Композиционная целостность графического пейзажа — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Композиционная целостность графического пейзажа

2022-08-20 34
Композиционная целостность графического пейзажа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Допущена к защите

 «__» __________ 20__

Зав. кафедрой:

к.п.н., доцент

Скрипникова Евгения Валерьевна

___________________________

(подпись)

 

 

Композиционная целостность графического пейзажа

Выпускная квалификационная работа

по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),

Направленность (профиль) Изобразительное искусство и Дополнительное образование

 

Выполнил: студент 51 группы

Очной формы обучения

Аксенова Виктория Владимировна

___________________________

(подпись)

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Баженов Анатолий Александрович

___________________________

(подпись)

Выпускная квалификационная работа

Защищена

«__» __________ 20__

Оценка __________

Председатель ГЭК _____________

 (подпись)

 

Омск, 2020

Оглавление

Введение………………………………………………………..………………….5

Глава 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства………………………..9

1.1. История развития жанра пейзаж в изобразительном искусстве…………..9

1.2. Композиционное построение графического пейзажа.……………………15

Выводы по первой главе……………………………………………………...…19

Глава 2. Методическая последовательность выполнения графической работы в жанре пейзаж…………………………………………………………………..20

2.1. Обоснование выбора мотива и методика выполнения творческой работы…………………………………………………………………………….20

2.2. Методические особенности выполнения графического пейзажа на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного образования……...28

Выводы по второй главе………………………………………………….……..43

Заключение……………………………………………………. ………………...44

Список литературы………………………………………………………………45

Приложение 1…………………………………………………………………….50

Приложение 2……………………………………………………………………58

Приложение 3…………………………………….


 

Аннотация

Объем выпускной квалификационной работы составляет %% страниц. При написании использовалось 47 литературных источников. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и трех приложений с репродукциями картин художников, иллюстративным материалом, наглядными пособиями, фотографиями поэтапной работы над практической частью выпускной квалификационной работы и итоговой серией дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Композиционная целостность графического пейзажа». В данной работе рассматриваются история становления пейзажа как жанра изобразительного искусства, принципы построения композиции, композиционные средства выразительности, а также рассматривается методическая последовательность выполнения графической работы в жанре пейзаж на примере выполнения практической части выпускной квалификационной работы.

В ходе анализа документов системы дополнительного образования в области изобразительного искусства выявляется роль пейзажа и его значимость в обучении и воспитании детей. Также на основе анализа документов разрабатывается серия уроков по теме выпускной квалификационной работы, способствующая развитию методических навыков изображения пейзажа в системе дополнительного образования.


Annotation

The volume of the final qualifying work is %% pages. 47 literary sources were used when writing. The work consists of an introduction, two chapters, conclusions for each chapter, a conclusion and three appendices with reproductions of artists' paintings, illustrative material, visual aids, photographs of step-by-step work on the practical part of the final qualifying work and the final series of the thesis.

The final qualifying work is devoted to the topic "Compositional integrity of the graphic landscape". This paper examines the history of the formation of landscape as a genre of fine art, the principles of composition construction, compositional means of expression, and also examines the methodical sequence of performing graphic work in the landscape genre by the example of performing the practical part of the final qualifying work.

During the analysis of documents of the system of additional education in the field of fine arts, the role of landscape and its significance in the education and upbringing of children are revealed. Also, based on the analysis of documents, a series of lessons on the topic of the final qualifying work is being developed, which contributes to the development of methodological skills of landscape image in the system of additional education.


Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что пейзаж, как жанр изобразительного искусства, позволяет изучить основные понятия, законы и выразительные средства композиции, рисунка и живописи, он является базисом для усвоения теоретических знаний и закрепления их при практическом использовании во время работы над пейзажной композицией. Также на примере пейзажа развиваются основополагающие для художника умения передавать перспективу воздушную и линейную, убедительно изображать трехмерное пространство на листе.

