Детерминистская и индетерминистская модели — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Детерминистская и индетерминистская модели

2022-08-21 35
Детерминистская и индетерминистская модели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Пример. На примере алкогольной зависимости схематически показаны различия между детерминистской и индетерминистской моделями, в основе которых лежат объясняющая психология и понимающая психология, а также их влияние на практику (табл. 8).

 

4.6. Каким должно быть образование в экзистенцанализе и логотерапии

 

В каждом психотерапевтическом направлении то, как понимается образование, проливает свет на характерные для него идеи и методики. При обучении собственной системе каждое направление раскрывает свои наиболее важные установки. В рамках образовательного процесса основные предположения, теории и методы данного терапевтического направления в ходе многолетнего процесса обучения, упражнений и накопления опыта передаются тем людям, которые потом будут применять все это в конкретной практической деятельности. Тем самым образование становится для экзистенциальных аналитиков первой попыткой опробовать экзистенцаналитические знания и установки в жизни. Поэтому краткая рефлексия целей и методов экзистенциально‑аналитического образования может быть полезной для лучшего осмысления кандидатами собственного образования.

 

Таблица 8. Отличия между детерминистской и индетерминистской моделями

 

Образование как «школа зрения». Экзистенциально‑аналитическое образование, конечно же, не сводится к заучиванию материала наизусть (за исключением некоторых определений), а также к тому, чтобы слепо перенимать чьи‑то убеждения. Установка должна состоять не в том, чтобы поверить в те содержания, которые преподносятся в рамках образования, а в том, чтобы обучить свое восприятие, чтобы научиться самому лучше видеть. Поэтому экзистенциально‑аналитическое образование лучше всего сравнить со «школой зрения» (эту метафору охотно использовал Франкл).

 

В образовании речь идет о том, чтобы обучить свое восприятие, а не о том, чтобы перенимать готовые убеждения.

 

Цель образования. Цель образования состоит в том, чтобы сформировать себя с помощью содержаний образования и процессов, происходящих в группе, «потереться» среди всего этого, постоянно соотносясь с собственным опытом, вырабатывая собственную точку зрения и собственную позицию, понимая и проясняя, как я принимаю свои решения, возможно, находя для них подтверждение, укрепляясь в них. Речь идет о том, чтобы для начала обратить внимание на собственную жизнь (экзистенцию), «поставить самого себя под вопрос», чтобы стать яснее и понятнее для самого себя, стать более отрефлексированным, более опытным, более аутентичным.

 

Сформировать себя с помощью содержаний образования и происходящих в группе процессов.

 

Базисом для образования является опыт. То есть вначале речь идет не столько о том, чтобы научиться тому, что делать с пациентами, сколько о том, чтобы мне самому как терапевту стать аутентичным в обращении с пациентами: чтобы то, что я говорю и делаю, было мне по‑настоящему созвучным. Для этого важно развить свое восприятие и чутье в отношении причин страдания, а также выработать способность выдерживать страдание, чтобы научиться вчувствованию и лучшему пониманию того, что является важным для жизни (сюда относятся такие понятия, как антропология, психопатология, экзистенциальность). Это должно происходить прежде всего на базе опыта (через опыт самопознания, группового самопознания и представления терапевтических случаев). Кроме этого, для терапии и консультирования важно также овладеть методами и точными знаниями из области этиологии.

 

Нужно понять, что то, что мы делаем с пациентами, действительно происходит из нас самих.

 

Самое важное – это развитие личности. Развитие личности в экзистенцанализе является особенно важным, поскольку средством работы в этой школе является диалогическая встреча. Не обучение методам и техникам, не неучастливое сидение позади анализируемого без контакта глаз, когда внезапно приходящие в голову пациента идеи истолковываются с помощью внезапных идей терапевта, руководствующегося своей теорией, и не ролевая игра в психодраме соответствуют экзистенциально‑аналитическому образу действий. Экзистенцанализ – это работа при помощи собственной, субъективной Person, которая задействует саму себя, активно воспринимая и занимая позицию. Это соответствует поздней и типично западноевропейской традиции в психотерапии, ориентированной на Логос, а не на Дао.

 

Речь идет о том, чтобы с помощью собственной Person прийти к диалогической встрече с пациентом.

 

От утраты естественной самоочевидности ко «второй самоочевидности». Опыт самопознания и методический образ действий в ходе получения образования приводят к тому, что сложившиеся ранее способы поведения и переживания перестают быть чем‑то само собой разумеющимся. В связи с этим могут появляться неуверенность и напряжение, поскольку жизненные процессы перестают течь так гладко и спонтанно, как бы сами по себе, как это было до сих пор. Человек начинает задумываться, например, о каких‑то своих высказываниях или о том, почему он засмеялся в той или иной ситуации, и т. д. На первом этапе обучения он может, по выражению Бланкенбурга, утратить «естественную самоочевидность» своего поведения (Blankenburg, 1971). Это может быть в том числе и неприятным, нагрузочным.

