Кто и за что именно не принимает Высоцкого? — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кто и за что именно не принимает Высоцкого?

2021-10-05 50
Кто и за что именно не принимает Высоцкого? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Михаил Успенский сказал, что две главные ошибки советской культуры в том, что она сразу не опознала Александра Галича, как чужого, а Владимира Высоцкого как своего. Но проблема в том, что Высоцкий был именно глубоко свой, родной, советский, настоящий. Высоцкий жаждал быть частью этой страны и этой культуры. Он не мыслил себя отдельно, в его аудитории были советские люди, на обожание этой публики он рассчитывал, эта публика была его защитой, его аудиторией, с ней он находил общий язык, в ней он черпал основы и уверенность в себе, а не те, которые пытаются прибрать его к рукам, они его присваивают себе но ничего в нём не понимают.

    Существует слой людей, и он ширится, все откровеннее заявляя свои претензии и вкусы, для которого требование «хлеба и зрелищ» является пределом общественного бытия. Довольные собой, они всегда недовольны обстоятельствами, которые сводятся в основном лишь к удобству, комфорту, времяпрепровождению. Они не хотят и уже давно отвыкли волноваться, переживать. Им подай что-нибудь отвлекающее, расслабляющее. Когда им что-то непонятно или делается скучно – виноват обязательно художник. Вот они и хотели бы прибрать к своим рукам Высоцкого, как когда-то они пытались сделать с Сергеем Есениным, превращая его прекрасные стихи в ресторанные шлягеры. Они даже не делают попыток понять и вслушаться, о чём тот поёт, почему надрывается, стонет, кричит, взывая к нам – «что делаем?», «как живём?».

    Им больше нравится, когда он поёт про «красное, зелёное, жёлтое, лиловое». Это они организовали психоз вокруг Высоцкого – ненормальное восприятие и толкование его песен как чего-то запретного.

    Все выступления проходили с полными аншлагами, в Бруклин колледже в зале на две с половиной тысячи мест люди стояли в проходах, но это не всем нравилось. В театре уже накопилось достаточно зависти и ревности. Однажды во время прогона одного из спектаклей Высоцкому кто-то спустил струны с гитары.

    Ему предрекали известные люди забвение, и ещё при жизни отказывались от общения с ним, от дружбы с ним Он не вписывался в рамки и не был медным пятаком, который всем нравится.

 

1.6. «Осанна!» и «Распни!» кричали одни и те же люди.

Высоцкий чувствовал себя изгоем, чётко это прослеживается в песне «Охота на волоков», таких песни у Высоцкого две (см. Приложение 3). И если первая знаменует победу над флажками, выход из вынужденного гетто, изгойства, изгнанничества и так далее, то вторая песня обозначает безнадёжность этой попытки, ты можешь выпрыгнуть за флажки, но тебя расстреляют с вертолёта. И если до какого-то момента Высоцкий чувствовал себя частью и полноправным представителем огромного сообщества, с какого- то момента он начинает ощущать, что он безнадёжно один, здесь-то и раздаются самые страшные в этой песне слова:

Что могу я один? Ничего не могу!

    Вот это и ощущение, что, выпрыгнувшего за флажки волка расстреляют, сопровождает его два последних года, чувство загнанности, чувство безысходности.

    Он не рождён чувствовать себя человеком за бортом, в этом то и ужас, он как раз человек команды, который любит эту команду и до последнего момента хочет к ней принадлежать, но его всё время выталкивают:

Нет меня, я покинул Расею!

Мои девочки ходят в соплях.

Я теперь свои семечки сею

На чужих Елисейских полях.

Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:

"Нет его, умотал, наконец!

Вот и пусть свои чуждые песни

Пишет там про Версальский дворец!"

    Вот здесь, пожалуй, удивительный феномен. Высоцкий всю свою творческую жизнь ощущает себя в двух ипостасях, с одной стороны, он всенародный герой, его любят все профессионалы: физики, лётчики, студенты археологи, спортсмены, все, чьи гимны он сочинял (обратите внимание, что Высоцкий больше всего любит выступать перед профессиональными средами, потому что мещанин, обыватель не имеет профессии, ни, следовательно, совести).

    Высоцкий чувствует себя любимцем этих людей. И вместе с тем он чувствует себя, и это самое страшное, не только нелюбимцем государства, не только изгоем в глазах этого государства, он ощущает себя на роль последнего, на роль травимого, он понимает, что предательство этих людей может наступить мгновенно, потому что коренным образом он для них всё таки чужой, потому что он не представитель голосующего большинства, потому что он орёт, а остальные помалкивают.

