Права человека в средние века — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Права человека в средние века

2021-10-05 112
Права человека в средние века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рабовладельческом обществе существовало два основных класса, непримиримо противостоящих друг другу:

- рабовладельцы

- рабы.

Правопорядок этой общественно экономической формации охранял лишь рабовладельцев, их частную собственность и государство, но отнюдь не рабов.

По законам того времени раб воспринимался как вещь, как лошадь, глиняный кувшин и прочие бытовые предметы.

К римскому писателю Марку Теренцию Варрону (I в. до н. э.) восходит известное определение раба как говорящего инструмента. «Орудия труда, - констатирует он, - подразделяются на три вида: орудия, наделенные даром речи, полу немые и немые; к наделенным даром речи относятся рабы, к полу немым - волы, к немым же - повозки».

Логично предположить существование половозрастного неравенства – люди разных полов и разного возраста в племени выполняли различные функции и соответственно играли разные социальные роли. Также не было межродового и межобщинного равенства – разные коллективы имели разный половозрастной состав; где-то было больше здоровых людей, а где-то меньше. Накладывали отпечаток особенности среды обитания и т. д.

Именно в античной Элладе, с ее приверженностью к логическому анализу, впервые был поставлен вопрос о происхождении общественных ценностей, в том числе, таких как свобода и право.

Разными философскими школами это противоречие разрешалось по-разному. Одни (последователи Платона) требовали полного подчинения личности интересам общества. Другие (киники), наоборот, отрицали всякую ценность общественной жизни в сравнении с жизнью свободного человеческого дух а. Третьи пытались примирить оба начала, старались вывести их из общей основы добродетели, или справедливости, или общего блага.

Спорили и о том, как соотносятся между собой права, провозглашаемые как нравственный императив, и права, обеспеченные законом (позитивные, с точки зрения современных юристов).

Эти споры неизбежно приводили к вопросу об источнике и природе права, независимо от того, является ли оно лишь выражением воли законодателя или же носит высший и безусловный характер.

Последней точки зрения придерживались Аристотель и стоики, противопоставлявшие законам и обычаям различных полисов единый и естественный закон, не зависящий от человеческих желаний.

В рабовладельческом обществе, если рабовладелец, господин, уродовал, пытал, калечил, продавал или убивал своих рабов, то это было его личным делом. Подобно тому, как он мог разбить свой бокал для вина, точно так же он мог убить и своего раба.

Однако страшные кары ожидали тех рабов, которые угрожали своему господину или его имуществу, причиняли ему ущерб. В качестве наказания законы предусматривали обезглавливание, сожжение, утопление, удушение и распятие на кресте. Людей бросали диким зверям или же отдавали в гладиаторы, которые должны были сражаться друг с другом до смертного конца - подобные наказания пользовались в Римской империи особой популярностью.

Несмотря на жесточайшие наказания, во всех рабовладельческих обществах происходили восстания угнетенных.

Так, например, сохранившиеся письменные памятники Древнего Египта сообщают о восстании крестьян и рабов в 1750г. до н.э. Восстания рабов и прочего эксплуатируемого люда имели место и в Древней Греции. Одно из первых крупных восстаний произошло в 494г. до н.э. в городе Аргосе. Рабы захватили город и покончили с правлением рабовладельцев. Лишь после продолжительной борьбы власть имущим Аргоса удалось подавить восстание рабов.

Так что не без основания писал греческий философ Платон: «Рабы это собственность, доставляющая много неприятностей, ибо они никогда не станут друзьями своих господ. Процесс формирования института прав человека прошел длительный и трудный путь. И путь этот никогда не проходил в сугубо правовом пространстве».

Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.

Так, представители ряда юридических школ того времени (X —XI вв.), возникших в Риме, Павин, Равенне и других городах, в своем правопонимании ориентировались на идею правовой справедливости и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции.

Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуаискнй, Генри Брэктон, Филипп де Бомаиуа р и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом.

Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста XIII в. Бомануара, утверждавшего, что "каждый человек свободен", и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях[1].

