Предпосылка исполненной экзистенции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Предпосылка исполненной экзистенции

2022-08-21 21
Предпосылка исполненной экзистенции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В разделе 2.2 мы уже говорили о том, что важнейшим вопросом экзистенцанализа является вопрос о персональном вкладе человека в хорошую, исполненную жизнь: что такое (в самом общем виде) «хорошая жизнь»? Существует ли помимо персонального чувства на этот счет какой‑либо критерий, по которому можно оценить экзистенцию как исполненную? Критерий, на который можно было бы ссылаться на практике, когда у кого‑то существуют сомнения или нет ясности в этой связи? Из того, что было сказано ранее, мы можем вывести лишь формально‑генетическую[25], но не содержательную характеристику основной предпосылки исполненной экзистенции.

 

В основе экзистенции лежит диалог.

 

Общий критерий исполненной экзистенции. Как следует из экзистенцанализа, экзистирование происходит только во взаимодействии с миром и с самим собой в имеющейся конкретной ситуации. «Быть в мире» – экзистировать – означает «находиться в обмене, в диалоге», иметь в основе это взаимодействие. Это означает, что закрытость, недоступность, изоляция лишают экзистенцию самых ее основ.

Но чтобы у экзистенции появилось определенное качество и она субъективно ощущалась как исполненная, недостаточно находиться только в обмене с миром. Это взаимодействие необходимо дополнить также (внутренним) обменом с самим собой. Когда такой обмен является подлинным и аутентичным, то есть ведется честно и в установке открытости по отношению к себе, мы называем его внутренним диалогом. Хороший внутренний диалог имеет принципиальное значение для психического здоровья, поэтому он также рассматривается как важнейший фактор эффективности экзистенциально‑аналитического консультирования и терапии.

Это означает следующее: когда обмен с внешним миром сопровождается также тем, что у человека есть внутренняя репрезентация его переживаний, решений и действий, тогда может возникнуть такое качество, которое субъективно переживается как исполненность [26]. Ведь в подобном случае обмен расширяется настолько, что позволяет человеку воспринимать то, что во внешнем мире является для него существенным, и чувствовать запрошенность этим. Экзистенция дает исполненность тогда, когда в ней появляется существенное.

 

Диалог вовне одновременно означает также внутренний разговор с самим собой.

 

Основной тезис экзистенцанализа. Отсюда вытекает основной тезис, касающийся позиции в отношении собственной жизни:

 

Исполненная экзистенция – «хорошая, настоящая жизнь» – появляется у человека не из одного себя, но и не без участия себя (диалогический обмен!).

 

Открытый, сосредоточенный на существенном обмен между субъектом и его миром – это предпосылка, conditio sine qua non[27] для прихода к целевому назначению экзистенции, а именно к тому, чтобы мочь с внутренним согласием вносить себя в мир.

Диалог. Тем самым экзистенция только тогда дает исполненность, когда человек находится не просто в каком‑то обмене со своим миром, а в диалогическом. Это означает, что человек пытается не подчинить себе другого или мир, а с открытостью и внимательностью занимает партнерскую позицию и исходя из нее начинает уважительно обходиться со всем «другим». Диалогический обмен можно считать полноценным, если человек ведет себя так, что может самому себе и своим поступкам дать внутреннее согласие (диалогический обмен вовнутрь и вовне, см. рис. 10).

 

Рис. 10. Основной критерий исполненной экзистенции: внутреннее согласие с собственными действиями на базе диалогического обмена с другими

 

 

С формально‑генетической точки зрения человек приходит к исполненности своей экзистенции через диалогический обмен с миром и самим собой; базисом для этого является внутреннее согласие со своими действиями и самим собой.

