формы профилактики преступлений

2022-08-21 44
Непроцессуальные формы профилактики преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К так называемым непроцессуальным формам профилактики преступлений относятся те из них, которые не нашли отражения в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, но так или иначе регламентированы подзаконными нормативными актами.

В настоящее время основным таким нормативным актом ведомственного характера является приказ МВД России от 17.01.2006 N 19, предусматривающий помимо внесения представления профилактического характера иные предупредительные меры.

Так, например, согласно п. 14 Инструкции, утвержденной этим приказом, сотрудники подразделений дознания:

- направляют информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- в трехдневный срок информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

- осуществляют профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Согласно п. 18 Инструкции сотрудники следственных подразделений:

- направляют в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении о невыполнении должностными лицами предприятий, организаций и учреждений законных требований по устранению указанных в представлении обстоятельств или других нарушений закона;

- в трехдневный срок письменно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

- при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних выявляют лиц, вовлекающих их в совершение противоправных деяний, принимают меры к привлечению таких лиц к уголовной ответственности;

- своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.

Вместе с тем некоторые выработанные и апробированные на практике непроцессуальные формы профилактики указанным ведомственным нормативным актом не регламентированы, хотя в п. 14.3 ранее действовавшего приказа от 11.08.1998 N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (ред. от 13.01.2003) сотрудникам подразделений дознания предписывалось "выступать с сообщениями в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, перед населением и в средствах массовой информации с сообщениями о результатах работы, об условиях, способствовавших совершению преступлений, а также с лекциями и беседами на правовые темы".

Практически аналогичное положение содержалось и в п. 19.3 этого приказа, предусматривавшем "выступления сотрудников следственных подразделений с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, а также публикации и выступления по этим вопросам в средствах массовой информации".

Помимо приказа МВД России от 17.01.2006 N 19 на сегодняшний день основными ведомственными нормативными актами, которые отчасти регламентируют превентивную деятельность органов предварительного расследования, не связанную с внесением и осуществлением контроля за исполнением представлений профилактического характера, являются: приказ МВД России от 10.04.2006 N 246 "Об информационно-пропагандистской работе", приказ заместителя министра - начальника Следственного комитета при МВД России от 12.11.2001 N 319 "О совершенствовании организации взаимодействия со средствами массовой информации". Однако они регламентируют лишь такие непроцессуальные формы профилактики преступлений, как публикации и выступления в средствах массовой информации (СМИ).

Таким образом, непроцессуальная профилактическая деятельность дознавателя (следователя) практически лишена нормативной регламентации, что, безусловно, негативным образом отражается на ее эффективности. Свидетельством этого является анализ следственной практики, который показал, что в ряде регионов России указанные формы (меры) профилактики используются крайне редко или не используются вовсе. Случаи их использования не всегда находят отражение в материалах уголовных дел, что представляется неверным, поскольку каждый такой факт обязательно должен документально фиксироваться. Это способствует не только формированию наиболее полного представления о проделанной дознавателем (следователем) профилактической работе в рамках конкретного уголовного дела, но и выявлению наиболее эффективных механизмов предупредительной деятельности.

 

2.1. Выступления сотрудников органов предварительного расследования с сообщениями перед населением, в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации (СМИ) о профилактике преступлений

 

2.1.1. Порядок действий дознавателя (следователя) при подготовке к выступлению в образовательном учреждении, трудовом коллективе

 

При выборе одной из указанных форм реагирования на причины и условия, способствовавшие совершению преступления, следователь (дознаватель) должен:

а) определить тему выступления. Ее формулировка должна соответствовать целям и задачам предстоящего выступления;

б) подобрать материалы, необходимые для выступления. Целесообразно делать ксерокопии документов, позволяющих проиллюстрировать какой-либо пример или обосновать тот или иной вывод об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления;

в) изучить по теме выступления нормативную базу, а также дополнительную литературу, в качестве которой рекомендуется использовать научные труды ученых-процессуалистов по схожей проблематике, а также иные источники информации (специализированные журналы: "Законность", "Российский следователь", "Следователь", "Российская юстиция" и т.д., газеты, информационные системы "КонсультантПлюс", "Гарант");

