Первый отечественный учебник по методике преподавания классического танца и влияние научной деятельности А.Я. Вагановой на развитие балетной педагогики — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Первый отечественный учебник по методике преподавания классического танца и влияние научной деятельности А.Я. Вагановой на развитие балетной педагогики

2021-04-18 445
Первый отечественный учебник по методике преподавания классического танца и влияние научной деятельности А.Я. Вагановой на развитие балетной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свой педагогический опыт Ваганова систематизировала в теоретической работе «Основы классического танца», выпущенной в свет в 1934 году. Книга, настольное пособие многих поколений педагогов, выдержала восемь изданий на русском языке, а также переведена на многие иностранные языки. В трех первых изданиях книги французские термины были приведены в русской транскрипции, в четвертом – все термины даны в латинице. Выход первого издания книги сделал систему Вагановой достоянием балетного театра.
Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы постепенно распространили ее методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира – книга выдержала уже девять изданий и была переведена на разные языки.
Структура книги представляет собой описание движений по видовым понятиям: например, батманы, прыжки, туры и т. д., что не соответствует порядку обучения, но систематизирует материал. Одновременно в пределах каждой главы движения рассматриваются по нарастанию – от простого до наиболее сложных, т. е. выстроена система. А. Я. Ваганова

установила порядок движений на уроке, что значительно отличался от порядка других школ; выработала положение рук, их координацию в движениях, что придает гармоничность танцу.
Новым в этом замечательном методе являлись строгая продуманность учебного процесса, значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное — стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению. Ученицы Вагановой не только прочно усваивали pas, но умели объяснить, как его нужно правильно исполнять и в чем его назначение. Заставляя их записывать отдельные комбинации, предлагая найти причины неудачного выполнения pas, Ваганова развивала понимание правильной координации движений.
Plié – с него, по Вагановой, следует начинать экзерсис. Здесь автор сделала отступление, объясняя почему сначала нужно его исполнять по 1-ой позиции. Отметим, что в классах Э. Чеккетти, Н. Легата это движение начиналось со 2-ой позиции. По мнению автора книги, исполнение plié по второй позиции не дает необходимого эффекта удержания вертикальной оси, вокруг которой строится все равновесие танцующего, а так же легко приучает к распущенности мускулатуры.
После plié было названо движение battement tendu. Для нас это является само собой разумеющимся порядком. Необходимо помнить, в старой французской школе, методе Чеккетти следом за plié шел grand battement jeté.Далее Ваганова перечислила порядок движений, который известен сейчас всем: rond de jamb par terre, battement fondu, battement frappé, rond de jamb en l`air, petit battement, developpé, grand battement jeté.
Тем не менее, она писала «Никаких твердых схем и твердых норм для построения уроков я давать не буду. Это – область, в которой решающую роль играют опыт и чуткость преподавателя». Особой заслугой Вагановой следует считать разработанные ею методические правила о роли и значении в танце движений рук, корпуса и головы. Рабочая – вспомогательная роль рук, это технологическое открытие Вагановой, очень облегчающее освоение техники классического танца и ничуть не обедняющее ни пластику, ни выразительность движений рук.
Важнейшей предпосылкой свободного владения телом в танце Ваганова считала крепкую постановку корпуса. От начальных plie, которые она рекомендует изучать обязательно с I позиции, более трудной для начинающих, но зато приучающей к собранности корпуса, ее усилия были направлены на выработку aplomb, дальнейшем aplomb становится фундаментом для туров и сложных прыжков в allegro.
В своей книге Ваганова нередко подчеркивает, что движение необходимо начинать “из корпуса”, ибо танец “из корпуса” обеспечивает надежную опору и артистическую окраску pas. Об особом внимании, уделяемом epaulement (поворотам плеч и корпуса), свидетельствует то, что на ее уроках нельзя было увидеть подряд двух pas, исполняемых с одинаковым положением корпуса. Выработав у учениц необходимую устойчивость и гибкость, она затем смело вводила в экзерсис различные формы fouette, гепуегей и другие движения, основанные на поворотах корпуса.
Агриппина Ваганова создала методику преподавания классического танца. Изданная в СССР в 1934 году книга «Основы классического танца» является своего рода Библией для профессиональных артистов балета и, переведенная на многие языки, широко распространена за рубежом. Выстраивая систему преподавания, Агриппина Яковлевна использовала и объединила опыт старейших педагогов, представлявших различные направления.
Школа Энрико Чеккетти славилась техникой, силой, выносливостью, виртуозными вращениями, примером которых может служить общеизвестное фуэте, впервые исполненное итальянской балериной Пьериной Леньяни. Мягкость, пластичность пришли из французской школы. С подачи Агриппины Яковлевны совершенно изменилась школа рук: итальянская школа Чеккетти, суховатая, с ее прямыми локтями, опущенной кистью, и французская школа с жеманными руками объединились в свободное, пластичное и очень динамичное целое. Эти руки одухотворены, поэтому для постижения русской школы важно еще и состояние души.
Предметом неустанной заботы Вагановой была также правильная постановка рук. О ногах, разумеется, говорить не приходится, ибо любая школа классического танца прежде всего добивается развития выворотности, большого шага, крепости пальцев. Ваганова уделяла не меньшее внимание и рукам. Согласно ее методу, руки должны не только завершать художественный облик танцовщицы, быть выразительными, легкими, “певучими”, но и активно помогать движению в больших прыжках и особенно турах, подчас исполняемых без подготовительного трамплинного толчка, — тут force зависит исключительно от умения владеть руками. Не случайно техника всевозможных вращении усовершенствована Вагановой.
В конечном итоге система Вагановой направлена к тому, чтобы научить “танцевать всем телом”, добиться гармоничности движений, расширить диапазон выразительности.

