Мастера психологии (Питер) – — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Мастера психологии (Питер) –

2022-08-21 21
Мастера психологии (Питер) – 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=66672982

«Основы экзистенциального анализа»: Питер; Санкт‑Петербург; 2021

ISBN 978‑5‑4461‑1848‑9

Аннотация

 

Эта книга представляет собой первое систематизированное и всестороннее изложение основ экзистенциального анализа как самостоятельного направления психологии. Последовательная связь между теорией и практикой, описание методов и комментарии к их практическому применению, а также изложение и обсуждение конкретных примеров делают книгу незаменимым справочником как для тех, кто изучает теорию психологии, так и для практиков.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

 

Альфрид Лэнгле

Основы экзистенциального анализа

 

Alfried Längle

Lehrbuch zur Existenzanalyse

Grundlagen

 

© Alfried Längle and Facultas Verlags‑ und BuchhandelsAG, Wien

© Перевод на русский язык Alfried Längle

© Издание на русском языке. ООО Издательство «Питер», 2022

© Серия «Мастера психологии», 2022

 

Нет ничего практичнее хорошей теории

Предисловие научного редактора

 

В июле 1999 года в Вене проходил Второй Всемирный конгресс по психотерапии. Тогда на меня произвели впечатление два события, которые оказались связанными между собой.

Первым событием стало то, что целый ряд психотерапевтических школ открыто заявили о серьезном интересе к России, ее рынку, захотели начать у нас образовательные проекты, подобные тем, которые велись в европейских странах, увидев огромный потенциал страны хоть и бедной, но весьма образованной на тот момент. Среди прочих известных психотерапевтов выступил и Альфрид Лэнгле, представлявший Общество логотерапии и экзистенцанализа, так я впервые увидела этого человека. Уже в сентябре он начал в Москве образовательный проект, в который мне посчастливилось попасть, с тех пор я занимаюсь экзистенциальным анализом и с благодарностью отношу себя к ученикам Альфрида Лэнгле.

Вторым замечательным событием был принятый Вторым конгрессом манифест, в котором психотерапевты заявили, что они отмежевываются от психологии университетского образца, считают немедицинскую психотерапию отдельной наукой, требующей особого, не психологического образования. Этот документ очевидно отражал глубокий конфликт между научной, академической психологией и практикой психотерапии, «душепопечения», как называл ее Виктор Франкл. Действительно, несмотря на большой объем исследований, академическая наука до проблем души, и тем более душепопечения, не добралась, она почти не продвинулась в понимании страдания, содержания мотивации, логики переживаний, субъективных законов человеческой жизни, то есть не имела знаний, нужных практикующим психотерапевтам. Вместе с тем психотерапевтическим теориям и самим психотерапевтам в ту пору дорога в университеты была закрыта, поскольку их практический опыт и наблюдения не соответствовали критериям научности и объективности. А ведь немедицинская психотерапия в 1999 году отмечала свое столетие и полагала, что заслужила право больше не доказывать ученым советам университетов свое право на существование. Манифест говорил о самодостаточности психотерпии.

Конечно, она накопила немало собственных теорий за XX век, и приоритет всегда оставался у психоанализа и когнитивно‑бихевиоральной психотеорапии. Проблемой, однако, было то, что эти уважаемые теории могли интересоваться преимущественно психодинамическими проявлениями в человеке, то есть типичным, предсказуемым, несвободным. Многие человеческие слабости и глупости получили объяснение в рамках этих подходов.

Труднее поддавался исследованиям иной аспект человеческой личности: собственно человечность – «свободное», открытое, понимающее, гуманное. Философские знания о человеческой свободе, конечно, были, но практической теории не было.

Тоска по такого рода теории заставила еще на рубеже XIX–XX веков Г. Мюнстерберга заявить: нам нужна прикладная психология, которая относилась бы к психологической теории, как агрономия относится к ботанике, и это должна быть наука, отвечающая на вопрос «как?»

Продолжая эту мысль, я бы сказала, что, если «ботаникой» свободы можно считать онтологию Хайдеггера, аксиологию Шелера, антропологию Хартмана и многое еще из двадцати веков мировой философии, то «агрономией», прикладной психологией свободы, определенно является теория современного экзистенциального анализа А. Лэнгле, с которой вы можете ознакомиться, читая эту монографию. В этой теории собраны абсолютно практикоориентированные знания о человеческом в человеке, Person, и о том, как можно на фоне обыденной повседневности разглядеть, подхватить, укрепить, усилить это свободное персональное начало в себе самих, в своих близких, своих пациентах, в детях. То есть как вырастить эту свободу и тем самым сделать свою жизнь лучше?

