Отношение к правам человека в теориях юридического позитивизма — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Отношение к правам человека в теориях юридического позитивизма

2021-10-05 79
Отношение к правам человека в теориях юридического позитивизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 6. Права человека в творчестве Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского, Н. Бердяева, В. Соловьева

Идеи прав человека в античной и средневековой Европе

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находящаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли.

В разные эпохи проблема прав человека, по существу оставаясь политико-правовой, в зависимости от расстановки социальных сил, культуры и традиций приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание.

Права человека - это наиболее зримая государственно-правовая форма объективации конкретно-исторических ступеней свободы.

Каждый человек имеет прирожденное неотъемлемое право на определенный объем благ (материальных и духовных), обеспечению которых должны содействовать общество и государство.

Объем же этих благ всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Резкая поляризация общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразие цивилизаций (европейской, азиатской и др.) не давали возможности правам человека обрести признак универсальности, основанный на принципе формального равенства, получить современное звучание.

Идея прав человека, несомненно, имеет длительную историю.

В объяснении же истоков происхождения прав человека бытует два подхода:

- первый связывается с древностью,

- второй - с XVII - XVIII вв. - периодом становления буржуазии как класса.

Можно выделить три основных направления исторического развития концепции прав человека в античной и средневековой Европе:

1. Формирование идеи человека, личности как чего-то отдельного, выделяемого из рода, общины, государства; как самостоятельного субъекта права.

2. Развитие собственно правовой системы, кодификации законов и становление юридических институтов в древности и средневековье.

3. Разработка идеи универсальности прав и законов, их применимости ко всем людям без исключения.

Возникновение представления о прирожденном, неотчуждаемом характере прав человека относится к античному времени, к идее естественного права человека в правовой мысли Древней Греции.

В античном обществе - Древней Греции и Древнем Риме - содержание прав человека связывается с античным полисом.

Само зарождение концепции прав человека в VI - V вв. до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), где впервые возникли идеи демократии, и появление принципа гражданства были значительными вехами движения человечества к прогрессу и свободе.

В древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия и т.д. При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом.

Однако следует заметить, что в античной мысли господствовала концепция государственного всевластия и речь шла о правах гражданина, а не о правах человека как таковых.

Право вообще и права отдельных людей - членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.

Поиски объективной формы справедливости и права для полиса и его граждан были продолжены пифагорейцами (VI - V вв. до н.э.). Пифагорейцы при освещении проблем права и справедливости первыми начали теоретическую разработку понятий равенства, справедливости, которые заключались, согласно пифагорейцам, в воздаянии равным за равное. Это сыграло важную роль в формировании идей правового равенства.

Представление о равенстве и его связи со справедливостью и правом было углублено и развито Сократом, Платоном, Аристотелем. Трактуя равенство как принцип справедливости и права, они при этом различают два вида равенства:

- равенство арифметическое (равенство меры, числа, веса и т.д.)

- геометрическое (равенство по достоинству).

Говоря о необходимости соблюдения всеми разумных и справедливых законов полиса, Сократ утверждал (469 - 399 гг. до н.э.), что только на этом пути достижима свобода - прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства.

Рационалистические цели Сократа были развиты его учеником Платоном (427 - 347 гг. до н.э.). В его проекте идеального государстваотсутствуют частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платон писал: "Заниматься каждому своим делом - это, пожалуй, и будет справедливостью", "справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое".

 Эту же проблему по-своему стремится разрешить и Аристотель. Право (и естественное, и волеустановленное) - это, по Аристотелю, политическое право. Оно возможно и имеет место только в государстве, т.е., согласно Аристотелю, в условиях политической (полисной) организации людей, "причем для (граждан) свободнорожденных и равных пропорционально или арифметически".

Все это в целом означает, что, по Аристотелю, естественное право возможно как политическое право, а права человека - лишь как права гражданина (члена полиса).

Реальное соотношение прав гражданина и полиса (политического целого, государства) в эту эпоху отчетливо отражено в осуждении и казни Сократа, выступившего с принципом индивидуальной свободы и автономии личности.

