Первая фундаментальная мотивация: соотнесение с миром дает экзистенции онтологическую опору — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Первая фундаментальная мотивация: соотнесение с миром дает экзистенции онтологическую опору

2022-08-21 54
Первая фундаментальная мотивация: соотнесение с миром дает экзистенции онтологическую опору 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основной экзистенциальный вопрос. Первое условие экзистенции вырастает из того кажущегося простым факта, что человек рождается в мир и жить ему предназначено именно в нем. Однако когда мы этот самоочевидный факт связываем с экзистенциальным вопросом, он внезапно становится невероятно сложным. Этот вопрос, поставленный экзистенциально, звучит так: как человек может справляться со своим бытием в этом фактическом мире? Достаточно ли у него знаний об условиях и законах этого мира, о предоставляемых им возможностях для того, чтобы он мог знать, как ему вести себя в мире, чтобы продолжать жить? То, что мы есть в этом мире, в конечном итоге представляет собой нечто непостижимое, некую тайну. Если присмотреться повнимательнее, то этот факт является хорошим поводом для философского изумления (Hersch, 1981). Благодаря экзистенциальному повороту практическое жизненное значение данного факта приобретает динамику. «Я есть» становится вопросом: «Могу ли я быть?» Благодаря этому непостижимое, которое есть в бытии, приходит в мир, в человеческое измерение понимания и действия. При рассмотрении в экзистенциальном свете, когда мы говорим о факте бытия‑человека‑в‑мире, речь идет о следующем основном вопросе экзистенции: «Я есть. Могу ли я быть?»

 

Мочь‑быть в этом фактическом мире.

 

Основной вопрос экзистенции таков:

«Я есть. Могу ли я быть?»

 

Предпосылки, чтобы мочь быть. Таким образом, первым перед человеком встает вопрос о его здесь‑бытии: может ли он вообще быть – в этом мире, в этих конкретных условиях, с имеющимися возможностями? Есть ли у него место в этом мире, достаточно места, чтобы «свободно дышать» в тех условиях, которым он подчинен? Чтобы мочь быть в условиях реальности и ее законов, нужны следующие предпосылки: защита, пространство и опора.

Защита. Что может давать человеку защиту? Что представляют собой физические, психологические и духовные «стены» «дома его экзистенции»? Человеку нужна физическая защита от угроз, исходящих от природы и других людей (например, защита от насилия, стабильные социальные условия и т. д.). Наилучшую психологическую защиту человек получает, когда его принимают: в беседе, когда его внимательно слушают, в отношениях, на работе, в вере. Когда человека принимают, он чувствует, что у него все хорошо, как будто он находится «в хороших руках». Здесь особую роль играет биографический опыт человека, а именно опыт того, сколько принятия человек получил в своей жизни от значимых для него людей или сколько неуверенности он несет в себе в связи с близкими отношениями. Человек как Person – то есть на духовном уровне – также нуждается в защите. Такую защиту он получает прежде всего через признание и уважение со стороны других людей. Переживание недостатка защиты ведет к развитию неуверенности, недоверия и травматизаций, связанных, например, с изменой, несчастным случаем, болезнью, применением насилия, смертью близких людей и т. д.

 

Предпосылки, чтобы мочь быть: защита, пространство и опора.

 

Пространство. Для здесь‑бытия нужно пространство – физическое пространство, где человек может находиться и которое ему также предоставляют другие; психологическое пространство в отношениях, в семье, на работе, в жизненной истории; пространство по отношению к своим проблемам, мыслям и чувствам; духовное пространство для своих мыслей и чувств, для экспериментирования, развития. Пространство экзистенции должно быть ухоженным, внутренне заселенным, «колонизированным» («колонизировать» происходить от лат. colere и означает «ухаживать, заботиться») и при необходимости должно быть также защищено. Обжитое, защищенное пространство становится родным домом, а в более широкой перспективе – родиной. Первым пространством для нас в этом мире является наше собственное тело, на уровне переживания отражением полноты пространства является дыхание, «иметь воздух». Легкие представляют собой телесную репрезентацию первой фундаментальной мотивации.

Опора. Опору человек находит в первую очередь в мире, во всем том, что ему противостоит и оказывает сопротивление, представляя собой что‑то прочное и стабильное (например, земля, законы природы, все то, что происходит регулярно). Также и в себе самом человек находит опору. Здесь следует прежде всего сказать о здоровом теле с его стабильностью и тем его качеством, что оно всегда неизменно есть со мной, несмотря на постоянные колебания в психической сфере и внешние изменения. Помимо этого, есть множество других факторов, дающих опору: это опыт переживания собственных способностей, надежность собственных позиций и убеждений, ясность знаний и теорий, достоверность собственных чувств, психодинамики и, наконец, объединяющая все последняя опора, которую человек находит в вере или мировоззрении: благодаря всему этому появляется чувство, что тебя что‑то держит в этой жизни. Это пробуждает необходимое для жизни мужество. Когда человек полагается на то, что дает опору, он проявляет доверие. Имея доверие к опорам, он может также от чего‑то отказаться, что‑то оставить.

Персональная активность. Если у человека в той или иной ситуации достаточно пространства, защиты и опоры, то он может выдерживать трудности и принимать то, что есть. Мочь выдерживать и принимать – это основные способности Person в первой фундаментальной мотивации. Реализация этих способностей в свою очередь (по цепочке обратной связи) усиливает соответствующие предпосылки – защиту, пространство и опору.

 

Расширение основ бытия за счет «выдерживать» и «принимать».

 

Фундаментальное доверие как основа первой фундаментальной мотивации. Опыт переживания доверия в общении с другими людьми рождает прадоверие. Из совокупности всего опыта доверия – как доверия в человеческих отношениях, так и доверия, связанного с переживанием опоры и стабильности в мире, – возникает фундаментальное доверие. Оно покоится на восприятии того, что есть некая глубокая, последняя опора, то, что тебя держит в этом мире, что ощущается лишь на уровне догадки. То, что нас в конечном итоге держит и о чем мы можем лишь догадываться, но никогда не можем постичь, – это основа бытия.

 

Фундаментальное доверие – совокупный опыт доверия.

Основа бытия – это наиболее глубинная опора.

 

Защитные реакции. Если не происходит персональной проработки, включаются психодинамические защитные реакции (копинговые реакции) (см. Hüther, 2004)[40]. В каждой фундаментальной мотивации есть четыре уровня копинговых реакций: основное движение, активизм, агрессия и рефлекс мнимой смерти. В первой фундаментальной мотивации это избегание и бегство (основное движение), протест и борьба (активизм), деструктивная ненависть (агрессия) и паралич (рефлекс мнимой смерти).

 

В каждой фундаментальной мотивации есть четыре уровня копинговых реакций: основное движение, активизм, агрессия и рефлекс мнимой смерти.

 

Картина расстройства. Если ни то ни другое – ни персональная проработка, ни достаточная психодинамическая защита – невозможны для человека, то неуверенность переходит в страх, а копинговые реакции фиксируются. Могут развиться любые формы тревожных переживаний, начиная от фобий и генерализованных тревожных расстройств, через тревожные личностные расстройства, и заканчивая психогенной составляющей шизофрении.

 

Если мочь быть что‑то препятствует, возникает страх.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.