Кафедра режиссуры и мастерства актера — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кафедра режиссуры и мастерства актера

2022-07-03 31
Кафедра режиссуры и мастерства актера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. С. Коваленко

Рекомендации для студентов заочников по работе с пьесой при постановке дипломного спектакля

Учебно-методические рекомендации

 

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

2019


УДК
ББК
 
 

 

 

Учебно-методические рекомендации издаются по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры (Абзац оставляем, если вы попали в Тематический план изданий вуза).

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СПбГИК № _ от______________ в качестве ______________

 

 

 

 

Рецензенты:

 

Г39

Коваленко, А.С. Рекомендации для студентов заочников по работе с пьесой при постановке дипломного спектакля: учебно-методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль - «Руководство любительским театром», квалификация бакалавр, форма обучения заочная / А. С. Коваленко  – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2019. – 30 с.

 

Данное методическое пособие рассматривает первый подготовительный этап работы режиссера с пьесой и содержит подробные практические рекомендации по подготовке к постановке спектакля, детально рассматривая все этапы работы от разбора пьесы до построения сценографии будущей театральной постановки.

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019
     

Содержание

Содержание. 3

Введение. 4

Основная часть. 5

1. Выбор пьесы.. 5

2.Работа режиссера над пьесой до встречи с коллективом театра. 7

2.1 Первые впечатления. Их фиксация. 7

2.2 Идейно-тематический анализ. 7

2.3 Режиссерский анализ. 12

3.Художественно-выразительные средства. 17

3.1 Световое оформление спектакля. 17

3.2 Звуковое оформление спектакля. 17

Музыкальное оформление спектакля. 17

Шумовое оформление спектакля. 19

3.3 Сценография спектакля. 20

Этапы работы с художником после первой встречи. 20

Композиция единой сценической среды. 24

Заключение. 26

Список рекомендуемой литературы.. 27

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Вы - студенты выпускного курса - уже прошли все этапы обучения режиссерской профессии. От тренингов до крохотных этюдов на животных, от молчания вдвоем до рождения слова, от отрывков по прозе и драматургии до работы над одноактными пьесами. Сейчас для вас наступает самый важный момент обучения - постановка дипломного спектакля. Первый абсолютно самостоятельный творческий проект, без наблюдения и помощи педагогов. На вас ложится вся ответственность за выбор материала, подготовку замысла спектакля, распределение ролей, работу по постановке спектакля на репетициях, построение мизансцен и многие другие важные аспекты, вплоть до выпуска спектакля. Цель данного методического пособия - помочь создать не только творчески осмысленный, но и грамотно выстроенный спектакль, избежать ряда катастрофических ошибок, которые вы могли бы допустить по своей неопытности. Данное пособие поможет разобраться в работе с пьесой, то есть коснется того периода, когда режиссер создает замысел спектакля. Этот период многие называют «наедине с пьесой». Именно в этот период и придумывается все то, что впоследствии будет воплощено в спектакле.


 

Основная часть

Выбор пьесы

Выбор пьесы - отправная точка работы. Как же из тысячи пьес выбрать нужную? Ответить на этот вопрос можно,  рассмотрев ряд аспектов.

а) Актуальность.

Наиважнейшее качество пьесы – актуальность - определяет наличие интереса современной публики к проблемам сегодняшнего дня, созвучие их духу времени. То, насколько нужно, именно сегодня, привлечь внимание к вопросам, затронутым в этой пьесе. Яркость и, что очень важно, узнаваемость персонажей пьесы в сегодняшней действительности. Современность подтекстов языка пьесы, ясность истории.

б) Возможности коллектива.

Молодой режиссер, заканчивающий вуз, ставит свой спектакль не с однокурсниками и не на знакомой площадке мастерской, в которой он учился, а в каком-либо театральном учреждении, театре-студии, самодеятельном, народном коллективе, профессиональном театре. На постановку очень многие студенты уезжают в родные города и ставят там в областных или городских театрах. В каждом таком театре имеется своя труппа. И постановка спектакля должна учитывать возможности коллектива. В коллективе должно быть наличие исполнителей, нужных для выбранного произведения, как по полу (наличие мужских или женских персонажей не может превышать возможности труппы), так и по уровню актерского дарования. Материал должен быть под силу актерам.

в) Возможности самого режиссера.

Даже опытный режиссер, поставивший уже множество спектаклей, порой, не готов приступить к постановке той или иной пьесы, понимая свою незрелость для сложного материала. Молодой же, начинающий режиссер, должен тем более со всей ответственностью оценить, на что он способен на данном этапе своего режиссерского развития. Ответить на этот вопрос самому себе необходимо, ибо постановка спектакля очень ответственна, не только для дальнейшей судьбы режиссера, но и для огромного количества занятых в постановке людей.

г) Место постановки.

Очень важны возможности той сценической площадки, на которой будет ставиться спектакль. Необходимо понимать, насколько возможно осуществить на ней свой замысел.

д) Особенности зрителя.

Многие театры имеют "своего" специфического зрителя. И нужно учитывать, насколько материал будет актуален для данной аудитории.

