Как Александр остался без отца. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Как Александр остался без отца.

2021-10-05 23
Как Александр остался без отца. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       После того, как наша страна покорилась Золотой Орде, русские люди часто вспоминали историю из Библии о Вавилонском пленении. Когда древняя Иудея погрязла в грехах, Господь отдал её под власть вавилонского царя Навуходоносора. Пророки учили, что это – Божья кара, поэтому противиться ей нельзя. Ничем хорошим попытки сопротивляться не кончатся. Надо смириться. Но наказание не вечно. Когда люди покаются и очистятся от грехов, Господь простит их и избавит от чужеземного владычества. Что ж, это было справедливо. Ведь русские разделились, враждовали, предавали друг друга. Вот и были наказаны татарским нашествием, попали под владычество хана. А чтобы освободиться, надо было понять свои грехи и ошибки. Снова осознать, что мы братья, один народ. Но это получилось далеко не сразу. Во времена, о которых мы ведём рассказ, большинство людей ещё не сумели этого понять. Понимали только самые умные и дальновидные. Такие, как Александр Невский и его отец.

       Да и былой Русской державы больше не было. От неё более или менее сохранились два больших куска. На севере, где управлял Ярослав Всеволодович – Владимирская и Новгородская земли. И на юго-западе, Галицкое и Волынское княжества, где руководил Даниил Галицкий. А между этими двумя кусками Руси, как будто между двумя островами, лежала полная мешанина, разорение, развал. Князья и бояре даже сейчас не перестали ссориться друг с другом. Но раньше князья, если повздорили из-за клочка земли или какой-то другой мелочи, сразу хватались за мечи. Бояре предавали, устраивали заговоры. Теперь нашли другой способ враждовать. Писали жалобы на своих соперников и ехали ябедничать на них хану.

       Вот такие гости охотно выполняли в Орде любые языческие обряды, какие от них требовали. И идолам кланялись, и между огней ходили – только бы показать татарам, какие они друзья, какие послушные. А с собой привозили побольше денег, мехов и других ценностей. Раздавали подарки ханским придворным. Чтобы помогли, замолвили за них словечко властителю. Пусть устроят так, чтобы у их соперников отобрали владения и отдали им. Или чтобы их противников вообще казнили. Но те, на кого они жаловались, тоже приезжали в Орду оправдываться. Тоже несли подарки придворным, пускай помогут им выиграть в ханском суде.

       Иногда в Сарае собирались десятки князей, враждующих по разным поводам. Месяцами, а то и годами ходили от одного вельможи к другому. Ждали, когда же хан рассудит их споры, их жалобы друг на друга. А татары очень быстро сообразили, как это выгодно для них. Стали брать большие взятки. Без подарков чиновники даже не слушали никаких просителей, не принимали у них заявлений. Два князя ссорились, а татары вытягивали деньги и из одного, и из другого, пока не разоряли обоих. Иногда нарочно сеяли вражду между князьями. Настраивали их судиться у хана, обещали свою помощь. Только для того, чтобы их обобрать.

       А что получалось в результате? Князь собирал деньги со своих подданных. Но всё растекалось впустую, на взятки ордынским чиновникам и вельможам. Потом приходило время платить дань – а у князя уже ничего не было. Ему приходилось снова требовать деньги со своих горожан, крестьян. Но случалось и так, что у них больше ничего не было. Тогда татары присылали отряды, собирали дань силой. Отнимали последнее, уводили в рабство людей.

       Да и отношения татар к русским в разных княжествах очень отличались. Во Владимире у Ярослава Всеволодовича и в Галиче у Даниила Галицкого ордынские баскаки вели себя вежливо, прилично. Знали – этих князей уважает сам Батый. Обижать их нельзя. А со слабенькими мелкими князьями, которые бегали в Орду доносить друг на друга, татары совершенно не считались. Баскаки в их владениях вели себя как полные хозяева. Унижали русских. Кроме положенной дани, забирали ещё и лишнее, в собственный карман. На южные районы из степи наезжали и просто банды татар, пограбить. 

