Обязанные сделать вознаграждение ближнему — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Обязанные сделать вознаграждение ближнему

2022-07-03 26
Обязанные сделать вознаграждение ближнему 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Желающему получить разрешение во грехах необходимо вознаградить тот вред, какой им нанесен жизни, здоровью, имуществу и чести ближняго.

Виновен в сем не только тот, кто сам нанес вред ближнему, но и тот, кто участвовал в причинении вреда приказанием, советом, согласием, поощрением к тому лестию или насмешками, помощию, участием, молчанием и непрепятствованием сделать вред, когда бы мог и должен был сделать, наконец скрытием виновника вреда, когда по долгу службы обязан указать его.

Прощение оскорблений и прекращение вражды есть необходимое условие примирения с Богом, по учению Самого Христа Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Матф. 6, 14. 15). Если вражда публична и служит соблазном для многих, то духовник не должен довольствоваться объявлением со стороны кающагося, что он не делает никакого зла своему врагу; он должен требовать, чтобы он прежде разрешения непременно примирился со врагом своим. Если же вражда не публичная и не служит соблазном, то духовник может разрешить кающагося, когда он даст обещание примириться со врагом и уверит, что он не имеет к нему никакой ненависти. Если же он не исполнит своего обещания, то в следующую исповедь должно отказать в разрешении.

Если требуется вознаграждение за вред и убыток имуществу незначительное, например 25, 50 коп., то, кажется, можно преподать разрешение по одному обещанию кающагося вознаградить убыток. Но если бы после двукратного обещания кающийся не вознаградил, то надобно отложить разрешение, пока он не исполнит своей обязанности. Если кающийся может сделать вознаграждение и откладывает без всякой причины, то это служит признаком его нераскаянности: следовательно надобно отказать ему в разрешении. Если же предстоят для кающагося особые трудности к вознаграждению ближняго, то можно разрешить его под условием, что удовлетворит в продолжение срока, который должен быть точно определен, внушив ему, чтобы он молил Господа Бога даровать ему средства уплатить долг, и чтобы в определенное время являлся на исповедь.

(Источник: Архиепископ Платон (Фивейский). Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. Часть 1. https://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejskij/napominanie-svjashenniku-ob-objazannostjah-ego-pri-sovershenii-tainstva-pokajanija/)

Покаяние должно совершаться с удовлетворением обиженных: пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили (см. Числ. 5: 7).

Кто приносит покаяние, тот не только должен омыть грех свой слезами, но покрыть прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился (святитель Амвросий).

Как должно каяться. (Из слова свт. Феофана Затворника)

Покаяние должно сопровождаться:

1. Смирением. «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих; И услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2Пар. 7, 14). «Смиритесь перед Господом и вознесет вас» (Иак. 4, 10).

2. Искренней печалью. «И ныне еще говорит Господь: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» (Иоил. 2, 12–13). «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: Прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26, 75).

3. Стыдом. «Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Бог мой. Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен; потому что нес бесславие юности моей» (Иер. 31, 18–19). «Господи! У нас на лицах стыд: у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили перед Тобой» (Дан. 9, 8).

4. Исповеданием греха. «И сказал Господь Моисею: скажи сынам Израилевым, если мужчина и женщина совершит какой-либо грех против человека, и через это совершит преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедуются во грехе своем, который они совершили, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Чис. 5:5–7). «Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня» (Лев. 26, 40). Беззаконие мое я сознал и греха моего я не скрыл, сказал: «Исповедуюсь Господу в беззаконии моем», – и Ты простил нечестие сердца моего (см. Пс. 31, 5).

5. Обращением. «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу; вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали» (Плач. 3, 40–42). «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3, 19).

6. Оставлением греха. «Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: Вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер. 18, 11). «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог, покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18, 30).

7. Молитвой. «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты упал от нечестия твоего» (Ос. 14, 2). «Итак, покайся в этом грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» (Деян. 8, 22).

