Основанные на возрастных особенностях развития мотивационно-потребностной сферы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основанные на возрастных особенностях развития мотивационно-потребностной сферы

2022-08-21 35
Основанные на возрастных особенностях развития мотивационно-потребностной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В онтогенезе потребности человека изменяются не только со стороны своего содержания и динамических свойств, но и со стороны своего строения. Они опосредствуются сознанием и начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые намерения и решения. В этом случае мы имеем дело уже не с потребностями, а с их новыми функциональными образованиями, представляющими собой некоторое нерасторжимое единство потребности и сознания, аффекта и интеллекта. Это позволяет понять процесс развития побудительных сил человеческого поведения как процесс превращения естественных (натуральных, по терминологии Л.С. Выготского) потребностей в их опосредствованные формы, свойственные только человеку, как общественному существу. Такое понимание развития потребностей позволяет рассматривать его как совершающееся по общим (установленным еще Л.С. Выготским) законам, по которым идет развитие и всех других психических процессов и функций: из непосредственных они становятся опосредствованными, из непроизвольных – произвольными, из неосознанных – сознательными.

Генезис структуры мотивационной сферы характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредствованных потребностей и все большей их иерархизацией. С возрастом растет также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка [3].

Чрезвычайно важным для психологической практики является подбор адекватных определенному возрасту процедур, направленных на изучение мотивации. В данном разделе мы рассмотрим некоторые методики изучения мотивов поведения, которые используются в изучении детей различных возрастов. Выделим две группы процедур:

2.4.1. Методики изучения мотивов поведения дошкольников.

2.4.2. Методики изучения мотивации учебной деятельности; поведения детей, подростков и юношей.

Рассмотрим вышеуказанные группы процедур, т.е. конкретные методики изучения мотивов поведения в определенные возрастные периоды:

2.4.1. Методики изучения мотивов поведения дошкольников [11]

В дошкольном возрасте целесообразно изучение мотивации через создание различных экспериментальных ситуаций, в которых и объективизируются мотивы поведения детей.

МЕТОДИКА "ИЗУЧЕНИЕ СОПОДЧИНЕНИЯ МОТИВОВ"

Подготовка исследования.

Подбираются яркие, красочные игрушки.

Проведение исследования.

Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и включает 5 серий. В первых сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, в пятой – содержанием самой деятельности.

1. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, например, расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.

2. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после выполнения работы.

3. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и показывают игрушку, которую он получит после окончания работы. Затем игрушку убирают.

4. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, показывают игрушку, которую он получит после окончания работы, и ставят ее в доступном для него месте. Подчеркивают при этом, что взять ее можно только после завершения работы.

5. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того, как он закончит выполнять непривлекательное действие.

Выводы

Анализируют поведение ребенка в каждой серии (с увеличением номера серии возрастает для ребенка соблазн овладеть игрушкой или, как в пятой серии, участвовать в увлекательной игре), качество его работы, соподчинение мотивов в зависимости от ситуации и возраста.

Если ребенок выполняет задание, несмотря на соблазн, то у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов и тем в большей степени, чем в более конфликтной для него (соблазнительной) ситуации он оказывается.

МЕТОДИКА "ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Подготовка исследования.

Приготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.

Проведение исследования.

Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнять одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета из полотна: флажок и салфетку. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание предлагается выполнить при разном целевом содержании мотива:

1. сделать подарок маме;

2. сделать подарок малышам;

3. подготовиться к предстоящей игре со сверстниками;

4. приготовить заготовки для игры в "мастерскую".

Таким образом, каждому ребенку предлагается сделать 4 флажка и 4 салфетки.

Фиксируется, при каких мотивах ребенок взялся за выполнение задания, а при каких – нет, с каким желанием он выполнял задание при том или ином мотиве. Из этого делается вывод о том, какой из мотивов (мотиваторов) более значим для ребенка.

МЕТОДИКА "ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО МОТИВОВ"

Подготовка исследования.

Подготовить скорлупу грецкого ореха, цветную бумагу.

Проведение исследования.

Эксперимент, состоящий из двух серий, проводится с детьми 5-7 лет.

Первая серия. Экспериментатор учит детей делать лодочки из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой, и поиграть с ними в воде. После этого проводит повторное занятие с тем же материалом: "Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать их, а мастерить не умеют. Но, если хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе". В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос: "Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?"

Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: "Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое удовольствие. А можете оставить себе". Если ребенок пытается пойти на компромисс ("можно, я две сделаю?"), нужно сказать, что больше нет материала, и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

Обработка результатов.

По сериям подсчитывается количество детей, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) и оставивших ее себе (действуют по личному мотиву). Результаты можно оформить в виде таблицы.

 

МЕТОДИКА "ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СО ВЗРОСЛЫМИ"

Подготовка исследования.

Необходимо сконструировать "телевизор" в виде ширмы с раздвигающимися занавесками и "панель управления".

Проведение исследования.  

Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают в отдельную комнату поиграть в "телевизор". На "панели" расположено 5 кнопок, обозначающих различные варианты взаимодействия с взрослым. Ребенок может сам "включать" наиболее интересную для него "программу". Ему предлагаются следующие программы (варианты):

1. Посмотреть на заводную игрушку (которая появится на экране).

2. Посмотреть на взрослого (который улыбнется и, протянув руку из "экрана", погладит ребенка).

3. Поиграть вместе со взрослым в игрушку (которую взрослый выкатит из-за экрана).

4. Прослушать сказку, которую расскажет появляющийся на "экране" взрослый.

5. Побеседовать с взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Выводы.

В соответствии с высказанным ребенком предпочтением экспериментатор делает выводы о ведущих мотивах взаимодействия с взрослыми, а именно: получение новых впечатлений, ласка взрослого, совместная игра, слушание сказки, беседы на личные темы.

 

2.4.2. Методики изучения мотивации учебной деятельности, поведения детей и подростков [12]

Выделим среди данных процедур те, которые раскрывают мотивационную готовность ребенка к школе [13]:

МЕТОДИКА "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИЛИ ИГРОВОГО МОТИВА РЕБЕНКА [14] "

Проведение исследования.

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Выводы.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

МЕТОДИКА "ОПРЕДЕЛЕНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СФОРМИРОВАННОСТИ "ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА"

Инструкция.

Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжки?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Обработка результатов и выводы.

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.).

4. Люблю, когда мне читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

6. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

7. Хочу быть учеником.

8. Пусть будет длиннее урок.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.