Новое звучание и смысл, античные идеи естественноправового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека.

Значительную роль в этом плане сыграл Фома Аквинский (1225 - 1274), разработавший христианскую доктрину права и государства под заметным влиянием учения Аристотеля об этике и политике, политической природе человека, естественном и волеустановленном праве, правовом равенстве свободных индивидов — членов политического (государственного) общения.

С точки зрения исторического прогресса идей свободы и прав человека следует отметить, что в средние века поляризация правосубъектности свободного и бесправия раба заменяется более разветвленной и детализированной структурой права и правового общения в соответствии с сословно-иерархическим принципом строения и функционирования феодального строя в целом.

В согласии с непосредственно политическим и правовым значением сословного деления права человека стали определяться его сословной принадлежностью.

Различные социальные статусы обусловливали разные уровни (круги) прав-привилегий людей в общей пирамиде феодальной системы права-привилегии. Принцип правового равенства (и, следовательно, право как таковое) стал распространяться на более широкий (чем ранее) круг людей и отношений, правда, в их сословной дифференциации и ограниченности. Права человека на этой исторической ступени остаются различными по содержанию и объему правами-привилегиями членов разных сословий, сословными правами человека (правами сословного человека).

При феодализме, основу которого составляли феодальная собственность на землю и крепостных крестьян, натуральное хозяйство и ремесленный способ производства, правовой статус личности, ее права и обязанности целиком и полностью определялись сословием, к которому принадлежала эта личность.

Лица одного и того же сословия – феодалы, церковники, купцы, ремесленники, свободные крестьяне – и мели свой особый статус в сфере имущественных отношений, хозяйственной деятельности и участия в делах государства. Каждое сословие было замкнутым, а принадлежность к нему – наследственной. При этом существовала система самых различных привилегий, предоставленных феодальным государством различным сословиям.

В сложной иерархической структуре феодального общества полноправной личностью признавался только феодал, помещик-крепостник. Государство закрепляло и охраняло его исключительные права на землю, эксплуатацию крепостных крестьян, предоставляло феодалу самые широкие полномочия для участия во всех делах общества и наиболее благоприятные возможности для обучения и формирования себя как личности. Для дворян были открыты двери во все учебные заведения. Существовала также развитая сеть специальных лицеев, пажеских корпусов, иных образовательных учреждений, где могли обучаться только дворянские дети.

Наиболее бесправным в феодальном обществе был крепостной крестьянин. За ним признавалась только фактическая принадлежность обрабатываемой земли, фактическое и юридическое право на орудия своего производства и часть производственного продукта. Помещик-крепостник был волен продать своего крестьянина, обменять на собаку, какую-нибудь вещь, разлучить с семьей, учинить физическую расправу. Но в отличие от рабовладельца помещик-крепостник не мог распоряжаться жизнью своих холопов. И все же в условиях такой беспощадной эксплуатации и весьма ограниченной свободы крестьянин представлял собой личность, которая при определенных благоприятных условиях достигала значительных и даже выдающихся успехов не только в хозяйственной деятельности, но и в сфере политики, науки и искусства.

В буржуазном общестеве впервые в истории человечества была сформулирована и обстоятельно развита мысль о том, что каждый человек независимо от своего социального происхождения и положения в обществе является носителем естественных и равных прав, которые не могут быть у него отобраны государством или отчуждены каким-либо иным способом.

Первым, кто предпринял попытку возродить теорию естественных прав человека применительно к интересам буржуазии, был голландский юрист Г. Гроций.

В труде " О праве войны и мира " (1625 г.) он обосновывал существование двух видов праваестественного и волеустановительного – и утверждал, что источником права является сам человек, его стремление к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Соблюдение же права является целью организации и деятельности государства.

В дальнейшем теория естественных прав была дополнена и развита в работах Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Джефферсона и других выдающихся буржуазных мыслителей, которые были намного последовательней и революционней Гроция в своих воззрениях как на природу естественных прав человека, так и на право народа сменять власть, узурпирующую его права.