8. Удовлетворением обиженных. «Пусть исповедуются в грехе своем, который они совершили, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к нему пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Чис. 5, 7).

9. Верой. «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15).

10. Ненавистью ко греху. «И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, которыми вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собой за все злодеяния ваши, какие вы делали» (Иез. 20, 43).

11. Делами, достойными покаяния. «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8). «Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал апостол Павел, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян. 26, 20).

Иоанн Креститель: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8)

Очень редко случается слышать, чтобы кающиеся приносили покаяние во грехах чужих, то есть таких, которые сделаны другими, но должны вменяться и нам. Ибо св. апостол порицает тех, кои, уразумевши, что творящии грех достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящим (Рим. 1. 32). И потому священник должен спрашивать кающагося во время исповеди и о том; не согрешил ли он чужими грехами чрез привлечение кого-либо в грехи или советом, или одобрением, или прельщением, или даже страхом и насилием; например начальник потворством или безпечностию не подал ли своим подчиненным повода смелее предаваться грехам или испортиться нравственно? Тяжесть сих грехов измеряется степению участия в них. Чужие грехи иногда могут простираться на огромное разстояние пространства и времени. Таковы грехи тех, которые чрез разговоры, книги, рукописи вводят противные христианскому закону обычаи и моды; распространяют мысли и понятия, подрывающия основание веры православной, распространяющия неуважение к священному сану; кои пишут гнусные картины, составляют песни безнравственныя. Сии грехи составляют особый грех, грех соблазна. Сей грех Иеровоама, сына Наватова, повторяет Священное Писание, когда описывает не раз повторявшееся идолопоклонство народа Израильскаго, хотя Иеровоама давно уже не было на свете. Это путь Валаама Восорова, это учение Валаамово, говорят Святые Апостолы, когда уже тысячелетия прошли по смерти Валаама (2Петр. 2, 15. Иуд. 11. Апок. 2. 14). Сколь многим принесло вред великий злоречие касательно веры, и даже одно равнодушие к ней со стороны начальствующих? Сколь многие поколебались в совести и решились наконец действовать против ея внушений, когда пример сильных земли неприметно увлекал к сему слабых? Как легко многие переняли от своих начальников образ жизни или праздной, или сладострастной, или роскошной, с нарушением супружеской тишины и счастия семейства? Итак духовник не должен довольствоваться при исповеди своих духовных детей испытанием в их собственных грехах, но должен испытывать их совесть и относительно чужих грехов. Ибо чужие грехи, кроме особой ответственности и тяжести, налагают на кающагося новые обязанности относительно ближняго.

(Источник: Архиепископ Платон (Фивейский). Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. Часть 1. О испытании кающихся. О чужих грехах. https://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejskij/napominanie-svjashenniku-ob-objazannostjah-ego-pri-sovershenii-tainstva-pokajanija/1_24)

Не меньший грех совершают и те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Блаженный Августин говорит: «Не думай, что ты не убийцы, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашать на пьяное сборище юношу или девушку, подстрекать к отмщению обид, соблазнять развратными зрелищами или рассказами, отговаривать соблюдать пост, заниматься сводничеством, предоставлять свое жилище для пьянства и развратных сборищ — все это соучастие в нравственном убийстве ближнего.

(Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Грехи. https:// HYPERLINK " http:// www. azbyka. ru /" azbyka. ru /otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17)

От кающегося требуется:

Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление – новая жизнь. Сокрушение и слёзы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь…

О познании Бога: сколько бы ни учились, всё равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веря, что Бог есть, но Бога не познали. И мы, монахи, учимся в законе господнем день и ночь, но далеко не все познали Бога, хоть и веруют. Одно дело веровать, что Бог есть, и иное – познать Бога. (Старец Силуан)

(Источник: В помощь кающимся. Святитель Игнатий Брянчанинов. Издательство «Сатисъ», 2010. С. 25-26.)


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.