г) собрать необходимую информацию об аудитории, перед которой предстоит выступить с сообщением или докладом: возраст, национальность, семейное положение, круг интересов людей, психологический климат в коллективе и т.д. Учет этих факторов позволяет должным образом подготовиться к предстоящему выступлению (докладу); учесть те или иные нюансы при составлении основного текста или его тезисов; решить вопрос, связанный с использованием в процессе выступления магнитофонных записей допросов участников уголовного процесса, а также фотоснимков и видеозаписей, обеспечивающих более наглядное представление о тех причинах, которые обусловили совершение преступления. Это имеет существенное значение для обеспечения наиболее эффективного контакта с аудиторией, вызова у нее интереса к выступлению (докладу), а также желания оказать содействие в решении профилактических задач. Такого рода информация может быть получена в ходе беседы, например, с руководителями образовательного учреждения, трудового коллектива. В ряде случаев следует обратиться за консультацией к специалистам, выбор которых обусловлен спецификой аудитории и тематикой выступления;

д) согласовать с руководителем образовательного учреждения или трудового коллектива место (аудиторию), дату и время предстоящего выступления, решить иные организационные вопросы;

е) подготовить текст доклада.

Перед началом выступления необходимо установить психологический контакт с аудиторией. С этой целью целесообразно, чтобы руководитель представил дознавателя (следователя) своим сотрудникам. Затем следователь (дознаватель) должен ознакомить присутствующих с целью своего визита и только после этого приступить к докладу.

В процессе выступления (доклада) необходимо делать ссылки на соответствующие нормы уголовно-процессуального законодательства, разъясняя при этом их содержание. Это позволит исключить возможность неправильного толкования гражданами того или иного процессуального положения.

В ходе выступления необходимо сохранять связь с аудиторией, при этом эффективно общение в виде диалога между выступающим и слушателями.

В конце выступления следователю (дознавателю) следует предложить задать интересующие вопросы и постараться четко и лаконично ответить на них.

В отличие от представления выступление (доклад) позволяет решать профилактические задачи при помощи прямого контакта с аудиторией. Это преимущество дает более эффективный результат, поскольку данная форма реагирования на обстоятельства, обусловившие совершение преступления, несет в себе не только информационно-управленческий, но и воспитательно-просветительский, психологический и коммуникативный потенциал.

Кроме того, выступления (доклады), посвященные причинам и условиям, способствовавшим совершению преступления, могут побудить граждан обратиться к следователю (дознавателю) и сообщить дополнительную информацию о преступлении.

 

2.1.2. Порядок действий дознавателя (следователя) при подготовке к выступлению в средствах массовой информации (СМИ)

 

В последнее время следователи (дознаватели) для выполнения профилактической задачи все чаще используют средства массовой информации. Это обусловлено тем, что СМИ позволяют в короткие сроки обеспечить розыск лиц, причастных к совершению преступления; осуществить необходимое воздействие на отдельных руководителей, должностных лиц, граждан; побудить неизвестных предварительному расследованию свидетелей, а также потерпевших сообщить в правоохранительные органы дополнительные сведения об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления.

Следователи (дознаватели) имеют возможность использовать в профилактических целях СМИ как через отделы (отделения, группы) информации (пресс-службы), так и самостоятельно. Однако практические работники, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками, позволяющими грамотно подготовиться для выступления в СМИ.

Порядок подготовительных действий дознавателя (следователя) к выступлению в СМИ в основном аналогичен действиям при подготовке к выступлению в образовательном учреждении или трудовом коллективе. Вместе с тем здесь существует ряд особенностей, обусловленных спецификой СМИ.

Выступая по радио или телевидению, следователь (дознаватель) лишен непосредственного психологического контакта с радиослушателями или телезрителями. В роли посредника между дознавателем (следователем) и слушателями, зрителями в этой ситуации нередко выступает журналист, телеведущий. При этом в одних случаях роль последнего ограничивается представлением дознавателя (следователя) как должностного лица соответствующего государственного органа, озвучиванием темы его выступления, а по завершении выступления - теми вопросами, которые нуждаются в уточнении или конкретизации; в других выступление дознавателя (следователя) выстраивается в форме диалога с журналистом и представляет собой по большей части комментирование тех проблем профилактического характера, которые являются наиболее злободневными и непосредственно связаны с заявленной темой выступления, после чего, как правило, следуют вопросы, задаваемые слушателями или зрителями в прямом эфире.

