Итальянское искусство оказало глубокое воздействие на другие европейские страны. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Итальянское искусство оказало глубокое воздействие на другие европейские страны.

2021-10-05 32
Итальянское искусство оказало глубокое воздействие на другие европейские страны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5.Литература и театр.

Новой по форме и по содержанию становится в это время и литература, в силу своих возможностей наиболее полно выразившая свою эпоху. Именно в эпоху Возрождения появляются национальные литературы (другими словами – литературные произведения на национальных языках).

Итальянская литература. В итальянской литературе на грани между старым, церковно-феодальным и новым, гуманистическим мировоззрением - речь идет о конце XVIII-начале XIV вв. – находится творчество Данте Алигьери (1265-1321). Данте – “последний поэт средневековья и, вместе с тем, первый поэт нового времени”, по выражению Ф. Энгельса. Данте был не только писателем, но и политическим деятелем, сторонником демократических сил. Когда его партия потерпела поражение, он стал изгнанником до конца жизни. Тогда он и пишет свою “Комедию”, которую позже Бокаччо назвал “Божественной комедией” и это название и вошло в историю литературы. Книга написана на народном тосканском наречии, которое и легло в основу итальянского литературного языка (Тоскана –  область Италии, столица которой –  Флоренция). “Божественная комедия” во многом еще связана с мировоззрением католицизма, отражает средневековую картину мира (сюжет складывается из фантастического путешествия автора в ад, чистилише и рай). Широко в поэме использована характерная для средних веков символика чисел: она состоит из 100 песен, первая из которых - вводная, а остальные разделены по 33 песни на 3 части – “Ад”, “Чистилище” и “Рай”. Однако провожатые Данте уже совсем из другого образного ряда. В ад и чистилище его сопровождает Вергилий – римский поэт и мыслитель, а в рай –  Беатриче, рано умершая прекрасная возлюбленная Данте. Еще раньше он уже воспел свое чувство к Беатриче в книге “Новая жизни”.

Первыми в полном смысле гуманистами в итальянской культуре были Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо, вместе с Данте являющиеся создателями итальянского литературного языка.

Жизнь и творчество Петрарки (1304-1374) наиболее ярко показывают, какое значение имела античность для итальянских гуманистов. Петрарка буквально преклонялся перед античным мирам, был блестящим знатоком языков, основал науку, получившую затем название классической филологии. Всю жизнь занимался поиском и изучением древних рукописей, писал историческое сочинение в подражание античным авторам. Однако, славу в веках ому принесли не эти парадные сочинения, а лирическая поэзия, которую сам он всерьез не воспринимал. Двадцать лет он воспевал свою возлюбленную Лауру при жизни и десять лет после ее смерти, хотя даже не был близко с нею знаком. “Книга песен” открыла новые пути европейской лирической поэзии.

Дарованием совсем иного плана обладал Бокаччо (1313- 1375). Благодаря ему одним из ведущих жанров ренессансной литературы становится авантюрная новелла. Его “Декамерон” (сборник из ста новелл, откуда и название книги) в увлекательной, остроумной форме разворачивает перед нами картину быта и нравов итальянского общества. Многие новеллы изобличают лицемерие, алчность монахов. Когда католическая церковь ввела в практику Индексы запрещенных книг, “Декамерон” сразу попал туда. Перу Бокаччо принадлежит первый в европейской литературе психологический роман “Фьяметта”.

Литература Германии, Франции, Испании. Германия – родина Реформации, и немецкие писатели были тесно связаны с идеями и настроениями своей страны. Главное внимание они уделяли религиозно-философским, нравственно-этическим проблемам. Причем в их произведениях соединялись резкая критика существовавших порядков и боязнь активности народных масс. О многом говорят уже названия книг: “Корабль дураков” Себастьяна Бранта, “Похвала глупости” Эразма Роттердамского, “Письма темный людей” Ульриха фон Гуттена.

Самым выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553). Родился он в семье адвоката, в юности поступил в монастырь, затем покинул его, изучал медицину и естественные науки, был врачом, вел филологические исследования. В цикле сатирических романов “Гаргантюа и Пантагрюэль” он ввел в литературу образы, приемы народной смеховой культуры. Уникальное произведение оставил Мишель де Монтень (1533-1592). Около двадцати лет он записывал свои наблюдения, рассуждения, мысли. Эти записи составили три тома “Опытов”. Они впитали и дух своей эпохи, и мысли “на все времена”.