Азарт всюду сопровождал Высоцкого, за что бы тот не брался, плюс к этому врождённая дерзость и склонность к авантюрам. Этого было достаточно чтобы совершить более чем опасный поступок.

    В январе 1979, не получив соответствующего разрешения в Советском Союзе, Владимир Высоцкий и Марина Влади (см. Приложение 4) вылетают из Парижа в Нью-Йорк, не имея визы для Америки, они проехались ещё и по Америке, вот это совершенно невероятно для Советского Союза.

    Америка была главным идеологическим противником СССР, отправляясь туда без спец разрешения, Высоцкий сильно рисковал. Ситуацию взвинчивали ещё и американские журналисты. Высоцкого приглашают в передачу «60 минут» телеканала CBS к одному из самых известных ведущих США - Дэну Ратеру. Высоцкий принимает предложение.

    На самые провокационные вопросы, например, правда ли, что в советском союзе нарушаются основные права человека, советский поэт отвечает сдержанно и патриотично, Дэн Ратер поинтересовался у Высоцкого, не думает ли тот, что незаметно даже для самого себя он станет человеком, призывающим к революции в СССР.

    Высоцкий отвечал на вопрос с улыбкой и сразу дал понять, что никогда не пел и не будет петь песни протеста и уж тем более песни, призывающие к революции. Он пишет и поёт о том, что люди хотят жить лучше, чем они живут сейчас, и не более. На вопрос «не боятся ли советские власти отпускать Высоцкого за границу?» Высоцкий ни слова не сказал от том, что находится в США нелегально. Но заметил, что уже неоднократно выезжал из СССР и каждый раз возвращался на родину, вернётся и теперь, потому что любит свою стану.

    Самые свои яркие и самые политические-сомнительные, самые опасные песни Высоцкий написал после 1975 года, а примерно в первой половине 70 – ых годов  он пишет очень много для театра и кино, пытается проломиться в ряды официальных писателей через эту дверь, пытается легализоваться как актёр и автор песен к фильмам, как сочинитель мюзикла «Алиса», вообще ищет нишу для легализаций, пытается официально выступать, пытается пробить себе ставку Москонцерта и пишет вещи политически очень нейтральные. Этот период пятилетнего застоя период его абсолютно легального состояния, более того, попыток встроиться в советскую власть, он принципиально для себя отметает возможность отъезда.

    Но с 1975 - го года он начинает понимать, что отождествляться с этим государством и его творческими союзами уже нельзя. Так что его путь однозначно в изгои, и это чувство начинает пронизывать его лирику с 1975 - го года. Странное двойственное чувство, что его народ его предаст.

    Отсюда и многочисленные песни, такие как: «Райские яблоки» или «Кони привередливые». Он понимает, что пути у него два: либо бегство, либо гибель. Для советского народа в последние годы своей жизни он был уже чужаком, потому что страна гнила, произошёл крах общества, легальность сотрудничества с советской властью уже была невозможна. Е.Евтушенко ни секунды не лукавил, когда написал:

Русский писатель раздавлен

русскими танками в Праге.

Высоцкий просто не дожил до своего отъезда, если бы его продолжили так же душить «и снизу лёд, и сверху, маюсь между». В конечном итоге у него не осталось бы вариантов, кроме отъезда.

Как бы он ни кричал, это ничего не изменит в их душах. Он уже ненавидел эту аудиторию, которая жадно его пожирала. И трагедия, и лирическая роль Высоцкого – это быть любимцем народа, которого народ предаст. Даже его отец обмолвился, что не хочет иметь никаких дел с «этим антисоветчиком».

    Высоцкий - это явная реинкарнация Есенина, он человек несостоявшейся утопии, он пришёл поздно и  застал крах этой утопии.

    Ниша представителя народа, который и любит Родину, верен ей, хочет ей пригодиться, но она проходит через тот этап своего существования, где он не нужен:

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Трагедия человека, попавшего не в своё время, не в свою эпоху, не в своё окружение, весь этот ужас несовременности, выпадения из эпохи.

        

1.7. «И, улыбаясь, мне ломали крылья…»

    То, что произойдёт с Высоцким в Бухаре ровно за год до смерти день в день 25 июля 1979 года, станет для него сигналом, обратный отсчёт запущен, и его уже не остановить.

    Концерт Высоцкого в Бухаре должен был состояться 25 июля 1979 года. В этот день он пережил клиническую смерть, и это для него было сигналом, что надо как можно больше успеть сделать, что ему дали ещё время.

