Тренинг развития коммуникативных навыков. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тренинг развития коммуникативных навыков.

2022-05-12 23
Тренинг развития коммуникативных навыков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренинг развития коммуникативных навыков.

 Составители:_________________________

ОО__________________________________________

Тренинг развития коммуникативных навыков

Тема тренинга: «Мы умеем общаться»

 

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, формирование конструктивных форм общения подростков.

Задачи тренинга:

– развитие коммуникативных навыков подростков;

– создание положительного эмоционального фона в группе;

– сплочение группы детей;

– преодоление коммуникативных барьеров;

– развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми.

 

Занятие № 1 «Мы начинаем»

I. Вступление

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. При помощи него мы получаем, передаем различного рода информацию, взаимодействуем с другими людьми, развиваемся. Общение должно приносить радость и удовольствие, но, к сожалению, бывает и наоборот. Это связано с тем, что мы не всегда можем правильно и четко выразить свои мысли и чувства, стесняемся или не умеем налаживать новые контакты, то есть не умеем правильно общаться, что впоследствии может существенно усложнить нашу жизнь. Этот тренинг направлен на предотвращение развития этой проблемы, в ходе него мы будем развивать наши коммуникативные навыки, учиться правильно и конструктивно взаимодействовать с людьми. Итак, приступим...

II. Основная часть

1. «Здравствуй, я рад познакомиться!»

Цель: Создание групповой атмосферы: знакомство участников.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участникам предлагается сделать себе визитку, т.е. указать на карточке своё имя, которым они будут пользоваться на протяжении всех занятий. При этом можно взять себе любое имя: своё настоящее; игровое имя; имя своего хорошего знакомого. Предоставляется полная свобода выбора. Затем нужно прикрепить свою визитку на одежду. В дальнейшем на всём протяжении занятий участники будут обращаться друг к другу по этим именам.

Обсуждение: по очереди каждый из участников представится и скажет о себе несколько слов, что он ожидает от занятий [10].

 

Правила нашей группы»

Цель: Выработка основных правил работы в тренинговой группе.

Время проведения: 7 мин.

Содержание: После того как участники познакомились, ведущий предлагает им правила работы в группе. Они их внимательно прочитывают и если все правила принимаются, то утверждают их. Если же участникам не нравиться какое-либо правило, то они обосновывают своё недовольство и предлагают своё правило. Так же участники могут просто дополнить предложенные ведущим правила.

Правила:

1. «Здесь и теперь».

2. Не оцениваем друг друга.

3. Уважение к говорящему.

4. Конфиденциальность

5. Активное участие в происходящем.

6. Искренность в общении.

7. Как можно больше контактов и общения с различными людьми.

 

Игра «Поменяйтесь местами»

Цель: сплочение группы, нахождение общего среди участников.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Ведущий стоит в центре круга и говорит признак, который относиться к нескольким участникам, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня проснулся рано!» Кто не успевает занять место – водит. В начале игры один стул убирается [11].

Рефлексия.

 

Спутанные цепочки

Цель: сплочение группы, создание положительного настроя.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» – изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар[3].

Рефлексия.

 

III. Заключительная часть

Время проведения: 5 мин.

Получение обратной связи. Ответы на вопрос: «Какое настроение у участников?», «Менялось ли оно в ходе упражнений?», «Что понравилось в занятии?», «Что не понравилось?».

Ритуал прощания. Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

 

Пожелания»

Цель: создание положительного настроя на работу

Время проведения: 5 мин.

Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест [9].

Рефлексия.

 

II. Основная часть

Игра «Сто мячей»

Цель: Игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Время проведения: 15 мин.

Содержание: Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.

1 этап: Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймает мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.

2 этап: Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры.

Примечание: В очень сплоченной аудитории (или в группе
школьников) можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих [9].

Интервью»

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Время проведения: 10 мин

Содержание: Выполняется в парах. «У вас есть 20 минут, в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке» [5].

Рефлексия.

 

Толстое стекло»

Цель: отработка навыка невербального общения

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о встрече при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя [12].

Рефлексия.

 

III. Заключительная часть

Время проведения: 5 мин.

Релаксация. Используется метод последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. После выполнения упражнения участники рассказывают о своем опыте, отмечая, что хорошо получилось, а что было трудно расслабить.

Получение обратной связи Ответы на вопрос: «Какое настроение у участников?», «Что понравилось в занятии?», «Что не понравилось?».