Одна из ранних страниц распространения идеи прав человека на женщину связана с платоновской концепцией равноправия женщин с мужчинами (правда, с недопущением женщин в высшие чины правителей).

Начало антично-просветительского подхода к человеку связано с творчеством древнегреческих софистов. Знаменитая формула софиста Протагора: "Мера всех вещей - человек " - обладает огромным общегуманистическим потенциалом, значимым и в области правовой проблематики.

Ряд софистов (Антифонт, Ликофрон, Алкидам) выступили с идеей естественного равенства всех людей - равенства по природе, по естественному праву. Неравенство людей, включая и их деление на свободных и рабов, трактовалось при этом как следствие искусственных человеческих установлений, полисных законов. Идею равенства людей и их "личных прав", обусловленных природой и гарантируемых полисным законом, обосновал Ликофрон.

Усилиями греческих и римских стоиков (от Зенона до Сенеки) идея равенства людей как сограждан единого космополитического государства (в сочетании с критикой рабства) была выведена за узкополисные и этические рамки и распространена на всех представителей человеческого рода.

Стоик Марк Аврелий (в 161 - 180 гг. - римский император) развивал представления о "государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтящем свободу подданных".

Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло "раньше, чем какой-либо писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само государство как "общий правопорядок" - это по существу естественное право самих людей (граждан государства).

Ключевую роль в концепции прав человека играет понятие субъекта права, разработанное в римской юриспруденции. Считая, что по естественному праву все рождаются свободными, римские юристы субъектами права признавали только свободных, оставляя рабов лишь в качестве объектов права.

Римскими авторами был обоснован и такой существенный аспект правового пространства, как всеобщность и единство требований закона: "Под действие закона должны подпадать все".

Юридическая конкретизация смысла и значения представлений о естественно-правовой справедливости, включая и соответствующее противопоставление справедливого права праву несправедливому и т.д., разработанная юристами Модестиком, Павлом, Юлианом, стала важной вехой в научном осмыслении проблем правосубъектности индивида и заложила необходимые теоретические основы для дальнейшего развития юридических положений о естественных правах и свободах человека.

Римская юриспруденция, распространяя на государство единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.

В Средние века вместо прежней поляризации между правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения в соответствии с сословно-иерархическим принципом строения и функционирования феодального строя в целом.

Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не исчезла в Средние века; она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например, в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых юристов).

Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями Средневековья.

Так, представители ряда юридических школ того времени (X - XI вв.), возникших в Риме, Павии, Равенне и других городах, в своем правопонимании ориентировались на идею правовой справедливости и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции.

Применительно к государству такой естественно-правовой подход означал приоритет (и верховенство) естественного права перед государством.

Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар и др.) защищали идею свободы, равенства всех людей перед законом.

Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека.

Согласно христианству все люди равны как " дети Божьи ".

Ряд конкретизаций принципа равенства содержатся в Новом Завете: "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить", "В равное возмездие распространитесь и вы"

Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августин, Фома Аквинский и др.).

Однако следует заметить, что в юридической мысли Средневековья идеи прав человека присутствовали значительно в меньшей степени, чем в римском праве.

Наиболее значимым правовым актом, закрепляющим сословные права и свободы, являлась принятая в Англии в 1215 г. Великая хартия вольностей, которая по праву считается одной из исторических вех, положивших начало нормативному закреплению основополагающих прав человека.

В ней провозглашался принцип верховенства закона, предусматривались определенные свободы для низших сословий (купцов и крепостных), юридические механизмы защиты от произвола властей. Хартия содержала основы конституционного правового государства, закрепляла права и привилегии сословий.

Особую известность получила ст. 39, запрещавшая арест, заключение в тюрьму, лишение владений, объявление вне закона, изгнание или обездоливание каким-либо образом свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны. Эта статья гарантировала неприкосновенность свободной личности.

К Средневековью относятся и первые международные нормы, касающиеся прав и свобод человека. Так, в 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной Римской империи германской нации. Русско-византийские договоры X в. включали в себя нормы защиты прав иностранцев.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.