Основы экзистенциального анализа — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основы экзистенциального анализа

2022-08-21 19
Основы экзистенциального анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Альфрид Антон Лэнгле

Основы экзистенциального анализа

 

Мастера психологии (Питер) –

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=66672982

«Основы экзистенциального анализа»: Питер; Санкт‑Петербург; 2021

ISBN 978‑5‑4461‑1848‑9

Аннотация

 

Эта книга представляет собой первое систематизированное и всестороннее изложение основ экзистенциального анализа как самостоятельного направления психологии. Последовательная связь между теорией и практикой, описание методов и комментарии к их практическому применению, а также изложение и обсуждение конкретных примеров делают книгу незаменимым справочником как для тех, кто изучает теорию психологии, так и для практиков.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

 

Альфрид Лэнгле

Основы экзистенциального анализа

 

Alfried Längle

Lehrbuch zur Existenzanalyse

Grundlagen

 

© Alfried Längle and Facultas Verlags‑ und BuchhandelsAG, Wien

© Перевод на русский язык Alfried Längle

© Издание на русском языке. ООО Издательство «Питер», 2022

© Серия «Мастера психологии», 2022

 

Нет ничего практичнее хорошей теории

Предисловие научного редактора

 

В июле 1999 года в Вене проходил Второй Всемирный конгресс по психотерапии. Тогда на меня произвели впечатление два события, которые оказались связанными между собой.

Первым событием стало то, что целый ряд психотерапевтических школ открыто заявили о серьезном интересе к России, ее рынку, захотели начать у нас образовательные проекты, подобные тем, которые велись в европейских странах, увидев огромный потенциал страны хоть и бедной, но весьма образованной на тот момент. Среди прочих известных психотерапевтов выступил и Альфрид Лэнгле, представлявший Общество логотерапии и экзистенцанализа, так я впервые увидела этого человека. Уже в сентябре он начал в Москве образовательный проект, в который мне посчастливилось попасть, с тех пор я занимаюсь экзистенциальным анализом и с благодарностью отношу себя к ученикам Альфрида Лэнгле.

Вторым замечательным событием был принятый Вторым конгрессом манифест, в котором психотерапевты заявили, что они отмежевываются от психологии университетского образца, считают немедицинскую психотерапию отдельной наукой, требующей особого, не психологического образования. Этот документ очевидно отражал глубокий конфликт между научной, академической психологией и практикой психотерапии, «душепопечения», как называл ее Виктор Франкл. Действительно, несмотря на большой объем исследований, академическая наука до проблем души, и тем более душепопечения, не добралась, она почти не продвинулась в понимании страдания, содержания мотивации, логики переживаний, субъективных законов человеческой жизни, то есть не имела знаний, нужных практикующим психотерапевтам. Вместе с тем психотерапевтическим теориям и самим психотерапевтам в ту пору дорога в университеты была закрыта, поскольку их практический опыт и наблюдения не соответствовали критериям научности и объективности. А ведь немедицинская психотерапия в 1999 году отмечала свое столетие и полагала, что заслужила право больше не доказывать ученым советам университетов свое право на существование. Манифест говорил о самодостаточности психотерпии.

Конечно, она накопила немало собственных теорий за XX век, и приоритет всегда оставался у психоанализа и когнитивно‑бихевиоральной психотеорапии. Проблемой, однако, было то, что эти уважаемые теории могли интересоваться преимущественно психодинамическими проявлениями в человеке, то есть типичным, предсказуемым, несвободным. Многие человеческие слабости и глупости получили объяснение в рамках этих подходов.

Труднее поддавался исследованиям иной аспект человеческой личности: собственно человечность – «свободное», открытое, понимающее, гуманное. Философские знания о человеческой свободе, конечно, были, но практической теории не было.

Тоска по такого рода теории заставила еще на рубеже XIX–XX веков Г. Мюнстерберга заявить: нам нужна прикладная психология, которая относилась бы к психологической теории, как агрономия относится к ботанике, и это должна быть наука, отвечающая на вопрос «как?»