Выводы по II главе

Художественные и педагогические принципы, которые легли в основу педагогической системы А. Я. Вагановой, ее, "вагановского", педагогического метода, основу которого составляет осмысленность хореографических приемов, техники, а не формальное изучение отдельных движений. Она вносила некоторые изменения в хореографические приемы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков. Помня собственное обучение, когда она старалась из прискучивших движений составить "нечто вроде вариации", Ваганова вносила элемент творчества в выполнение обыденных упражнений. Она комбинировала их так, чтобы девочки могли исполнять какой-либо осмысленный хореографический отрывок, а не просто ряд упражнений, не связанных между собой. Осмысленность - один из основных принципов методики Вагановой. Она приучала своих девочек не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Ваганова стремилась объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим. Еще один основополагающий принцип методики Агриппины Яковлевны Вагановой заключался в том, что сначала девочка должна была освоить основные приемы хореографии строго канонически, выполнят их четко, без малейшей неточности. И лишь когда это было достигнуто, Ваганова, идя от личных особенностей каждой ученицы, начинала вместе с ней работать над выявлением индивидуальной окраски, присущей только этой начинающей танцовщице. Ученицы Вагановой не только становились блестящими танцовщицами - они своим творчеством утверждали новый стиль в танце. Понятие апломба, сейчас распространенное и общепринятое, было введено в преподавание хореографии именно Вагановой, понимавшей под этим термином правильную постановку корпуса и спины. Все ее питомицы отличались горделивой осанкой, уверенным прыжком ичеткостью хореографических линий. Так как особой заслугой Вагановой следует считать разработанные методические правила о роли и значении в танце движений рук, корпуса и головы. Конечно, Ваганова уделяла должное внимание пластике рук, головы и корпуса, но это делалось и до нее. Ваганова придавала огромное значение развитию силы, выносливости и ловкости. И действительно, без этих спортивных качеств любое изящество и артистизм балерины - пустой звук.Воспитанная на традициях классики и прочувствовавшая всю необходимость изучения этой основы основ балетной техники, Ваганова утверждала: "Каковы бы ни были элементы танца,которые войдут в классический балет, классический танец иклассический экзерсис - это тот фундамент, на котором зиждетсявсе здание хореографического искусства". Агриппина Яковлевна Ваганова. Как показало время, права были именно Агриппина Ваганова и ее единомышленники. Именно широта взглядов Вагановой и ее подчинение целесообразности даже в том случае, если она имела собственное мнение по поводу использования акробатических элементов в балете, заставляли ее приходить на помощь артистам, занятым в балетах Лопухова. Ваганова могла оценить балет, даже если он основывался на отличных от ее принципах.