       А с западной стороны повадились приходить литовцы. Их отряды бродили по Днепру, резали и грабили похлеще татар. Киев они разоряли несколько раз, и древнюю столицу так и не смогли восстановить. Она превратилась в маленький городок, где было всего 200 домов. А люди из этих опасных мест, из разорённых мелких княжеств, уходили туда, где поспокойнее. Или к Карпатским горам, под защиту Даниила Галицкого. Или во Владимирское великое княжество, в Новгородскую землю.

       Здесь было иначе. Князья обороняли свои земли, оберегали подданных. В 1245 году на Русь ворвалось большое литовское войско, захватило город Торопец. Из Торжка на врагов выступил князь Ярослав Владимирович – тот самый, что вернулся от немцев, и Александр Невский простил его. Но отряд у него был маленький, а литовцев слишком много. Они навалились на русских с разных сторон, бросались в атаки. Князь стал отступать, неприятели ринулись следом. Отряд сдерживал их, храбро рубился. Дождался, когда к нему подошла подмога, спешившая из Твери и Дмитрова.

Вместе ударили на литовцев, отогнали их обратно к Торопцу. В это время подоспел и Александр Невский с новгородцами. Враги засели в городе. Но Александр собрал вокруг себя все русские отряды, принял общее командование. Опытным глазом определил, где у литовцев оборона послабее, и повёл войско на приступ. Княжеские дружинники и ополченцы ворвалось в Торопец. Рубка пошла на стенах, на улицах. В жаркой схватке перебили восемь литовских князей и немало их воинов. Город отбили. Уцелевшие литовцы бежали.

Александр считал – надо преследовать их. Проучить так, чтобы запомнили надолго. Но новгородцы идти дальше не хотели. Заупрямились – говорили, что это уже чужая земля, не новгородская. Тогда Александр Невский погнался за хищниками без них, только со своей дружиной. Возле озера Жизца удирающие литовцы остановились. Решили сражаться. Но не успели даже построиться к бою, князь им не позволил этого сделать. Налетел вихрем, смял, раскидал. Изрубили всех, кого сумели достать мечами.

       Преследуя литовцев, Александр оказался недалеко от города Витебска. Там жил отец его жены, Брячислав. Новгородский князь заехал к нему в гости. Повидались, поговорили, передохнули, и Александр двинулся в обратный путь. Ехал с небольшой дружиной, а возле городка Усвята на неё вдруг выплеснулись новые массы литовцев. Но едва они узнали, что перед ними сам Александр Невский, как… бросились наутёк. А князь опять погнался за ними! Одних побили, другие в ужасе сдавались. В Новгород вернулись с вереницами пленных, привязанных к хвостам лошадей.

       Да, великий князь Ярослав Всеволодович и его жена Ростислава вырастили достойного сына. А семья у них была большая. Места князей, погибших при татарском нашествии, занимали новые – их дети. У Александра Невского, кроме умершего брата Фёдора, было еще девять братьев и сестёр. Андрей, Михаил по прозвищу Хоробрит, Даниил, Ярослав, Константин, Василий по прозвищу Квашня, Афанасий, Мария, Ульяна. Да и у самого Александра уже родился сынок – назвали Василием. Еще один будущий князь, защитник Русской земли.

       Мама Александра в первый раз приехала в Новгород, когда татары разорили Переславль. Ей здесь понравилось, и жену сына она очень полюбила. Иногда стала наведывалаться в гости, подолгу жила в Новгороде, молилась в здешних храмах, монастырях. Но её здоровье стало ухудшаться. Она заболела. Снова приехала к сыну и сказала – сейчас она останется насовсем, до конца жизни. Приняла монашеский постриг в Новгороде в Юрьевом монастыре (в монашестве положено давать другое имя, и её назвали Ефросинья). Она уже чувствовала, что жить на земле ей осталось недолго. Вскоре святая княгиня скончалась. Дети и муж оплакали и похоронили Ростиславу. Хотя Александр ощущал – мать не рассталась с ним. Она как будто где-то близко. Позовёшь её в молитве, если тяжело, и она сразу будет рядом.