Продолжая эту мысль, я бы сказала, что, если «ботаникой» свободы можно считать онтологию Хайдеггера, аксиологию Шелера, антропологию Хартмана и многое еще из двадцати веков мировой философии, то «агрономией», прикладной психологией свободы, определенно является теория современного экзистенциального анализа А. Лэнгле, с которой вы можете ознакомиться, читая эту монографию. В этой теории собраны абсолютно практикоориентированные знания о человеческом в человеке, Person, и о том, как можно на фоне обыденной повседневности разглядеть, подхватить, укрепить, усилить это свободное персональное начало в себе самих, в своих близких, своих пациентах, в детях. То есть как вырастить эту свободу и тем самым сделать свою жизнь лучше?

Очевидно, сложнее задачу представить трудно, поэтому теория получилась непростая. Ее основу составляет учение о четырех фундаментальных экзистенциальных мотивациях человека, которое исходит из того, что человек не может не быть мотивированым, и если уж он мотивирован, то чем‑то для себя ценным. Что же движет человеком? Первая мотивация – это базовый вопрос: могу ли я быть в этих данностях? Как обрести покой и устойчивость в ситуации принципиальной неопределенности человеческого бытия? Вторая: что есть в жизни хорошего для меня? Как это хорошее глубоко прочувствовать? Как вообще эмоционально открыто проживать жизнь? Третья: где мое собственное, а где не мое? Откуда я знаю, что это мое? Кто я? Чего я хочу? Имею ли я право быть таким? Как прийти к лучшей версии себя – аутентичности? Четвертая: что мне делать? В каком направлении двигаться? Как найти смысл вот этой жизненной ситуации?

Увидеть за рассказами пациента эти глубинные вопросы – означает понять его и, возможно, помочь ему самому обнаружить смысл его переживаний, страданий, затруднений.

«Основы экзистенциального анализа» – очень лаконичное и одновременно исчерпывающее введение в многогранную и стройную теорию, которая имеет очевидное практическое применение и позволяет помочь человеку прийти к реалистичному восприятию мира, открытому эмоциональному и духовному проживанию ценностей, занятию аутентичной позиции и реализации своей свободы и ответственности, то есть к хорошей, глубокой, собственной жизни – экзистенции. Нужно отметить, что на протяжении 23 лет моей профессиональной жизни в роли психотерапевта эта теория показала свою абсолютную практичность, а в роли доцента факультета психологии МГУ я могу наблюдать, как она год от года побивает рекорды популярности среди студентов, магистров и аспирантов, вдохновляет современные исследования, подводя к новым стандартам научного исследования сложных феноменов человеческой личности – теперь уже качественными методами.

Личность Альфрида Лэнгле заслуживает отдельных слов уважения. Я не встречала мыслителя, который бы отличался большей тщательностью, так был способен «додумывать до конца», идти на глубину, дотошно пересматривать и улучшать созданное, – это производит впечатление. Я не встречала исследователя, который ставил бы более сложные задачи в психологии: что есть Person? Как действует совесть, что она, по сути, делает? Как происходит становление собой? Мне нравится, что в научных материалах отчетливо проведены границы своих и чужих открытий. Меня поражает та мера ответственности, с которой этот человек относится к своему делу и себе самому. Для меня большая честь редактировать эту книгу, которая ученикам образовательных программ, конечно, покажется давно знакомой. С нее курс обучения мастерству экзистенциального психотерапевта только начинается.

С. В. Кривцова, канд. психол. наук, доцент факультета психологии МГУ, экзистенциальный психотерапевт, тренер, супервизор, главный реактор журнала «Экзистенциальный анализ»

 

Введение

 

В настоящем издании изложены начала экзистенциального анализа – психотерапевтического подхода, базирующегося на экзистенциальной картине человека, что позволяет разносторонне применять его, например, в консультировании, коучинге, педагогике, сопровождении умирающих и т. д. Поэтому изложенный здесь материал может быть интересен не только тем, кто занимается психотерапией.

