Классификация и характеристика физических упражнений, используемых с лечебной целью — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Классификация и характеристика физических упражнений, используемых с лечебной целью

2021-04-18 49
Классификация и характеристика физических упражнений, используемых с лечебной целью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Избранные лекции по ЛФК

 

Курс лекций

 

 

Санкт-Петербург

2004

 

УДК 615.825 + 615,851.83 (033)

М.В. Девятова, К.С. Карлова, Г.И.Панова, Г.И, Смирнов. Избранные лекции по ЛФК. Курс лекций/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. 111 с.

 

Печатается по решению Редсовета СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта.

Представленный курс включает в себя 5 лекций: «Классификация и характеристика физических упражнений, используемых с лечебной целью. Двигательные режимы» - проф. Девятова М.В., доц. Смирнов Г.И.. ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при компрессионных переломах позвоночника» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при невритах конечностей» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С.; «ЛФК при поясничном остеохондрозе позвоночника» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при диафизарных пере­ломах» - доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Панова Г.И.

Лекции предназначены студентам СПбГАФК (специальности «Фи­зическая культура и спорт» и «Лечебная физическая культура»).

Библиогр. 22

 

© Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, 2004.

© М.В.Девятова, Н.С.Карлова, Г.И.Панова, Г.И. Смирнов, 2004

 

ВВЕДЕНИЕ

Лечебная физическая культура, являясь интегральной дисциплиной, включает в себя знания как медицинских, так и педагогических наук. Находясь на стыке многих дисциплин, ЛФК предъявляет высокие требования к уровню знании своих специалистов.

Тенденция развития клинических дисциплин, педагогики, биомеханики, теории и методики физической культуры, специальной и общей психологии, спортивных специализаций ведет к повышению требований в подготовке специалистов ЛФК.

Достижения смежных дисциплин должны быть учтены в научно-практической деятельности специалистов ЛФК и отражены в учебно-методической литературе. На кафедре спортивной медицины разработан ряд научно обоснованных методик, отвечающих указанным требованиям. Прежде всего, в отличие от существующей учебно-методической литера­туры методики впервые разработаны на основе унифицированных двига­тельных режимов. Критерием этих режимов является сопоставление патоморфологических изменений в больном органе с соответствующими им клиническими проявлениями. Такой подход позволяет грамотно ставить четкие задачи, определять средства и особенности методики в занятиях с больными на любом этапе заболевания, при любой патологии.

В настоящем пособии представлен ряд избранных лекций. Выбор тематики определялся актуальностью и отсутствием научно-обоснованных методик по данной патологии.

В написание лекций принимали участие преподаватели цикла ЛФК кафедры спортивной медицины:

«Классификация и характеристика физических упражнений, исполь­зуемых с лечебной целью. Двигательные режимы» - проф. Девятова М.В., доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при компрессионных переломах позвоночника» - проф. Девя­това М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при невритах конечностей» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при поясничном остеохондрозе позвоночника» - проф. Девя­това М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при переломах костей верхних конечностей» - доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Панова Г.И.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

Упражнения с предметами

В качестве предметов используются булавы, гантели, палки и мячи, утяжелители. Воздействие подобных упражнений на организм и их лечеб­ное влияние усиливается в сравнении с аналогичными движениями без предметов за счет веса снаряда, удлинения рычага перемещаемого сегмен­та. Разнообразие предметов позволяет решать различные задачи - увели­чение силы, улучшение координации, ловкости.

 

Упражнения на снарядах

Снарядами могут быть стенка, скамейка, блоки, специальные аппара­ты. В зависимости от техники выполнения эти упражнения воздействуют изолированно на отдельные сегменты опорно-двигательного аппарата. Лечёбный эффект усиливается за счет точной локализации и дозирования. Особое место занимают упражнения на аппаратах маятникового типа (для восстановления подвижности в суставах), блокового типа (как для облег­чения движений, так и для увеличения силы мышц. о последние годы широко используются тренажеры для повышения общей работоспособно­сти. Методика тренажерной гимнастики зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов, степени их функциональной не­достаточности, а также от особенностей мышечно-связочного аппарата. Занятия проводятся при поражении пораженного сустава и с постепенным увеличением нагрузки.

По целевой направленности можно выделить упражнения на рас­ слабление, растягивание, координацию, равновесие, силу мышц. Упраж­нения на увеличение силы мышц подробно описаны в разделе о характере работы мышц.

