Вклад А.Я. Вагановой в развитие классического танца — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вклад А.Я. Вагановой в развитие классического танца

2021-04-18 328
Вклад А.Я. Вагановой в развитие классического танца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Время художественного развития А. Я. Вагановой, связано с балетмейстерской деятельностью. С 1931 года она назначена на должность художественного руководителя театра. В это время начинает набирать популярность балетмейстер Михаил Фокин. Ваганова, которая изначально отказывалась принимать новаторские методы работы и постановки молодого хореографа, впоследствии осознает, что хотя они используют новаторские приемы, но основой является классический танец в измененном виде. [30,с.28]

Первой постановкой балета Вагановой на должности балетмейстера стал балет «Лебединое озеро», еще во время исполнения главной партии она задумывалась о изменении некоторых частей балета, и все время открывала для себя новые принципы построения хореографии, которые пригодились ей в педагогической деятельности. Теперь у нее появилась возможность внести свои изменения и дополнения в эту постановку. А. Я. Ваганова стремилась убрать из постановки уже отжившие элементы и условные жесты, которые не были понятны зрителю.

Она была не единственным, но главным создателем новой редакции балета. «Моя задача - объясняла Ваганова, - сохраняя лучшие части спектакля, отбросить условный жест, заменив его осмысленным танцем. Нам необходимо было избавиться от шаблонных пантомимических сцен и знаков, мало понятных и чуждых современному зрителю» - А. Я.Ваганова [8. с. 79]

 

В новой редакции сюжет и замысел балета претерпел некоторое изменение, в новой постановке партию Одетты-Одиллии танцевали две разные балерины, создавая отдельно воплощение белого и черного лебедя, добра и зла, тем самым была нарушена сказочная основа превращения белого лебедя в черного. В целом новая постановка оказалась более сдержанной в изменениях, чем последующие редакции балета. Вагановское «Лебединое озеро» было востребовано в течении последующих десяти лет. Новой балетмейстерской работой стала постановка балета «Эсмеральда». Работа над ним оказалась трудной, так как музыка написанная композитором Пуньи к этому балету, была создана почти за сто лет до его постановки, это и стало проблемой к переработки этой постановки, музыкальный материал совсем не соответствовала замыслу Вагановой. Благодаря молодому композитору Глиэру, который занялся переработкой музыкального материала для новой редакции, немного улучшило ситуацию. Главной задачей в новой постановке она ставит приблизить все к реалии, уйти от подслащенных героев, от фантастических сцен, и придать балету более оживленный реалистичный вид, приблизив его к роману. В этом балете был поставлен сложнейших классический дуэт в сопровождении ее лучших учениц-дриад. Свою версию балета «Эсмеральда» Агриппина Яковлевна не считала удачной, а лишь утверждала, что успех балет имел благодаря своим талантливым исполнителям. Балет «Эсмеральда» удачно гастролировал в Москве, тем самым показав столицы молодых балерин, учениц А. Я. Вагановой, которых публика приняла с восторгом, и ученицы не забывали своего наставника, своего педагога, которому они обязаны помощью в раскрытии своих талантов, с благодарностью продолжая принимать советы Агриппины Яковлевны и стараясь оправдать доверие своего педагога. Но для Агриппины Яковлевны Вагановой успех балета и ее учениц не заслонил собой тех проблем, которые назрели в балете того времени. Она видела, что стремление балета к драматизации, постановка, так называемых, хореодрам сводит к минимуму значение классического танца в балетном спектакле[16]. Ее, как сторонницу классического танца как основы балета, это не могло не беспокоить. И А. Я. Ваганова, и ее ученицы, которые вышли на большую сцену, считали что в новых постановках совсем нечего танцевать. Появилось опасение, что искусство классического танца, которое развивалось на протяжении многих столетий, может быть потеряно, в сложившийся ситуации. Такой стала новая постановка Кировского театра по роману Бальзака "Утраченные иллюзии". Эта постановка явила собой драматическое действие, которые сопровождалось одной пантомимой, и места для классического танца не было совсем. Галина Уланова отлично справилась с ролью актрисы, но для балерины как такого танца не было, и Ваганова тоже осталась недовольна такой постановкой, в которой весь успех приходился лишь на актерское воспроизведение артистами балета. А. Я.Ваганова перестала занимать постановкой балетных спектаклей, так как тенденция на балетные спектакли изменилась, теперь стали ценится новаторские находки для классических спектаклей. С течением времени, классический балет, остался классическим танцем, а все нововведение вышли из него[23,с.24] Однако тогда Вагановой приходилось нелегко на посту художественного руководителя. Ее взгляды не совпадали со взглядами молодых балетмейстеров и возражения практически не принимались в расчетВ 1937 году она получила почетную отставку: ее освободили от должности художественного руководителя Кировского театра, предложив Ленинградскому хореографическому училищу "широко использовать ее по линии педагогической работы". Увольнение с поста художественного руководителя было для Агриппины Яковлевны Вагановой одновременно и обидой, и облегчением - теперь она могла вновь все силы отдавать училищу, своим ученицам. И вновь - непрестанная работа, работа с раннего утра до позднего вечера. Уроки, репетиции, присутствие на спектаклях. И - новые выпуски, новые таланты, развивающиеся под неусыпной заботой Агриппины Яковлевны Вагановой. Уже отработана до мелочей методика, уже вышел в свет ее учебник хореографии, а она продолжала искать новые и новые приемы обучения, совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Вывод по I главе.

    В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сформированы следующие выводы: в творческой жизни Агриппины Яковлевны Вагановой отчетливо различаются два периода. О первом из них - сценической карьере танцовщицы - она вспоминала с горечью, второй - послереволюционная педагогическая деятельность - принес ей мировое признание.  

Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжёлыми мускулистыми ногами, на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звёздами, она постоянно училась, и, наконец, сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы. Репетиции с лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ Х.П. Иогансоном, Н.Г. Легатом и О.И. Преображенской смягчили прямолинейную жёсткость итальянской манеры. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем — множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов. От критиков        Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники, позже она с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные партии в балетах ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры.      На рубеже веков зарождалась русская школа балета, вобравшая в себя техничность школы итальянской и изящество школы французской. Молодая «русская школа» балета ещё не была закреплена в педагогической практике. Это и стало делом жизни Агриппины Яковлевны.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.