Особенность экзистенцанализа (ЭА) состоит в том, что он изначально вырос не из экспериментально‑эмпирических данных, а из систематической рефлексии того, что по сути представляет собой человек, как он может понять свое место в этом мире и полноценно себя реализовать. Именно на эти вопросы искал ответы основоположник экзистенцанализа венский психиатр Виктор Франкл (1905–1997). Ему пришлось дополнить психотерапевтическую и психиатрическую практику философией, таким представлением о человеке, с помощью которого можно не только объяснить развитие психических расстройств, но и предоставить «духовный инструментарий» для того, чтобы человек мог справляться со своими душевными и духовными проблемами. Вершиной практического применения экзистенцанализа Франкл считал нахождение смысла, которое он называл логотерапией (ЛТ).

В современном экзистенцанализе понимание сущности человека и путей, с помощью которых он достигает исполненной экзистенции, получило значительное тематическое расширение и больше не связано с одной только логотерапевтической основной мотивацией – мотивацией к смыслу. С открытием трех других фундаментальных экзистенциальных мотиваций теория экзистенцанализа получила более широкий базис, в основе современного ЭА лежит концепция четырех фундаментальных мотиваций. Значительное расширение теоретических оснований привело к созданию дополнительного методического инструментария. В этой связи следует упомянуть прежде всего систематическое применение феноменологического способа действий.

Современный ЭА включает новые расширенные темы, но также и прежнюю концепцию Франкла. В этой книге они изложены предельно практикоориентированно. Коротко рассказывается о возникновении экзистенцанализа и его исторической задаче, после чего следует изложение наиболее важных содержаний с различных точек зрения. Затем углубленно обсуждаются такие темы, как диалог, понимание, объяснение, помощь, диагностика проблем, мотивация и другие. Краткий обзор философских идей призван прояснить значение и подоплеку связи экзистенцанализа с философией. Описываются также основные психометрические методы экзистенцанализа.

 

Глава 1

Учебные цели

После прочтения этой главы вы должны знать и понимать:

• теоретические и практические корни современного экзистенцанализа;

• что описывается понятиями «экзистенцанализ» и «логотерапия» и какие изменения произошли со значениями этих понятий;

• какое значение имеет различение между теорией и практикой в экзистенцанализе и как это отражается на поле деятельности (сфере задач) той и другой;

• какую роль в развитии ЛТ и ЭА сыграла смысловая тематика и какое место она занимает сейчас.

Понятия «экзистенцанализ» и «логотерапия» ввел в психотерапию Виктор Франкл для обозначения основанного им психотерапевтического метода[1]. «Логотерапия и экзистенцанализ – это две стороны одной и той же теории. Логотерапия представляет собой метод терапевтического лечения, а экзистенцанализ – направление антропологического исследования» (Frankl, 1959, 663).

 

Два понятия для обозначения одного направления. Первоначально[2] термином «экзистенцанализ» Франкл обозначал теоретические основы, а термином «логотерапия» – практическое применение этой теории в терапии, ориентированной на смысл. Возникла несколько необычная ситуация, когда два различных понятия применялись для обозначения одного и того же терапевтического направления. Понятие «логос» Франкл использовал в принятом в философии значении «смысл». Тем самым с помощью понятия «логотерапия» он хотел подчеркнуть важнейшее значение нахождения смысла для человеческой жизни и для психотерапии. Другими словами, в теории Франкла вершиной практически соотнесенного с жизнью экзистенцанализа является персонально ощущаемый и переживаемый смысл: «Пока я существую, я существую в направлении смысла и ценностей» (Frankl, 1975, 371).

 

«Логос» означает «смысл».

 

Применительно к методу это означает, что в экзистенцанализе речь идет об осознании («анализе») свободы (Frankl, 1975, 271) и ответственности «как сущностных оснований человеческой экзистенции» (Frankl, 1946a, 39). Ответственность, согласно Франклу это ответственность по отношению к смыслу (Frankl, 1946a, 39), благодаря чему перекидывается мост от экзистенцанализа к логотерапии. Ведь без смысла – и даже без конечного смысла – не было бы и ответственности (Frankl, 1946a, 221). Сам Франкл видел этот конечный смысл в Боге. В экзистенциализме, например, таким смыслом является достоинство человека перед лицом абсурдности (Sartre, 1946). В экзистенцанализе и логотерапии отношение человека к вере считается предметом абсолютно личного решения. Когда это решение принимается не через предписания или не посредством терапии, а самим человеком, это играет важную роль для его экзистенциальности.