А такие моменты, когда очень трудно, случались нередко. Из Монголии возвратился брат Константин, привёз неожиданные и неприятные известия. В Каракоруме умер великий хан Угэдей. Наследником считался его сын Гуюк. Но он ещё не занял престол. По монгольским обычаям великого хана должны были избрать на курултае. А пока не избрали, власть на время передали жене покойного Угэдея, царице Туракине. Константин привёз приказ – на этот курултай, где будут выбирать великого хана, требовалось приехать правителям всех покорённых стран. В том числе и Ярославу Всеволодовичу – великому князю Владимирскому и Киевскому. Не для того, чтобы выбирать. Голосовать будут только монгольские ханы. А всего лишь для того, чтобы побыть на этой церемонии, поклониться новому властителю монгольской империи.

       Делать было нечего. Ярослав Всеволодович засобирался в дорогу. Вместо себя, пока его не будет, оставил Александра. Распрощался с ним и другими детьми. Разве могли они знать, что видят отца живым в последний раз? Великий князь велел нагрузить обоз продуктами, подарками для великого хана – и поехали. Путь предстоял ох какой далёкий! Шесть тысяч километров. По лесам, по степям Волги и Урала, через всю Сибирь, через Монголию.

Ведь и дорог ещё не было. Только тропы, по которым татары перегоняли свои стада, путешествовали караваны купцов. Ярославу Всеволодовичу, его помощникам и слугам пришлось ехать целый год. Ночевали в шатрах под открытым небом. Грелись возле костров. Зимой терпели морозы, летом – жару. Когда кончились продукты, голодали. В пустынях за Уралом даже воды не было. Искали воду. Охотились, чтобы добыть еду. Несколько бояр и слуг умерли, их похоронили где-то в степи.

       Наконец, добрались до Каракорума. Здесь уже собирались ханы со своими свитами. Съезжались цари и князья побеждённых государств. Присылали послов и те страны, которые не попали под ханское владычество. Да, могущественных монголов теперь боялись повсюду. В Западной Европе междоусобицы и развал были не меньше, чем на Руси. Герцоги и графы ссорились со своими королями и друг с другом. Германский император Фридрих II воевал против римского папы Иннокентия IV. Но каждый из них очень хотел, чтобы монголы были на его стороне.

Фридрих писал письма к Батыю, предлагал ему заключить союз против папы и других противников императора. А Иннокентий IV отправил в Монголию своё посольство во главе с Плано Карпини – чтобы договориться о союзе против императора. Хотя нрав у папы был очень коварный. Одновременно он дал своим послам и другое задание. По дороге они вели тайные переговоры с русскими князьями. С Даниилом Галицким, с его братом Васильком Волынским. Внушали им – русским надо перейти в католическую веру, и тогда папа поможет им освободиться от татар. В общем, всех старались перехитрить и опутать обманами. И императора, и ханов, и князей – только чтобы самим было выгодно.

Но татары уже возгордились. Кичились своим могуществом, считали себя непобедимыми. На все предложения о союзах они отвечали одинаково. Когда Батыю привезли письма Фридриха, воевать вместе с ним, тот согласился – да, пожалуйста. Но сперва германский император должен подчинится хану. Признать себя слугой Батыя и платить дань. Конечно же, для Фридриха такой вариант оказался совсем не подходящим. А папское посольство Плано Карпини приехало в Каракорум. На тот самый курултай, куда вызвали Ярослава Всеволодовича.  