е) Постановка спектакля к каким-то памятным датам, событиям, фестивалям.

Это может придать дополнительную значимость постановке. Важность ее возрастает, когда военный спектакль выпускается ко дню Победы, премьера «Чайки» - ко дню рождения Антона Павловича Чехова, а для молодежного фестиваля готовится премьерный спектакль по пьесе молодого драматурга.

Есть и многие другие моменты, которые нужно учитывать при выборе материала, но при всех этих важных аспектах нужно, в первую очередь, подумать о том, трогает ли, задевает ли материал тебя самого, волнует ли, «болит» ли, возбуждает ли фантазию, рождает ли ассоциации. Никакой талант не поможет, никакая высокая художественность пьесы не спасет, если эта пьеса не трогает режиссера, если ее не хочется рассказать зрителю.

И здесь очень важным становится вопрос учения о сверхзадаче, введенное в практику театра еще К. С. Станиславским и, позднее практикуемое всеми выдающимися режиссерами отечественного театра. К.С. Станиславский писал, что сверхзадача должна быть «сознательной», идущей от ума, эмоциональной, возбуждающей человеческую природу. Станиславский подчеркивает, что очень важно, чтоб определение сверхзадачи давало смысл и направление всей работе. А Г.А. Товстоногов в своей книге «Беседы с коллегами» писал о том, что размышления над пьесой должны начинаться именно со сверхзадачи.

Именно из верного понимания сверхзадачи и создается спектакль. Она является главной мыслью, которую хочется подарить зрителю. Именно с ней и уйдет зритель домой, думая, переживая, а, главное,- чувствуя. Сверхзадача существует с первой ноты спектакля, с первого вздоха на сцене, с первого звука. Ее еще не видно зрителю, но без нее невозможен этот первый звук, а потом, постепенно, в ходе спектакля сверхзадача все сильнее и сильнее предощущается и раскрывается в самом конце.

Что же такое сверхзадача? Это главная цель постановки режиссером именно этого спектакля именно сегодня. Это та мысль, которую хочется донести до зрителя; более того: хочется, чтобы зритель пришел к этой мысли сам. Товстоногов в книге «Беседы с коллегами» писал о том, что режиссер, выбирая пьесу для постановки, должен ответить на важный вопрос: «Почему она сегодня в обстоятельствах нашей жизни - общественной, социальной, в данном регионе, в данном городе - особенно важна?»

Сверхзадача не должна давить или быть навязанной зрителю "сверху", она не должна иллюстрировать мысль. Самая большая сложность в том, что сверхзадача должна возникнуть в зрительном зале. Она должна быть воспринята зрителем, в первую очередь, не умом, а сердцем. Не в формулировках и лозунгах, а в чувстве боли, радости, ощущении ценности жизни и т.д., в зависимости от того, о чём повествует данный спектакль.

Таким образом, существует три важных аспекта сверхзадачи:

1. Сверхзадача связана с гражданской позицией и мировоззрением режиссера, но не тождественна им.

Понятие гражданской позиции никак не связано с недавней «советской жизнью». Гражданская позиция связана с тем, что ты, как режиссер, считаешь правильным, а что нет. За что ты, как личность, борешься в этой жизни, или против чего. Это мировоззрение режиссера как «художника».

 

 

Г.А. Товстоногов

Беседы с коллегами: Попытка осмысления режиссерского опыта / М.: Книга по требованию, 2013.-558с.

Следовательно, все, что создано им, связано с этой гражданской позицией. Именно это и есть та боль или радость, которую чувствуешь, когда читаешь пьесу, и понимаешь, что тебе есть "что сказать" в этом материале, есть что раскрыть. Если представить, что у каждого человека в жизни есть своя сверхзадача, так же, как есть сверхзадача у спектакля, то и у режиссера есть сверхзадача всего его творчества. Товстоногов называл это сверх-сверх задачей. Это и есть гражданская позиция. Гражданская позиция "Быть неравнодушным человеком", "жить по совести" и т. д.

2. Сверхзадача зарождается в образном виде, следовательно, возможно множественное ее толкование.

Каждый зритель находит в ней отголоски своей жизни, своих мыслей, своих переживаний по поводу главных проблем истории. И каждый потом сформулирует ее чуть- чуть по-своему.

3. Сверхзадача должна зарождаться у зрителя на эмоционально чувственном уровне. Только тогда она станет многогранной и объёмной.

Как же молодому режиссеру справиться и разобраться в том, что есть сверхзадача? Ведь не всегда возможно сразу облечь свои мысли и чувства в точную формулировку. Товстоногов говорил, что при прочтении пьесы существует "предощущение" сверхзадачи. Ты еще не можешь ее сформулировать точно, но уже ее чувствуешь.

Формулирование и уточнение будет происходить по мере режиссерского разбора, затем работа с актерами и реализация постановочного плана сделают еще некоторое уточнение. Но в самом начале просто необходимо задать вектор. Пусть даже грубо ответить на этот вопрос: за что или против чего борешься ты, режиссер, в этой истории.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.