Изучение пейзажа само по себе имеет важное педагогическое значение, так как пейзаж наиболее сильно влияет на психологическое, эстетическое и нравственное развитие школьников. Изучение пейзажа на уроках изобразительного искусства в системе как дополнительного, так и общего образования учит видеть природу, понимать ее красоту и переосмыслять ее влияние на человека.

Также в системе дополнительного образования выделяется некоторое количество часов на пленэрную практику, которая подразумевает выполнение зарисовок на природе, поэтому упускать из виду теоретические и методические аспекты построения композиции в жанре пейзаж нецелесообразно.

Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Композиционная целостность графического пейзажа» и раскрывает особенности построения целостной композиции при работе над пейзажным рисунком с учетом основных законов композиции и использованием изобразительно-выразительных средств композиции и графики.

Объект исследования: процесс создания графического художественного произведения в жанре пейзаж.

Предмет исследования: особенности построения целостной композиции при работе над пейзажным рисунком с учетом основных законов композиции и использованием изобразительно-выразительных средств композиции и графики.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении и выявлении особенностей построения целостной пейзажной композиции, создании серии графических работ на тему городского пейзажа, а также разработке серии уроков в системе дополнительного образования.

Задачи:

1. Изучить этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства;

2. Рассмотреть учебную и научную литературу по истории пейзажа, методике, графике и композиции;

3. Подобрать и проанализировать произведения искусства в жанре пейзаж;

4. Выполнить серию графических работ, иллюстрирующих теоретические аспекты выпускной квалификационной работы;

5. Изучить и проанализировать программы дополнительного образования в области изобразительного искусства;

6. Разработать серию уроков способствующих развитию методических навыков изображения пейзажа в системе дополнительного образования

Методы исследования:

В выпускной квалификационной работе были использованы такие методы как изучение и анализ учебной и научной литературы, обобщение и систематизация полученных знаний, выполнение и анализ графических рисунков по выбранной теме.

Экспериментальной базой исследования является бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования БОУ ДО «ДШИ №3» г. Омска, уроки проводились во 2 классе.

Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования в системе дополнительного образования методических и практических разработок, созданных в процессе работы над дипломом.

Основное содержание выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

Во введении представлено обоснование выбора темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, а также раскрываются методы исследования, теоретическая и практическая значимость выполненной работы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты выбранной темы. Первый параграф представляет собой историческую справку развития пейзажа как жанра изобразительного искусства, второй параграф раскрывает особенности композиционного построении графического пейзажа.

Вторая глава посвящена методическому содержанию выпускной квалификационной работы. Первый параграф раскрывает выбор мотива, а также предоставляет методику выполнения серии графических работ по выбранной теме. Второй параграф включает в себя анализ программ дополнительного образования в сфере искусства и разработку серии уроков по выбранной теме.

Каждая глава завершается выводом о проведенном исследовании.

В заключении выпускной квалификационной работы выделены общие выводы по проведенному исследованию, определяется успешность выполнения поставленных целей и задач исследования, а также подведен итог по выполнению творческой части дипломной работы.

Приложения включают в себя подобранные иллюстрации работ мирового и отечественного искусства, фотографии поэтапного ведения практической части выпускной квалификационной работы, методические разработки к серии уроков, а также результат проведения серии уроков на базе БОУ ДО «ДШИ №3» г. Омска в виде детских рисунков.


 

Выводы по первой главе

 

Пейзаж, как мы выяснили в первой главе, сравнительно молодой жанр изобразительного искусства, однако, он уже имеет богатую историю развития. Анализируя историю становления пейзажа, можно заметить, как менялось отношение к жанру в зависимости от изменения мировоззрения человека. Пейзаж от чего-то совсем незначительного за довольно непродолжительное в контексте мировой истории время развился в нечто, что позволяет человеку выразить свои мысли и чувства, показать отношение к жизни, другим людям и миру в целом.

И для лучшей передачи своих мыслей и чувств художнику необходимо использовать в работе композиционные приемы усиления выразительности, принципы и законы композиции, среди которых есть достаточно важный для организации гармоничного строя произведения, называемый принципом композиционной целостности.