Очевидно, что такая форма профилактической деятельности в психологическом отношении является одной из наиболее сложных, поскольку требует максимальных усилий и сосредоточенности.

Исходя из этого следователю (дознавателю) необходимо:

а) определить СМИ, в котором предстоит выступить с докладом;

б) получить сведения о том, среди каких слоев населения теле- или радиопередача пользуется наибольшей популярностью. Это позволит следователю (дознавателю) не только грамотно расставить акценты при подготовке выступления, но также определить круг предполагаемых вопросов от радиослушателей или телезрителей, на которые ему, возможно, необходимо будет ответить в ходе прямого эфира.

Такая информация может быть получена при обращении к сотрудникам органов предварительного расследования, ответственным за взаимодействие со СМИ, которые, как правило, хорошо осведомлены о системе массового информирования населения в регионе, имеют полный перечень зарегистрированных СМИ (радио, ТВ, информационные агентства) с почтовыми адресами, фамилиями руководителей и т.д.;

в) установить контакт с представителями СМИ, а также оценить степень их готовности оказать помощь органам предварительного расследования в доведении до радиослушателей или телезрителей информации профилактического характера. В ряде случаев необходимо встретиться или созвониться с сотрудником СМИ, который также будет задействован в теле- или радиопередаче, и предварительно оговорить:

- время начала и окончания выступления (предполагаемые перерывы на рекламу);

- каким образом должно быть выстроено выступление (в форме доклада или диалога). В последнем случае необходимо уточнить, кто еще помимо дознавателя (следователя) и ведущего передачи будет участвовать в диалоге (представители государственных органов, общественных организаций, местной администрации, религиозных конфессий и т.д.);

- наиболее часто задаваемые радиослушателями и телезрителями вопросы;

- материально-технические возможности СМИ. Установление этого обстоятельства важно в том случае, когда следователь (дознаватель) планирует в ходе своего выступления использовать различного рода наглядные материалы (например, фотоснимки, аудио- или видеозаписи).

Если следователь (дознаватель) ставит перед собой цель наряду с сообщением об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления, получить имеющую значение для уголовного дела информацию от телезрителей, следует заранее это обсудить с сотрудниками телеканала, поскольку, например, контактную информацию (номера служебных телефонов, адреса конкретных подразделений) целесообразнее оформить в виде "бегущей строки".

 

2.1.3. Порядок действий дознавателя (следователя) при подготовке к выступлению перед населением

 

На практике такая форма профилактической деятельности встречается довольно редко. Тем не менее полагаем, что выступления перед населением имеют немаловажное значение, особенно в сельской местности.

При подготовке к выступлениям перед населением необходимо соблюдать те же правила, что и при планировании выступлений (докладов) в трудовых коллективах, учебных заведениях и средствах массовой информации. Однако в отличие от них выступления перед населением, как правило, основываются на обобщенных данных об обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений.

При их подготовке используются: статистические данные о количестве выявленных преступлений в том или ином районе, а также причинах и условиях, наиболее часто способствовавших их совершению; соответствующая информация из материалов уголовных дел; научная литература, посвященная предупреждению виктимного поведения граждан; личные наблюдения дознавателя (следователя) и т.д.

При подготовке к таким выступлениям целесообразно также использовать профессиональный опыт пенсионеров - бывших сотрудников правоохранительных органов.

В соответствии с приказом МВД России от 30.12.1997 N 859 "О привлечении пенсионеров к работе в системе МВД России" они могут оказать помощь путем:

- консультирования по проблемам профилактики преступлений;

- изучения и анализа нормативных правовых актов, служебной документации, передового опыта оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, архивных материалов с целью обобщения и составления конкретных рекомендаций по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;

- участия в решении вопросов взаимодействия дознавателей (следователей) с общественными объединениями, религиозными конфессиями и т.д.

В настоящее время реабилитирован институт помощников следователя, которые также могут оказать ему помощь в исполнении возложенной на него законом профилактической функции*(222).

 

2.2. Письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений уведомительного характера, беседы с руководителями организаций, должностными лицами

 

Указанные формы профилактического воздействия нередко используются как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования. В последнем случае их применение имеет место в отношении тех адресатов, которым до этого вносилось представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), с целью активизация деятельности соответствующего руководителя или должностного лица по принятию необходимых превентивных мер.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.