История развития жанра пейзаж в изобразительном искусстве. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития жанра пейзаж в изобразительном искусстве.

2022-08-20 33
История развития жанра пейзаж в изобразительном искусстве. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) – жанр изобразительного искусства (а также произведения этого жанра), в котором главным предметом изображения является природа – первозданная или преображенная человеком в той или иной степени.

Пейзаж достаточно молодой жанр европейского искусства. Как самостоятельный жанр европейской живописи пейзаж начал формироваться только в пятнадцатом веке, а своего пика достиг только в семнадцатом и восемнадцатом веках.

Несмотря на такое позднее развитие как самостоятельного жанра в Европе, пейзаж был знаком людям с древних времен. Схематические изображения пейзажей можно встретить на ассирийских и месопотамских рельефах, но пейзажи того времени были фоном для изображения бытовых или батальных сцен, а не самостоятельным произведением. Первые картины в жанре пейзаж были созданы еще в Древнем Риме – они украшали стены домов. Примером может быть фреска, сохранившаяся в Помпеях (Приложение 1, иллюстрация 1) На фресках Дома Золотого браслета (Дома Свадьбы Александра) можно увидеть изображение сада. Разного вида деревья, кусты и цветы, оживленные изображениями птиц и разбавленные формами садового декора, украшали стены дома.

В искусстве Востока пейзаж появился намного раньше. В изобразительном искусстве Китая жанр утвердился уже в шестом веке нашей эры. Природа была главным героем картин стиля «шань-шуй». Панорамы, написанные изящной кистью художника, были ограничены лишь длиной свитка. На свитках «шань-шуй» или иначе «горы-водоемы» были изображены, как ясно из названия, виды на горы и леса, а также реки и озера, на свитках можно было встретить и изображение людей или архитектуры. Как и иная традиционная китайская живопись, работы в стиле «шань-шуй» дополнялись стихами, выполненными в каллиграфии (Приложение 1, иллюстрация 2, 3). В Японии пейзаж начал развиваться только в начале тринадцатого века. В самом начале пейзажи, изображенные на японских работах, не были привязаны к реальным местам, они были скорее философской точкой зрения на природу. Многие художники изображали места, о которых могли только слышать из рассказов путешественников. Несмотря на разное видение и изображение природы художниками, картины строились по канонам китайской живописи. Однако, художник Сэссю, изображавший реальные пейзажи, изменил подход к японской живописи. (Приложение 1, иллюстрация 4)

Вернемся к Западному искусству. В то время, пока на Востоке пейзаж развивался как жанр, в Европе он должного внимания не получал. Развитие пейзажа в Европе, о котором говорилось раннее, со временем ушло на дальний план. В искусстве Византии, как и в искусстве Средневековья, детали ландшафта появлялись как элементы среды существования человека. В византийских мозаиках пейзаж не играл главенствующей роли, а был лишь дополнением композиции (Приложение 1, иллюстрация 5), ровно, как и упрощенные пейзажи в позднеготической живописи (Приложение 1, иллюстрация 6). Большим прорывом в развитии пейзажа стало написание братьями Лимбург «Великолепного часослава герцога Беррийского», наполненного иллюстрациями с сельскими пейзажами (Приложение 1, иллюстрация 7).

В эпоху Возрождения художники начинают уделять пейзажу больше внимания, хоть он пока и не становится отдельным жанром живописи. Уже даже в пейзажах, что служили фонами для портретов, повышается реалистичность изображения и проработка деталей ландшафта. Природа становится не просто приятным дополнением, а значимым элементом композиции (Приложение 1, иллюстрация 8), через который художник передает и настроение портретируемого. Со временем совершенствовалась техника, художники изучали законы перспективы, композиции и светотени, которые открывали новые возможности для изображения окружающего мира и более достоверной передачи пространства. Уже на некоторых полотнах Джорджоне изображение природы становится более значимым, а фигуры если не уходят на второй план, то становятся равнозначными пейзажу (Приложение 1, иллюстрация 9). Однако основоположником пейзажной живописи принято считать Иоахима Патинира (Приложение 1, иллюстрация 10).

