И . А . Помораева , В . А . Позина ФОРМИРОВАНИЕ — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

И . А . Помораева , В . А . Позина ФОРМИРОВАНИЕ

2022-01-17 27
И . А . Помораева , В . А . Позина ФОРМИРОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС


И. А. Помораева, В. А. Позина ФОРМИРОВАНИЕ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Старшая группа

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016


ББК 74.100.5 УДК 373.2

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Помораева Ирина Александровна— Почетный работник среднего профес­ сионального образования.

Позина Вера Арнольдовнаметодист, преподаватель методики матема­ тического развития Педагогического колледжа № 4, отличник народного просвещения.

Помораева И. А., Позина В. А.

Формирование элементарных математических представлений: Старшая

группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с.

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В пособии представлена система работы по формированию у детей 5—6 лет элемен­тарных математических представлений. Предложенная система работы включает ком­плекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов обучения детей элементарной математике.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.


ISBN 978-5-4315-0420-4


| Помораева И. А., Позина В. А., 2014) «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014


Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по основ­ной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖ­ДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, для организации работы по математике в старшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по раз­витию элементарных математических представлений у детей 5—6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование работы по мате­матике на год. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые в ра­боте с детьми, мотивируют их деятельность и направляют мыслитель­ную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, спо­собного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает соз­дание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслитель­ной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Объем работы позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.

Знания, полученные детьми на занятиях по формированию эле­ментарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять

3


сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.

В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь «Математика для дошкольников: Старшая группа» (МОЗАИКА-СИНТЕЗ).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.

 


Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать чис­
ло 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними
числами 4 и 5.

• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объем­
ные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
шар, куб, цилиндр).

• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро,
день, вечер, ночь.

Занятие 2

• Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помо­
щью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам
величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответс­
твующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире
зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении
и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Занятие 3

• Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать
независимость результата счета от качественных признаков предметов
(цвета, формы и величины).

• Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать
их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения
словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).

• Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

Октябрь

Занятие 1

• Учить составлять множество из разных элементов, выделять его
части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость
между целым множеством и его частями.

5


•       Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигу­
рах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их
на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

•       Совершенствовать умение определять пространственное направ­
ление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Занятие 2

•       Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

•       Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
длинб и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще
короче... самый короткий
(и наоборот).

• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических
фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным призна­
кам (форма, величина).

Занятие 3

• Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на осно­
ве сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще
уже... самый узкий
(и наоборот).

• Продолжать учить определять местоположение окружающих
людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впере­
ди, сзади, слева, справа.

Занятие 4

• Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядко­
вым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»,
«Который по счету?», «На котором месте?».

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще
ниже... самый низкий
(и наоборот).

• Расширять представления о деятельности взрослых и детей в раз­
ное время суток, о последовательности частей суток.

Ноябрь Занятие 1

• Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

• Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и

 

на слух.


• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении
и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Занятие 2

• Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

• Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квад­
рат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить
в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых гео­
метрических фигур.

• Продолжать учить определять Свое местоположение среди окружа­
ющих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом,
между.

Занятие 3

• Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правиль­
но отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором
месте?».

• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 пред­
метов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обоз­
начать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще мень­
ше... самый маленький
(и наоборот).

• Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Занятие 4

• Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух
групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить пра­
вильно отвечать на вопрос «Сколько?».

• Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и
их последовательности.

• Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и
видах.

II квартал

Декабрь

Занятие 1 (итоговое)

• Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

• Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и расклады­
вать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать
результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый
низкий
(и наоборот).

• Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы зна­
комых геометрических фигур.

7


• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обоз­
начать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, нап­
раво.

Занятие 2

• Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от
величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

• Познакомить с цифрами 1 и 2.

• Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и пря­
моугольника.

• Закреплять умение определять пространственное направление
относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 3

• Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках,
их свойствах и видах.

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различ­
ных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного
количества движений).

• Познакомить с цифрой 3.

• Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Занятие 4

• Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать
отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?»,
«Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число...
больше числа...», «На сколько число... меньше числа...».

• Познакомить с цифрой 4.

• Продолжать учить определять направление движения, используя
знаки — указатели направления движения.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Январь

Занятие 1

• Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и
понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы
«Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?»,
«На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше
числа...».

• Познакомить с цифрой 5.

• Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой дли­
ны, равные образцу.

• Совершенствовать умение различать и называть знакомые объем­
ные и плоские геометрические фигуры.

• Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

8


Занятие 2

• Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими
числами 9 и 10.