 

З АКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сформированы следующие выводы: в творческой жизни Агриппины Яковлевны Вагановой отчетливо различаются два периода. О первом из них - сценической карьере танцовщицы - она вспоминала с горечью, второй - послереволюционная педагогическая деятельность - принес ей мировое признание. И все же эти периоды взаимосвязаны. блестящая педагогическая деятельность Вагановой и ее книга создали ей славу великого педагога, а сформировавшаяся в России система преподавания классического танца во всем мире называется «методикой Вагановой». Ваганова обобщила сценическую практику русского балетного театра второй половины XIX века (творчество М.И. Петипа), традиции французской школы классического танца (ее ярчайшим представителем в России был Х.П. Иогансон), нововведения виртуозной итальянской школы (Э. Чеккети), Ваганова, основываясь на школе Петипа и развивая ее, создала свою систему обучения, выстраивая уроки так, что они способствовали максимальному развитию тела танцовщицы, и ее ученицы свободно танцевали до пятидесяти лет, вызывая удивление и восхищение всего балетного мира. Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга Вагановой «Основы классического танца», достижением системы Вагановой, обеспечивающей ей жизненность и непрерывное развитие является научно обоснованная последовательность всего учебного процесса. Строгое соблюдение индуктивного метода переходов от простого к сложному, от частного к обобщенному - таков принцип поступательного развития художественного сознания и танцевальной техники учащегося; cовершенствуя методику преподавания танца, обогащая лексикон и эмоциональную выразительность движений, педагоги, продолжатели Вагановой, стремятся к тому, чтобы хореографическая школа отвечала современному уровню российского балетного искусства, приумножала его славу.

Таким образом Ваганова с математической точностью доказала систему своей пластической аргументации. И школа ее, как великое достояние балетного искусства, была и остается в центре внимания и требования времени, ибо обеспечивает стабильность балетного искусства, прочную базу, на основе которой могут иметь место любые эксперименты, и, овладев которой, танцовщики могут исполнять любую хореографию любых жанров. Классическая школа и методика Агриппины Яковлевны Вагановой еще очень долго останутся фундаментом балета и классического профессионального танца, фундаментом и основой настоящей хореографии. Агриппина Яковлевна Ваганова стала первым в нашей стране профессором хореографии. Результатом ее неустанного труда, длившегося не одно десятилетие, стала целая плеяда замечательных танцовщиц.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова, Л.В. Классический танец: вопросы теории: учебно-методическое пособие/ Л.В. Антропова, Н.А. Заикина. – Орел.: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2007.- 102 с.

2. Баганова, М. Майя Плисецкая/ М. Баганова — М.: Аст, 2014. - 3-5 с.

3. Баганова, М. Рудольф Нуриев «Бог танца»/ М. Баганова — М.: Аст, 2014. 2-5 с.

4. Бахрушин, О.А. История русского балета/ О.А. Бахрушин — М.: Просвещение, 1973. - 314 с.

5. Богданов-Березовский, В.М. А.Я. Ваганова/ В.М. Богданов-Березовский -М.: Искусство, 2010. - 112 с.

6. Ваганова А.Я. Основы классического танца/ А.Я. Ваганова - СПб.: Лань, 2000. - 54-63 с.

7. Ваганова А.Я. Классический танец. Школа мужского исполнительства/ А.Я. Ваганова — Спб.: Лань, 2000. - 14-44 с.

