Краски Вечного Мироздания, отразившие «Свет Незакатный». — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Краски Вечного Мироздания, отразившие «Свет Незакатный».

2021-10-05 35
Краски Вечного Мироздания, отразившие «Свет Незакатный». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Поэзия И.А.Бунина…и не только его)



О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий желтый сад
Горит так дивно и лилово,
             Как будто ангелы глядят.

Отчего же такая радость?! Без сомнения, от созерцания Творения Божьего! Сквозь земной сад «горит» Божественным огнём Небо - и глядят на Божий мир ангелы. Синий цвет, бездонная глубина небес, твердь небесная, которую можно созерцать очами плотскими, возводит к Миру Горнему, к «жилищу» сил бесплотных, поющих Славу Нашему Общему Отцу и Создателю.

  «Смысловая гамма иконописных красок - необозрима, как и передаваемая ею природная гамма небесных цветов. Прежде всего, иконописец знает великое многообразие оттенков голубого - и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое дневное сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых». Так писал в знаменитых «Трёх очерках                 о русской иконе» истинно русский мыслитель, страдалец – князь Е.Н.Трубецкой, имя которого ныне известно многим. И хоть в статье речь идёт не об иконах, а о русском литературном пейзаже, слова эти столь же «актуальны» - тем более, если говорить                   о поэзии Ивана Алексеевича Бунина. Многие стихи его как будто «раскрашены», вернее – «расцвечены». А синий цвет, кажется, - один из самых главных в творчестве поэта, о чём будет сказано далее. 

И вот в приведённом в самом начале произведении для лирического героя с ангелами  неразрывно связан пейзаж ранней русской осени, столь любимой многими поэтами.               И даже ангельский мир воспринимается через цвет.

Удивительно – вроде бы нет в русском языке наречия «лилово»,        да и сам лиловый цвет получается от сочетания синего вовсе                       не с жёлтым. Однако, речь не о мольберте художника, а, как уже очевидно,                  о бесконечной «палитре» красок мироздания, отражающих и мир духовный, незримый человеческим оком.

И снова перед нами знаменитые «Три очерка», отражающие, словами самого же автора, «умозрение в красках» и соединяющие «два мира».

«…голубым представляется …тот общий фон неба, на котором развертывается бесконечное разнообразие небесных красок, - и ночное звездное блистание, и пурпур зари, и пурпур ночной грозы, и пурпуровое зарево пожара, и многоцветная радуга, и, наконец, яркое золото полуденного, достигшего зенита, солнца».

Все эти образы, так или иначе, воплотились и у И.А.Бунина.


О радость радостей! Нет, знаю,
Нет, верю, господи, что ты
Вернешь к потерянному раю
Мои томленья и мечты!


И  «возвращается» лирический герой,   созерцая вечную «палитру» земных красок, подаренную нам Самим Творцом!

Обратимся же снова к «палитре» поэзии И.А. Бунина – и столь любимому им синему цвету. 


Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца


 Как и в приведённом ранее произведении, перед читателем предстаёт сочетание синего        с жёлтым – с «золотым». И снова ранняя осень – лучшее время для философского размышления о сути земного бытия, для осмысления своего духовного опыта. Конечно, сразу же невольно вспоминаются                  и «хрустальный день», и «лучезарные вечера», и «чистая и тёплая лазурь», «льющаяся» с небес, столь ярко описанные   Ф.И.Тютчевым. ( Именно образ осеннего сада, с которого начата статья, и эти с детства запавшие в душу образы, созданные поэтом девятнадцатого века, натолкнули автора книги «Смысл иконы» - Николая Михайловича Тарабукина                   на понимание того, что София – это «Предвечный замысел о мире и его судьбах» -                      и в книге об иконографии целую главу он посвятил философии пейзажа).

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть… (Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»).

 И снова образ тихой и светлой осенней природы, наполненной неземным светом, пробуждает чувство религиозное, мысль о «божественной стыдливости страданья», присущей каждому «разумному существу» - тому, для кого дух и душа не абстрактные категории! 

   Великий русский мыслитель двадцатого века Иван Александрович Ильин сказал, что истинно великое произведение искусства создаются там, где проносятся «веяния Духа Божьего», даже тогда, когда в произведении внешне нет ничего церковного                               и религиозного. Вряд ли эту мысль стоит оспаривать – тем более, применительно                         к русскому пейзажу – в том числе и литературному. Только «диапазон» «духовного» и «душевного» может быть очень большим – и даже всего лишь два приведённые здесь примера яркое тому свидетельство. А потому стоит внимательнее вчитаться, вернее даже, - всмотреться в созданный И.А.Буниным образ. Здесь можно узреть и отсвет неба, отражённый в русском осеннем пейзаже, и даже символ иконостаса - «оконца» в Царствие Небесное, о которых писал убиенный большевиками священник и философ Павел Александрович Флоренский. Хотя внешне перед читателем предстаёт лишь осенний лесной пейзаж.