 

Упражнения на расслабление

Эти упражнения сопровождаются снижением тонуса мышц, что, в свою очередь, снижает поток импульсов в центральную нервную систему. В таких упражнениях нуждаются не только больные, но и практически здоровые люди. Одним из показателей низкого уровня физической культу­ры является перенапряжение почти всех мышечных групп. Порою мышцы настолько напряжены, что невозможно добиться расслабления конкретных мышечных групп. В таких случаях начинать следует с общего расслабле­ния. Из всех мышечных групп наибольший эффект общего расслабления оказывает мимическая мускулатура.

Наряду с мимической мускулатурой большое представительство в коре головного мозга имеют мышцы кисти и пальцев. Для расслабления этих мышц рекомендуются упражнения, основанные на максимальном их напряжении с последующим потряхиванием.

Общему расслаблению способствует и звуковая гимнастика, посколь­ку мышцы, обеспечивающие речь, также имеют большое представительст­во в центральной нервной системе.

И, наконец, общему расслаблению содействуют упражнения на рас­слабление мышц пояса верхних конечностей. Из 4-х мышечных групп поя­са верхних конечностей чаще всего в напряженном состоянии находится группа мышц, удерживающих вес рук. Именно в зоне этих мышц лежат зоны нервно-рефлекторной проекции большинства внутренних органов. Соответственно, постоянное напряжение указанных мышц отрицательно сказывается на функционировании этих органов. И, наоборот, расслабле­ние мышц сопровождается улучшением их работы.

Локальное расслабление мышц может осуществляться с помощью разнообразных приемов:

• легкого потряхивания;

• после предварительного напряжения;

• после предварительного потягивания;

• за счет свободных маховых движений;

• за счет свободного «падения» отведенной верхней конечности

В результате расслабления в мышцах улучшается крово- и лимфообращение. Соответственно, улучшаются и именные процессы.

Упражнения на растягивание мышц широко используются в ле­чебной практике. Однако характеристики данных упражнений нет ни в од­ном пособии по ЛФК. Значение этих упражнений трудно переоценить не только для больных, но и здоровых людей. Как сказано выше, многие мы­шечные группы находятся в состоянии длительного перенапряжения. От рецепторов таких мышц и связочного аппарата идет повышенный поток импульсов в различные отделы центральной нервной системы. Нарушается взаимодействие двигательных центров. Одни находятся в состоянии по­стоянного возбуждения, другие - торможения. В связи с этим в улучшении функционального состояния нуждаются не только мышцы, но и нервные центры. Именно этой цели служат упражнения на растягивание мышц. При их выполнении точки начала и прикрепления мышц отдаляются друг от друга. Тонус растягиваемых мышц снижается, и, наоборот, тонус мышц-антагонистов повышается. Изменяется характер потока импульсов в ЦНС. Это ведет к устранению скованности у больных и способствует общему расслаблению. Последующее за растягиванием расслабление мышц усили­вает их кровоснабжение, что ведет к улучшению трофики. Растягивание может осуществляться как активно, так и пассивно. Активное растягива­ние имеет место при работе мышц в уступающем режиме. Примером тако­го растягивания может служить работа задних мышц шеи при медленном наклоне головы вперед. Пассивно мышцы могут растягиваться как внеш­ними, так и внутренними силами. Внешними силами могут быть усилия партнера, методиста, различные тренажеры. К внутренним силам можно отнести работу мышц-антагонистов. Например, растягивание ягодичных мышц осуществляется при работе мышц сгибателей бедра. Упражнения на растягивание мышц имеют свои методические особенности. Так, активное растягивание может производиться только в медленном темпе. Ускорение движений включает в работу другие мышцы. Например, медленный на­клон туловища вперед осуществляют мышцы спины, удерживая его от па­дения. Быстрый наклон производят мышцы живота. Пассивное растягива­ние следует выполнять также в медленном темпе. Быстрое растягивание с использованием внешних сил может привести к микротравмам мышц. При быстром растягивании мышцами-антагонистами возникает охранительное напряжение растягиваемых мышц. Оптимальная амплитуда растягивания достигается постепенно. Каждому растягиванию должно предшествовать расслабление. Достижение оптимального растяжения мышц совпадает с ее  «комфортным ощущением>>. Как правило, не требуется большого количе­ства повторений (не более 2-4 раз). Стремиться к максимальному растяги­ванию мышц нецелесообразно. Если растягивание здоровой мышцы воз­можно до 20% от ее первоначальной длины, то мышцы, находящиеся дли­тельное время в состоянии перенапряжения, следует растягивать только до их «комфортного состояния». Длительность растягивания зависит от функционального состояния мышц и их величины и не должна превышать 10-12 секунд.

Координация осуществляется при одновременной работе мозжечка, вестибулярного аппарата и других отделов ЦНС. Ведущую роль играет ко­ра больших полушарий головного мозга.

