Итальянское искусство Ренессанса — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Итальянское искусство Ренессанса

2021-10-05 36
Итальянское искусство Ренессанса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Символом эпохи Возрождения, ее наивысшим взлетом, безусловно, является искусство. Никогда в истории, даже в Древней Греции искусство не имело такого всеобъемлющего значения. Именно, в первую очередь, через искусство находило выражение новое гуманистическое.мировоззрение.

Из других особенностей искусства Ренессанса можно отметить его светский (нецерковный) характер и активное использование научных достижений. Именно изобразительное искусство послужило мощным стимулом изучения анатомии человеческого тела. Поиск путей передачи глубины пространства в живописи привел к открытию законов линейной перспективы. Основоположником начертательной геометрии является великий художник А. Дюрер. Таких примеров можно привести множество.

В итальянском искусстве эпохи Возрождения принято выделять следующие периоды: XIV в. – Предвозрождение (или Проторенессанс),

XV в. – раннее Возрождение,

Конец XV- XVI в.в. – высокий Ренессанс,

Конец XVI - начало XVII в.в. – позднее Возрождение.

Проторенессанс. Зачинателем итальянского Возрождения в живописи обычно считают Джотто (1266-1337). В своих картинах, написанных на религиозные сюжеты, он начинает отходить от средневекового плоскостного, двумерного изображения. Применяет светотень для придания фигурам объемности. Располагая их в нескольких планах, Джотто пытался достичь глубины изображения. Его современник Петрарка писал, что испытывал перед картинами Джотто “восторг, доходящий до оцепенения”. Самым замечательным творением Джотто являются фрески в капелле дель Арена в Падуе (эта капелла - небольшое церковное сооружение для молитв одной семьи или хранения реликвий – выстроена на арене ангинного амфитеатра, откуда и название). На Джотто было возложено руководство строительством главного флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. По его проекту была построена знаменитая колокольня, расцвеченная полосками белого, зеленовато-черного и розового мрамора.

Флоренция была крупнейшим культурным центром Италии того времени. XV в. в истории Флоренции отмечен бурными событиями. Свергается республиканский строй, устанавливается тирания дома Медичи. Правление одного из них – Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, отмечено невероятным внешним блеском, расцветом искусств, а параллельно с этим – ростом народного недовольства. Народный гнев вылился в крупное восстание, возглавленное монахом Савонаролой, пламенно проповедовавшим простоту и умеренность.

Раннее Возрождение. Раннее Возрождение связано с целой плеядой мастеров, среди которых, определяющим для становления нового искусства, стало творчество архитектора Брунеллески, скульптора Донателло, художника Мазаччо.

Первым мастером, осознавшим необходимость реформ и ясно сформулировавшим идеи нового художественного мышления, был скульптор и в первую очередь архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446). Самую большую славу принесло Брунеллески строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Уже упоминалось о том, что строительство собора началась за полвека до Брунеллески, еще Джотто выстроил колокольню, был заложен фундамент основного здания, возведены стены. Следуя еще готической традиции, основанию собора придали восьмиугольную форму. Брунеллески меняет замысел, ставит и решает технически сложнейшую задачу – перекрывает проем диаметром в 42 метра куполом. Это было первое после средневековья купольное строение в Европе. Брунеллески создал новый архитектурный стиль, характеризующийся строгой гармонией я соразмерностью частей, упорядоченностью построения. Для развития живописи поворотное значение имело открытие Брунеллески законов линейной перспективы.

Силой, страстностью и реализмом проникнуты работы скульптора Донателло (1386-1488). В своей сфере искусства он выступил истинным новатором. Он возродил типы скульптурных изображений, не создававшихся со времен античности: отдельно стоящую круглую статую, изображение обнаженной фигуры, конный памятник, скульптурный портрет. Донателло обращается к популярному в эпоху Возрождения библейскому сюжету о Давиде, простом пастухе, победившем великана Голиафа, ставшем народным Героем. Он изображает Давида нагим, попирающим голову поверженного Голиафа. Связь с античной традицией видна и в облике конного памятника кондотьеру Гаттамелате (в переводе – “Пестрая кошка” – прозвание знаменитого и удачливого предводителя наемных войск) в Падуе. Кондотьер изображен в одежде древнеримского императора.

В живописи роль преобразователя принадлежит Мазаччо, прожившему очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он продолжил традиции Джотто и завершил его реформы. Его главным произведением стали росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Фрески избражают эпизоды из жизни святого Петра и два библейских сюжета – “Грехопадение” и “Изгнание из рая”. В этих росписях очень многое было сделано в живописи впервые: анатомически правильно изображены обнаженные тела, с помощью светотени передан их объем, фигуры представлены в естественном движении, с помощью линейной перспективы создано глубокое пространство. Впервые же Мазаччо персонажам картин придал портретные черты своих современников (заказчика – Филиппо Бранкаччи).