А теперь перед нами созданный тоже И.А.Буниным пейзаж весенний:

                             * * *            
Раскрылось небо голубое Меж облаков в апрельский день. В лесу все серое, сухое, И паутиной пала тень. Змея, шурша листвой дубовой, Зашевелилася в дупле И в лес пошла, блестя лиловой, Пятнистой кожей по земле. Сухие листья, запах пряный, Атласный блеск березняка... О миг счастливый, миг обманный, Стократ блаженная тоска!

О чём же «тоскует» лирический герой? И как тоска может быть «блаженной», да ещё и «стократ»?! Может, если научиться «переживать красоту», которая вне нас и понимать, что мы когда-нибудь уйдём, покинем этот мир, а эта красота будет вечно!


Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.


Это размышление лирического героя И.А.Бунина не столь «будоражащее» душу, но, по сути, о том же. И «любимый» синий цвет, кажется, «вытесняет» все остальные – даже потолок становится голубым, символизирующим небо.  

 А сказал о таком «переживание красоты» тот, кому, по словам современников, как будто бы в насмешку над русским шовинизмом Господь даровал совершенно удивительное видение русской природы - И.И.Левитан. И, конечно, даровал ему Господь и «видение» вечной «палитры» природы. А потому, даже глядя на сочетание столь ярких и «радостных» цветов, невольно ощущаешь щемящую грусть. Это можно с полным правом сказать и о картинах великого живописца, и об удивительной, прекрасной русской лирике.

  А ещё «стократ блаженная тоска» при созерцании небесной синевы невольно напоминает и «тоску мимолётности» И.Ф.Анненского. (Само приведённое ниже стихотворение называется «Закатный в поле звон», а «тоской мимолётности» можно назвать мироощущение лирического героя большинства произведений основоположника Серебряного века).


В блестках туманится лес,
В тенях меняются лица,
В синюю пустынь небес
Звоны уходят молиться...

Звоны, возьмите меня!
Сердце так слабо и сиро,
Пыль от сверкания дня
Дразнит возможностью мира.
Что он сулит, этот зов?
Или и мы там застынем,
Как жемчуга островов
Стынут по заводям синим?..


Синева небес не только наводит на столь присущие И.Ф.Анненскому  мысли                о быстротечности земного времени, но и передаёт ощущение трепета перед тайным, неизведанным, перед тем, что ожидает нас и что никому из нас неведомо. (А заодно –                      и отражает философскую суть символизма как литературного направления).

Грустит о небесной синеве, о невозможности приблизиться к ней и лирический герой В.С.Соловьёва, созерцая красоту Альпийских гор:


Синие горы кругом надвигаются,
Синее море вдали.
Крылья души над землей поднимаются,
Но не покинуть земли.


А в другом стихотворении упоминаемого уже И.Ф.Анненского «По снегам бежит сиреневая мгла» - символ мечты и устремлений лирического героя. (Вспомним довольно близкий цвет – лиловый, через который лирический герой И.А.Бунина ощущает присутствие ангелов).

   И снова перед нами цвет зримого неба уже в строках грузинского поэта Николоза Бараташвили, переведённых Б.Л.Пастернаком:


  Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.


Подчёркнутые слова в лишних объяснениях не нуждаются – в произведении же отразился тот самый «диапазон» «духовного» и «душевного», о котором говорилось ранее.

Синева «сопровождает» лирического героя на всех этапах жизни – это – «цвет любимых глаз», и «цвет мечты», и «краска высоты», а потом и «легкий переход в неизвестность». Лирический герой как будто «растворяется» в синеве Вечности - потому что «в этот голубой раствор погружен земной простор», а значит, и все мы – и наша земная жизнь, неотделимая от неба!  

       И снова «смотрит» небо и на лирического героя И.А.Бунина, и на читателя – а на всё окружающее нас мироздание «л ожится отблеск голубой»:


Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.


И пейзаж, как и у многих писателей, важен не сам по себе, а именно как некая причастность:


Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.


 Радость земного бытия показана как преддверие «бытия» Вечного – иначе, всё на земле вообще лишается смысла!