8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 9-е издание, стереотипное/ А.Я. Ваганова — М.: Лань, 2007. - 192 с.

9. Вечеслова Т.А. Я – Балерина/ Т.А. Вечеслова - М: Искусство, 2009. - 272 с.

10. Галеева Ф.С. Классический танец: размышления о прошлом, настоящем и будущем./ Ф.С. Галеева - Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - Л.-М.: Искусство, 2010. - 87-96 с

11. Григоревич Ю.Н. Балет энциклопедия/ Ю.Н. Григоревич– М.: Советская энциклопедия, 2011. - 42 с.

12. Громова Е.В. Педагогическое наследие А.Я. Вагановой как основа формирования профессиональной компетенции педагогов по классическому танцу/ Е.В. Громова, С.Е. Шивринская – Л.-М.: Искусство, 2012. - 138-140 с.

13. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова -  М.: ГИЦ "ВЛАДОС", 2004. - 44 с.

14.  Звездочкин В.А. Классический танец/ В.А. Звездочкин - Ростов н/Д.: Просвещение, 2005.-410с.

15. Ивановский. Н. А.Я. Ваганова статьи, воспоминания, материалы/ Н. Ивановский – Л-М.: Искусство, 1958. - 122 с.

16. История Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:  www.vaganova.ru.

17. Костровицкая В.С. Школа классического танца/ В.С. Костровицкая, А.А. Писарев -  М.: Искусство, 2006.- 9-15 с.

18. Кремшевская Г.Н. Агриппина Ваганова/ Г.Н. Кремшевская – М.: Исскуство, 2011. - 126 с.

19. Кремшевская Г.Н. Агриппина Ваганова/ Г.Н. Кремшевская – Л.: Искусство, 2012. - 162 с.

20.  Леонова М.К. Из истории Московской балетной школы/ М.К. Леонова – М.: МГАХ, 2008. - 768 с.

21. Мельникова Е.П. Классический танец как процесс развития всестороннего совершенствования участников хореографического коллектива/ Е.П. Мельникова – М.: Исскуство, 2005. - 171-174 с.

22. Посельская Н.С. Значение русской школы классического танца в системе хореографического образования/ Н.С. Посельская – Л.: Искусство, 2012. - 100-104 с.

23. Романова Е.П. Русский балет: Энциклопедия/ Е.П. Романова, Г.Н. Добровольская, В.М. Красовская – М.: Согласие, 2007. - 365-368 с.

24. Самосатский Л. О пляске/ Л. Самосатский - СПб.: Алетейя, 2012. - 30-48 с.

25. Спинжар Н.Ф. Педагогические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа в вузе: Учеб. пос. для студ. вузов культуры/ Н.Ф. Спинжар, Е.Л. Рябинкина – М.: МГУКИ, 2011. – 165 c.

26. Суриц Е. Хореографическое искусство двадцатых годов/ Е. Суриц – М.: Просвещение, 2009.- 72 с.

27. Тарасов Н.И. Классический танец/ Н.И. Тарасов – М.: Искусство, 2011. - 478 с.

28. Тихомиров В. Артист. Балетмейстер. Педагог/ В. Тихомиров – М.: Искусство, 2004. - 26 с.

29. Фомин А.С. Танец в системе воспитания и образования. Том 1 / А.С. Фомин. – Новосибирск: ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат», 2005. - 29-30 с.

30. Франгопуло М. Агриппина Яковлевна Ваганова/ М. Франгопуло — Л.—М.: Искусство, 1948. - 20-28 с.

31. Чистякова В. Ролан Пети/ В. Чистякова – Л.: Просвещение, 2007. - 46-47 с.

32. Эльяш Н. Образы танца/ Н. Эльяш – М.: Искусство, 2010. - 13-18 с.

33. Юрьева М.Н. Историко - педагогические предпосылки развития хореографического образования в России. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова/ М. Н. Юрьева – М.: Согласие, 2007. - 77-82 с.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.