    В одном из последних стихотворений Высоцкий пишет:

Жизнь — алфавит, я — где-то

Уже в "цэ", "че", "ша", "ще",

Уйду я в это лето

В малиновом плаще.

Попридержусь рукою я",

    То есть человек просто предсказывает себе свою смерть.
    Гибель поэта переживалась как катастрофа - личная для каждого и общая для всех. Владимир Семенович умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве, 25 июля 1980 года. Советские власти всячески пытались скрыть этот факт от народа. О том, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера, свидетельствовали лишь два небольших некролога в газетах "Вечерняя Москва" и "Советская Россия" и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: "Умер актер Владимир Высоцкий". Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию.

    Через пару дней за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор "Вечерней Москвы". И несмотря на все препятствия, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней. В день похорон многие стояли даже на крышах близлежащих зданий. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.

    Марина Влади сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: "Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!.."
    Алла Демидова сказала: «упрекают нас работавших с ним вместе, что не уберегли, что заставили играть спектакли в тяжёлом предынфарктном состоянии. Трудно оправдаться, но я иногда думаю: а разве можно удержать руками взлетающий самолёт, даже если знаешь, что после взлёта он погибнет?.. Его несло. Я не знаю, какая это сила и как она называется: судьба, предопределение, миссия? И он – думаю – тоже знал о своём конце, знал, что сердце когда-нибудь не выдержит этой нечеловеческой нагрузки и бешеного ритма. Но остановиться он не мог.» Высоцкий был сплошной обнажённый нерв.

Практическая часть.

    2.1. Методы исследования.

    Эмпирические: опрос, анкетирование детей и взрослых (учащихся, преподавателей, любителей и знатоков творчества В. Высоцкого) с последующим анализом ответов.

Исследование проблемы проводилось в три этапа:

1) теоретико-поисковый: активный, целенаправленный поиск, изучение литературы по творчеству В. Высоцкого и его песенного наследия;

2) опытно–экспериментальный, на котором изучались путем наблюдения, анкетирования знания творчества В.С.Высоцкого и отношение детской и взрослой аудитории к его песням; воздействие его песенного творчества на подростков;

3) итогово–аналитический: теоретическое осмысление полученных данных, их анализ, обобщение, выводы, рекомендации.

 

 

Результаты анкетирования.

1)На первый вопрос «Знакомы ли вы с творчеством В. Высоцкого?» – ответ  «нет» не выбрал  никто.

 

Что, по–вашему, несут песни В. Высоцкого? Какое содержание в них заключено? (подчеркните).

    Далее были сформулированы 22 определения, которыми, как мне кажется, можно охарактеризовать содержание его песен. Определения эти я намеренно разбросала бессистемно, в произвольном порядке, перемежая, так сказать, отрицательное и положительное. Вот как выстроились ответы в порядке приоритетов в %:

1. Правда 78, 38% 2. Свобода 40,54% 3. Дружба 32,43% 4. Смелость 29,73% 5. Мужество 51,35% 6. Патриотизм 40,54% 7. Боль за человека 35,14% 8. Честность 51,35% 9. Справедливость 24,32% 10. Юмор 29,73% 11. Любовь 43,24% 12. Сопереживание 27,03% 13. Сатира 13,51% 14. Ирония 27,03% 15. Доброта 37,84% 16. Дерзость 24,32% 17. Щедрость 8,11% 18. Конфликтность 5,41% 19. Умиротворение 10,81% 20. Жестокость 0% 21. Цинизм 0% 22. Эгоизм 0%
   

 

Цинизм, т. е. издевательство, кощунственное глумление над морально–этическими ценностями, воспевание жестокости, эгоизм – в характеристике песен В. Высоцкого никто не отметил.

 

Заключение

В ходе проделанного проекта, работая с литературными источниками, я на примере биографии В.С. Высоцкого достигла навыков исследовательской деятельности. Доказала, что творчество В.С. Высоцкого современно и по сей день.

    Все то, о чем написал и спел В. Высоцкий, произошло, конечно же, не в Древнем Риме или где-то в глухом необразованном Средневековье. События эти происходят в нашей стране, в нашей или в соседней квартире, в нашем или в соседнем подъезде. Было это и 30 лет назад, когда об этом спел В. Высоцкий, происходит, к сожалению, и сегодня. Он тщательно прорисовал портреты наших современников, их язык, психологию, движение мысли, точно схваченные жизненные ситуации.

