Третья фундаментальная мотивация: соотнесение с собой как источник аутентичности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Третья фундаментальная мотивация: соотнесение с собой как источник аутентичности

2022-08-21 21
Третья фундаментальная мотивация: соотнесение с собой как источник аутентичности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основной вопрос бытия Person. Третье условие экзистенции базируется на том факте, что человеку его бытие представлено не иначе как в его соотнесении с самим собой, это переживается как наличие Я. Другими словами, каждый человек переживает себя как субъект, как Я, и не может жить иначе, чем в этой субъективности. Еще в детстве мы понимаем, что никто не может забрать у нас нашу боль, а значит, мы не можем никому передать наше бытие собой. Индивидуальность, субъектность и бытие Person – это неустранимые константы человеческой экзистенции, которые человек, если он хочет оставаться на почве реальности, должен учитывать при принятии своих решений.

На экзистенциальном языке этот основной вопрос бытия Person звучит так: как это для меня, что я есть я? Имею ли я право быть таким, какой я есть? Могу ли я стоять за это? Могу ли я позволить другим видеть меня таким?

 

Мочь быть самим собой.

 

Основной вопрос бытия Person таков: «Я есть я – имею ли я право быть собой?»

 

Предпосылки для мочь‑быть‑собой. Чтобы мочь‑быть‑собой, развивать себя таким, какой я есть, а также не подвергаться опасности ранений и отчуждения, нужны три предпосылки: уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности.

Уважительное внимание. Для того чтобы я мог быть самим собой, мне нужно быть увиденным другим, мне нужен обращенный на меня внимательный взгляд другого человека. Если кто‑то относится ко мне с уважительным вниманием, это означает, что он уделяет мне свое внимание, принимает меня в расчет, а также соблюдает мои границы и дает мне обратную связь и информацию обо мне… Очень важно то, что человек постепенно интериоризирует этот опыт внимания со стороны других и все в большей степени научается уделять такое внимание самому себе. Все лучше и лучше узнавая самого себя, свое Я, человек выстраивает образ себя, отграничиваясь от других. Необходимая для этого дистанция – это основа для уважения своеобразия и уникальности Person и для жизни в обществе с другими людьми.

 

Предпосылки для того, чтобы мочь‑быть‑собой: уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности.

 

Справедливое отношение. В процессе формирования Я у человека появляется ощущение собственного центра, собственной ценности и собственной воли. Принимая всерьез самого себя, человек относится к себе справедливо. Поскольку человек становится все более автономным, ему важно, чтобы и другие обходились с ним справедливо. У него есть чувство относительно того, относятся ли другие люди к нему справедливо или нет, а также в отношении самого себя – являются ли его поступки справедливыми или нет. Несправедливое отношение причиняет боль, поскольку оно игнорирует сущность человека, его уникальное своеобразие как бы ставится под вопрос. Однако благодаря способности ощущать справедливое и несправедливое (то есть совести) человек получает право быть таким, каков он есть, ведь он может соотноситься с этим своим чувством, которое показывает ему, правильно ли он поступает. Когда другой человек относится ко мне справедливо, то он как бы подтверждает то «ощущение правильного», которое я замечаю в себе, и видит мое собственное, что ведет к углублению самовосприятия, тогда я могу осознанно стоять за себя и за других. Благодаря чувству, что ты оправдан в том, какой ты есть и как ты действуешь, укрепляется личность человека. Человек справедлив по отношению к своему бытию Person (соответствует ему), когда он чувствует, что не проходит мимо самого себя, что он у себя есть (он «сам с собой»). Способность Person ощущать правильное и принимать решения делает ее абсолютно неприкосновенной (защищенной), на психологическом уровне это соответствует чувству собственного достоинства.

Признание ценности. Если справедливое отношение, по сути, еще может быть достаточно дистанцированным и чисто функциональным, то в третьей предпосылке речь идет об очень личной оценке моего поведения – как мной самим, так и другими. Когда другой человек видит то, что он ценит во мне, и дает мне это понять, то это существенно влияет на формирование моей самоценности. Впечатление другого человека от меня стимулирует меня самого к тому, чтобы я спросил себя, как я сам отношусь к собственному поведению и что я сам о себе думаю. Благодаря оценкам других и моей собственной оценке себя развивается и укрепляется мой образ себя и закладывается основа для самоценности. Такой человек идентичен сам себе, может стоять за себя и как бы излучает это вовне. Это придает ему естественный, человеческий авторитет.

Персональная активность. Человек может и сам способствовать тому, чтобы в большей степени быть самим собой: для этого ему нужен открытый взгляд на себя и на других. «Внимательно смотреть» (задержав на себе взгляд), замечать собственное – это в свою очередь делает человека более персонально доступным, способствует персональным встречам с другими людьми, тем самым оказывает реципрокное влияние на предпосылки третьей фундаментальной мотивации.

 

Основная персональная активность третьей фундаментальной мотивации – это «внимательно посмотреть».

 

Самоценность как основа третьей фундаментальной мотивации. Имея опыт того, что другие люди тебя видели, справедливо относились и признавали твою ценность (предпосылки третьей фундаментальной мотивации), человек чувствует себя индивидуальностью. Тогда, встречая другого, он может позволить и ему быть таким, какой он есть, и воспринимать его как индивидуальность, а также может активно вносить во встречу самого себя. Активная реализация трех указанных предпосылок ведет к построению внутренних структур Я: уважительного внимания по отношению к себе (своему поведению, чувствам, намерениям), установки принимать себя всерьез и отграничивать себя от другого. Благодаря формированию внутренних структур Я человек может соотноситься со своим сущностным ядром, со своим бытием Person (а также иметь совесть) как с глубочайшей основой бытия‑собой. Стараясь жить, исходя из собственного сущностного основания, человек постепенно создает основу аутентичности, а с моральной точки зрения – основу человеческой этики.

 

Бытие собой есть бытие Person – это основа самоценности.

 

Защитные реакции. Если отсутствуют эти три предпосылки, то возникают копинговые реакции: уход на дистанцию (основное движение), «функционирование» или оправдывание (активизмы), гнев и раздражение (агрессия), искажение и расщепление (рефлекс мнимой смерти).

Картина расстройств. Если дефициты не прорабатываются, а копинговых механизмов недостаточно, чтобы справиться с утратой себя, это ведет к самоотчуждению, появлению невротического стыда и при фиксации этих механизмов – к развитию по истерическому типу и к большинству личностных расстройств самости.

 

Если человек не находит себя, это ведет к отчуждению от себя и к истерическому развитию.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.