Права человека в творчестве Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского, Н. Бердяева, В. Соловьева — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Права человека в творчестве Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского, Н. Бердяева, В. Соловьева

2021-10-05 102
Права человека в творчестве Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского, Н. Бердяева, В. Соловьева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Чичерин (1829-1904) находился под заметным влиянием идей Гегеля и Канта. Он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом.

 При этом Чичерин заметно трансформирует гегелевскую концепцию философии, используя (в духе кантианства) принципы априоризма, автономных "начал" и индивидуализма.

В человеческом общежитии, согласно Чичерину, присутствуют два противоположных элемента: " Духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе. Поэтому основной вопрос заключается в отношении закона к свободе"

Это отношение закона к свободе может быть двояким - принудительным (государственный закон) и добровольным (нравственный закон). "

 Чичерин выступает против смешения права и нравственности, за их трактовку в качестве самостоятельных начал, хотя юридический закон и нравственный закон имеют общий источник - признание человеческой личности.

Свое определение права Чичерин формулирует так: " право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом ". В отличие от нравственности, подчеркивает он, право есть начало принудительное.

Философию права Чичерин, таким образом, понимает как философию естественного права.

Своей философией права, критикой юридико-позитивистских концепций, настойчивой защитой государственно-правовых форм либерализма и свободы личности Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России. Влияние его идей испытали Е. Н. Трубецкой, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Н. А. Бердяев и многие другие русские юристы и философы права.

П. Новгородцева, Б.

В современном российском обществе на фоне постоянных дискуссий о дальнейших путях развития страны всё чаще возникает понимание того, насколько важно сегодня изучение отечественного идейного наследия. Особую роль в развитии на российской почве философии права, социальной философии в более широком смысле, а также философского учения о демократии сыграл видный философ, ученый и педагог рубежа XIX-XX вв. – Павел Иванович Новгородцев.

Множество его философских идей, так или иначе, были положены в основу программы партии народной свободы, влияли на её тактику в Государственной думе, помогли кадетам в выработке более четкой линии своей парламентской деятельности и стать подлинно либеральной партией. Безусловно, важным звеном политической доктрины кадетов была идея государственности и прав человека. Отсюда и вытекает значимость обращения к трудам одного из идеологов партии – П.И.Новгородцева. Обеспечение демократических свобод личности для кадетов являлось первостепенной задачей, стоящей перед государственной властью. «Основные права граждан» – первая глава программы партии – яркое тому подтверждение. Данный раздел включает в себя не только те права, которыми граждане обладают в силу наличия у них политико-правовой связи с конкретным государством и определяемые как политические права, но и личные права, которыми каждый индивид обладает вне зависимости от своего гражданства. Весьма значимым представляется то обстоятельство, что в программе конституционно-демократической партии не только декларировались права человека, но и указывались условия их реализации, а также правовые и законодательные гарантии прежде всего в форме судебной защиты со стороны независимой судебной власти, а также предоставления пострадавшему от незаконных действий государственной власти права на возмещение убытков.

 

ого общения. Таким образом, мы видим, что никакая идеализация понятия «права» для Новгородцева была не свойственна. Ученый стремился дать объективную оценку этому понятию, заслуженную характеристику, указывая на ценность, важность, историзм и глубину данного явления. Это вылилось в разработку законопроекта партии кадетов о правах человека. Законодательная комиссия, разработавшая во время I Думы законопроекты о свободах, о гражданском равноправии, о неприкосновенности личности, в междумский период разделилась на два отдела: Московский и Петербургский. В первый из них и вошел П.И. Новгородцев. Ещё на этапе разработки законопроекта о правах человека, Новгородцев настаивал (соглашаясь с Соловьевым), что настоящая нравственная свобода, а также нравственно развитое общество без должных гарантий со стороны права и государства остается пустой фикцией. Государство имеет своей целью «охранять принудительное равновесие частных своекорыстных сил и полагать пределы всяким эгоистическим захватам» - подкреплял он свою мысль.

