О степени формализации в законе правил деятельности постоянно действующего третейского суда и третейского разбирательства (ст. 40) . — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

О степени формализации в законе правил деятельности постоянно действующего третейского суда и третейского разбирательства (ст. 40) .

2022-08-21 20
О степени формализации в законе правил деятельности постоянно действующего третейского суда и третейского разбирательства (ст. 40) . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статья 40. Правила арбитражного разбирательства и правила оказания услуг в связи с арбитражным разбирательством

1. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе утвердить более чем одни правила, в том числе правила разбирательства споров в рамках международного коммерческого арбитража, правила разбирательства в рамках внутреннего арбитража, правила ускоренного арбитража, правила разбирательства конкретных видов споров, правила арбитражного разбирательства корпоративных споров. При наличии более чем одних правил:

1) на каждые такие правила в равной мере распространяются пункты 3 - 7 и 10 настоящей статьи и

2) в случае, если стороны не указали иного в арбитражном соглашении или сослались в общем на регламент или правила соответствующего постоянно действующего арбитражного учреждения, к администрированию их спора применяются наиболее применимые правила постоянно действующего арбитражного учреждения, которые определяются третейским судом.

2. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения принимаются органами соответствующего юридического лица в соответствии с полномочиями, определенными его учредительными документами.

3. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения должны содержать:

1) указание на настоящий Федеральный закон и (или) Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" как на правовое основание осуществления деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения (при этом допускается принятие смешанных правил, в соответствии с которыми споры, в зависимости от их субъектного состава и прочих факторов, могут рассматриваться в соответствии с данным Федеральным законом или с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" с учетом требований указанных Законов);

2) указание видов споров, которые администрирует постоянно действующее арбитражное учреждение;

3) указание квалификационных и иных требований к арбитрам в рамках третейского разбирательства, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением;

4) указание организационной структуры постоянно действующего арбитражного учреждения, а также порядка формирования и функций каждого из его органов, в том числе органов, принимающих участие в процессе администрирования арбитража;

5) указание конкретных функций постоянно действующего арбитражного учреждения в связи с администрированием арбитража, включая в том числе содействие в формировании состава арбитража, рассмотрение отводов, организация обмена корреспонденцией и состязательными документами, делопроизводство и хранение материалов дела, прием авансов на покрытие арбитражных расходов и организация оплаты расходов, прием гонорарного сбора в качестве агента сторон по уплате гонорарного сбора арбитрам и перечисление арбитрам сумм гонорарного сбора;

6) указание порядка проведения арбитража, соответствующего требованиям пункта 4 настоящей статьи;

7) указание того, решение каких вопросов в рамках процедуры разрешения споров входит в компетенцию состава третейского суда, а каких - постоянно действующего арбитражного учреждения;

8) указание (в том числе путем отсылки) применимых правил о беспристрастности и независимости арбитров, устанавливающих требования к обеспечению беспристрастности и независимости арбитров;

9) фиксированный размер или правила определения любых видов арбитражных (третейских) сборов, в том числе гонорарных сборов.

4. Предусмотренный правилами постоянно действующего арбитражного учреждения порядок проведения арбитража должен предусматривать:

1) порядок и процедуру предъявления искового заявления и отзыва на иск;

2) порядок и процедуру предъявления встречного иска;

3) состав и порядок оплаты и распределения между сторонами расходов, связанных с арбитражным разбирательством;

4) порядок представления, направления и вручения документов;

5) порядок формирования состава третейского суда;

6) основания и порядок разрешения заявлений об отводах;

7) основания и порядок прекращения полномочий арбитров по иным причинам и замены арбитров;

8) срок разбирательства;

9) порядок проведения слушаний и (или) разбирательства дела на основании письменных документов;

10) основания и порядок приостановления и прекращения арбитражного разбирательства;

11) порядок и сроки вынесения, оформления и направления арбитражного решения;

12) порядок исправления, толкования, дополнения арбитражного решения;

13) полномочия сторон и третейского суда в части определения порядка арбитражного разбирательства и круг вопросов, в отношении которых не допускается отхода от правил арбитражного разбирательства или их уточнения путем заключения соглашения сторон и/или процессуального акта третейского суда.

5. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения также могут содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, относящиеся к порядку проведения арбитража, включая условия об использовании и (или) принятии в качестве доказательств электронных документов, передаваемых по каналам связи, и проведении заседаний с использованием телефонной связи и видеоконференц-связи.

6. Любое указание в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения на то, что решение принимается учреждением или от его имени, не допускается и рассматривается как указание на то, что решение принимается третейским судом в рамках процедуры арбитражного разбирательства, администрируемой учреждением.