• Познакомить с цифрой 6.

• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы оди­
наковой ширины, равной образцу.

• Закреплять пространственные представления и умение использо­
вать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

• Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Занятие 3

• Продолжать формировать представления о равенстве групп пред­
метов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть
общее количество предметов и называть его одним числом.

• Познакомить с цифрой 7.

• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы оди­
наковой высоты, равные образцу.

• Учить ориентироваться на листе бумаги.
Занятие 4

• Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

• Познакомить с цифрой 8.

• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму
знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, тре­
угольника.

• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и
называть стороны и углы листа.


Февраль


 


Занятие 1

• Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

• Познакомить с цифрой 9.

• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и
называть стороны и углы листа.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели, опреде­
лять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Занятие 2

• Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

• Познакомить с цифрами от 1 до 9.

• Совершенствовать представления о треугольниках и четырех­
угольниках.

• Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета
по отношению к другому и свое местоположение относительно другого
лица (впереди, сзади, слева, справа).


Занятие 3

• Закреплять представления о количественном составе числа 5 из
единиц.

• Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.

• Формировать представление о том, что предмет можно разделить
на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

• Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине
и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последователь­
ности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 4

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете
по образцу.

• Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в преде­
лах 10.

• Продолжать формировать представление о том, что предмет мож­
но разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать
целое и часть.

• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму
знакомых геометрических фигур (плоских).

• Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего пред­
мета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Ill квартал

Март

Занятие 1

• Закреплять представление о порядковом значении чисел первого
десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

• Познакомить с цифрой 0.

• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем про­
странстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого
лица.

• Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине,
располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравне­
ния обозначать соответствующими словами.

Занятие 2

• Познакомить с записью числа 10.

• Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части
и сравнивать целое и часть.

• Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью
условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели.

10


Занятие 3

• Учить делить квадрат на две равные части, называть части и срав­
нивать целое и часть.

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать
число цифрами.

• Развивать представление о том, что результат счета не зависит от
его направления.

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении,
меняя его по сигналу (вперед — назад, направо — налево).

Занятие 4

• Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить
называть части и сравнивать целое и часть.

• Развивать представление о независимости числа от цвета и про­
странственного расположения предметов.

• Совершенствовать представления о треугольниках и четырех­
угольниках.

Апрель

Занятие 1

• Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить назы­
вать части и сравнивать целое и часть.

• Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью
условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, опре­
делять стороны, углы и середину листа.

• Закреплять знание цифр от 0 до 9.
Занятие 2

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отно­
шения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение
обозначать их цифрами.

• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять
стороны, углы и середину листа.

• Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах
форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Занятие 3

• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел
в пределах 10.

• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по
представлению.

• Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные
части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

11


Занятие 4

• Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц

• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении

• Закреплять умение последовательно называть дни недели, опреде­
лять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Май

Работа по закреплению пройденного материала.

 


Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число
5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними
числами 4 и 5.

• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объем­
ные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
шар, куб, цилиндр).

• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро,
день, вечер, ночь.

Октябрь

Занятие 1

Программное содержание

• Учить составлять множество из разных элементов, выделять его
части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость
между целым множеством и его частями.

• Закреплять представления о знакомых плоских геометрических
фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскла­
дывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, вели­
чина).

• Совершенствовать умение определять пространственное направ­
ление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамид­ки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигу­ра каждого цвета представлена в двух размерах).

Раздаточный материал. Три коробки с таким же набором геомет­рических фигур.

18


Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Соберем игрушки для куклы».

В гости к детям приходит кукла. Воспитатель вместе с детьми предлагает кукле поиграть с игрушками. Он ставит на стол 2 кубика и 2 пирамидки и спрашивает: «Сколько кубиков? Сколько пирамидок? Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?»

Воспитатель ставит кубики и пирамидки вместе: «Сколько всего игрушек у куклы? (Дети считают игрушки.) Всего четыре игрушки, из них две пирамидки. Чего больше (меньше): игрушек или пирамидок? Чего больше (меньше): игрушек или кубиков? Игрушек (обобщающий жест) больше, чем пирамидок. (Указывает на пирамидки.) Игрушек больше, чем кубиков». (Указывает на кубики.)

Воспитатель предлагает кукле поиграть с мишкой в игрушки, а детям разделить предметы между ними поровну (кукле — пирамидки, а мишке — кубики).

II часть. Игровое упражнение «Не ошибись».

