Государственный долг. Внутренние и внешние займы. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Государственный долг. Внутренние и внешние займы.

2022-05-08 28
Государственный долг. Внутренние и внешние займы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

1. Государственный долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Этот долг обеспечен всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга Российской Федерации входят долгов обязательства в следующих формах:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федераций на основании принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа том числе сроков выплаты, размера процентных платежей и срока обращения, не допускается.

2. Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Он обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства субъекта РФ существуют в следующих формах: см. выше, только от имени субъекта.

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъектов РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

3.Муниципальный дол г состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования существуют в формах:

кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основании правовых актов органов местного самоуправления.

Управление долгом. Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом, государственным долгом Российской Федерации управляет Правительство. Государственным долгом субъекта РФ управляет орган исполнительной субъекта РФ. Муниципальным долгом управляет уполномоченный местного самоуправления. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам РФ, а также по долговым обязательствам друг друга, если эти обязательства не были гарантированы ими. При финансовом кризисе появляется необходимость реструктуризации, т.е. погашения долговых обязательств с одновременным осуществлении заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливаются его предельные объемы. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа мест­ного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг проводится на основании федерального закона, закона субъекта РФ или решения органа местного самоуправления об утверждении следующих показателей:

1) предельного размера соответствующего государственного или муници­пального долга;

2) предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федера­цией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финан­совом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня; этот показатель не должен превышать: для субъекта РФ — 30% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных и текущем финансовом году заемных средств; для муниципального образо­вания — 15% объема доходов местного бюджета без учета финансовой по мощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств. При расчете предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем году на погашение или реструктуризацию долга;

3) расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году. Предельный объем этих расходов не должен превышать 15% расходов соответствующего бюджета.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъек­тов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

Порядок обслуживания государственного и муниципального долга. Затраты по размещению и погашению долговых обязательств Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета. Государственный внут­ренний долг Российской Федерации обслуживается, как правило, Банком России и его учреждениями посредством операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашения и выплаты доходов в ви­де процентов по ним или в другой форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате до­ходов в виде процентов по ним осуществляется на основании специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг. Государственный внутренний долг субъекта РФ, муниципальный долг об­служиваются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Размер государственного долга РФ:

Государственный внешний долг России, включая обязательства бывшего СССР, на 1 января 2005 года сократился до $110,5 млрд. по сравнению с $119,7 млрд. на 1 января 2004 года, говорится в сообщении Минфина РФ.

При этом при пересчете в евро объем внешнего долга РФ за 2004 год также уменьшился - до 81,1 млрд. евро на 1 января 2005 года с 95,7 млрд. евро на 1 января 2004 года.

В том числе задолженность РФ перед странами - участницами Парижского клуба кредиторов снизилась на 1 января 2005 года до $43,1 млрд. (31,7 млрд. евро) по сравнению с $47,7 млрд. (38,2 млрд. евро) на 1 января 2004 года. Между тем долг перед странами, не вошедшими в Парижский клуб, сократился на 1 января 2005 года до $6,6 млрд. (4,9 млрд. евро) по сравнению с $7 млрд. (5,6 млрд. евро) на начало 2004 года.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.