Подтверждением идей Новгородцева-Соловьева служат размышления о  безопасности общества. Для развития человеческой свободы и нравственности, для удовлетворения политических и личных прав каждого безусловно необходимо благоустроенное общество. «Без существования общества, - рассуждал Соловьев, - нравственность есть только отвлеченное понятие». Новгородцев углублял эту мысль, доказывая, что существование общества зависит не от совершенства некоторых, а от безопасности всех.

Утверждение так называемых прав «первого поколения», включающих преимущественно личные и политические права и свободы, закрепляло представления, характерные для классического либерализма; права «второго поколения», основанные на идее права на достойное существование, оказались признаны в определенной степени под влиянием социалистических концепций. Значительный вклад в разработку представлений о праве на достойное существование и внес П.И. Новгородцев. У ученого имеется ряд статей, касающихся данной проблемы. Как уже упоминалось выше, признание прав «второго поколения» происходило на фоне острой теоретической и политической борьбы, имевшей не только социальное, но и правовое содержание. Фактически речь шла о радикальном изменении самой концепции права.

«Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, - писал П.И. Новгородцев, - но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком».

Еще одним направлением в законодательном закреплении прав человека, которому было уделено значительное внимание в программе либерального законотворчества, благодаря профессору П.И.Новгородцеву, были социальные права, или так называемые права второго поколения, связанные с реализацией позитивных прав, например таких, как право на социальные, экономические и культурные права (помимо затронутого выше права на труд): право на свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на образование и др., для реализации которых необходимо вмешательство государства, проявляющееся в их нормативном определении, создании социальных программ и государственных гарантий.


Кистяковский

В обосновании теории законности и правового государства. Кистяковский выступал за господство закона над всеми частными, личными и групповыми интересами, посчитал неправомерным его объяснение на основе теории позитивного (исторического) права, считал справедливой концепцию естественного права, которая отстаивает пожизненные права человека, их независимость от государства.

По его мнению, права человека природные, поскольку они еще до политичесикие, пожизненно свойственны людям, а не членам определенной социально-политической системы. Их нужно защищать с помощью частного и общественного прав, закон выше политической и государственной власти, а его задачей - подчинения экономики и политики либеральным ценностям, которые превыше всего ставят значимость человеческой личности.

Согласно Кистяковскому государство является правовой организацией, наделенным всей полнотой собственной, самостоятельной власти. Все цивилизованное человечество живет в государственных сообществах, где человек и государство дополняют друг друга, в результате чего цивилизованный человек не мыслит себя вне государства.

Он не воспринимал взглядов на государство как безжалостного тирана, который подавляет и уничтожает людей, как на организацию экономически сильных и богатых для эксплуатации экономически слабых и неимущих. Настоящую задачу государства и ее истинную цель усматривал в осуществлении солидарных интересов людей.

 Государство, способствуя солидарности, возвышает человека, делает его благородным, помогает развивать лучшие качества человеческой природы, достигать идеальных целей, ценных всем людям. В этом заключается его роль, назначение, действующее сущность и идеальная природа.

В центре творчества Н. А.Бердяева (1874-1948), одного из крупных русских религиозных философов ХХ в., стояла проблема свободы. Он называл себя "сыном свободы" и подчеркивал: "Я основал свое дело на свободе".

В своем персоналистическом учении о свободе человека Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, несвободная, а личность - категория духовная, свободная.

" Личность, - подчеркивал Бердяев, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству ".

В иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства. Коллизию между ними Бердяев решает в пользу верховенства личности и ее неотчуждаемых прав с позиций всеобщего и последовательного отрицания суверенитета любой власти в этом мире.

 В рамках философско-правовых воззрений Бердяева право и закон - непримиримые противоположности, так что возможность правового закона здесь в принципе исключена. Тем более что в учении Бердяева отсутствует понимание правового смысла равенства, его связи со свободой и справедливостью.

Напротив, он отвергает равенство и оправдывает неравенство.

Вместе с тем Бердяев признает поддержку государством " минимума добра и справедливости ", правда, не в силу любви государства к добру, которая ему чужда, а потому, что без такого минимума добра и справедливости наступит хаос, угрожающий силе и устойчивости государства.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.