В семнадцатом веке, когда церковь утратила свое влияние на науку и искусство, голландские живописцы начали писать простые сюжеты, основными жанрами картин были портреты, натюрморты и пейзажи. Роджер де Пилз выделяет основные виды пейзажа, появившиеся в то время: героический и пасторальный (сельский). В первом виде пейзажа живописцы изображали идеальную природу с элементами архитектуры, а сельский пейзаж имел более натуралистический взгляд на единение человека с природой.

На протяжении века пейзаж становится более популярным жанром среди живописцев: он появляется в работах французских, английских художников. Но, несмотря на распространение нового жанра в изобразительном искусстве, даже самые известные живописцы имели трудности на рынке искусства – люди все еще отдавали предпочтение более привычным жанрам живописи.

Появление романтизма способствует более активному развитию пейзажа. Немец Гаспар Давид Фридрих через изображения природы выражает свои глубокие душевные переживания, а ученики Барбизонской школы вырабатывают новую пейзажную традицию, начинают выезжать на пленэры. Пленэрная живопись значительно оживила пейзажи, сделала их более легкими и изменчивыми.

Основоположником русского пейзажа принято считать Семена Федоровича Щедрина (Приложение 1, иллюстрация 11). Работы С. Ф. Щедрина строятся на канонах классицизма, как и произведения Ф. М. Матвеева и А. Е. Мартынова. Со временем классицизм сменяется романтизмом, и пейзаж становится способом выражения национальной идеи.

В начале девятнадцатого века А. Г. Венецианов открывает в своем имении школу рисования для одаренных детей. Образование, которое давал живописец, было ориентировано на рисование с натуры, таким образом, пейзаж постепенно входит в русское искусство.

Временем настоящего рождения русского пейзажа можно считать вторую половину девятнадцатого века. Благодаря передвижническим выставкам пейзаж становится массовым жанром, а подходы к работе над ним становятся разнообразнее. Живописцы, работая над пейзажем, пишут не только дикую природу, изображая просторы российского пространства, но обращаются и к другой теме – сельскому пейзажу, мотивом таких пейзажей становятся разъезженные дороги и слякоть, покосившиеся от старости избы. К 1890 году большинство пейзажистов прибегают к пленэрной практике, приобретает популярность долгосрочный выезд на природу с целью открыть для себя новые пространства, получить зрительный опыт.

Вершины развития русская пейзажная живопись девятнадцатого века достигает на полотнах И. И. Левитана, являющегося мастером пронзительных пейзажей (Приложение 1, иллюстрация 12). Значительный вклад в развитие пейзажа внесли такие художники как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, К. А. Коровин и другие.

В начале двадцатого века развивались традиции и направления пейзажной живописи, заложенные еще в девятнадцатом веке такими художниками как П. П. Кончаловский, К. Ф. Юон.

Первые два десятилетия двадцатого века предпринимались попытки поиска новых выразительных средств для передачи пейзажа художниками-авангардистами: К. С. Малевичем, В.В. Кандинским, Н. С. Гончаровой (Приложение 1, иллюстрации 13-15)

Во времена Сталинского режима развивается индустриальный пейзаж. Художники в работах показывают всю красоту строек, фабричных труб, опор линий передач. В 1950-е с обновлением общественного сознания, вызванного Хрущевской оттепелью, в моду входит импрессионизм. Советские художники получают возможность работать более свободно. В это же время становятся популярными художники из союзных республик, отражающих на своих полотнах национальный колорит.

И в двадцать первом веке художники не перестали обращаться к жанру пейзаж. Современные пейзажи настолько разнообразны, насколько только можно представить. Художники пишут в разных техниках и стилях, обращаются к различным мотивам в своих работах. Мы можем лишь предположить, как трансформируется со временем пейзаж в искусстве будущего.


 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.