 

Экзистенцанализ – поиск свободы и ответственности

 

 

Экзистенциальный анализ – это феноменологическая по методу, персональная психотерапия, цель которой состоит в том, чтобы помочь человеку (его Person) прийти (духовно и эмоционально) к свободному переживанию, способности занимать аутентичную позицию и ответственному обхождению с собой и с миром.

 

Рассмотрим это определение детальнее.

1. «Экзистенциальный анализ – это психотерапия…» Это означает следующее: ЭА претендует на то, что он может применяться для лечения психических, психосоматических и психосоциальных расстройств и что это происходит с опорой на научные знания и рефлексию. Как психотерапевтический метод ЭА должен быть таким, чтобы ему можно было обучать и чтобы его можно было проверять (это требования, в частности, австрийского закона о психотерапии).

2. «феноменологическая по методу…» Методический репертуар экзистенциального анализа основывается на феноменологическом методе (см. подраздел 4.5.1), то есть ЭА не прибегает к интерпретациям, а исходит в первую очередь из индивидуальности, уникальности и своеобразия Person и ее конкретных переживаний. ЭА работает прежде всего с этими индивидуализированными элементами и в меньшей степени с общепсихологическими знаниями, например о законах обучения, о памяти или об устройстве восприятия. Для него речь идет главным образом о «видении сути» – о понимании существенного в ситуации и о взгляде на сущность Person и ее мотивации. Поэтому, будучи феноменологической терапией, ЭА является понимающей и индивидуализированной психотерапией.

 

Феноменология: взгляд направлен на существенное.

 

3. «персональная…» Эта феноменология является персональной, то есть в центре ее внимания находится Person с ее ресурсами. Person – это центральное понятие в ЭА, которое подробно раскрывается нами в одном из учебников, входящим в целую серию учебных пособий (см. раздел 3.2). Коротко говоря, под Person понимается «свободное в человеке» (Frankl, 1959, 684 f). Имеется в виду такая способность человека, благодаря которой он приобретает автономность, поскольку может принимать решения. Через бытие Person человек обретает свое достоинство.

 

Понятие Person является центральным.

 

4. «…помочь человеку (его Person)». Происходит мобилизация Person с ее силой. Основной силой Person является воля, опирающаяся на восприятие, чувства и понимание. ЭА имеет дело прежде всего с персональными силами и в меньшей степени с психодинамическими, поэтому реже оперирует такими методами, как, например, отреагирование («побить подушку» или «покричать в лесу» и т. п.). Центр тяжести в ЭА лежит на обнаружении внутреннего согласия, занятии позиции, на ответственности, совести, аутентичности, диалоге и видении инаковости.

 

Экзистенциальный анализ работает преимущественно с персональными силами.

 

5. «переживание…» Как персональное и феноменологическое направление экзистенциальный анализ занимается конкретным переживанием Person. Персональное субъективное переживание – это основная точка приложения сил в психотерапевтической работе и то, вокруг чего вращается вся эта работа. Экзистенциальный анализ можно определить как психотерапевтическое направление, ориентированное на переживание[12]; он занимается вопросами, связанными с переживанием. В частности, помогая человеку бросить курить, мы работаем, например, с таким вопросом: «Что ты переживаешь, когда выкуриваешь сигарету?» В субъективном переживании человека содержится вся жизненно важная информация – ее и требуется получить, если мы хотим добиться устойчивых изменений в его установках и поведении.

 

Переживание – основная точка приложения сил в экзистенциально‑аналитической терапии – содержит в себе всю жизненно важную информацию.

 

6. «свободное переживание…» Переживание является свободным, когда человек может допустить то, что он ощущает, чувствует (в том числе интуитивно), испытывает на опыте. С пациентами нужно работать над тем, чтобы они не подавляли, не вытесняли, не отщепляли свои переживания, не проходили мимо них, не искажали их. Так формируется привычка к «феноменологии по направлению вовнутрь», к тому, чтобы с любовью открыться и смотреть, что рождается у тебя внутри, что там было затронуто, пришло в движение. Такая открытость по отношению к себе самому ведет к тому, что человек становится восприимчивым к происходящему с ним (самопринятие).