Когда свет сознания проникает в сферы само собой разумеющихся жизненных процессов, это может приводить к кризисным и переломным состояниям. Однако после сознательной проработки эти содержания могут и должны снова опуститься на уровень неосознаваемых спонтанных процессов. Они переходят в личность и становятся «второй самоочевидностью», которая наступает после того, как спонтанные процессы обрабатываются сознанием и содержания вновь погружаются в бессознательное. Франкл считал, что благодаря сознательной проработке и занятию позиции поведение переходит в «габитус» (привычки, установки), человек становится проработанной личностью.

Участники образовательного проекта и терапевты, выбравшие для себя экзистенциально‑аналитическое направление, часто называют следующие моменты, делающие экзистенцанализ привлекательным для них:

• «человечность» экзистенцанализа;

• уважение к человеку и заботливое обхождение с ним;

• сохранение достоинства человека;

• позитивная установка в отношении к жизни;

• подчеркивание уникальности и своеобразия человека, его свободы и ответственности;

• жизненность теории и открытость в отношении как психофизического, так и религиозного измерения.

Польза и опасность психотерапевтического образования. О пользе и опасности психотерапевтического образования очень удачно одной фразой высказался Джером Франк (Jerome D. Frank, 1985, 73). Один молодой приверженец психотерапевтической школы о пользе психотерапевтического образования однажды сказал ему так: «Даже если пациенту не станет лучше, ты знаешь, что поступаешь правильно».

В этой фразе отражаются, с одной стороны, опасность догматической косности и слепой приверженности школе, но с другой стороны, и те преимущества, которые дают хорошая теория и хорошие знания. Последние дают пациенту необходимую уверенность в себе, которая строится на базе совместного знания, не являющегося доморощенным и непроверенным. Это создает основу для возникновения у пациента доверия.

 

Образование: польза – теория и хорошие знания; опасность – догматическая косность и слепая приверженность школе.

 

Углубленное знакомство с одним направлением. Известный американский психоаналитик Л. Вольберг, один из основоположников американской системы психотерапевтического образования, в докладе на крупнейшем к тому времени конгрессе по психотерапии «Эволюция психотерапии – 100 лет» (декабрь 1985 года, Финикс, США) сказал, что на своем опыте он убедился в следующем: после четырех лет психоаналитического образования все кандидаты в психотерапевты имеют одну общую черту – глубокое предубеждение против всех остальных психотерапевтических школ. Однако после того, как они начинают практиковать, в течение последующих лет пяти они освобождаются от «зачарованности» психоанализом и проявляют готовность к овладению другими психотерапевтическими методами.

Углубленное знакомство с одним из направлений, безусловно, важно для успешности учебного процесса в каждом из психотерапевтических направлений. Эта идея также лежит в основе австрийского закона о психотерапии[65]. Однако такое укоренение не должно превращаться в косность, а должно приводить к развитию, раскрытию своих возможностей, ко все более широкому овладению новой реальностью.

 

Резюме

 

• Соотношение между экзистенцанализом и логотерапией можно описать с исторической, методической и содержательной точек зрения. Международное общество логотерапии и экзистенцанализа (GLE) рассматривает экзистенцанализ как универсальный психотерапевтический метод, а логотерапию в его рамках – как частную область, занимающуюся смысловой проблематикой и применяемую преимущественно в консультировании.

• Установление показаний может осуществляться процессуально и нозологически‑категориально. В зависимости от способа применения различают логотерапию как центрированное на смысле консультирование, экзистенциально‑аналитическое консультирование, экзистенцанализ как краткосрочную терапию и экзистенцанализ как глубоко идущую, центрированную на причинах долгосрочную терапию.

• С исторической точки зрения логотерапия и экзистенцанализ возникли как результат критики Франклом глубинной психологии. В содержательном плане их корни уходят в первую очередь в философию, во вторую очередь – в медицину. Несмотря на специфику, связанную с антропологией и пониманием характера соотнесения человека с миром, экзистенцанализ обычно относят к гуманистическим направлениям в психотерапии.

• Для психотерапии необходимо умение сочетать понимание и объяснение. Если в случае понимания речь идет об обнаружении оснований, движущих человеческими поступками, то в случае объяснения – о детерминирующей взаимосвязи между причиной и результатом. Дифференциация между причиной и основанием влияет на понимание психических расстройств и их лечение.

• Поскольку средством работы в экзистенцанализе является диалогическая встреча, наиболее важным для данной психотерапевтической школы выступает развитие личности терапевтов на базе опыта.

 

 

Глава 5


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.