Упражнения на координацию выполняются с целью согласования от­дельных движений в единое целое в пространстве и во времени. Они способ­ствуют совершенствованию механизмов управления движениями. Упражне­ния на координацию представляют собой непривычные сочетания простых движений. Эти сочетания могут быть чрезвычайно разнообразными. Так, воз­можны одновременные движения в различных суставах конечностей. Причем движения могут выполняться либо в одном, либо в различных направлениях как одноименными, так и разноименными конечностями. Кроме упражнений с одновременными движениями упражнения на координацию могут представ­лять собой последовательное выполнение движений в различных сочетаниях. Чем непривычнее сочетания движений, тем выше эффективность упражнений. При использовании упражнений на координацию необходимо добиваться точности их выполнения. Их общее воздействие на организм значительно выше, чем пей раздельном выполнении аналогичных движений. Кроме того, эффект усиливается положительными эмоциями.

Сохранение равновесия при выполнении различных движений и по­ложений тела является жизненно необходимым навыком. При многих за­болеваниях и длительном постельном режиме этот навык исчезает.

Упражнения на равновесие, в первую очередь, повышают устойчи­вость вестибулярного аппарата. Как известно, он состоит из полукружных каналов и отолитового аппарата. Раздражителями для рецепторов полу­кружных каналов являются угловые ускорения, которые возникают при сгибании, разгибании, наклонах, поворотах головы и туловища, произво­димых в среднем и быстром темпе, а также при ходьбе с изменениями направления движения (на 90, 180, 360 градусов и более).

Раздражителями для рецепторов отолитового аппарата являются прямолинейные ускорения и замедления движений тела с резкими оста­новками. Возможность воздействия на вестибулярный аппарат зависит от положения тела. Устойчивость уменьшается при повышении общего цен­тра тяжести тела над опорой и при уменьшении площади опоры. Кроме то­го, сохранение равновесия и координация движений затрудняются при ис­ключении фактора зрительного контроля (при выполнении упражнений с закрытыми глазами).

Лечебно-бытовые упражнения направлены на обучение элементам самообслуживания, необходимым в быту (умывание, переодевание, прием пищи, передвижения, работа на кухне, в ванне и т.д.). Для восстановления и закрепления необходимых полезных навыков используют специальные переносные стенды для лежачих больных. В кабинетах и залах ЛФК широ­ко используются усложненные стенды, бытовые приборы и приспособле­ния для обучения двигательным производственно-бытовым навыкам (газо­вая плита, кухонная посуда, телефонный аппарат, выключатели, наборы дверных замков с ключами), одновременно, предлагаются элементы быто­вой механотерапии: собирание и сортировка мелких предметов и мозаики, лепка, шитье на ручной и ножной машинке, работа на столярно-слесарных приспособлениях.

Выполнение данных упражнений восстанавливает силу определенных мышечных групп, способствует развитию координации, автоматизма и форми­рованию двигательных компенсаций. В дальнейшем больные переходят к трудотерапии общеукрепляющей, восстановительной и профессиональной.

Лечебная ходьба обеспечивает возможность  передвижения. Ходьба может быть с подвижной опорой (костыли, канадские палочки, ходунки трость), с неподвижной опорой (брусья, монорельсовая дорожка). Продолжительность ходьбы и темп дозируется в зависимости от состояния и двигательных возможностей больного, резуцльтатом реабилитации является восстановление прежнего двигательного навыка (походка) или формиро­вание различных компенсаций передвижения.

К лечебно-спортивным упражнениям относятся упражнения с ис­пользованием элементов спорта.

Ходьба в лечебных целях используется для повышения уровня общей физической работоспособности при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, при нарушении обмена веществ и при последствиях травм опорно-двигательного аппарата, проводится как на уроках ЛФК, так и в виде самостоятельных занятий.

Бег как разновидность физических упражнений может быть рекомендо­ван лицам любого возраста с удовлетворительными функциональными воз­можностями. Занятия бегом предъявляют значительные требования к состоя­нию организма и вызывают значительные функциональные сдвиги, особенно в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Темп, длительность, скорость бега определяются имеющейся патологией и физическим состоянием.

Плавание с лечебной целью используется в виде упражнений в воде, собственно плавания, игр в воде. Физиологическое воздействие плавания тесно связано с созданием в воде облегченных условий для совершаемых движений. Плавание применяется при лечении различных заболеваний, последствиях травм опорно-двигательного аппарата, дефектах осанки и сколиотической болезни, а также у выздоравливающих с целью восстанов­ления работоспособности.

