Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи искусствоведов и критиков таких как Валерьян Михайлович Богданов-Березовский, В.М. Красовская, М. Франгопуло, Г. Кремшевская. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи искусствоведов и критиков таких как Валерьян Михайлович Богданов-Березовский, В.М. Красовская, М. Франгопуло, Г. Кремшевская.

2021-04-18 220
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи искусствоведов и критиков таких как Валерьян Михайлович Богданов-Березовский, В.М. Красовская, М. Франгопуло, Г. Кремшевская. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)

Кафедра вокально-хорового и хореографического образования

 

 

Педагогическая система А. Я. Вагановой

Курсовая работа

 

по дисциплине «Теория и методика преподавания хореографических дисциплин»

направления 44.03.01. «Педагогическое образование»

профиля «Дополнительное образование (в области хореографии)»

 

 

«Прошел защиту»                                           Исполнитель:

Оценка______________________________ Матушкин Е. А.. (гр. ХО-ДХБ-41)

Дата________________________________    ___________________________

 

Преподаватели                                                  Научный руководитель:

____________________________________   Белицкий М. В. старший преподаватель

____________________________________    ___________________________

 

 

Волгоград - 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3

ГЛАВА I. А. Я. ВАГАНОВА — СОЗДАТЕЛЬ НАУЧНО-

ОБОСНОВАННОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.

1.1. Жизненный и творческий путь А.Я. Вагановой……………………........... 4

1.2. Вклад А.Я. Вагановой в развитие классического танца............................. 11

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. Я. ВАГАНОВОЙ

2.1. Педагогическая система и принципы работы профессора

А.Я.Вагановой……............………………………………………...........................16
2.2. Первый отечественный учебник по методике преподавания

классического танца и влияние научной деятельности А.Я. Вагановой

на развитие балетной педагогики ………….……..………...............…..……...... 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Методическая часть профессиональной подготовки артистов балета научно разрабатывалась благодаря деятельности первого профессора балетного искусства, народной артистки РСФСР А.Я. Вагановой. В 1934 г. вышла в свет ее книга «Основы классического танца», в которой переосмыслен и систематизирован художественно-исполнительский опыт предшествующих поколений, заложен научный фундамент теории и практики балетного образования. А.Я. Ваганова - основатель высшего хореографического образования. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века под ее руководством в Ленинградском хореографическом техникуме впервые были созданы педагогическое и балетмейстерское отделения, где оформились черты вузовских специальностей: педагогики хореографии, искусства хореографа, истории и теории хореографического искусства. Однако большая часть идей А.Я. Вагановой реализовались лишь в начале 90-х гг. прошлого века, когда Ленинградское и Московское хореографические училища были преобразованы в высшие учебные заведения, а артисты балета стали получать высшее профессиональное образование.

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи искусствоведов и критиков таких как Валерьян Михайлович Богданов-Березовский, В.М. Красовская, М. Франгопуло, Г. Кремшевская.

Актуальность темы заключается в том, что методика преподавания классического танца А.Я. Вагановой является основой и фундаментом при изучении любого направления хореографического искусства. Без наличии базы классического танца невозможно дальнейшее обучение хореографии.

 Цель исследования: изучить педагогическую систему А. Я. Вагановой

Объект исследования: система хореографического образования А.Я. Вагановой.

Предмет исследования: роль профессора А.Я. Вагановой и вклад в историю русского классического танца.

 Задачи исследования:

1) исследовать творческий путь А.Я. Вагановой, до становления балетмейстером;

2) изучить педагогическую деятельность первого профессора хореографии

3) провести анализ книги А.Я. Вагановой «Основы классического танца»

4) определить значение методики А.Я. Вагановой в современном обучении классическому танцу.

В ходе изучения данной проблемы были использованы следующие методы: психолого-педагогический анализ и синтез литературных источников по проблеме исследования, обобщения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволит выявить особенности развития педагогической системы Вагановой, раскрыть ее вклад в историю русского классического танца.

 

 

 

Вывод по I главе.

    В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сформированы следующие выводы: в творческой жизни Агриппины Яковлевны Вагановой отчетливо различаются два периода. О первом из них - сценической карьере танцовщицы - она вспоминала с горечью, второй - послереволюционная педагогическая деятельность - принес ей мировое признание.  

Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжёлыми мускулистыми ногами, на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звёздами, она постоянно училась, и, наконец, сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы. Репетиции с лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ Х.П. Иогансоном, Н.Г. Легатом и О.И. Преображенской смягчили прямолинейную жёсткость итальянской манеры. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем — множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов. От критиков        Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники, позже она с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные партии в балетах ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры.      На рубеже веков зарождалась русская школа балета, вобравшая в себя техничность школы итальянской и изящество школы французской. Молодая «русская школа» балета ещё не была закреплена в педагогической практике. Это и стало делом жизни Агриппины Яковлевны.