 

Открытость – базовая феноменологическая установка. Настоящий диалог строится на открытости по отношению к другому в той же мере, как и на открытости по отношению к самому себе. Только при такой открытости может проявиться свободное в человеке, его Person, а также существенное в отношениях с другим. Поскольку в экзистенцанализе речь как раз и идет о постижении этой глубинной части человека, то на терапевтических и консультативных встречах мы занимаемся тем, что систематически добиваемся такой открытости. Для этого используется феноменологическая установка, то есть установка беспредпосылочности: мы отставляем в сторону любое предварительное знание, любые теории и объяснения. Мы останавливаемся на том, что именно в этой встрече тебе открывается как существенное в другом (что тебя затрагивает, достигает твоей глубины). Это такая установка, когда человек позволяет себя затронуть, когда он отдается содержанию наблюдаемого (М. Шелер). Слушатель приходит к пониманию собеседника через то, что его (персонально) затрагивает.

В основе этого лежит субъективное впечатление от другого. Такая безусловная готовность слушающего дать себя персонально затронуть в наибольшей степени соответствует Person другого человека. Именно из этой установки рождается диалог, поскольку тогда в нем есть внимательность и уважение. Внимательность и уважение должны проявляться в равной мере как по отношению к самому себе как воспринимающему думающему чувствующему и интуитивно чувствующему Я, так и к Person другого (см. подраздел 4.5.1).

 

Сферы диалога

 

Обмен или экзистенциальный диалог является многоплановым, как уже было сказано в подразделе 2.3.2, где раскрывался характер персональной ситуации. Если диалог «экзистенциальный», то в глубине своей он соотносится с несущими сферами экзистенции, которые ощущаются как неотъемлемые для исполненной жизни. Феноменологический анализ всех сфер экзистенции, с которыми человек имеет дело и взаимодействует, к настоящему времени позволил выявить четыре измерения. Эти несущие структуры экзистенции мы называем фундаментальными условиями экзистенции. К ним относятся те сферы экзистенции, с которыми человек неизбежно должен взаимодействовать, поскольку без них он не может существовать как Person. Представления об этих четырех фундаментальных условиях человеческой экзистенции образуют центральный концепт экзистенцаналитической теории и более подробно рассматриваются в следующей главе.

 

Фундаментальные условия экзистенции являются неустранимыми.

 

Фундаментальные условия экзистенции. Человек неизбежно находится во взаимообмене с четырьмя фундаментальными условиями экзистенции. Он не может избежать взаимодействия с ними, поскольку, согласно экзистенцанализу они представляют собой фундаментальные условия экзистенции. Они ставят человека перед вопросами и задачами, на которые он должен отвечать, не столько руководствуясь умом, сколько «экзистенциально», то есть самим собой, своей жизнью, своими решениями и установками. Если этот обмен во всех четырех сферах происходит с диалогической открытостью и если он удается на всех четырех уровнях, то, согласно теории экзистенцанализа и проведенным в его рамках исследованиям, создаются основы для жизни, дающей чувство исполненности. И наоборот, блокировки на одном или нескольких уровнях ведут к расстройствам, нарушениям и психическим болезням.

 

Фундаментальные условия экзистенции неизбежно ставят человека перед решением задач.

 

Четыре фундаментальных условия исполненной экзистенции. Сферы или темы, с которыми человек как Person находится в неизбежном взаимодействии, в терминологии экзистенциальной философии определяются как «мир», приводящий также к возникновению центральных форм переживаний. Каждый из этих «миров» формирует запрос на распознавание и понимание, а также на участие каждого отдельного человека как Person в его формировании. Формулируя эти запросы в форме «Я‑высказываний», поскольку речь идет о построении человеком своей индивидуальной жизни, мы подчеркиваем, что они носят характер экзистенциального требования к Person:

1) окружающий мир как опора: он выдвигает условия – могу ли я их принять?

2) мир других людей как отношения: благодаря им возникают ценности – нравится ли мне обращаться к ним и давать им себя затронуть?

3) собственный мир как уникальность: благодаря ей возникает подлинность – имею ли я право показывать ее, поскольку считаю ее правильной; могу ли я видеть ее также в других и позволять этому себя затрагивать?

4) мир смыслов как призыв: он дает мне ориентиры – могу ли я следовать им?

В подразделе 2.3.2 было упомянуто еще одно измерение, которое мы назвали высшим миром, – оно достигается на глубине четырех других измерений и рассматривается нами как спиритуальная основа жизни (см. Längle, 2001).

 

Четыре фундаментальных условия экзистенции характеризуют «мир» человека.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.