Лыжи с лечебной целью используются ходьба и бег на лыжах. Этот вид деятельности широко используется для улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, при нарушении обмена веществ, у больных с функциональными нарушениями нервной системы. При организации занятий необходимо учитывать уровень владе­ния техникой передвижения на лыжах.

Гребля оказывает всестороннее воздействие на организм. В работу включаются все группы мышц. В первую очередь, нагрузка сказывается на позвоночнике. Рационально использовать элементы гребного спорта для повышения уровня силовой выносливости мышц туловища. Эмоциональ­ный фон усиливается положительным влиянием чистого воздуха и воды.

Метание с лечебной целью широко используется на занятиях лечеб­ной гимнастикой. Это - броски и ловля мячей различного размера и веса. Этот вид упражнений развивает координацию движений, силу, ловкость, точность. Метания создают положительные эмоции, повышают интерес к занятиям, разрешают ряд специальных задач.

Лазание с лечебной целью проводится по гимнастической лестнице, гимнастической скамейке, наклонной плоскости. Используется для улуч­шения координации движений, увеличения силы мышц.

Ползание осуществляется, как правило, стоя в упоре на коленях. Изменяя соотношения  высоты положения тела и пояса верхних конечностей в сочетании с движениями рук и ног, можно оказывать локальное воздействие на различные отделы позвоночника. Целесообразно использование этого упражнения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, патологии почек, гинекологических заболеваниях и др.

Прыжки - сложные по координации упражнения, требующие ловко­сти, быстроты. Можно применять подскоки, прыжки со скакалкой. Вызы­вая ритмическое сотрясение органов брюшной полости, подскоки активи­зируют перистальтику кишечника.

С лечебной целью иногда используют езду на велосипеде, катание на коньках, но сложность использования этих видов упражнений ограничива­ет их лечебное применение.

Лечебные игры как средство лечебной физкультуры используют для улучшения функции ряда анализаторов с целью совершенствования двига­тельных навыков, повышения эмоционального тонуса.

Малоподвижные игры оказывают незначительное влияние на сер­дечно-сосудистую и дыхательную системы. Их можно использовать в па­лате, во вводной и заключительной части урока с конкретной педагогиче­ской и лечебной направленностью. Чаще всего это - игры на внимание и координацию, равновесие, ловкость, быстроту реакции.

Подвижные игры, как правило, являются частью группового занятия ЛФК. Тренируют такие качества, как ловкость, подвижность, внимание, равно­весие, быстрота реакции. Игра дает возможность больному отвлечься от заболе­вания. При этом следует следить за тем, чтобы больные не утомлялись, а эмоциональный подъем и азарт не приводил к перенапряжению и утомлению.

Спортивные игры с лечебной целью используются в виде упрощен­ного варианта волейбола, баскетбола, городков, тенниса большого и на­стольного. Ограничиваются размеры полей, количество участников, про­должительность игры. Выбор игр и их дозирование определяются врачом в зависимости от заболевания.

 

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ

Многовековой опыт применения физических упражнений показал их значимость при лечении больных. Лечебное воздействие физических уп­ражнений многообразно. Прежде всего, уменьшается неблагоприятное влияние сниженной двигательной активности. Физические упражнения усиливают защитные реакции организма, ускоряют регенеративные про­цессы в больных органах, формируют оптимальные компенсаторные меха­низмы, у многих больных восстанавливают нарушенные патологическим процессом функции. Такое лечебное воздействие физических упражнений возможно лишь при грамотном их использовании.

Эффективность воздействия физических упражнений находится в прямой зависимости от адекватности нагрузки. Адекватность физической нагрузки зависит от объема и своевременности её назначения.

Несвоевременная физическая нагрузка может усугубить патоло­гические процессы. Например, преждевременная нагрузка при обширном инфаркте миокарда может привести к смерти. С другой стороны, позднее назначение нагрузки задерживает выздоровление больных или приводит к различным осложнениям, например, к чрезмерному разрастанию соедини­тельной ткани, что может, в свою очередь, привести к нарушению прово­димости и сократимости сердечной мышцы.

В травматологии позднее назначение занятий при лечении переломов задерживает восстановление подвижности в суставах, вплоть до развития контрактур. С другой стороны, раннее применение физических упражне­ний может вызвать различные осложнения в виде синовиита, расхождения послеоперационных швов, повторных вывихов, формирования ложных суставов.

Неадекватный объем нагрузки также снижает эффективность лече­ния. Например, чрезмерная нагрузка на коленный сустав при статическом напряжении четырехглавой мышцы после менискэктомии приводит к раз­витию артроза. Недостаточная нагрузка при восстановлений функции ко­ленного сустава - к его тугоподвижности.