 

 

Выводы по II главе

Художественные и педагогические принципы, которые легли в основу педагогической системы А. Я. Вагановой, ее, "вагановского", педагогического метода, основу которого составляет осмысленность хореографических приемов, техники, а не формальное изучение отдельных движений. Она вносила некоторые изменения в хореографические приемы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков. Помня собственное обучение, когда она старалась из прискучивших движений составить "нечто вроде вариации", Ваганова вносила элемент творчества в выполнение обыденных упражнений. Она комбинировала их так, чтобы девочки могли исполнять какой-либо осмысленный хореографический отрывок, а не просто ряд упражнений, не связанных между собой. Осмысленность - один из основных принципов методики Вагановой. Она приучала своих девочек не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Ваганова стремилась объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим. Еще один основополагающий принцип методики Агриппины Яковлевны Вагановой заключался в том, что сначала девочка должна была освоить основные приемы хореографии строго канонически, выполнят их четко, без малейшей неточности. И лишь когда это было достигнуто, Ваганова, идя от личных особенностей каждой ученицы, начинала вместе с ней работать над выявлением индивидуальной окраски, присущей только этой начинающей танцовщице. Ученицы Вагановой не только становились блестящими танцовщицами - они своим творчеством утверждали новый стиль в танце. Понятие апломба, сейчас распространенное и общепринятое, было введено в преподавание хореографии именно Вагановой, понимавшей под этим термином правильную постановку корпуса и спины. Все ее питомицы отличались горделивой осанкой, уверенным прыжком ичеткостью хореографических линий. Так как особой заслугой Вагановой следует считать разработанные методические правила о роли и значении в танце движений рук, корпуса и головы. Конечно, Ваганова уделяла должное внимание пластике рук, головы и корпуса, но это делалось и до нее. Ваганова придавала огромное значение развитию силы, выносливости и ловкости. И действительно, без этих спортивных качеств любое изящество и артистизм балерины - пустой звук.Воспитанная на традициях классики и прочувствовавшая всю необходимость изучения этой основы основ балетной техники, Ваганова утверждала: "Каковы бы ни были элементы танца,которые войдут в классический балет, классический танец иклассический экзерсис - это тот фундамент, на котором зиждетсявсе здание хореографического искусства". Агриппина Яковлевна Ваганова. Как показало время, права были именно Агриппина Ваганова и ее единомышленники. Именно широта взглядов Вагановой и ее подчинение целесообразности даже в том случае, если она имела собственное мнение по поводу использования акробатических элементов в балете, заставляли ее приходить на помощь артистам, занятым в балетах Лопухова. Ваганова могла оценить балет, даже если он основывался на отличных от ее принципах.

 

З АКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сформированы следующие выводы: в творческой жизни Агриппины Яковлевны Вагановой отчетливо различаются два периода. О первом из них - сценической карьере танцовщицы - она вспоминала с горечью, второй - послереволюционная педагогическая деятельность - принес ей мировое признание. И все же эти периоды взаимосвязаны. блестящая педагогическая деятельность Вагановой и ее книга создали ей славу великого педагога, а сформировавшаяся в России система преподавания классического танца во всем мире называется «методикой Вагановой». Ваганова обобщила сценическую практику русского балетного театра второй половины XIX века (творчество М.И. Петипа), традиции французской школы классического танца (ее ярчайшим представителем в России был Х.П. Иогансон), нововведения виртуозной итальянской школы (Э. Чеккети), Ваганова, основываясь на школе Петипа и развивая ее, создала свою систему обучения, выстраивая уроки так, что они способствовали максимальному развитию тела танцовщицы, и ее ученицы свободно танцевали до пятидесяти лет, вызывая удивление и восхищение всего балетного мира. Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга Вагановой «Основы классического танца», достижением системы Вагановой, обеспечивающей ей жизненность и непрерывное развитие является научно обоснованная последовательность всего учебного процесса. Строгое соблюдение индуктивного метода переходов от простого к сложному, от частного к обобщенному - таков принцип поступательного развития художественного сознания и танцевальной техники учащегося; cовершенствуя методику преподавания танца, обогащая лексикон и эмоциональную выразительность движений, педагоги, продолжатели Вагановой, стремятся к тому, чтобы хореографическая школа отвечала современному уровню российского балетного искусства, приумножала его славу.