7. «духовно и эмоционально свободное переживание…» Это более подробное описание «свободного». Свобода относится к мышлению, чувствам и чутью. Духовность такой свободы наряду с выбором (иногда возможным) того, что мы переживаем, заключается также в занятии позиции по отношению к переживаемому.

8. «занятие позиции…» Занять позицию означает обнаружить, как я сам отношусь к данной ситуации или предмету. Занять позицию необходимо, чтобы я мог внутренне найти себя в том, что произошло, или в том, что есть.

 

Занятие позиции необходимо, чтобы внутренне найти себя.

 

9. «аутентичной… (позиции)». Эта позиция должна соответствовать Person, быть согласованной с ее сущностью, быть подлинной, настоящей.

10. «обходиться…» Мы должны помочь Person прийти не только к свободному переживанию и занятию аутентичной позиции, но и (это третий важный момент) к конкретному действию, активности, к мочь‑действовать.

11. «…с собой и с миром» Это мочь‑действовать относится к двум сферам: к внутреннему и внешнему миру, к интра‑ и интерперсональному.

12. «…ответственному (обхождению)». Мочь‑действовать должно быть таким, чтобы у человека было чувство и убеждение в том, что он может стоять за то, что он делает, и брать на себя ответственность за это.

 

Ответственное действие становится возможным благодаря переживанию и занятию позиции.

 

Этапы психотерапевтического процесса. Этапы психотерапевтического процесса представлены и подробно описаны в методе персонального экзистенциального анализа (ПЭА) (Längle, 1993а; 2000b) и являются каркасом для научного определения экзистенциального анализа (более подробно они описаны в разделе 3.2). Для лучшего понимания определения сейчас мы кратко остановимся на тех уровнях, с которыми работают в ЭА:

• видение реальности – работа с восприятием фактического;

• впечатление и переживание – работа с эмоциями и когнициями;

• занятие персональной позиции – интегративно‑биографическая работа;

• формы выражения позиции вовне – работа с аутентичной и соотнесенной с ситуацией активностью;

• поведение – упражнение в осмысленных, основанных на личной ответственности действиях и их реализация.

 

В персональном экзистенциальном анализе описаны этапы психотерапевтического процесса.

 

Переживание и понимание как точка приложения сил в психотерапевтической работе. Если персональное переживание является исходной точкой психотерапевтической работы, то это означает, что экзистенциальный анализ занимается персональной активностью, то есть тем, как человек прямо сейчас справляется с жизненной задачей, которая встала перед ним. Эта задача в ее теперешнем и биографическом (идущем из прошлого) виде просвечивается и «сканируется» интуитивным чутьем с точки зрения жизненной перспективы в будущем. Хотя в экзистенциально‑аналитической работе основной фокус внимания направлен на процессы переживания и понимания, но здесь также, пусть и во вторую очередь, занимаются объяснением, когнициями, обучением, упражнениями и т. д. Психотерапевтический процесс начинается с феноменологического анализа, переходит к эмоциональности как центральной составляющей переживания, чтобы затем прийти к прояснению установок и позиций, которые в результате становятся (новыми) основаниями для действий.

 

Терапия – это во многом работа с эмоциональностью, центральной составляющей переживания.

 

Экзистенциальная динамика. Лучше понять, что такое экзистенциальный анализ, помогает знакомство с концепцией экзистенциальной динамики (см. подраздел 2.3.1). Имеется в виду концепция, согласно которой человеческое бытие рассматривается как постоянно «находящееся‑под‑вопросом», как запрошенное переживаемыми и интуитивно ощущаемыми ценностями (отношениями, задачами и т. д.), которые «о чем‑то говорят» и которые поэтому не оставляют человека «равнодушным». С этим связан экзистенциальный поворот в нашем восприятии бытия: человек (благодаря своей свободе) начинает видеть себя как того, с кем заговаривает и кого запрашивает жизнь, а не как того, кто только сам спрашивает и требует чего‑то от жизни. То есть с экзистенциальной точки зрения к человеку ситуация его жизни предъявляет какое‑то требование, а у него есть возможность дать такой ответ на «запрос ситуации», который является наилучшим в данных обстоятельствах. Давая такие ответы, человек становится «ответственным» за свою жизнь (Frankl, 1946a, 72). Здесь экзистенциальный анализ переходит в логотерапию.