В частности, Локк, классический выразитель правовых представлений буржуазного общества, считал, что естественное право означает право каждого человека отстаивать свою жизнь, свободу и имущество, то есть то, что ему принадлежит. Естественное состояние он характеризовал "полной свободой в отношении и распоряжении своим имуществом и личностью" и равенством, при котором "всякая власть и всякое право другого являются взаимными, никто не имеет больше другого".

Существенный вклад в обоснование идеи всеобщего равенства и свободы, а также критики феодального строя внес французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. По его мнению, феодальный строй, который заковал свободного человека в многочисленные оковы, установил сословное неравенство и тем самым грубо нарушил условия общественного договора, не имеет законных оснований и держится только на силе. Поэтому народ имеет полное право сбросить с себя лишенную легитимности власть. Идеал соотношения верховной власти и человека Руссо видел в неукоснительном соблюдении ими общих соглашений. "Каждый человек может всецело распоряжаться тем, что ему эти соглашения предоставили из его имущества и свободы; так что суверен никак не вправе наложить на одного из подданных большее бремя, чем на другого".

Идеи общественного договора и неотчуждаемых прав человека получили широкое распространение среди идеологов и руководителей освободительного движения американского народа против английской монархии и были закреплены в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.)первой декларации прав человека. Декларация провозглашает всеобщее равенство людей и их неотъемлемое право на жизнь, свободу и на стремление к счастью. Если какой-либо государственный строй нарушает эти права, говорится в Декларации, народ имеет право изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа".

Подобные положения были закреплены в конституциях других буржуазных государств после того, как буржуазия завоевала политическое господство в обществе и смогла проводить свою волю в форме законов.

В современный период, когда западные государства заняли доминирующее положение в мировой экономике и международных отношениях, принцип уважения прав и свобод человека получил всеобщее признание и был закреплен в целом ряде международно-правовых документов. Это, в частности, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Заключительный акт общеевропейского совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе и др.

В тридцати статьях Всеобщей декларации прав человека провозглашается система основных прав населения земного шара, без соблюдения и реализации которых процесс формирования каждого индивида как личности становится затруднительным, а то и вовсе невозможным.

В числе этих прав Декларация называет право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на признание его правосубъектности, равенство перед законом и равную защиту законом, презумпцию невиновности, право человека на владение имуществом, на образование, свободу мысли, слова и религии, свободу убеждений и их свободное выражение.

Декларация провозглашает также право человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Даже развитые капиталистические страны, успехи которых в экономической, социальной и культурной сферах общества являются несомненными и бесспорными, пока что не могут последовательно провести в жизнь принципы равноправия, братства и свободы.

Рабочий класс развитых капиталистических государств в середине и конце нынешнего столетия значительно улучшил свое материальное положение по сравнению с XIX в. и даже с началом XX в. благодаря длительной борьбе за свои права и свободы, а также пролетарской революции в России и других странах.

Тем не менее для вывода о полной социальной гармонии в западных странах и всеобщем равенстве не имеется достаточных оснований, ибо значительная часть населения этих стран лишена возможности реализовывать свои способности и знания. Эти люди в ряде случаев лишены даже элементарных, самых необходимых условий для жизни и работы.

Число безграмотных в 80-х годах нашего столетия во Франции достигало 4 млн. человек, в Италии – 12 млн., в США – 23 млн. Всего же на земном шаре остается безграмотным каждый четвертый взрослый человек. Число безработных в развитых капиталистических странах в этот период превышало 30 млн. человек. По-прежнему существует дискриминация женщин. Так, в США среди судебных работников женщины составляют 12%, среди научных работников – 4,4%, среди инженеров – 4%. Среди врачей женщины составляют во Франции 18%, в США 11%, в Японии 9%.

Закрепленные в буржуазных законах принципы равенства,братства, свободы на деле оказываются правами по преимуществуэкономически и политически господствующих социальных слоев. Именно имущая часть общества, будучи собственником орудий исредств производства, произведенных материальных благ, является действительно свободной.