Очевидно, сложнее задачу представить трудно, поэтому теория получилась непростая. Ее основу составляет учение о четырех фундаментальных экзистенциальных мотивациях человека, которое исходит из того, что человек не может не быть мотивированым, и если уж он мотивирован, то чем‑то для себя ценным. Что же движет человеком? Первая мотивация – это базовый вопрос: могу ли я быть в этих данностях? Как обрести покой и устойчивость в ситуации принципиальной неопределенности человеческого бытия? Вторая: что есть в жизни хорошего для меня? Как это хорошее глубоко прочувствовать? Как вообще эмоционально открыто проживать жизнь? Третья: где мое собственное, а где не мое? Откуда я знаю, что это мое? Кто я? Чего я хочу? Имею ли я право быть таким? Как прийти к лучшей версии себя – аутентичности? Четвертая: что мне делать? В каком направлении двигаться? Как найти смысл вот этой жизненной ситуации?

Увидеть за рассказами пациента эти глубинные вопросы – означает понять его и, возможно, помочь ему самому обнаружить смысл его переживаний, страданий, затруднений.

«Основы экзистенциального анализа» – очень лаконичное и одновременно исчерпывающее введение в многогранную и стройную теорию, которая имеет очевидное практическое применение и позволяет помочь человеку прийти к реалистичному восприятию мира, открытому эмоциональному и духовному проживанию ценностей, занятию аутентичной позиции и реализации своей свободы и ответственности, то есть к хорошей, глубокой, собственной жизни – экзистенции. Нужно отметить, что на протяжении 23 лет моей профессиональной жизни в роли психотерапевта эта теория показала свою абсолютную практичность, а в роли доцента факультета психологии МГУ я могу наблюдать, как она год от года побивает рекорды популярности среди студентов, магистров и аспирантов, вдохновляет современные исследования, подводя к новым стандартам научного исследования сложных феноменов человеческой личности – теперь уже качественными методами.

Личность Альфрида Лэнгле заслуживает отдельных слов уважения. Я не встречала мыслителя, который бы отличался большей тщательностью, так был способен «додумывать до конца», идти на глубину, дотошно пересматривать и улучшать созданное, – это производит впечатление. Я не встречала исследователя, который ставил бы более сложные задачи в психологии: что есть Person? Как действует совесть, что она, по сути, делает? Как происходит становление собой? Мне нравится, что в научных материалах отчетливо проведены границы своих и чужих открытий. Меня поражает та мера ответственности, с которой этот человек относится к своему делу и себе самому. Для меня большая честь редактировать эту книгу, которая ученикам образовательных программ, конечно, покажется давно знакомой. С нее курс обучения мастерству экзистенциального психотерапевта только начинается.

С. В. Кривцова, канд. психол. наук, доцент факультета психологии МГУ, экзистенциальный психотерапевт, тренер, супервизор, главный реактор журнала «Экзистенциальный анализ»

 

Введение

 

В настоящем издании изложены начала экзистенциального анализа – психотерапевтического подхода, базирующегося на экзистенциальной картине человека, что позволяет разносторонне применять его, например, в консультировании, коучинге, педагогике, сопровождении умирающих и т. д. Поэтому изложенный здесь материал может быть интересен не только тем, кто занимается психотерапией.

Особенность экзистенцанализа (ЭА) состоит в том, что он изначально вырос не из экспериментально‑эмпирических данных, а из систематической рефлексии того, что по сути представляет собой человек, как он может понять свое место в этом мире и полноценно себя реализовать. Именно на эти вопросы искал ответы основоположник экзистенцанализа венский психиатр Виктор Франкл (1905–1997). Ему пришлось дополнить психотерапевтическую и психиатрическую практику философией, таким представлением о человеке, с помощью которого можно не только объяснить развитие психических расстройств, но и предоставить «духовный инструментарий» для того, чтобы человек мог справляться со своими душевными и духовными проблемами. Вершиной практического применения экзистенцанализа Франкл считал нахождение смысла, которое он называл логотерапией (ЛТ).

В современном экзистенцанализе понимание сущности человека и путей, с помощью которых он достигает исполненной экзистенции, получило значительное тематическое расширение и больше не связано с одной только логотерапевтической основной мотивацией – мотивацией к смыслу. С открытием трех других фундаментальных экзистенциальных мотиваций теория экзистенцанализа получила более широкий базис, в основе современного ЭА лежит концепция четырех фундаментальных мотиваций. Значительное расширение теоретических оснований привело к созданию дополнительного методического инструментария. В этой связи следует упомянуть прежде всего систематическое применение феноменологического способа действий.

Современный ЭА включает новые расширенные темы, но также и прежнюю концепцию Франкла. В этой книге они изложены предельно практикоориентированно. Коротко рассказывается о возникновении экзистенцанализа и его исторической задаче, после чего следует изложение наиболее важных содержаний с различных точек зрения. Затем углубленно обсуждаются такие темы, как диалог, понимание, объяснение, помощь, диагностика проблем, мотивация и другие. Краткий обзор философских идей призван прояснить значение и подоплеку связи экзистенцанализа с философией. Описываются также основные психометрические методы экзистенцанализа.

 

Глава 1


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.