 

Переживаемое никогда не оставляет нас равнодушными, но всегда содержит в себе динамику, идущую от запрошенности.

 

Определение логотерапии

 

Экзистенциальный смысл (логос) определяется как наилучшая возможность (для действия, установки или переживания) в данной ситуации. Сегодня в GLE логотерапией называется такая форма консультирования или лечения, которая конкретно посвящена тематике, связанной со смыслом.

 

Смысл – это наилучшая возможность в данной ситуации.

 

Поэтому краткое определение логотерапии можно сформулировать так:

 

Логотерапия – это сопровождение человека и помощь ему в поисках смысла.

 

Цель логотерапии. Целью логотерапии является поиск смысла (особенно при его потере) или углубление переживания полноты смысла (полноты жизни) через обнаружение ценностей и подведение человека к свободно выбранной ответственности (личной ответственности).

Обнаружение структурных взаимосвязей. В логотерапии речь идет о нахождении имеющихся в жизни структурных взаимосвязей, о смысловых связях. Логос означает «слово» – собственно говоря, это есть осмысленный порядок, который противостоит хаосу. Логос – это то, что «логично», то есть имеет некую структуру, «одухотворено», поскольку следует определенной закономерности, которая в качестве духовной действующей силы упорядочивает все существующее. В коммуникации такой упорядочивающей структурой является понятие, слово, которое, находясь в контексте определенной грамматики, передает содержание и поэтому представляет собой «речь» в собственном смысле. Логотерапия по сути является работой с «грамматикой жизни», со «структурными взаимосвязями», которые есть в нашей жизни и которые поэтому дают нам смысл.

 

Логос – это структурные взаимосвязи нашего бытия.

 

Логотерапия, таким образом, означает нахождение «текстуры экзистенции», «грамматики ситуации», контекста, в котором находится то, что мы переживаем и делаем. Поэтому в логотерапии речь идет не о проработке проблемы, травмы, причины расстройства, а об обнаружении сопровождающего их контекста. В поле зрения человека должна быть возвращена та наибольшая ценность, благодаря которой ему удается, несмотря на противостоящие этому обстоятельства, продолжать действовать, жить, не сдаваться и т. д. Франкл (Frankl, 1946a, 96; 1975, 104ff., 174ff.) в этой связи предпочитает говорить о присущей человеку как Person специфической духовной силе, благодаря которой он способен противостоять превратностям судьбы. Он назвал эту силу упрямством духа (Trotzmacht des Geistes). Таким образом, в логотерапии речь идет о том, чтобы «несмотря ни на что, сказать жизни "да"» (так называется и одна из книг Франкла (1946b)). Логотерапия является прежде всего ресурсо‑ориентированным методом, стремится укрепить Я, открыть для него доступ к собственной духовной силе и удерживать эту открытость.

С учетом методических принципов сегодня в GLE логотерапии дается следующее определение:

 

Логотерапия – это форма консультирования и лечения, в центре внимания которой находится смысл.

 

Отграничивая логотерапию от экзистенциального анализа, ее можно охарактеризовать так:

 

Логотерапия – это специальная область экзистенциального анализа, занимающаяся анализом, профилактикой и лечением проблем, связанных со смыслом, прежде всего с его утратой.

 

Сферы применения логотерапии разнообразны: от работы над проблемами, связанными со смыслом, до использования в педагогике.

Логотерапия может применяться на завершающей фазе экзистенцаналитической психотерапии, где после проработки и разрешения препятствующих жизни проблем дело доходит до конкретных смысловых вопросов, для ответа на которые снова «освобождается» человек. Поэтому Франкл предлагал использовать логотерапию в качестве дополнения к любой другой психотерапии, чтобы встретиться с потребностью пациента в смысле.