Таким образом Ваганова с математической точностью доказала систему своей пластической аргументации. И школа ее, как великое достояние балетного искусства, была и остается в центре внимания и требования времени, ибо обеспечивает стабильность балетного искусства, прочную базу, на основе которой могут иметь место любые эксперименты, и, овладев которой, танцовщики могут исполнять любую хореографию любых жанров. Классическая школа и методика Агриппины Яковлевны Вагановой еще очень долго останутся фундаментом балета и классического профессионального танца, фундаментом и основой настоящей хореографии. Агриппина Яковлевна Ваганова стала первым в нашей стране профессором хореографии. Результатом ее неустанного труда, длившегося не одно десятилетие, стала целая плеяда замечательных танцовщиц.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова, Л.В. Классический танец: вопросы теории: учебно-методическое пособие/ Л.В. Антропова, Н.А. Заикина. – Орел.: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2007.- 102 с.

2. Баганова, М. Майя Плисецкая/ М. Баганова — М.: Аст, 2014. - 3-5 с.

3. Баганова, М. Рудольф Нуриев «Бог танца»/ М. Баганова — М.: Аст, 2014. 2-5 с.

4. Бахрушин, О.А. История русского балета/ О.А. Бахрушин — М.: Просвещение, 1973. - 314 с.

5. Богданов-Березовский, В.М. А.Я. Ваганова/ В.М. Богданов-Березовский -М.: Искусство, 2010. - 112 с.

6. Ваганова А.Я. Основы классического танца/ А.Я. Ваганова - СПб.: Лань, 2000. - 54-63 с.

7. Ваганова А.Я. Классический танец. Школа мужского исполнительства/ А.Я. Ваганова — Спб.: Лань, 2000. - 14-44 с.

8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 9-е издание, стереотипное/ А.Я. Ваганова — М.: Лань, 2007. - 192 с.

9. Вечеслова Т.А. Я – Балерина/ Т.А. Вечеслова - М: Искусство, 2009. - 272 с.

10. Галеева Ф.С. Классический танец: размышления о прошлом, настоящем и будущем./ Ф.С. Галеева - Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - Л.-М.: Искусство, 2010. - 87-96 с

11. Григоревич Ю.Н. Балет энциклопедия/ Ю.Н. Григоревич– М.: Советская энциклопедия, 2011. - 42 с.

12. Громова Е.В. Педагогическое наследие А.Я. Вагановой как основа формирования профессиональной компетенции педагогов по классическому танцу/ Е.В. Громова, С.Е. Шивринская – Л.-М.: Искусство, 2012. - 138-140 с.

13. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова -  М.: ГИЦ "ВЛАДОС", 2004. - 44 с.

14.  Звездочкин В.А. Классический танец/ В.А. Звездочкин - Ростов н/Д.: Просвещение, 2005.-410с.

15. Ивановский. Н. А.Я. Ваганова статьи, воспоминания, материалы/ Н. Ивановский – Л-М.: Искусство, 1958. - 122 с.

16. История Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:  www.vaganova.ru.

17. Костровицкая В.С. Школа классического танца/ В.С. Костровицкая, А.А. Писарев -  М.: Искусство, 2006.- 9-15 с.

18. Кремшевская Г.Н. Агриппина Ваганова/ Г.Н. Кремшевская – М.: Исскуство, 2011. - 126 с.

19. Кремшевская Г.Н. Агриппина Ваганова/ Г.Н. Кремшевская – Л.: Искусство, 2012. - 162 с.

20.  Леонова М.К. Из истории Московской балетной школы/ М.К. Леонова – М.: МГАХ, 2008. - 768 с.

21. Мельникова Е.П. Классический танец как процесс развития всестороннего совершенствования участников хореографического коллектива/ Е.П. Мельникова – М.: Исскуство, 2005. - 171-174 с.

22. Посельская Н.С. Значение русской школы классического танца в системе хореографического образования/ Н.С. Посельская – Л.: Искусство, 2012. - 100-104 с.

23. Романова Е.П. Русский балет: Энциклопедия/ Е.П. Романова, Г.Н. Добровольская, В.М. Красовская – М.: Согласие, 2007. - 365-368 с.

24. Самосатский Л. О пляске/ Л. Самосатский - СПб.: Алетейя, 2012. - 30-48 с.

25. Спинжар Н.Ф. Педагогические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа в вузе: Учеб. пос. для студ. вузов культуры/ Н.Ф. Спинжар, Е.Л. Рябинкина – М.: МГУКИ, 2011. – 165 c.