Имеющийся капитал предоставляет личную свободу его владельцу прежде всего в хозяйственной, экономической сфере. Kaпиталист волен распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению, вступать в любые, не запрещенные законом сделки.

Капитал также создает блестящие возможности для формирования и проявления личности. Деньги позволяют получить прекрасное образование и воспитание, обеспечивают надлежащие условия для проявления личности в любой сфере. Только капиталист может позволить себе целеустремленные системные занятия политикой, искусством, литературой, туризмом, не отвлекаясь на случайные заработки с целью материального обеспечения самого себя и своей семьи.

Совсем иным оказывается правовой статус простого труженика, не обладающего капиталом. Его юридическая свобода означает одну и единственную степень свободы – продавать свою рабочую силу. Хотя на рынке рабочей силы встречаются свободные и юридически равноправные личности – капиталист и рабочий, у последнего степень свободы значительно меньше. Либо рабочий соглашается выполнять работу за соответствующую плату, либо он остается безработным и терпит лишения, получая от государства пособие по безработице.

В то же время для безработного практически закрыты все блага, которыми располагает современное общество, и соответственно отсутствуют необходимые условия для формирования и проявления себя как личности. Человек оказывается ненужным обществу, а его способности и таланты остаются невостребованными. И в таком положении, как уже говорилось, в буржуазном обществе оказываются не отдельные, жалкие неудачники, а миллионы квалифицированных и способных специалистов либо вступивших в трудовую жизнь молодых людей.

С самых первых декретов был провозглашен курс на всемерное расширение прав и свобод рабочего класса и всех трудящихся. В России впервые был установлен восьмичасовой рабочий день, введено полное, всестороннее и бесплатное образование, признаны равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности.

По мере упрочения социалистического строя расширялся и дополнялся правовой статус личности. Так, Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни или потери трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Права, предоставленные трудящимся Советского Союза, не только провозглашались, но и частично проводились в жизнь. К началу 30-х годов в стране было покончено с безработицей. Созданная широкая сеть школ, техникумов, институтов и бесплатность обучения позволяли каждому желающему получить соответствующее образование, стать высококвалифицированным специалистом.

Повсеместное открытие бесплатных библиотек, а также клубов, домов культуры, кинотеатров способствовало повышению культурного, образовательного уровня населения, вовлекало в сферу искусства на профессиональной или любительской основе широкие слои населения. Интенсивно развивалась и наука, на содержание которой государство отпускало значительные средства.

Названные и иные мероприятия создали реальные возможности народу, всем трудящимся овладевать достижениями науки, культуры, искусства, получать глубокие профессиональные знания, раскрыть себя как личность. И результаты такой политики не преминули сказаться. В достаточно короткий срок из среды трудящихся вышла плеяда талантливых ученых, инженерных кадров, видных военачальников, театральных деятелей, работников иных отраслей народного хозяйства и культуры.

Демократизм правового положения личности в СССР был бы проведен намного последовательнее и полнее, не установись в стране режим массовых репрессий и террора, вызванных культом личности Сталина. Под предлогом борьбы с "врагами народа" были безвинно привлечены к уголовной ответственности и расстреляны либо приговорены к длительным срокам лишения свободы более 20 млн. советских граждан. Упрощенный порядок судопроизводства, внесудебные расправы, привлечение к уголовной ответственности по мотивам социальной опасности лица и многие другие нарушения законности, непозволительные в любой цивилизованной стране, советское государство закрепило в своих законах и неукоснительно проводило в жизнь.

В середине 50-х годов практика незаконных репрессий и террора была сурово осуждена и приняты действенные меры по ликвидации ее последствий. Однако человек по-прежнему оставался зависим от государственных органов и должностных лиц. Советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их решения, нередко принимало законы, грубо нарушающие права личности, ставящие население в полную зависимость от произвола государства. Гражданину долгое время отказывалось даже в праве судебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.