  Но вот земное бытие завершилось – и над усопшими, по сложившейся веками духовной, благочестивой традиции, родственники читают Псалтирь. «Псалтирь» -                              и один из поэтических шедевров И.А. Бунина. Великое Таинство перехода в иной мир здесь тоже воспринимается через цветовую гамму – вечное «соседство» синего с золотым:


Бледно-синий загадочный лик
На увядшие розы поник,
И светильники гроб золотят
.
И прозрачно струится их чад.
- Дни мои отошли, отцвели.
Я бездомный и чуждый земли:
Да возрадует дух мой господь,
В свет и жизнь облечет мою плоть!
Если крылья, как птица, возьму
И низринусь в подземную тьму.
Если горних достигну глубин. –
Всюду ты, и всегда, и един:
Укажи мне прямые пути
И в какую мне тварь низойти
.


Можно, наверное, сказать, что эти два столь важных в иконографии цвета преддворяют мир незримый для созерцания, недоступный для понимания для нашего грешного сознания.

А теперь пришло время всмотреться в цвет, наиболее ярко отражающий и красоту земли, и некоторые чины Небесной Иерархии, - зеленый:

 


Там, в полях, на погосте,

В роще старых берез,

Не могилы, не кости -

Царство радостных грез.

Летний ветер мотает

Зелень длинных, ветвей –

И ко мне долетает

Свет улыбки твоей.

Не плита, не распятье –

Предо мной до сих пор

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока?

Разве ты не со мной

В нашем прошлом, далеком,

Где и я был иной?

В мире круга земного,

Настоящего дня,

Молодого, былого

Нет давно и меня!


  Память – это ведь тоже ведь отражение Вечности. Не потому что не верит лирический герой в Жизнь Вечную – об этом речи вообще быть не может – а потому, что здесь и сейчас он как будто снова соединяется со своей возлюбленной, с которой их разлучила смерть. И не только с ней, но и собственной молодостью. А образ русской берёзы, окрашенной лучами заходящего солнца, «з елень длинных, ветвей» ещё и ещё раз напоминает о том, что любовь сильнее смерти - и что любившие здесь, на земле, встретятся там – в Вечности. А потому и погост изображён не как символ скорби, а, судя по всему, как преддверие этой встречи.


Всё темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...
Все цветет и поет, молодые надежды тая...
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!


Чем-то похожие образы и размышления. Прежде всего, конечно, зеленью берёзового леса, символизирующего Россию. А потому в этом произведении уже зелёный цвет «господствует» над остальными. 

Однако, нежная зелень берёзовых ветвей для русского сознания ещё и нераздельно связана с радостным, праздничным храмом, украшенным на Троицын День.   

 

 

Удивительное произведение! Зелёный цвет берёзовых ветвей связал воедино и воспоминание, и «молодые надежды», и Праздник – один из главных для всего Православного Мира. Сам же Праздник как будто «присутствует» не сам по себе, а как неотъемлемая часть русской жизни.  

А в произведении «Троица» «г ирлянды молодых березовых ветвей», приносимые в храм простыми крестьянами, становятся символом смирения, покаяния и любви к Господу!


Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.


И «земной» зелёный цвет соединяется с «небесными» - синим и золотым. Для того, очевидно, чтобы отразить единство Неба и земли.


  Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.


 А ещё и «янтарный блеск свеч» сливается с лучами солнца. И становится совершенно ясным, даже почти физически ощутимым, что одухотворённая красота русского пейзажа является преддверием Красоты Вечной, Духовной. От глаз и ушей – к сердцу, к душе – а потом к Духу! Потому что, как писал упоминаемый в самом начале И.А.Ильин, «человек должен духом одухотворить и себя, и природу»

«То, что свершилось на небе, свершилось и на земле» - писал Святитель Николай Сербский в книге, название которой как нельзя более связано с одухотворённой пейзажной лирикой,  - «Моление на озере». И, кажется, как нельзя более перекликаются его слова с образами, явленными в этом стихотворении И.А. Бунина – и не только. 


Цвет голубой и цвет зеленый,
Что боле радости виной?
Иль тот небесный, отдаленный,
Иль этот близкий нам, земной?

Я разрывался в раздвоеньи,
В непостоянстве, как во зле,
Искал порою утешенье
То в небесах, то на земле.

Цвета, любимые доселе,
Причина тишины и бурь, -
Жизнеликующая зелень
И духоносная лазурь
.

Душе! Едино на потребу!
Мимоходящим отболей!
… И снова радуемся небу,
Не забывая о земле
.


