Философия об эмоциональной устойчивости — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Философия об эмоциональной устойчивости

2022-08-21 25
Философия об эмоциональной устойчивости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Говоря о достоинствах «эмоциональной устойчивости», можно неверно истолковать ее смысл как «холодность и дистанцирование» или, того хуже, «жесткость и напористость». Конечно, бывают случаи, когда попытки подавлять эмоции придавали поступкам, заявлениям и отношениям характер отстраненности или даже абьюзивности.

Но та устойчивость, которую мы имеем в виду, не направлена на других – речь идет о том, как мы «управляем» собой, как отвечаем на вызовы или враждебность, как умеем выстоять. Такая устойчивость не идет во вред межличностным отношениям; на самом деле она помогает налаживать связи и заботиться о себе и о других.

В этой главе мы поговорим о двух схожих способах наработки и совершенствования эмоциональной устойчивости. Оба они уходят корнями во времена тысячелетней давности, так что сам факт, что о них по-прежнему говорят, подчеркивает их непреходящее влияние. Один из них ввел в обращение знаменитый философ и император Древнего Рима Марк Аврелий, а другой – великий Будда. Оба они затрагивают наше восприятие эмоциональной сути реальности и объясняют, насколько умение контролировать собственные чувства и гнев важно для счастливой жизни. Кроме того, оба эти способа опираются на понятие беспредельного космоса и нашего места в нем – скромного и незначительного.

 

Отрешенность

 

«Привязанность – источник и корень страдания; следовательно, она – его причина».

Далай-лама (1988)

 

Догматы отрешенности изложены в первом известном собрании священных буддийских текстов – Палийском каноне. Там она именуется nekkhamma, что можно примерно перевести как «самоотречение». Мы часто называем это качество отрешенностью, хотя, возможно, более точное для него определение – непривязанность.

Непривязанность – не то же самое, что отказ или депривация (отсутствие возможности удовлетворять основные потребности, в том числе эмоциональные). Возьмем, к примеру, пищу: мы должны есть, чтобы жить, и нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться едой. На самом деле непривязанность соотносится со страстным стремлением и желанием.

Логично предположить, что, избавляясь от зависимости от определенных жизненных условий, мы повышаем шансы на счастливое существование. Мы можем по-прежнему в них нуждаться, но в их отсутствие не ощущаем себя эмоционально неполноценными.

 

Зависимость от внешних факторов

 

Мы увязываем состояние внутреннего счастья с внешними факторами – людьми, предметами и обстоятельствами – в силу чувств, которые они у нас вызывают. Так мы устроены. Получение материальных благ и эмоционального удовлетворения подпитывает внутреннее чувство полноты. Обретя эти блага или удовлетворив желания, мы склонны цепляться за них, чтобы жить счастливо. Мы боимся потерять то, что обрели, и этот страх вызывает у нас стресс. Что-то потеряв, мы чувствуем себя как у разбитого корыта, или горюем, когда жизненная ситуация изменяется. Разрыв отношений, увольнение, потеря машины или дома – все это ключевые травмирующие события.

Наше эмоциональное состояние определяет привязанность к этим ощущениям. Если результаты положительные, мы испытываем эйфорию, если отрицательные – опустошение. Это может показаться странным, но мы одинаково зависим от обоих этих чувств – и счастья, и печали – с точки зрения собственного комфорта. Упиваясь сожалениями и разочарованиями, человек может находить в них источник безопасности. Процесс страдания может быть столь же уютным и знакомым, как любимое кресло. Держась за эмоциональные привычки, мы ограничиваем для себя возможность испытывать радость от настоящей действительности.

А оставив попытки контролировать окружающий мир, мы обретаем свободу. Мы даруем миру право реализовать нас по своему усмотрению, тем самым лишая его власти нас разрушить. Отпустив, мы освобождаем место счастью.

Это не быстрое и не одномоментное решение. Это приверженность, которой надо намеренно придерживаться день за днем, миг за мигом. Она является антиподом сиюминутной награды, которая всегда временна. Ее нужно культивировать, она не приходит как данность. Эта приверженность означает изменение способа, посредством которого вы получаете опыт взаимодействия с желаемыми благами и чувствами.