Класс. Станковая композиция

Тема: Городской пейзаж

Тип урока: Комбинированный

Цели:

1. Знакомство с понятием пейзаж

2. Формирование представлений об изображении пейзажа

Задачи:

1. Познакомить с творчеством омских художников-графиков

2. Познакомить с особенностями изображения пейзажа

3. Закрепить знания о графических средствах выразительности

4. Развить образное мышление

5. Развить навык работы над эскизами

6. Воспитать эстетический вкус, самостоятельность при ведении работы

Оборудование и материалы:

Для учителя: Подготовленные репродукции картин художников (Приложение 2, Иллюстрация 20-25), Компьютер или планшет для демонстрации подготовленного иллюстративного материала, Методические разработки к уроку (Приложение 3, рисунок 1 -); Для учеников: Карандаш, стирательная резинка, несколько листов формата А3

Ход занятия:

Разработка композиции.

Итак, ребята, нам известна тема рисунка. С чего нам нужно начинать работу?

(Ответы детей)

Работу мы начинаем с эскизов, верно.

Но прежде, чем мы с вами начнем работу над темой, я хочу познакомить вас с творчеством некоторых омских художников-графиков.

Давайте посмотрим на то, как совершенно по-разному художники решали тему города. Обратите внимание, пожалуйста, на то, какими средствами выразительности пользуется художник.

(Демонстрация репродукций картин Художников: Белоусова В.П., Гуровой А.Е., Зайцева В.И., Колоколова Е.А., Кошелевой О.М., Краморова С.Н)

Итак, ребята, мы с вами посмотрели работы художников. У каждого творца свой подход к работе. Кто-то стилизует свое изображение, кто-то изображает город таким, какой он есть. Но каждый художник использует в своих работах графические средства выразительности. Вы помните, какие средства выразительности в рисунке существуют?

(Ответы детей)

Совершенно верно! Линия, пятно, штрих и точка. И, конечно же, самое главное – тон. В случае с пастелистами, средством выразительности является еще цвет. Однако мы с вами работаем углем и использовать в работе будем штрих, линию, пятно и тон, разумеется.

А теперь, после всех разговоров мы можем перейти к эскизам. Сейчас вам необходимо взять листочки, карандаши и сделать несколько эскизов. Пробуйте рисовать в разных форматах – горизонтальном и вертикальном. Пробуйте рисовать разные виды.

Но в каком бы формате вы ни вели работу, какой бы вид ни рисовали, начать нужно с одного, с определения линии горизонта. От того, где вы наметите линию горизонта, зависят ваши возможности в работе над пейзажем. Когда вы намечаете линию горизонта, следите за тем, чтобы она не находилась строго на середине листа. Такая композиция – с горизонтом посередине – менее интересная. Горизонт лучше расположить выше или ниже середины нашего формата. Высокая линия горизонта позволит вам сделать интересную композицию и разместить много объектов на переднем плане. Такое размещение горизонта подходит для сюжетных композиций, так как есть пространство для работы с объектами на переднем плане. На рисунке с низкой линией горизонта остаётся много места для изображения неба. Также, в средний план можно поместить много деталей, которые помогут вам создать впечатление более глубокого пространства.

Я вас не ограничиваю тем, как распределить массы земли и неба, тут вы вольны выбирать сами.

Что мы делаем после того, как наметили линию горизонта? Нам необходимо поставить в листе массы домов и деревьев. Если у вас низкая линия горизонта, можно будет разместить на небе массы облаков.

После того, как мы с вами утвердим линейный вариант эскиза, можно будет сделать точно такую же композицию, но уже в тоне. Так мы сможем сразу же разобраться с тем, что будет светлее, а что будет темнее.

При тоновой разработке эскиза важно помнить о плановости и световоздушной перспективе.