Этой нераздельной связи, отражённой в цветовой гамме, в «палитре» Вечности, посвящено и приведённое здесь произведение небезызвестного Иеромонаха Романа.              А без этого единства нельзя увидеть, услышать, ощутить, понять, говоря его же словами, «примиренье неба и земли», от которого  «дышится, как плачется, отрадно».

   Кажется, можно было бы на том и завершить – только начали мы с удивительной поэзии И.А.Бунина - ею и завершим. Только прежде, чем приблизиться к финалу, думаю, следует вспомнить об одном посвящении автору.


В дыму зеленом ивы...
Камелии - бледны.
Нежданно торопливы
Шаги чужой весны.
Томленье, воскресанье
Фиалковых полей.
И бедное дыханье
Зацветших миндалей.

По зорям - все краснее
Долинная река,
Воздушней Пиренеи,
Червонней облака.
И, средь небес горящих, Как золото, желты -
Людей, в зарю летящих,
Певучие кресты
.


Строки эти принадлежат не самому воцерковлённому, да и просто благочестивому поэту – З.Н.Гиппиус. Однако, насколько же удалось автору этих строк проникнуть в суть бунинской поэзии –                    в его ощущение цвета как неотъемлемой части Вечности!

Да и, наверное, дело тут не только в гениальности поэзии И.А.Бунина. Нельзя не увидеть в этих строках духовного подъёма, полёта, устремления ввысь, которое, можно сказать, «совершается» на глазах у читателя. И называется стихотворение «Крылатое», что говорит само за себя. (Кроме главной идеи, в нём отразилась и суть символизма как литературного направления – однако, это не главное). И в этом «полёте» не только лирический герой, а, наверное, все, для кого духовная реальность, Жизнь Вечная не пустая выдумка, не сказка, а именно «реальность». «Полёт» от ив, «фиалковых полей» и долины к «горящим небесам» и Кресту, который, по словам не раз упоминаемого Е.Н.Трубецкого, - «огненный язык», которым всё завершается! И этот духовный подъём тоже воспринимается через вечную цветовую гамму Мироздания!

 «Иконописная мистика - прежде всего солнечная мистика                в высшем, духовном значении этого слова. Как бы ни были прекрасны другие небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца - из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг него «чин». Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара. Самый пурпур зари - только предвестник солнечного восхода. И, наконец, игрою солнечных лучей обусловливаются все цвета радуги: ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесье источник - солнце».


Удивительно, но создаётся впечатление, что этот отрывок из знаменитых                          «Трёх очерков» как будто «иллюстрирует» произведение З.Н.Гиппиус – или, наоборот, но составляют они единое целое. Однако, между их создание разница в несколько лет, да и вряд ли авторы были похожи своим духовным воззрением. Просто, видимо, есть вечные темы и образы, при обращении к которым, пусть и на время, но отступает личное мировоззрение, уступая место Главному и Вечному. Рискну предположить, что это – тот самый случай.

А завершить размышление о духовном начале русского литературного пейзажа и роли цветовой гаммы, думаю, будет логично шедевром И.А.Бунина:


И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.


Многоцветье мира дольнего отражает Мир Горний – и связь эта неразрушима до Конца Времён. Потому и пробуждает в нас самые высокие чувства русский пейзаж – отражая в земных красках Вечное и Непостижимое!

                                           Литература.

· И.А.Бунин «Свет незакатный» - стихи и предисловие.

· И.А.Бунин «Тропами потаёнными» - стихи и предисловие.

· И.Ф.Анненский «Кипарисовый ларец» - стихи и предисловие.

· З.Н.Гиппиус «Тихое пламя»» - стихи и предисловие.

· Ф.И.Тютчев «Волшебные струны» - стихи и предисловие.

· Антология поэзии Серебряного века - стихи и предисловие.

· Иеромонах Роман «Благословен молитвы час» - стихи и предисловие.

· Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».

· П.А.Флоренский «Иконостас»

· И.А.Ильин «Я вглядываюсь в жизнь».

· И.А.Ильин «Путь духовного обновления».

· Н.М.Тарабукин «Смысл иконы»

· «Белый город» Левитан И.И.    

· «Великие художники» Шишкин И.И.

· Собственная сертифицированная статья  «Успение и Преображение в русской литературе                    на примере творчества Ивана Алексеевича Бунина» из книги «Боговдохновенная русская литература». Собственная сертифицированная статья «Лето Господне русской природы» — часть 1-я «Воскресшая, обновлённая, торжествующая природа» из книги «Боговдохновенная русская литература»


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.