       Прошли выборы, и великим ханом стал Гуюк. Русский князь стоял в толпе таких же, как он, правителей подневольных стран. Кланялись Гуюку, когда его провозгласили властителем огромной империи. Только для этого их и вызвали. Чтобы монголы могли похвастаться – вон сколько государств они завоевали! Сколько царей и князей им служат! А Гуюк, когда взошёл на трон, принял послов от Иннокентия IV. Но ответил ему примерно так же, как Батый ответил Фридриху. Великий хан властвует над всем миром, поэтому папа тоже должен подчиниться ему. Иначе папе придётся худо.         

       Для Батыя избрание Гуюка было очень плохо. Гуюк и его мать Туракина враждовали с ханом Золотой Орды, таили на него старые обиды. Теперь можно было ждать от них неприятностей. Но Батый предвидел, что так случится. Он написал, что болен и на курултай вообще не приехал. Остался в своём Сарае. Зато неожиданные неприятности начались у Ярослава Всеволодовича.

Его собственный боярин Фёдор Ярункович вдруг подал на него донос великому хану. Оклеветал его, будто он враг монголов, сговаривается против них с западными королями. Это было полнейшей чепухой! Уж кто-кто, а Ярослав Всеволодович всегда знал, что на западе враги Руси, доказывал это новгородцам и псковичам. Зачем же Фёдор Ярункович налгал на своего князя? В точности мы не знаем. Может, был чем-то обижен на него и решил отомстить. А скорее всего, просто вздумал выслужиться перед монголами таким подлым способом. Показать, какой он друг для них. Чтобы его наградили, возвысили, дали какую-нибудь важную должность.

       Гуюк вызвал Ярослава Всеволодовича на суд. В доносе боярина было абсолютное враньё, поэтому князь сумел оправдаться. Опроверг все обвинения, а никаких доказательств против него не было и не могло быть. Гуюк поверил, дозволил ему возвращаться домой. Но мать великого хана, царица Туракина, была злой и подозрительной. Ярослава Всеволодовича она сразу невзлюбила. А тут ещё донос на него поступил. Туркина знала, что этого князя уважает Батый, которого она ненавидела. Судьбу Ярослава Всеволодовича она решила по-своему. На прощание изобразила любезность. Царица оказала князю “великую честь”, поднесла чашу собственных из собственных рук. Оказалось – с ядом. В отраве на востоке хорошо разбирались. Этот яд был замедленного действия. Ярослав Всеволодович покинул Каракорум живым и здоровым, но на седьмой день пути ему стало плохо, и он умер.

 

КОМУ БЫТЬ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ?

       Когда уехал отец, Александр вместо него управлял и Владимирским великим княжеством, и Новгородом. Он показал себя умелым руководителем не только на поле боя, но и в мирных делах. А громкая слава военных побед не возгордила его. Наоборот, помогала ему служить родной стране. Авторитет у него теперь был огромный, другие князья не спорили с ним, слушались. Но внезапно донеслись страшные вести, что отца больше нет. А потом верные слуги привезли на родину его тело.

       Хоронили Ярослава Всеволодовича во Владимире. Съехались все князья Владимирской Руси – родные и двоюродные братья Александра, его дядя Святослав. Слуги рассказали, как великого князя оклеветал боярин Фёдор Ярункович. Сыновья Ярослава на общем совете приговорили его к смерти, изловили и казнили. А их умершего отца люди стали почитать как святого мученика – он же всё делал для своего народа и погиб за свой народ.   

       Но дальше надо было решать, кто займёт престол великого князя Владимирского. Самым уважаемым, самым заслуженным из князей был, конечно, Александр Невский. Он уже управлял княжеством вместо отца. Однако по древним русским законам, введённым ещё Ярославом Мудрым, наследником великого князя становился не его сын, а брат. Только после того, как умрут все братья, наследниками становились их сыновья. Сперва сыновья старшего брата, потом второго по возрасту. Этот закон назывался «лествицей» - князья занимали престол великого князя как бы по лестнице, постепенно сдвигались с одной ступенечки на другую.