7. Запрещается устанавливать в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения:

1) запрет на обращение сторон в суд в связи с третейским разбирательством в случаях, когда право сторон на обращение в суд предусмотрено законом;

2) дополнительные, по сравнению с настоящим Федеральным законом, ограничения ответственности постоянно действующего арбитражного учреждения и арбитров.

8. Споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются участники юридического лица и само юридическое лицо, не могут рассматриваться в рамках арбитража для разрешения конкретного спора. Указанные споры, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом, когда у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с законом (за исключением споров, предусмотренных пунктами 2 и 6 части 1 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), могут рассматриваться в арбитраже только при условии, что арбитраж администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением, которое утвердило и опубликовало правила разбирательства корпоративных споров.

9. Правила разбирательства корпоративных споров должны предусматривать следующий порядок проведения арбитража:

1) обязанность арбитражного учреждения уведомить юридическое лицо о поданном исковом заявлении и направить копию искового заявления такому юридическому лицу по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, не позднее трех дней после получения искового заявления арбитражным учреждением;

2) обязанность арбитражного учреждения опубликовать на сайте арбитражного учреждения информацию о подаче искового заявления в течение трех дней после его получения арбитражным учреждением;

3) обязанность юридического лица уведомить о подаче искового заявления с приложением копии такого искового заявления всех участников такого юридического лица, а также держателя реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица и (или) депозитария, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги этого юридического лица, в течение трех дней после получения искового заявления юридическим лицом;

4) право каждого участника юридического лица присоединиться к разбирательству на любом его этапе путем подачи письменного заявления в адрес арбитражного учреждения, при условии что он становится участником разбирательства с момента получения арбитражным учреждением такого заявления, принимая разбирательство в том состоянии, в котором оно находится на такой момент, и не имея права выдвигать возражения в отношении назначения арбитров или иных вопросов, имевших место до момента, когда он стал участником разбирательства;

5) обязанность арбитражного учреждения извещать всех участников юридического лица, присоединившихся к разбирательству в соответствии с подпунктом 4 настоящего пункта, о движении дела путем направления копий письменных заявлений сторон, уведомлений, постановлений и решений третейского суда, если только соответствующий участник юридического лица в письменной форме прямо не отказался от получения такой информации; вся иная корреспонденция по делу направляется участникам юридического лица, присоединившимся к разбирательству, только в случае, если третейский суд посчитает, что такая корреспонденция важна для принятия решения такими участниками или защиты их законных прав;

6) отказ от иска, признание иска и заключение мирового соглашения возможны без необходимости получения согласия всех участников юридического лица, присоединившихся к разбирательству в соответствии с подпунктом 4 настоящего пункта, кроме случая, когда какой-либо участник заявит письменное возражение в течение тридцати дней после получения письменного извещения от арбитражного учреждения об отказе от иска, признании иска или заключении мирового соглашения и третейский суд установит охраняемый законом интерес такого участника в продолжении разбирательства.

10. Условия правил постоянно действующего арбитражного учреждения, противоречащие требованиям настоящего Федерального закона, являются ничтожными, что является основанием к отмене или к отказу в принудительном исполнении решений третейского суда, вынесенных в соответствии с такими правилами, в случае, если проведение третейского разбирательства по правилам, противоречащим требованиям настоящего Федерального закона, привело к возникновению оснований к отмене решения третейского суда, предусмотренных пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, или к отказу в признании и приведении в исполнение решения третейского суда, предусмотренных пунктом 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Комментарий Конференции.

Одной из главных особенностей третейского разбирательства является наличие диспозитивной процессуальной формы. Предложенная статья вводит необоснованные ограничения в реализацию принципа процессуальной диспозитивности третейского разбирательства. Тем самым нивелируется одно из основных достоинств процедуры третейского разбирательства. Введение данной нормы предполагает глубокую формализацию отношений в сфере третейского разбирательства, а по сути, их судоизацию или превращение третейских судов в слепки судов государственных.

Указанная статья содержит излишнюю детализацию требований к правилам, в том числе по вопросам, которые регулируются законом императивно. Включение этих требований в закон и их обязательное закрепление в правилах излишне. Такой степени детализации правил разбирательства нет ни в одной стране мира, нет этого и в международных актах, к гармонизации с которыми направлен проект. Отсутствие многих положений в правилах арбитража не приводит к злоупотреблениям, которые приводили бы к необходимости вмешательства государства в эту сферу.

Предложение Конференции.

