Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

2022-01-17 24
Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помораева Ирина Александровна— Почетный работник среднего профес­ сионального образования.

Позина Вера Арнольдовнаметодист, преподаватель методики матема­ тического развития Педагогического колледжа № 4, отличник народного просвещения.

Помораева И. А., Позина В. А.

Формирование элементарных математических представлений: Старшая

группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с.

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В пособии представлена система работы по формированию у детей 5—6 лет элемен­тарных математических представлений. Предложенная система работы включает ком­плекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов обучения детей элементарной математике.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.


ISBN 978-5-4315-0420-4


| Помораева И. А., Позина В. А., 2014) «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014


Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по основ­ной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖ­ДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, для организации работы по математике в старшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по раз­витию элементарных математических представлений у детей 5—6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование работы по мате­матике на год. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые в ра­боте с детьми, мотивируют их деятельность и направляют мыслитель­ную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, спо­собного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает соз­дание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслитель­ной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Объем работы позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.

Знания, полученные детьми на занятиях по формированию эле­ментарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять

3


сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.

В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь «Математика для дошкольников: Старшая группа» (МОЗАИКА-СИНТЕЗ).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.

 


Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать чис­
ло 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними
числами 4 и 5.

• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объем­
ные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
шар, куб, цилиндр).

• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро,
день, вечер, ночь.

Занятие 2

• Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помо­
щью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам
величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответс­
твующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире
зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении
и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Занятие 3

• Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать
независимость результата счета от качественных признаков предметов
(цвета, формы и величины).

• Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать
их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения
словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).

• Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

Октябрь

Занятие 1

• Учить составлять множество из разных элементов, выделять его
части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость
между целым множеством и его частями.

5


•       Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигу­
рах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их
на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

•       Совершенствовать умение определять пространственное направ­
ление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Занятие 2

•       Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

•       Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
длинб и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще
короче... самый короткий
(и наоборот).

• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических
фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным призна­
кам (форма, величина).

Занятие 3

• Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на осно­
ве сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще
уже... самый узкий
(и наоборот).

• Продолжать учить определять местоположение окружающих
людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впере­
ди, сзади, слева, справа.

Занятие 4

• Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядко­
вым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»,
«Который по счету?», «На котором месте?».

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще
ниже... самый низкий
(и наоборот).

• Расширять представления о деятельности взрослых и детей в раз­
ное время суток, о последовательности частей суток.

Ноябрь Занятие 1

• Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

• Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и

 

на слух.


• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении
и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Занятие 2

• Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

• Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квад­
рат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить
в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых гео­
метрических фигур.

• Продолжать учить определять Свое местоположение среди окружа­
ющих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом,
между.

Занятие 3

• Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правиль­
но отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором
месте?».

• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 пред­
метов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обоз­
начать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще мень­
ше... самый маленький
(и наоборот).

• Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Занятие 4

• Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух
групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить пра­
вильно отвечать на вопрос «Сколько?».

• Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и
их последовательности.

• Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и
видах.

II квартал

Декабрь

Занятие 1 (итоговое)

• Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

• Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и расклады­
вать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать
результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый
низкий
(и наоборот).

• Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы зна­
комых геометрических фигур.

7


• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обоз­
начать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, нап­
раво.

Занятие 2

• Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от
величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

• Познакомить с цифрами 1 и 2.

• Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и пря­
моугольника.

• Закреплять умение определять пространственное направление
относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 3

• Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках,
их свойствах и видах.

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различ­
ных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного
количества движений).

• Познакомить с цифрой 3.

• Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Занятие 4

• Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать
отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?»,
«Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число...
больше числа...», «На сколько число... меньше числа...».

• Познакомить с цифрой 4.

• Продолжать учить определять направление движения, используя
знаки — указатели направления движения.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Январь

Занятие 1

• Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и
понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы
«Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?»,
«На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше
числа...».

• Познакомить с цифрой 5.

• Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой дли­
ны, равные образцу.

• Совершенствовать умение различать и называть знакомые объем­
ные и плоские геометрические фигуры.

• Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

8


Занятие 2

• Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими
числами 9 и 10.

• Познакомить с цифрой 6.

• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы оди­
наковой ширины, равной образцу.

• Закреплять пространственные представления и умение использо­
вать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

• Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Занятие 3

• Продолжать формировать представления о равенстве групп пред­
метов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть
общее количество предметов и называть его одним числом.

• Познакомить с цифрой 7.

• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы оди­
наковой высоты, равные образцу.

• Учить ориентироваться на листе бумаги.
Занятие 4

• Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

• Познакомить с цифрой 8.

• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму
знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, тре­
угольника.

• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и
называть стороны и углы листа.


Февраль


 


Занятие 1

• Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

• Познакомить с цифрой 9.

• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и
называть стороны и углы листа.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели, опреде­
лять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Занятие 2

• Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

• Познакомить с цифрами от 1 до 9.

• Совершенствовать представления о треугольниках и четырех­
угольниках.

• Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета
по отношению к другому и свое местоположение относительно другого
лица (впереди, сзади, слева, справа).


Занятие 3

• Закреплять представления о количественном составе числа 5 из
единиц.

• Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.

• Формировать представление о том, что предмет можно разделить
на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

• Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине
и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последователь­
ности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 4

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете
по образцу.

• Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в преде­
лах 10.

• Продолжать формировать представление о том, что предмет мож­
но разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать
целое и часть.

• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму
знакомых геометрических фигур (плоских).

• Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего пред­
мета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Ill квартал

Март

Занятие 1

• Закреплять представление о порядковом значении чисел первого
десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

• Познакомить с цифрой 0.

• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем про­
странстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого
лица.

• Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине,
располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравне­
ния обозначать соответствующими словами.

Занятие 2

• Познакомить с записью числа 10.

• Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части
и сравнивать целое и часть.

• Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью
условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели.

10


Занятие 3

• Учить делить квадрат на две равные части, называть части и срав­
нивать целое и часть.

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать
число цифрами.

• Развивать представление о том, что результат счета не зависит от
его направления.

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении,
меняя его по сигналу (вперед — назад, направо — налево).

Занятие 4

• Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить
называть части и сравнивать целое и часть.

• Развивать представление о независимости числа от цвета и про­
странственного расположения предметов.

• Совершенствовать представления о треугольниках и четырех­
угольниках.

Апрель

Занятие 1

• Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить назы­
вать части и сравнивать целое и часть.

• Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью
условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, опре­
делять стороны, углы и середину листа.

• Закреплять знание цифр от 0 до 9.
Занятие 2

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отно­
шения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение
обозначать их цифрами.

• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять
стороны, углы и середину листа.

• Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах
форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Занятие 3

• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел
в пределах 10.

• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по
представлению.

• Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные
части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

11


Занятие 4

• Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц

• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении

• Закреплять умение последовательно называть дни недели, опреде­
лять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Май

Работа по закреплению пройденного материала.

 


Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число
5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними
числами 4 и 5.

• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объем­
ные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
шар, куб, цилиндр).

• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро,
день, вечер, ночь.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.