    Песни эти будут еще долго актуальны у нас, потому что в России в большинстве мало что изменилось со времён В. Высоцкого во внутреннем мире человека, в его мышлении, в его общей неграмотности, в его менталитете.

    Афористичная характеристика советской жизни того времени сегодня, спустя почти 40 лет, к сожалению, столь же актуальна. Отдадим должное наблюдательности поэта–певца. Честно сказать, громко, вслух о недостатках, о хронических болезнях общества, поставить правильный диагноз – это достойно!

 

Список используемой литературы

1. Не вышел из боя. Издание второе. – Воронеж: Центр.-Чернозём. Кн. Изд-во, 1989. – 559 с.

2. Владимир, или Прерванный полёт: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1989. – 176 с.

3. Воспоминания Владимира Высоцкого / сост. А. Н. Сафонов. – М.: Сов. Россия, 1989. – 384 с.,8 л. Ил.

4. Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов / Андрей Передрий. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2012. – 544 с. – (Легенды авторской песни).

5. В. С. Высоцкий: алфавитный, хронологический и библиографический указатель-справочник / под ред. А. В. Скобеева, худож. Д.Г. Табатадзе. – Воронеж: ВГУ, молодёжное объединение «Резонанс», 1990. – 92 с., ил.

 

 

Приложение 1

   

     Семён Владимирович Высоцкий (1915-1997). Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Участвовал в обороне Москвы, освобождении Донбасса, Львова, Лодзи, взятии Берлина, освобождении Праги. Имеет свыше двадцати орденов и медалей Советского Союза и Чехословакии.

Награды: орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена Отечественной войны 2-й степени, орден Красной Звезды, медаль "За оборону Москвы" и другие медали.

 

Приложение 2

 

 

   Передняя обложка первого издания (1981). Составителем сборника стал Роберт Рождественский.

 

Приложение 3

«Охота на волков» (1 текст)
Владимир Высоцкий

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня - опять, как вчера, -
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.

Из-за елей хлопочут двустволки -
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали - "Нельзя за флажки!"

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же - вожак, дай ответ -
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?

Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел
За флажки - жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.

Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня - не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

 

 «Конец Охоты на волков или Охота с вертолетов» (2 текст)

Владимир Высоцкий

Словно бритва, рассвет полоснул по глазам,
Отворились курки, как волшебный сезам,
Появились стрелки, на помине легки,-
И взлетели стрекозы с протухшей реки,
И потеха пошла - в две руки, в две руки!

Мы легли на живот и убрали клыки.
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тоже в страхе взопрел и прилег - и ослаб.

Чтобы жизнь улыбалась волкам - не слыхал,-
Зря мы любим ее, однолюбы.
А у смерти - красивый широкий оскал
И здоровые, крупные зубы.

Улыбнитесь же волчей ухмылкой врагу -
Псам еще не намылены холки!
Но - на татуированном кровью снегу
Ваша роспись: мы больше не волки!

Вы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,
К небесам удивленные морды задрав:
Или сверху возмездье на вас пролилось,
Или света конец - и в мозгах перекос,-
Только били вас в рост из железных стрекоз.

Кровью вымокли вы под свинцовым дождем -
И смирились, решив: все равно не уйдем!
Животами горячими плавили снег.
Эту бойню затеял не Бог - человек:
Улетающим - влет, убегающим - в бег...

Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
В равной сваре - за нами удача.
Волки мы - хороша наша волчая жизнь,
Вы собаки - и смерть вам собачья!

Улыбнемся же волчей ухмылкой врагу -
Псам еще не намылены холки!
Но - на татуированном кровью снегу
Ваша роспись: мы больше не волки!

К лесу - там хоть немногих из вас сберегу!
К лесу, волки,- труднее убить на бегу!
Уносите же ноги, спасайте щенков!
Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
И скликаю заблудшие души волков.

Тот, кто жив, затаился на том берегу.
Что смогу я один? Ничего не смогу!
Затупились клыки, изменило чутьё…
Где вы, волки, былое лесное зверье,
Где же ты, желтоглазое племя мое?!

...Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчих не знавшие кличей,-
Это псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей.

Улыбаюсь я волчей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но - на татуированном кровью снегу
Ваша роспись: мы больше не волки!

Тает роспись: мы больше не волки!
Наша роспись: мы больше не волки!

 

 

Приложение 4

 

Марина Влади – французская актриса и певица. Родилась 10 мая 1938 г.

 

 

 

Приложение 5

Премьера спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке 29 ноября 1971 года

 

Владимир Высоцкий в роли Хлопуши в спектакле «Пугачёв». 1967 год.

 


 


 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.