Перспектива, если говорить простым языком, прием изображения объемных форм и передачи пространства на плоскости листа. Воздушная перспектива заключается в том, что четкость изображения предметов и их контрастность теряется при отдалении от глаз смотрящего. Тут мы подошли к еще одному понятию. Понятию контрастов и нюансов. Контраст – резкое отличие свойств расположенных рядом форм. Например, контраст тона – светлое и темное, контраст цвета – красное и зеленое, контраст формы – округлая и рубленная, и так далее. Нюанс наоборот – близость свойств расположенных рядом форм. Дело в том, что контраст, нюанс и воздушная перспектива связаны. Наш глаз устроен так, что мы довольно хорошо видим близкие к нам объекты, например, мы видим кору и листья дерева, стоящего в метре от нас, но если мы отдалимся от этого дерева на сотни метров, мы уже не сможем увидеть ни кору, ни листья по отдельности. При этом вблизи мы хорошо видим отличия света и тени на том же стволе дерева, например, однако, в отдаленных от нас предметах мы не видим четких границ света и тени, контрасты смазываются.

Таким образом, чтобы передать пространство в пейзаже, при разработке тонового эскиза нужно располагать контрастные по тону предметы на переднем плане, они же на итоговой работе будут прорисованы более подробно, и близкие по тону – на дальнем плане. То есть, если вы планируете делать, например, небо светлым, то изображенные на дальнем плане объекты будут светлыми, в случае, если рисуете темное небо, то и объекты дальнего плана тоже будут по тону близкими.

А теперь, если нет вопросов и вам все понятно, можете переходить к разработке эскизов на тему «Городской пейзаж»

(Идет работа над эскизами. Учитель следит за работой детей и консультирует их в процессе.)

Вывод по второй главе

 

Вторая глава посвящена методике выполнения творческой части выпускной квалификационной работы и методическим особенностям выполнения графического пейзажа на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного образования. В ходе проведения исследования было выявлено, что выполнение творческой дипломной работы и работы по композиции, выполняемой учениками в системе дополнительного образования схожи, что логично. Работа над творческим заданием длительная, начинается она с определения темы рисунка и заканчивается оформлением итоговой работы (применительно к детям, это оформления рисунка к итоговому просмотру).

Также во второй главе представлена разработка серии уроков по композиции на тему «Городской пейзаж». Перед тем, как приступить к разработке серии уроков, были проанализированы ФГТ и образовательные программы «Живопись», одна под редакцией Аракеловой, другая разработанная руководством школы, в которой проходилась практика и проводилась серия уроков. Предварительный анализ документов обеспечил грамотное составление серии уроков, направленной на развитие знаний, умений и навыков учеников, развитие которых предусмотрено рабочими программами.


 

Заключение

 

В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и выявлены особенности построения целостной пейзажной композиции, были изучены теоретические и практические особенности методической работы над пейзажем, разработана серия уроков, которая была проведена на практике.

В ходе работы над ВКР была изучена история развития пейзажа как жанра изобразительного искусства, также была рассмотрена и изучена учебная и научная литература по методике, графике и композиции.

На основе изучения методических пособий была разработана серия графических работ на тему городского пейзажа, в ходе которой был разработан эскизный материал, позволивший сформировать художественный образ итоговых работ и обеспечивший выбор композиционного построения каждой из работ серии.

Анализ документов системы дополнительного образования в области изобразительного искусства помог выявить роль пейзажа и его значимость в обучении и воспитании детей. Также на основе анализа документов удалось разработать грамотную серию уроков по выбранной теме, способствующих развитию методических навыков изображения пейзажа в системе дополнительного образования.

Таким образом, можно говорить о том, что с поставленными задачами справиться удалось, и цель выпускной квалификационной работы была достигнута.

Допущена к защите

 «__» __________ 20__

Зав. кафедрой:

к.п.н., доцент

Скрипникова Евгения Валерьевна

___________________________

(подпись)

 

 

Композиционная целостность графического пейзажа

Выпускная квалификационная работа

по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),

Направленность (профиль) Изобразительное искусство и Дополнительное образование

 

Выполнил: студент 51 группы

Очной формы обучения

Аксенова Виктория Владимировна

___________________________

(подпись)

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Баженов Анатолий Александрович

___________________________

(подпись)


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.