Дети делятся на 3 команды. Воспитатель ставит на ковер 3 короб­ки с геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает гео­метрические фигуры, уточняет названия, цвет и форму. Затем предла­гает первой команде разложить геометрические фигуры по форме, второй команде — по величине, третьей команде — по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).

После выполнения заданий воспитатель выясняет: «На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? По какому признаку вы их разделили?»

Игровое упражнение повторяется 2—3 раза со сменой задания.

III часть. Эстафета «Кто быстрее».

Воспитатель предлагает каждой команде по сигналу перенести геомет­рические фигуры из коробки в обруч. Дети переносят по одной фигуре.

IV часть. Дидактическая игра «Веселый круг».

Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик».

Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и зве­нит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.

Занятие 2

Программное содержание

• Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними чис­лами 5 и 6.

19


• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще
короче... самый короткий
(и наоборот).

• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических
фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным призна­
кам (форма, величина).

Ноябрь

Занятие 1

Программное содержание

• Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

• Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и
на слух.

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении
и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 7 кругов, барабан, бубен, ширма, фла-нелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же». Воспитатель вместе с детьми с помощью считалки выбирает ведущего.

Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем — водишь ты!

Ведущий бросает кубик и показывает верхнюю грань детям. Воспитатель предлагает детям отсчитать столько же кругов на карточке. Затем выясняет: «Сколько кругов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько кругов?»

Упражнение повторяется 2—3 раза со сменой ведущего и раздаточ­ного материала.

Далее воспитатель предлагает детям на верхней полоске карточки отсчитать столько квадратов, сколько звуков они услышат. В ходе игры используются барабан и бубен. («Сколько квадратов вы отсчи­тали? (Шесть.) Почему вы отсчитали столько квадратов?»)

Аналогичные задания дети выполняют на нижней полоске карточки с кругами. Дети считают звуки с закрытыми глазами и отвечают на вопросы воспитателя: «Каким числом можно обозначить количество кругов (квадратов)? Какое число больше: семь или шесть? Какое чис­ло меньше: шесть или семь? Как сделать так, чтобы фигур стало по-

24


 


ровну — по семь?» Дети устанавливают равенство и обосновывают свои действия.

II часть. Работа с демонстрационным материалом.

Воспитатель обращает внимание детей на квадраты и круги, распо­ложенные на фланелеграфе в два ряда, и уточняет, что их поровну — по семь. Затем увеличивает количество квадратов, добавляя к семи еще один, считает фигуры и спрашивает: «Сколько квадратов? Какое чис­ло получили? Как получили число восемь? Какое число больше: восемь или семь? Какое число меньше: семь или восемь? Как сделать так, чтобы фигур стало поровну —по восемь?»

III часть. Аналогичная работа проводится на раздаточном матери­
але: дети уравнивают группы предметов разными способами и объяс­
няют свои действия.

Физкультминутка

Любопытная Варвара

Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи.)

Смотрит влево, (Поворачивают корпус влево.)

Смотрит вправо, (Поворачивают корпус вправо.)

Смотрит вверх, (Поднимают голову вверх.)

Смотрит вниз, (Опускают голову.)

Чуть присела на карниз, (Делают полуприседания.)

А с него свалилась вниз. (Резко приседают.)

IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь — клад найдешь».
По заданию воспитателя вызванный ребенок двигается в указанном

направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 шаг вперед). Если ре­бенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную иг­рушку.

Остальные дети следят за правильностью выполнения движений.

Игровое упражнение повторяется 2—3 раза со сменой ведущего и заданий.

Занятие 2

Программное содержание

• Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе
сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

• Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квад­
рат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить
в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых гео­
метрических фигур.

• Продолжать учить определять свое местоположение среди окружа­
ющих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом,
между.

25


Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Письмо с заданиями, наборное по­лотно, плоскостные изображения лисиц и зайцев (по 9 штук); пред­меты, имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольни­ка (по 3—4 штуки), кукла.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; по 3—4 штуки для каждого ре­бенка).

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Играем в школу».

Воспитатель сообщает детям, что учитель прислал им задание, в котором просит на верхней полоске наборного полотна отсчитать 8 лисиц, а на нижней полоске — 8 зайцев.

Воспитатель вместе с детьми с помощью вопросов устанавливает, что лисиц и зайцев поровну, по восемь: «Каким числом можно обоз­начить количество лисиц (зайцев)? Что можно сказать о количестве лисиц и зайцев?»

Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет одного зайца и считает животных. Воспитатель спрашивает: «Сколько у нас зайцев? Какое число мы получили? Как мы получили число девять? Какое число больше: девять или восемь? Какое число меньше: восемь или девять? Как сделать так, чтобы лисиц и зайцев стало поровну?»