Большим своеобразием отличается творчество Сандро Боттичелли (1445-1510). Он часто обращался к античной мифологии, которая еще недавно была под церковным запретом. Его произведения (“Весна”, “Рождение Венеры”) пронизаны тонкой поэтичностью, художественный стиль отличается изысканностью, утонченностью. Он считается непревзойдённым мастерам линии как средства выразительности.

Высокий Ренессанс. Начало XVI в. было для Италии временем экономического упадка, политического кризиса и начала иностранной интервенции. Однако именно в этот период, вопреки сохранявшейся раздробленности и усобным войнам, крепнет сознание общенационального единства, наступает невиданный расцвет искусства. Этот период получил название, высокое Возрождение (или высокий Ренессанс). Его составило творчество величайших мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Уже современники называли их божественными. Складывается самобытная венецианская школа живописи (Джорджоне, Тициан).

Основоположником нового этапа развития искусства стал Леонардо Да Винчи (1452-1519), вероятно, самая необыкновенная фигура в истории мировой культуры. Он воплотил в себе идеал человека Возрождения: умел все и во всем был гениален. В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, рисовальщиком, музыкантам, оставил множество записей об Искусстве, которые после его смерти были изданы под названием “Книга об искусстве”. Он занимался анатомией, физиологией, зоологией, ботаникой, географией, геологией, механикой, гидравликой, математикой, этот список можно продолжать. Многие его идеи на столетия опередили его время. Однако из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного, его умелые архитектурные проекты не были осуществлены, из художественных полотен до нас пошли немногие. Объяснение кроется в том, что ко всему Леонардо подходил как исследователь, сам процесс изучения, познания интересовал его больше конечного результата.

Уже в молодости Леонардо да Винчи пришел к мысли о неразрывной связи науки и искусства. Анатомические исследования художников, ранее касавшиеся правильного внешнего изображения человеческого тела, он распространил на весь организм.

Выше других искусств Леонардо ставил живопись. Своим изображениям человеческих фигур он придал,  невиданную ранее, рельефность, используя изученные им законы оптики. Художники XVI в. овладели перспективой, Леонардо да Винчи овладел пространством. Он первым овладел искусством изображения своих персонажей не на фоне, а внутри пространства. Этому ощущению способствовала мягкая, с полутонами, светотень.

Научная продуманность тщательный расчет сразу обращают па себя внимание во фреске “Тайная вечеря”, выполненной на стене трапезной доминиканского монастыря близ Милана. К много раз трактовавшейся, теме Леонардо подошел по-новому, сумев передать психологический конфликт, открытое проявление сильных чувств. Он изобразил момент, когда собравшимся стало известно, что среди них находится предатель.

Самая знаменитая картина Леонардо да Винчи и наверное, всей мировой живописи – портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. Джоконда –  принципиально новый портрет, раньше так никто не писал. При внешней неподвижности модели, художник передал “жизнь души”, заложив, таким образом, основу традиции психологического портрета.

В искусстве Высокого Возрождения центральное место окончательно занял человек. Образ прекрасного, гармонически развитого, сильного телом и духом, человека становится главным содержанием искусства.

Рафаэль Санти (1483-1520), родом из Урбино, провел в молодости несколько лет во Флоренции, многим обязан ее искусству. Рассуждая о своеобразии творчества Рафаэля, известный искусствовед Б. Р. Виппер пишет следующее: “Леонардо превосходит его силой интеллекта, Микеланджело – могущественнее, Джорджоне – мелодичнее, Тициан –  красочнее, великолепнее. Но дело в том, что у него есть и большая сила интеллекта, и могучая фантазия, и изящество”. Гений Рафаэля соединил, синтезировал творческие достижения предшественников. Считается, что всех своих великих современников Рафаэль превзошел в мастерстве композиции.

В творчестве Рафаэля нашел многогранное воплощение образ Мадонны. На эту тему им написано множество картин, самая прославленная из которых – “Сикстинская Мадонна”. Картина была написана как алтарный образ для церкви святого Сикста, монастыря четырех монахов в небольшом городе Пьяченце. Впоследствии, монастырь вынудили продать картину правителю Саксонии. B конце второй мировой войны вместе с другими картинами Дрезденской галереи, она была найдена советскими солдатами в заброшенной каменоломне и спасена.

Рим не имевший собственной художественной школы, становится, тем не менее, в начале XVI в. важнейшим центром искусства Италии, чему способствовала политика папского двора. Большая часть творческой жизни Рафаэля прошла в Риме. Самой крупной его работой была роспись четырех станц (станцы - большие комнаты, залы) папского дворца в Ватикане. Наиболее знамениты Станцы делла Сеньятура (зал заседаний папского церковного суда). Сюжеты четырех фресок на ее стенах – аллегории различных сфер духовной деятельности человека. Пронизана духом Ренессанса фреска “Афинская школа” (апофеоз философии). Рафаэль располагает композицию так, будто античный портик продолжает пространство комнаты. В центр он помещает фигуры Платона и Аристотеля, крупнейших мыслителей, олицетворявших два пути познания мира – идеалистический и материалистический. Их окружают другие античные философы.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.