В связи с изложенным значительную часть норм, направленных на формализацию третейского разбирательства, следует исключить из ст. 40:

из пункта 3 - подп. 1, 2, 6 - 8;

из пункта 4 - подп. 7 - 12.

Пункт 6 исключить, поскольку он регулирует вопрос, имеющий исключительно теоретическое значение.

Пункт 7 исключить, т.к. указанные вопросы урегулированы законом императивно.

Пункт 10 исключить ввиду того, что он не устанавливает ничего нового. Если правила нарушают закон, то в выдаче исполнительного листа может быть отказано, если это привело к возникновению оснований для отказа. Таким образом, если этих оснований нет, то нарушения не имеют значения, а если они есть, то уже существуют основания для отмены.

4.2. О комитете по назначению арбитров (ст. 42 законопроекта "О третейских судах и арбитраже в Российской Федерации").

Статья 42. Организация деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения

1. Постоянно действующее арбитражное учреждение должно вести и публиковать в информационных целях рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек (в постоянно действующем арбитражном учреждении, правилами которого предусматривается администрирование международного коммерческого арбитража, не менее одной трети от указанного списка должны составлять лица, отвечающие критериям, установленным в подпунктах 2 и 3 пункта 7 статьи 11 настоящего Федерального закона) при условии получения письменного согласия каждого кандидата на включение в список. При этом запрещается обусловливать назначение арбитров их принадлежностью к списку рекомендованных арбитров, если иное не предусмотрено законом.

2. В рамках постоянно действующего арбитражного учреждения решение всех вопросов, связанных с формированием состава арбитража, разрешением отводов, прекращением полномочий и заменой арбитров, должно производиться коллегиально. Для принятия решений по указанным вопросам в постоянно действующем арбитражном учреждении должен быть создан комитет по назначениям или иной коллегиальный орган (к которому в полной мере применяются положения пунктов 3 - 5 настоящей статьи, как если бы указанный орган являлся комитетом по назначениям) в составе не менее пяти человек. Состав комитета по назначениям формируется путем выборов лицами, входящими в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, некоммерческими организациями, с особенностями, которые могут быть установлены Министерством юстиции Российской Федерации.

8. Постоянно действующее арбитражное учреждение должно иметь собственный сайт в сети Интернет, на котором должна размещаться в том числе вся информация, подлежащая опубликованию с его стороны в соответствии с настоящим Федеральным законом, и любое требование настоящего Федерального закона о публикации считается соблюденным только после размещения такой информации на сайте постоянно действующего арбитражного учреждения в сети "Интернет".

9. Допускается добровольное страхование ответственности постоянно действующего арбитражного учреждения перед сторонами.

Комментарий Конференции.

С данным предложением нельзя согласиться.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ положений об обязательном внутреннем устройстве третейских судов не содержит. Напротив, модельный закон закрепляет лишь основные принципы, на которых должно строиться третейское разбирательство и от которых стороны не могут отступить. Во всем остальном, что касается процедуры разбирательства, в частности порядка избрания, прекращения полномочий арбитра и т.д., стороны спора вправе договориться по своему усмотрению либо прямо, либо путем отсылки к правилам постоянно действующего арбитражного учреждения.

Таким образом, внутренняя организация третейских судов, порядок администрирования разбирательства, а также определение правил третейского разбирательства должны оставаться на усмотрение сторон разбирательства и самих третейских судов. Законодательное регулирование по этим вопросам не должно быть императивным, а может предусматриваться только как альтернатива на тот случай, если согласованные сторонами правила арбитража содержат пробел на этот счет.

Предлагаемый институт не приведет к улучшению качества выполнения функций по администрированию разбирательства, но при этом появляется чрезмерный и необоснованный административный барьер.

Следует учесть, что рассмотрение заявлений об отводах комитетом по назначениям потребует отложения третейского разбирательства для соблюдения процедуры рассмотрения вопроса об отводе, что создаст возможность для злоупотреблений процессуальными правами и сделает третейское разбирательство неэффективным в связи с длительными сроками его проведения.

Таким образом, введение в императивном порядке обязанности по созданию комитетов по назначениям неизбежно скажется на сроках рассмотрения дел, а также приведет к удорожанию процедуры арбитража.

При этом следует отметить, что законодательство не лишает сторон права в третейском соглашении прямо договориться о любой процедуре назначения (отвода), в том числе каким-то коллегиальным органом, которая в полной мере будет соответствовать их интересам.

Предложение Конференции.

Исключить из законопроекта положения, касающиеся императивного требования о создании комитета по назначению арбитров.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.