Дети устанавливают равенство двумя способами и вместе с воспи­тателем поясняют образование числа.

II часть. Аналогичная работа выполняется на раздаточном матери­
але с использованием кругов разного цвета.

III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».
В групповой комнате заранее расположены предметы, имеющие

форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

Воспитатель из письма учителя зачитывает описания геометрических фигур. Дети отгадывают загадки, берут карточки с изображениями со­ответствующих геометрических фигур и ищут в группе предметы такой же формы. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания и предлагает детям объяснить свой выбор. (Например: «Я выбрал сал­фетку, она похожа на квадрат, у нее четыре угла и четыре стороны».)

IV часть. Игровое упражнение «Что где?».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что где находится в группе (дети сидят за столами).

Затем дети по очереди выполняют задания куклы: встают впереди, сзади куклы, рядом с ней, между куклой и ребенком (имя ребенка) и называют свое местоположение относительно куклы.

26



Занятие 3

Программное содержание

• Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно
отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 пред­
метов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обоз­
начать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще мень­
ше... самый маленький
(и наоборот).

• Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Веер, состоящий из 8 лепестков разно­го цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков красного цвета, 1 бантик зеленого цвета.

Раздаточный материал. Бантики красного цвета (по 9 штук для каждого ребенка), бантики зеленого цвета (по одному для каждого ребенка), 7 кругов-бусинок разного цвета и величины (по одному набору на двоих детей), ниточка (одна на двоих детей).

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Считаем по порядку».
Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных

лепестков, и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по по­рядку.

Воспитатель дает детям задание: «Запомните расположение лепес­тков и закройте глаза». В это время он убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра повторяется 2—3 раза. Каждый раз порядок лепестков восста­навливается.

II часть. Игровое упражнение «Разложим бантики».

У детей по девять бантиков красного цвета и одному зеленому бан­тику. Воспитатель предлагает посчитать бантики красного цвета, потом взять зеленый бантик и положить его между вторым и третьим красны­ми бантиками. («На котором по счету месте находится зеленый бантик?»)

Правильность ответа проверяется путем пересчитывания бантиков по порядку.

Воспитатель дает детям еще 2—3 задания, например: «Положите зеленый бантик на восьмое место. Между которыми по счету красны­ми бантиками находится зеленый бантик?»

Параллельно вызванный ребенок под контролем воспитателя вы­полняет задания на демонстрационном материале.


27


Физкультминутка «Сделай так же»

Дети выполняют движения или воспроизводят «фигуры», которые показывает воспитатель.

III часть. Игровое упражнение «Собираем бусы для куклы» (рабо­
та парами).

Воспитатель предлагает детям определить цвет и величину кругов («бусинок») и разложить их на «ниточке», начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой. По окончании выполнения задания дети рассказывают о величине каждой «бусинки». Затем они нанизывают бусинки, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.

IV часть. Игровое упражнение «Найди отличия».
Воспитатель показывает детям две картинки с изображением кукол

и предлагает найти различия между ними (приблизительно 9 различий).

Занятие 4

Программное содержание

• Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух
групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить пра­
вильно отвечать на вопрос «Сколько?».

• Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и
их последовательности.

• Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и
видах.

Декабрь

Занятие 1

Программное содержание

• Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

• Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и расклады­
вать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать
результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый
низкий
(и наоборот).

• Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы зна­
комых геометрических фигур.

29


• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозна­чать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

Две лягушки

Видим, скачут по опушке (Руки на поясе, полуприседания

с поворотом вправо и влево.)

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки.)

Прыгать с пятки на носок. (Переступание с носка на пятку.)

На болоте две подружки, (Руки на поясе, полуприседания

с поворотом вправо и влево.)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (Движения по тексту.)

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!

III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На

какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски пря­моугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.)

Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны маг­нитной доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т.д.)

Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг — в правый нижний угол, жел­тый — в левый верхний угол и синий — в левый нижний угол. (Дети выполняют задания по очереди.) В каком углу вы расположили крас­ный круг? В каком углу зеленый круг?» и т.д.

IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор».

Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны — синим каран­дашом и справа провести желтую линию, слева — зеленую.

Затем выясняет: «Вдоль какой стороны нарисована красная ли­ния? На какой стороне синяя линия?» и т.д. Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на се­редине листа.


42


 


V часть. Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты».

У детей елочки-образцы. В групповой комнате расставлены 4


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.