Однако логотерапия может применяться для разрешения связанных со смыслом проблем независимо от предшествующей терапии. Чаще всего это происходит при кризисах, тяжелых жизненных ситуациях, больших утратах, болезнях, а также в связи с возрастными особенностями определенных жизненных фаз (пубертатный период, кризис среднего возраста, выход на пенсию).

Широко используется логотерапия и для профилактики психических расстройств и потери смысла. Состояние отсутствия интереса к чему‑либо и апатии, возникающее вследствие бессмысленности, Франкл (Frankl, 1946a, 18) называл экзистенциальным вакуумом. Важную роль играет логотерапия в педагогике. Основываясь на сложившейся в экзистенциальном анализе картине человека и логотерапии Франкла, ориентированная на смысл педагогика ставит своей целью помочь подрастающему человеку в развитии его персональности, снабдить его инструментарием, необходимым для проживания осмысленной жизни.

 

Показания к применению логотерапии: проблематика, связанная со смыслами.

 

 

Резюме

 

Экзистенциальный анализ базируется на экзистенциальной философии, центральным для которой является понятие экзистенции.

Под экзистенцией в экзистенциальном анализе понимается осмысленная, проживаемая в свободе и ответственности жизнь, которую человек ощущает как свою собственную и к которой он относится как со‑творец. Когда мы рассматриваем человека под таким углом зрения, тогда соматические, психологические и психодинамические вопросы (такие, как здоровье, уровень интеллектуального развития, процессы обучения или удовлетворение влечений) становятся лишь составными частями, а не собственной целью осмысленной экзистенции.

Происходит диаметральный разворот как поведенческих, так и психодинамических теорий: не только бессознательные силы или результаты обусловливания движут человеком, толкая к действию, но его также притягивают ценности. Переживание ценностей или создание ценностей – это и есть экзистенция.

 

Первоначально Виктор Франкл называл экзистенциальным анализом теоретические основы созданного им психотерапевтического метода, а логотерапией – их применение на практике. Сегодня в GLE экзистенциальным анализом называется психотерапевтический метод, а логотерапией – работа с тематикой смыслов.

 

Согласно экзистенцанализу сам по себе человек не является целостным, даже если он здоров и все его влечения удовлетворены. Человек как Person предназначен для того, чтобы выходить за пределы самого себя и обращаться к другим (людям, вещам, задачам), – только так он может достичь экзистенциальной исполненности.

Экзистенциальный анализ можно определить как феноменологическую персональную психотерапию, цель которой состоит в том, чтобы помочь человеку прийти (духовно и эмоционально) к свободному переживанию, занятию аутентичной позиции и ответственному обхождению со своей жизнью и с миром.

Экзистенциальный смысл (логос) определяется как лучшая в данной ситуации возможность (для действия, переживания или установки). Логотерапия предоставляет человеку помощь и сопровождение в поисках смысла.

 

 

Глава 2

Основы экзистенцанализа

 

Учебные цели

После прочтения этой главы вам необходимо знать и понимать следующее:

• каковы предпосылки исполненной жизни и в чем состоит цель экзистенциально‑аналитической работы;

• какие измерения экзистенции являются фундаментальными для человека и какое влияние они на него оказывают;

• как в экзистенцанализе понимается взаимосвязь между свободой и ответственностью;

• какие четыре фундаментальных измерения человеческой экзистенции можно наблюдать феноменологически и как они приводят к четырем фундаментальным мотивациям;

• как возникла концепция четырех фундаментальных мотиваций и на что она направлена.

 

Как уже говорилось в предыдущей главе, важнейшей темой психотерапевтической работы в экзистенциальном анализе является переживание. Поэтому все содержания экзистенцанализа представлены через связь с переживанием. Такая форма представления содержаний не только способствует лучшему пониманию, но и облегчает общение с неспециалистами (например, с пациентами или их родственниками), поскольку переживание доступно каждому из нас и без теоретических знаний, ведь с ним непосредственно связан наш опыт.

 

Экзистенциальный анализ (экзистенцанализ) – это психотерапевтический метод, цель которого состоит в том, чтобы сделать человека способным жить с внутренним согласием по отношению к своим действиям и своему бытию.