       По закону Ярослава Мудрого наследником был не Александр, а Святослав Всеволодович – дядя Александра. Хотя у него никаких выдающихся достижений и заслуг не было. Когда-то в давние времена он воевал с волжскими булгарами. При нашествии Батыя сумел уцелеть в битве на Сити – вовремя удрал, бросив на погибель великого князя Юрия. Больше ничего не совершил, сидел себе потихоньку в своем городке Юрьеве-Польском, потом старший брат добавил ему Суздаль. Но сейчас Святослав сразу предъявил права – по закону великим князем должен стать именно он.

       Братья Александра Невского возмутились. Как же так? Что он значит по сравнению с их выдающимся отцом? Или с их братом, победителем шведов, немцев, литовцев? Но сам Александр поступил чисто по-христиански. Раздоров среди князей не допустил. Спорить с дядей Святославом не стал. Раз он старший в роду, Александр Ярославич безоговорочно уступил ему престол великого князя. Хотя дядя повёл себя не совсем по-христиански. Он оказался жадным. Едва дорвался до власти, постарался увеличить свои собственные владения, отбирая их у племянников. Александру Невскому оставил Переславль-Залесский и Новгород, а Тверь и Дмитров забрал для себя.

       Александр опять не стал возражать. Если великий князь приказывает ему отдать два города – послушно отдал. Вернулся к себе в Новгород. А обрадованный дядя Святослав поехал в Сарай. Ведь ярлык на великое княжение надо было получить у Батыя. Хотя брат Александра Андрей оказался совсем не таким миролюбивым, как его старший брат. Считал обидным, что дядя стал великим князем, ещё и отнимает города у сыновей Ярослава Всеволодовича. Он тоже поехал в Орду, судиться со Святославом у хана.  

       Батый выслушал и того, и другого. Но для него были совершенно не интересными ни жадный Святослав, ни Андрей, молодой и запальчивый. Хан давно уже обратил внимание на Александра. Следил за его делами. Великий воин, гроза всех врагов. Но для Батыя он был загадкой. Хан не понимал его натуры. Против татар Александр не выступал, не пытался воевать с ними. Но и не подстраивался, не подлизывался к хану. Не приезжал в Сарай, чтобы выпросить для себя какие-то милости, владения. Даже отцовский престол не поехал выпрашивать! 

       Батый решил всё же познакомиться с ним. Увидеть, что это за человек. Послал Александру приказ явиться к себе. Грозно писал ему, что Золотой Орде подчинились многие князья и народы, “ты ли один не хочешь покориться державе моей?” Что ж, Александр подчинился приказу приехал. Но и в Орде он повёл себя с достоинством. Шаманы и приближённые хана потребовали, чтобы перед встречей с Батыем он прошёл языческие обряды «очищения», поклонился идолам. Он отказался. Ему угрожали. Напоминали, что было за отказ с Михаилом Черниговским. Александр и без них знал об этом. Но твёрдо стоял на своём. Исполнять языческие ритуалы он не будет.  

       Хотя Батый не придавал значения таким вещам. Он оценивал – какой человек приехал к нему. Александра, как и его отца, он велел допустить к себе без всяких обрядов и шаманских штучек. Но когда князь явился к хану, то ещё раз удивил его. Как было принято у монголов, встал на колени и четыре раза, простираясь по земле, смирно поклонился властителю. Поражённый Батый спросил, почему же он отказывался кланяться перед этим, когда требовали шаманы? Князь спокойно объяснил: “Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством», но кланяться идолам, солнцу, звёздам, небу он не будет – это противно христианской вере. Батый поговорил с ним и ещё больше зауважал Александра. Сказал: “Правду мне говорили, что нет князя равного ему”.