 

 

Рефлексия.

 

II. Основная часть

Станьте в круг»

Цель: сплочение коллектива на эмоциональном уровне.

Время проведения: 10-18 мин.

Содержание: Все собираются тесной кучей вокруг ведущего. Когда он говорит «начали», закрывают глаза и начинают двигаться хаотичным образом в разные стороны, стараясь при этом ни на кого не наступить. При этом участники жужжат как пчёлы. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши. Все должны замолчать и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками необходимо попробовать выстроится в круг. Это должно происходить в полной тишине. Когда все участники заняли свои места и остановятся, ведущий хлопает в ладоши три раза, они открывают глаза и смотрят, какую фигуру удалось построить [7].

Рефлексия.

 

Посылка»

Цель: повышение сплоченности группы.

Время проведения: 5 минут.

Содержание: Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан, как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений)[2].

 

Слепая прогулка»

Цель: развитие доверительных отношений.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники разбиваются на пары.

В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на расстоянии полутора-двух метров друг от друга.

«Один из участников пары закроет глаза как будто он слепой, а другой будет поводырем. Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. (В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор спуститься — подняться по лестнице и т. д.) После того как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями» [11].

Рефлексия.

Заключительная часть

5. «Сегодня я…, сегодня мне…»

Цель: рефлексия всего тренинга.

Время: 5-7 мин.

Материалы: мяч

Ход упражнения

Участникам предлагается завершить фразу «Сегодня я…, сегодня мне…».

 

 

Строй»

Цель: разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы.

Время проведения: 5 мин.

Содержание: Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе [8].

Рефлексия.

 

II. Основная часть

Доверяющее падение»

Цель: опыт преодоления недоверия и страха. Опыт доверительного отношения и поддержки.

Время проведения: 10 мин.

Ход упражнения

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить. По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения [4].

Рефлексия.

3. «Коллективный счет»

Цель: развитие умения «чувствовать» окружающих.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток [4].

Рефлексия.

Рефлексия.

 

III. Заключительная часть

Аплодисменты по кругу»

Цель: рефлексия тренинга.

Время проведения: 5мин.

Ход упражнения

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче [6].

 

 

Основная часть

Найди пару»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Время проведения: 10-15 мин.

Содержание: Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом [2].

Рефлексия.

Коллективный счет»

Цель: развитие умения «чувствовать» окружающих.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток [4].

Рефлексия.

 

Зоопарк

Цель: развитие навыков невербального общения.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники садятся в круг. «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?» [11].

Рефлексия.

 

II. Заключительная часть

Аплодисменты по кругу»

Цель: рефлексия тренинга.

Время проведения: 5мин.

Содержание: Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче [6].

 

Список используемых источников

1. Анн Л.Ф. психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

2. Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг / Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – Минск: ЗАО «Веды», 2004. – 136 с.

3. Вачков И.В. Методы педагогического тренинга в школе: лекции 6-8 / И.В. Вачков. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 32 с.

4. Глазков Д.Б. Упражнение «Доверяющее падение» / Д.Б. Глазков / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eltuicia.ru/uprazhnenie-doveryayushhee-padenie.html

5. Горбичева А.А. Методическая разработка занятия с элементами тренинга «Знакомство» / А.А. Горбичева / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_s_elementami_treninga_znakomstvo-20751.htm

6. Епиченко Г.Ю. Путешествие в Страну Добрых Отношений / Г.Ю. Епиченко / [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://refdb.ru/look/1669300-p3.html

7. Карина О.В., Киселева М. А., Шустова Н. Е. Тренинг успешности социально-психологических взаимодействий: учебно-методич. пособие для студентов психол. ф-тов / О. В. Карина, М. А. Киселева, Н. Е. Шустова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2007. – 92 с.

8. Лейбман И.Я. Связанные одной целью / И.Я. Лейбман / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401306

9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – Спб.: Издательство «Речь», 2005. – 190 с.

10. Максимова М. В. Конспект занятия по психологии на тему: «Введение в мир профессий» / М.В. Максимова / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-zanyatiya-po-psihologii-na-temu-vvedenie-v-mir-professi.html

11. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.psyinst.ru/library.php?id=1520∂=article

12. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 272 с.

 

Тренинг развития коммуникативных навыков.

 Составители:_________________________

ОО__________________________________________


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.