Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-01-17 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Помораева Ирина Александровна— Почетный работник среднего профес сионального образования.
Позина Вера Арнольдовна — методист, преподаватель методики матема тического развития Педагогического колледжа № 4, отличник народного просвещения.
Помораева И. А., Позина В. А.
Формирование элементарных математических представлений: Старшая
группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с.
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В пособии представлена система работы по формированию у детей 5—6 лет элементарных математических представлений. Предложенная система работы включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов обучения детей элементарной математике.
Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
ISBN 978-5-4315-0420-4
| Помораева И. А., Позина В. А., 2014) «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014
Предисловие
Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, для организации работы по математике в старшей группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5—6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование работы по математике на год. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые в работе с детьми, мотивируют их деятельность и направляют мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
Объем работы позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.
Знания, полученные детьми на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять
3
сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь «Математика для дошкольников: Старшая группа» (МОЗАИКА-СИНТЕЗ).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.
Примерное распределение программного материала на год
I квартал
Сентябрь
Занятие 1
• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать чис
ло 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними
числами 4 и 5.
• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объем
ные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
шар, куб, цилиндр).
• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро,
день, вечер, ночь.
Занятие 2
• Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помо
щью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам
величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответс
твующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире
зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении
и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
Занятие 3
• Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать
независимость результата счета от качественных признаков предметов
(цвета, формы и величины).
• Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать
их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения
словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).
• Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
Октябрь
Занятие 1
• Учить составлять множество из разных элементов, выделять его
части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость
между целым множеством и его частями.
5
• Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигу
рах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их
на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
• Совершенствовать умение определять пространственное направ
ление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
Занятие 2
• Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
длинб и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще
короче... самый короткий (и наоборот).
• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических
фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным призна
кам (форма, величина).
Занятие 3
• Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на осно
ве сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще
уже... самый узкий (и наоборот).
• Продолжать учить определять местоположение окружающих
людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впере
ди, сзади, слева, справа.
Занятие 4
• Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядко
вым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»,
«Который по счету?», «На котором месте?».
• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще
ниже... самый низкий (и наоборот).
• Расширять представления о деятельности взрослых и детей в раз
ное время суток, о последовательности частей суток.
Ноябрь Занятие 1
• Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
• Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и
|
на слух.
• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении
и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.
Занятие 2
• Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
• Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квад
рат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить
в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых гео
метрических фигур.
• Продолжать учить определять Свое местоположение среди окружа
ющих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом,
между.
Занятие 3
• Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правиль
но отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором
месте?».
• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 пред
метов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обоз
начать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще мень
ше... самый маленький (и наоборот).
• Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Занятие 4
• Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух
групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить пра
вильно отвечать на вопрос «Сколько?».
• Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и
их последовательности.
• Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и
видах.
II квартал
Декабрь
Занятие 1 (итоговое)
• Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
• Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и расклады
вать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать
результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый
низкий (и наоборот).
• Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы зна
комых геометрических фигур.
7
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обоз
начать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, нап
раво.
Занятие 2
• Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от
величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
• Познакомить с цифрами 1 и 2.
• Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и пря
моугольника.
• Закреплять умение определять пространственное направление
относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Занятие 3
• Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках,
их свойствах и видах.
• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различ
ных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного
количества движений).
• Познакомить с цифрой 3.
• Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Занятие 4
• Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать
отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?»,
«Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число...
больше числа...», «На сколько число... меньше числа...».
• Познакомить с цифрой 4.
• Продолжать учить определять направление движения, используя
знаки — указатели направления движения.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Январь
Занятие 1
• Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и
понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы
«Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?»,
«На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше
числа...».
• Познакомить с цифрой 5.
• Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой дли
ны, равные образцу.
• Совершенствовать умение различать и называть знакомые объем
ные и плоские геометрические фигуры.
• Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
8
Занятие 2
• Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими
числами 9 и 10.
• Познакомить с цифрой 6.
• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы оди
наковой ширины, равной образцу.
• Закреплять пространственные представления и умение использо
вать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.
• Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Занятие 3
• Продолжать формировать представления о равенстве групп пред
метов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть
общее количество предметов и называть его одним числом.
• Познакомить с цифрой 7.
• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы оди
наковой высоты, равные образцу.
• Учить ориентироваться на листе бумаги.
Занятие 4
• Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
• Познакомить с цифрой 8.
• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму
знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, тре
угольника.
• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и
называть стороны и углы листа.
Февраль
Занятие 1
• Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
• Познакомить с цифрой 9.
• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и
называть стороны и углы листа.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели, опреде
лять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Занятие 2
• Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
• Познакомить с цифрами от 1 до 9.
• Совершенствовать представления о треугольниках и четырех
угольниках.
• Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета
по отношению к другому и свое местоположение относительно другого
лица (впереди, сзади, слева, справа).
Занятие 3
• Закреплять представления о количественном составе числа 5 из
единиц.
• Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.
• Формировать представление о том, что предмет можно разделить
на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
• Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине
и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последователь
ности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 4
• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете
по образцу.
• Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в преде
лах 10.
• Продолжать формировать представление о том, что предмет мож
но разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать
целое и часть.
• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму
знакомых геометрических фигур (плоских).
• Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего пред
мета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Ill квартал
Март
Занятие 1
• Закреплять представление о порядковом значении чисел первого
десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
• Познакомить с цифрой 0.
• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем про
странстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого
лица.
• Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине,
располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравне
ния обозначать соответствующими словами.
Занятие 2
• Познакомить с записью числа 10.
• Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части
и сравнивать целое и часть.
• Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью
условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели.
10
Занятие 3
• Учить делить квадрат на две равные части, называть части и срав
нивать целое и часть.
• Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать
число цифрами.
• Развивать представление о том, что результат счета не зависит от
его направления.
• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении,
меняя его по сигналу (вперед — назад, направо — налево).
Занятие 4
• Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить
называть части и сравнивать целое и часть.
• Развивать представление о независимости числа от цвета и про
странственного расположения предметов.
• Совершенствовать представления о треугольниках и четырех
угольниках.
Апрель
Занятие 1
• Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить назы
вать части и сравнивать целое и часть.
• Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью
условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, опре
делять стороны, углы и середину листа.
• Закреплять знание цифр от 0 до 9.
Занятие 2
• Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отно
шения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение
обозначать их цифрами.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять
стороны, углы и середину листа.
• Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах
форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Занятие 3
• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел
в пределах 10.
• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по
представлению.
• Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные
части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
11
Занятие 4
• Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении
• Закреплять умение последовательно называть дни недели, опреде
лять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Май
Работа по закреплению пройденного материала.
Примерное содержание работы с детьми
Сентябрь
Занятие 1
Программное содержание
• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число
5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними
числами 4 и 5.
• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объем
ные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
шар, куб, цилиндр).
• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро,
день, вечер, ночь.
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!