       Александр не просил для себя ярлык великого князя. Соглашался, что по русским законам престол во Владимире должен занять дядя. Но брат Андрей думал иначе. Доказывал, что великим князем должен быть Александр. А если брат отказывается, то он. Батый и сам считал, что лучше передать престол Александру. Но ведь окончательное решение принимал не он. Ярослав Всеволодивич был великим князем не только Владимирским, но и Киевским – для всей Руси. Кого поставить вместо него, должнен был утвердить великий хан в Каракоруме. Поэтому Святослава хан отправил назад, пускай правит во Владимире временно. А Александру и Андрею с ярлыком предстояло путешествовать в Монголию – как недавно их отцу. Через степи и пустыни, целый год в дороге. 

       Но пока их не было, в их родных краях разыгралась междоусобица. Дядя Святослав приехал во Владимир, расположился по-хозяйски в великокняжеском дворце. Стал рассылать приказы остальным князьям. Совершенно не умные и не по какому-то важному делу. А только для того, чтобы показать – он стал главным на Владимирской Руси. Князьям такой правитель совершенно не понравился. А в маленьком городке Москве княжил ещё один младщий брат Александра Невского – Михаил Хоробрит. Даже по прозвищу видно: храбрый, воинственный, задиристый. Он не долго думая поднял свою дружину. Помчался во Владимир, неожиданно с воинами вломился к дяде во дворец. Заставил его отречься от престола и убираться прочь. А сам занял его место. При этом другие князья охотно согласились подчиняться Михаилу вместо Святослава.

       Дядя оскорбился, набрал побольше подарков для хана и придворных, снова отправился в Орду – жаловаться на племянника. Просил, чтобы татары помогли против него. Батыю пришлось думать, что теперь делать? Посылать отряды и возвращать на престол Святослава? Но татары не любили слабаков. Кому нужен такой князь, если он не умеет даже постоять за себя? Или оставить пока Михаила, хотя он и самозванец? Решить этот вопрос хан просто не успел. На Русь опять напали литовцы. Грабили, дошли до берегов реки Протвы. Михаил кликнул других князей и лихо помчался на врагов. Под Зубцовом он разгромил литовцев, но и сам Хоробрит сложил голову в битве. А дядя Святослав вернулся и сел во Владимире – пока престол великого князя не захватил кто-нибудь ещё.

       Но в это же время, когда Александр с братом Андреем ехали по бескрайним степям, важные события происходили и в Монголии. Великий хан Гуюк оказался отвратительным властителем. Ничего не умел, ничего толком не знал. Все дела вместо него решал его помощник, визирь Чинкай. Полководцем Гуюк тоже был плохим. Зато был очень воинственным. И очень гордым, честолюбивым. Он раньше участвовал в походе Батыя на запад. Помнил, сколько добычи грабили в Европе. Но ведь тогда повернули обратно. Погромили и завоевали не все страны. Гуюк считал – раз он стал непобедимым властелином мира, значит и надо покорить весь мир до конца. Приказал всем ханам готовиться к новому большому походу в Европу.

       Такой приказ получил и Батый. А на Русь Гуюк прислал своего важного вельможу, чтобы набрать людей на работы, в обозы и во вспомогательные войска. Ему предписали во всех семьях взять каждого третьего сына. Если у родителей трое сыновей – должны отдать одного. Если шестеро – двоих. Кроме того, он должен был забрать на службу великому хану всех молодых одиноких людей – неженатых мужчин, незамужних женщин.

Батый планов нового грандиозного похода не одобрял. Понимал, что идти воевать куда-нибудь во Францию, Италию, Испанию – затея пустая и ненужная. Завоевать эти страны всё равно нельзя. Там нет степей для татарской конницы, и остаться там будет нельзя. А как только войско уйдёт, кто же станет подчиняться завоевателям и слушаться их? Зато в походе погибнет много хороших воинов, монгольская держава ослабеет. Против неё восстанут народы, которые она уже покорила. Вельможе, присланному из Каракорума, Батый помогать не стал. Но и возражать не мог – приказ дал великий хан.