 

Жизнь с внутренним согласием. Способность жить с внутренним согласием – это важнейшее основание для того, чтобы человек ощущал свою экзистенцию как исполненную. Жить с внутренним согласием не означает, что все сложные темы сняты и все проблемы решены. Еще многое может быть недостигнутым, может ждать своего прояснения и проработки, причинять боль и т. д., но уровень внутреннего согласия, тем не менее, может быть высоким. Также и смысл только тогда становится эмоционально наполняющим (а не остается лишь когнитивной категорией), когда есть внутреннее согласие с принимаемыми решениями и их реализацией.

Тезис экзистенцанализа состоит в следующем: человек переживает полноту экзистенции, когда он внутренне запрошен так, что может делать то, что делает, или давать быть тому, чему он дает быть, с внутренним согласием. Поэтому главным в экзистенцанализе является не борьба за то, чтобы «несмотря ни на что, сказать жизни "да"», как в логотерапии Франкла, а то (в еще более общем плане), чтобы вообще отыскать это «"да" жизни».

Сопоставление этой краткой характеристики с характеристикой логотерапии («несмотря ни на что, сказать жизни "да"») позволяет увидеть также исторический аспект в развитии экзистенцанализа. В экзистенцанализе речь идет теперь не только о работе с ресурсами, но и о создании предпосылок для того, чтобы человек смог прийти к внутренне свободному «да» и интегрировать пережитое, утраты и т. д., вместо того чтобы держать их на дистанции (см. также: Probst, 2003, 47).

 

Мочь жить с внутренним согласием – это наиболее важный критерий исполненной экзистенции.

 

Критерий экзистенции. В экзистенциальном анализе большое значение приобретают отношения человека с миром и его отношения с собой. Поэтому важнейшая задача состоит в том, чтобы найти свое место в жизни, где человек может оптимально развить свои способности (чувствовать себя как рыба в воде; см. Längle, 1988a, 112). Это дает наилучшие возможности для того, чтобы человек мог быть наиболее продуктивным для того мира, который его окружает, для других и для самого себя (для среды, для мира других людей, для собственного мира и для мира смыслов). Однако недостаточно просто находиться в правильном месте, чтобы быть продуктивным. Кроме этого необходимы также хорошие отношения с собой, которые дают ключ к исполненной экзистенции: внутреннему согласию с тем, что ты делаешь, а в конечном итоге с самой жизнью. В этом состоит критерий экзистенции: смочь окунуться в жизнь, пуститься на что‑то, ангажировать себя; жить, будучи преданным тому, что ты делаешь, выполнять это с самоотдачей, смочь «сделать дело своим», как сказал Карл Ясперс (1941, 398). Это означает, что человек так подходит к делу, чтобы сохранять и поддерживать то, что для него ценно, то, с чем он чувствует себя связанным, с чем находится в отношениях, что ему соответствует и что для него важно, за что он может нести ответственность и к чему он чувствует себя призванным. В этом Франкл видел наивысшую степень исполненности бытия: в том, чтобы делать что‑то по‑настоящему «свое» (Seinige).

Болезнь с точки зрения экзистенцанализа. Согласно экзистенцанализу человек болен или страдает от психического расстройства, когда в его жизнедеятельности что‑то постоянно и систематически препятствует обнаружению и реализации важного для него, того, ради чего, собственно, он хотел бы жить. Если в осуществлении экзистенции есть препятствия, то жизнь не может быть исполненной, страдания усиливаются. Здесь уже проявляются очертания основного закона экзистенцанализа, о котором подробно пойдет речь в следующей главе: отсутствие исполненности в жизни или в какой‑то отдельной ее сфере есть результат недостатка самоотдачи (Hingabe).

 

Человек болен, если он снова и снова не может делать того, что хочет делать, что для него важно.

 

 

2.2. Экзистенциально‑аналитический принцип аффирмации жизни

 

Аффирмация жизни. Аффирмация жизни означает акт утверждения жизни (когда мы говорим жизни «да» или занимаем жизнеутверждающую позицию). Поэтому аффирмация жизни тесно связана с внутренним согласием. Как уже говорилось в предыдущем разделе, внутренн


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.