26. Суриц Е. Хореографическое искусство двадцатых годов/ Е. Суриц – М.: Просвещение, 2009.- 72 с.

27. Тарасов Н.И. Классический танец/ Н.И. Тарасов – М.: Искусство, 2011. - 478 с.

28. Тихомиров В. Артист. Балетмейстер. Педагог/ В. Тихомиров – М.: Искусство, 2004. - 26 с.

29. Фомин А.С. Танец в системе воспитания и образования. Том 1 / А.С. Фомин. – Новосибирск: ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат», 2005. - 29-30 с.

30. Франгопуло М. Агриппина Яковлевна Ваганова/ М. Франгопуло — Л.—М.: Искусство, 1948. - 20-28 с.

31. Чистякова В. Ролан Пети/ В. Чистякова – Л.: Просвещение, 2007. - 46-47 с.

32. Эльяш Н. Образы танца/ Н. Эльяш – М.: Искусство, 2010. - 13-18 с.

33. Юрьева М.Н. Историко - педагогические предпосылки развития хореографического образования в России. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова/ М. Н. Юрьева – М.: Согласие, 2007. - 77-82 с.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)

Кафедра вокально-хорового и хореографического образования

 

 

Педагогическая система А. Я. Вагановой

Курсовая работа

 

по дисциплине «Теория и методика преподавания хореографических дисциплин»

направления 44.03.01. «Педагогическое образование»

профиля «Дополнительное образование (в области хореографии)»

 

 

«Прошел защиту»                                           Исполнитель:

Оценка______________________________ Матушкин Е. А.. (гр. ХО-ДХБ-41)

Дата________________________________    ___________________________

 

Преподаватели                                                  Научный руководитель:

____________________________________   Белицкий М. В. старший преподаватель

____________________________________    ___________________________

 

 

Волгоград - 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3

ГЛАВА I. А. Я. ВАГАНОВА — СОЗДАТЕЛЬ НАУЧНО-

ОБОСНОВАННОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.

1.1. Жизненный и творческий путь А.Я. Вагановой……………………........... 4

1.2. Вклад А.Я. Вагановой в развитие классического танца............................. 11

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. Я. ВАГАНОВОЙ

2.1. Педагогическая система и принципы работы профессора

А.Я.Вагановой……............………………………………………...........................16
2.2. Первый отечественный учебник по методике преподавания

классического танца и влияние научной деятельности А.Я. Вагановой

на развитие балетной педагогики ………….……..………...............…..……...... 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Методическая часть профессиональной подготовки артистов балета научно разрабатывалась благодаря деятельности первого профессора балетного искусства, народной артистки РСФСР А.Я. Вагановой. В 1934 г. вышла в свет ее книга «Основы классического танца», в которой переосмыслен и систематизирован художественно-исполнительский опыт предшествующих поколений, заложен научный фундамент теории и практики балетного образования. А.Я. Ваганова - основатель высшего хореографического образования. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века под ее руководством в Ленинградском хореографическом техникуме впервые были созданы педагогическое и балетмейстерское отделения, где оформились черты вузовских специальностей: педагогики хореографии, искусства хореографа, истории и теории хореографического искусства. Однако большая часть идей А.Я. Вагановой реализовались лишь в начале 90-х гг. прошлого века, когда Ленинградское и Московское хореографические училища были преобразованы в высшие учебные заведения, а артисты балета стали получать высшее профессиональное образование.

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи искусствоведов и критиков таких как Валерьян Михайлович Богданов-Березовский, В.М. Красовская, М. Франгопуло, Г. Кремшевская.

Актуальность темы заключается в том, что методика преподавания классического танца А.Я. Вагановой является основой и фундаментом при изучении любого направления хореографического искусства. Без наличии базы классического танца невозможно дальнейшее обучение хореографии.

 Цель исследования: изучить педагогическую систему А. Я. Вагановой

Объект исследования: система хореографического образования А.Я. Вагановой.

Предмет исследования: роль профессора А.Я. Вагановой и вклад в историю русского классического танца.

 Задачи исследования:

1) исследовать творческий путь А.Я. Вагановой, до становления балетмейстером;

2) изучить педагогическую деятельность первого профессора хореографии

3) провести анализ книги А.Я. Вагановой «Основы классического танца»

4) определить значение методики А.Я. Вагановой в современном обучении классическому танцу.

В ходе изучения данной проблемы были использованы следующие методы: психолого-педагогический анализ и синтез литературных источников по проблеме исследования, обобщения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволит выявить особенности развития педагогической системы Вагановой, раскрыть ее вклад в историю русского классического танца.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.