Правда, сам вельможа попался ленивый. Ездить по Руси, собирать людей, как велел Гуюк, показалось ему долго и утомительно. Поэтому Владимирскую Русь Бог уберёг, посланец из Монголии туда не добрался. Он решил сделать побыстрее, чтобы отличиться, чтобы великий хан его похвалил и наградил. Приехал в окраинные княжества, которые поближе. Но там вообще не считал, кто третий сын, кто не третий. Кто одинокий, а у кого семья есть. Нахватал без разбора, кто ему попался, и угнал неведомо куда. В каких краях, на каких дорогах исчезли эти несчастные люди, никто не знает.  

       Хотя вскоре выяснилось, что угнали их совершенно напрасно. Весной 1248 года великий хан Гуюк неожиданно умер. Может быть, его отравили. Кто-то из других ханов, которым совершенно не хотелось снова собирать войска и тащиться в дальние края неизвестно зачем. Кроме Гуюка, поход на запад оказался никому не нужен, и его сразу отменили. Теперь опять предстояли выборы великого хана. А до этого, по монгольским обычаям, власть досталась жене умершего Гуюка Огюль-Каймыш. Но она была женщиной глупой и вздорной. Окружила себя собственными любимцами – шаманами и колдунами. Принимала такие решения, как они нагадают. В монгольской империи нарушился всякий порядок. Два сына Гуюка поссорились с матерью, но и между собой тоже. Разъехались по степям в разные стороны, обосновались по отдельности, и каждый из них рассылал свои собственные приказы.

       Вот в эту мешанину как раз и попали Александр с Андреем. Приехали они в столицу, в Каракорум – а там находилась Огюль-Каймыш со своим безалаберным правительством. Братья явились к царице, поклонились ей. Но она совершенно не представляла, что за страна Русь, и что там делается. Зато о себе она была очень высокого мнения. Ничьих советов даже слушать не желала. Как она решит – так и будет! Что-то объяснять и доказывать ей было нельзя. Может разозлиться, обидеться и сразу палачей позовёт.

       Но оба брата, Александр и Андрей, понравились Огюль-Каймыш. Оба молодые, красивые, почтительные. Она сочла, что должна справедливо разделить между ними наследство их отца. Ведь Ярославу Всевлодовичу монголы выдали ярлык и на Владимирское, и на Киевское великое княжение. А царица поделила. Младшему, Андрею, дала ярлык на великое княжество Владимирское. Старшему, Александру – на великое княжество Киевское. При этом Андрей должен был подчиняться брату, потому что Киевское княжество считалось более старым, почётным.

       Хотя настоящим, реальным княжеством было только одно! Владимирское! Но спорить с вздорной царицей было слишком опасно, об этом братьев уже предупредили. Поблагодарили, взяли те ярлыки, которые она дала, и поспешили уехать. Пока Огюль-Каймыш не передумала, пока ей не пришла в голову ещё какая-нибудь дурная идея. Год добирались обратно. На Русь вернулись в конце 1249 года. Андрей явился во Владимир. Показал ярлык дяде Святославу и выгнал его. Сел княжить сам в столице Северной Руси. Суздаль у дяди тоже отобрал. Если тот отнимал города у сыновей Ярослава Всеволодовича, то Андрей ему отплатил тем же. Пусть сидит в своём городишке Юрьеве-Польском.

А Александр в захудалый Киев не поехал. Там было совершенно нечего делать. Возвратился к себе в Новгород. Жена заливалась слезами от счастья, что не повторилась печальная история Ярослава Всеволодовича, что муж вернулся живой и невредимый. Но разве только жена? Все новгородцы встречали его с великой радостью. И не только новгородцы. Он уже был любимым князем для всех русских людей, их главной надеждой, защитником. В разных городах узнавали, что Александр Невский приехал из Монголии благополучно, и в церквях служили молебны, благодарили Бога, что уберёг от беды их лучшего князя.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.