Основоположником новой испанской литературы стал Мигель Сервантес (1547-1616), с чьим творчеством связано завершение превращения кастильского наречия в литературный язык. “Дон Кихот” был недостаточно оценен современниками, но в XIX-XX вв. объявлен одним из величайших созданий человеческой мысли. Задуманный, как пародия на рыцарские романы, “Дон Кихот” в действительности оказался глубоким, многоплановым произведением. Идеалы и цели Дон Кихота высоки, он высказывает гуманистические идеи, но выглядит он нелепо, терпит поражения. Прекрасные идеи не совместимы с миром материальных интересов. Роман отразил кризис ренессансного гуманизма, ввел в искусство тему “донкихотства” – верности своим взглядам и борьбы за них вопреки всему.

Театр. Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Средневековые театральные жанры –  мистерии и фарсы, оставались основными до самого конца XV в. Лишь в середине XVI в. в Италии возникает первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – комедия «дель арте», комедия масок. Спектакли этого театра представляли актерские импровизации на основе очень краткого, схематично набросанного сценария, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: слуги –  Бригелла, Арлекин, Коломбина глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор. Постановки нового театра, разворачивавшиеся на деревянных подмостках, на площадях городов, окончательно вытеснили религиозные мистерии.

Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы комедии масок было не по силам. Современный по сути театр смог появится, когда кроме новых писателей появились и новые зрители. Новое мировоззрение должно было проникнуть в широкие слои народа, ибо по своей природе театр - искусство массовое и демократическое. Для этого нужно было значительное время, и только в конце XVI - начале XVII вв. наступает расцвет театрального искусства, но уже не в Италии, а в Испании и Англии. Так, в Англии Возрождение практически не затронуло архитектуру, изобразительное искусство, а проявилось в литературе и театре. Представления пользовались шумным массовым успехом. Появляются постоянные театры, типа “Глобуса” в Лондоне, частные антрепризы. Ведущими театральными жанрами были драма и трагедия, соответствовавшие масштабу эпохи.

Если у истоков культуры Возрождения стоит могучая фигура гениального Данте, то завершает эпоху не менее величественная фигура гениального У. Шекспира (1564-1616). Обновление театр было подготовлено многими источниками: старинные площадные зрелища, народный эпос, средневековые легенды и исторические хроники, античные драмы и мифы, ренессансная литература. Именно творчество Шекспира, собрав все воедино, придало драматургии принципиально иное звучание. Если в античных драмах обязательно события происходили в одном месте в течение короткого промежутка времени, то у Шекспира порой события охватывают всю жизнь героя, мы наблюдаем сложное развитие сюжета в различных обстоятельства. В событиях активно участвуют и второстепенные герои. Совершенно новый художественный принцип кладется в основу трактовки характера главного героя. Он перестает быть воплощение какой-либо одной черты, Шекспир рисует сложные, полные противоречий, развивающиеся характеры. Шекспир отбросил жесткое деление на жанры, он смело соединяет в своих пьесах и серьезное и смешное. Бедность декораций современного ему театра он восполнил богатством, образностью речи, диалогов.

Творчество Шекспира началось созданием серии исторических драм («Ричард II», «Генрих IV», «Король Джон», др.), в которых он отказывается от парадности, схематизма в трактовке истории, затем последовали его комедии – «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», характерная особенность которых –  доброта, человечность, полное отсутствие сатиры. Затем Шекспир создает величайшие трагедии: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Макбет», «Король Лир», «Антоний и Клеопатра». В каждой из них жизнь главных героев обрывается, однако главная драма –   не в физической смерти, Шекспир размышляет о том, что ведет к такому финалу поражение жизненных идеалов, столкновение с жестокостью мира, измена собственным принципам или ложность этих принципов. При том, что его пьесы создавались для конкретной труппы театра «Глобус», когда учитывались даже личностные черты актеров, их количество, Шекспир поднялся до общечеловеческих обобщений, охватил огромное количество жизненных психологических коллизий. Временная дистанция только увеличивает популярность драматургии Шекспира.

 

* * *

Кратко подводя итоги данной общей характеристики культуры эпохи Возрождения, нужно еще раз подчеркнуть, что в истории мировой культуры она сыграла революционную, поворотную роль. Нельзя назвать такую сферу культуры, в которой бы не возникли явления, процессы, определившие весь дальнейший путь, вплоть до современного облика:

· На смену безраздельно господствовавшему церковному мировоззрению, приходит новый взгляд на мир, в центре которого стоит человек - гуманизм;

· в науке взамен умозрительности, отвлеченным логическим построениям приходит опытное естествознание, как результат этого - громадный шаг вперед в познании окружающего и самого человека, возникновение специализации в науке;

· современные национальные европейские литературы, профессиональный театр, также ведут отсчет от эпохи Возрождения;

· уникален исторический феномен ренессансного искусства, давшего человечеству величайшие произведения;

· объектом изучения становится и само человеческое общество, начинаются поиски путей его справедливого устройства.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.