 

Проблемы привязанности

 

Утверждение, что в основе несчастья или депрессии лежит привязанность, может показаться противоречивым. Разве плохо получать то, что нам хочется? Разве это не заставляет нас трудиться усерднее, чтобы выйти на определенный уровень физического комфорта? Разве это не подкрепляет наши ценности?

Привязанность играет важную роль в конфликтах, связанных с повседневными вещами и случайными событиями. К примеру, споры с другими людьми возникают из-за сильной привязанности к собственному мнению. Если кто-то поступает не по-нашему, мы сердимся из-за привязанности к желаемым результатам.

Утрачивая что-то, мы начинаем это ценить; мы печалимся, потому что больше не связаны с этими вещами. Страдания из-за потери любимого человека проистекают от его тесной связи с нашей жизнью.

Мы не собираемся критиковать эмоции, которые испытываем из-за людей или вещей. Любовь, наслаждение, понимание и комфорт не являются ни расстройствами, ни неблагоприятными условиями. Мы говорим о зависимости как таковой – о том, что покой нашего ума зависит от степени удовлетворения этих потребностей и нашей фиксации на них.

 

Привязанность к людям

 

Кому-то сильно не понравится заявление, что привязанность к людям – это проблема, но это и в самом деле проблематичное состояние. На самом деле, опасность может быть еще сильнее, чем кажется, поскольку люди непредсказуемы и подвержены переменам. Нами движет наша собственная натура, которая постоянно изменяется.

Привязанность к другим – состояние благоприобретенное, она не возникает в один миг. Наши чувства развиваются, когда мы проводим с человеком время. Мы приобретаем привязанность к партнерам, учимся сотрудничать с коллегами, испытываем радость и нежность при общении с друзьями и родными.

Но во всех этих ситуациях мы на самом деле привязываемся не к людям, а к опыту. Мы устанавливаем связь с эмоциями, которые испытываем в их обществе – хорошими или плохими. Наш разум идентифицирует приятные ощущения, поэтому мы жаждем чаще их испытывать. Но когда эти привязанности растут и углубляются, мы начинаем испытывать дискомфорт и страх лишиться удовольствия. Мы верим, что счастье заключается в их физическом присутствии, и это заставляет думать, что нам для удовлетворенности необходим внешний фактор. А поступая так, мы утрачиваем власть сами делать себя счастливыми.

 

Связь и привязка

 

Привязанность ввергает нас в состояние потребности. Все, что мы делаем и думаем, сфокусировано на объекте, к которому мы привязаны. Зрение затуманивается, и связь с другими людьми превращается в привязку.

Когда имеет место связь, нас соединяют с другими людьми узы общности, но при этом мы сохраняем индивидуальность. Избыточная привязанность к испытываемым чувствам способна превратить эту связь в созависимость. Мы начинаем мыслить в терминах требований или нужд. В этот момент мы перестаем ощущать связь с человеком, и возникает привязка. Именно в этот момент мы воспринимаем внешние факторы как нечто, в чем мы нуждаемся, чтобы быть счастливыми. Но ничто вне нас на самом деле не приносит счастья или безопасности. Только мы сами управляем собственным счастьем, а зависимость от других, возможно, затрудняет понимание этого факта, но не способна его отменить.

По мере роста привязанности наши ожидания все сильнее закрепляются в уме. Страх потерять желаемое становится острее. Мы беспокоимся, что человек или вещь, к которым мы привязаны, перестанут удовлетворять наши потребности или вообще исчезнут. Опыт может оказаться крайне болезненным. Когда возникает тревога подобного рода, ум переводит нас в «режим выживания». Мы фокусируемся на желаемом, становимся одержимы, возможно, даже развивается аддикция к объекту привязанности. Мы становимся навязчивы, стремимся контролировать, доминировать, теряем ощущение безопасности. Подобные эмоции ведут к кризисным состояниям, выводят из равновесия, и мы поступаем иррационально.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.