Объем и своевременность физической нагрузки определяется двига­тельными режимами.

Под двигательным режимом подразумевается часть общего режи­ма, регламентирующая в соответствии с медицинскими показаниями сум­марную двигательную активность больного. Она складывается из необхо­димых бытовых нагрузок, нагрузок, получаемых при различных медицин­ских манипуляциях и дозированных физических упражнений на занятиях ЛФК. Основное лечебное воздействие оказывают дозированные физиче­ские упражнения.

До сих пор в системе физической реабилитации отсутствуют единые двигательные режимы, понятия, вкладываемые в них, широко варьируют, порой принципиально отличаются и даже исключают друг друга. Так, в травматологии и хирургии они определены под названием периодов, эта­пов или фаз лечения. Такая же картина наблюдается в неврологии. В тера­пии при всех заболеваниях ориентируются на режимы, разработанные для лечения больных с инфарктом миокарда. Такое положение можно объяс­нить отсутствием единого подхода к обоснованию режимов. Как правило, речь идет об эмпирическом подходе к расширению двигательной активно­сти больных.

Естественно, такая ситуация не может не сказываться отрицательно на результатах лечения. Вышесказанное побудило нас искать единые кри­терии для обоснования унифицированных двигательных режимов. На наш взгляд, наиболее целесообразным критерием является сопоставление кли­нических проявлений заболевания с патоморфологическими изменениями в тканях пораженных органов. Нельзя ориентироваться только на клиниче­ские симптомы, поскольку не всегда наблюдается их соответствие патоморфологической картине заболевания. Так, известно, что при артрозах острота симптомов может исчезнуть в течение 1-2 недель, в то время как процесс регенерации хрящевой ткани сустава продолжается в течение не­скольких месяцев в зависимости от глубины поражения.

Разработанные двигательные режимы регламентируют физическую нагрузку в соответствие с патоморфологическими изменениями в больном органе и обеспечивают условия для патогенетического функционального лечения. Методику ЛФК, построенную лишь на основании остроты забо­левания, то есть по периодам заболевания можно отнести к симптома, и нескорому лечению, что широко используется в существующей практике.

Кроме того, использование двигательных режимов облегчает работу и взаимопонимание врачей и инструкторов ЛФК, поскольку при сущест­вующей системе подготовки специалистов ЛФК, врачи обладают знаниями по этиопатогенезу и клинике заболеваний, а инструктора - по теории и ме­тодике использования физических упражнений.

Диапазон двигательной активности больных широко варьирует и за­висит в одном и том же периоде заболевания от активности процесса, от пола и возраста, физического состояния, профессиональной деятельности.

Предлагаемые режимы учитывают многообразие патологических из­менений, уровень повреждения, период заболевания, а также соотношение общих и местных реакции, и сопоставление морфофункциональных изме­нений с клиническими проявлениями заболевания является ключевым мо­ментом для смены режима и строгой индивидуализации нагрузки.

С учетом сказанного, нами выделено 4 двигательных режима: ща­дящий, тонизирующий, восстановительный и тренирующий.

Щадящий режим совпадает с острым периодом заболевания. В больном органе превалируют катаболические процессы, т.е. процессы рас­пада клеток. Расход энергии в нем превышает накопление. В ход идут за­пасы жировой и мышечной ткани. Этим частично объясняется наблюдаю­щаяся в дальнейшем гипотрофия мышц.

В течение острого периода выделяется две фазы стрессовых реакций -тревоги и стабилизации. Фаза тревоги проявляется выраженной общей ре­акцией организма в виде резкой боли, высокой температуры, заторможен­ности и рассогласованности деятельности всех систем организма. Приме­ром может быть острый период нарушения мозгового кровообращения, острые проявления травматической болезни и т.д. Такое состояние наблю­дается от нескольких часов до нескольких дней. На этой фазе речь идет лишь о поддержании жизненных процессов и профилактике осложнений.

Для решения этих задач используются только общеразвивающие уп­ражнения.

При угрозе кровотечения, резчайших неустранимых болях, множест­венных травмах, воспалительном процессе в стадии выраженной инфильт­рации ЛФК противопоказана. В фазе стабилизации происходит повышение уровня функционального состояния организма. Появляется возможность выполнения физических упражнений за счет экономизации и стабилизации функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем. Начинают превалировать локальные патологические процессы. По времени эта фаза широко варьирует.

ЛФК в этой фазе направлена на ускорение стабилизирующих процес­сов - рассасывание продуктов распада, восстановление гомеостаза, началь­ных этапов замещения погибших клеток и т.д.

Поскольку в этом периоде преимущественно протекают катаболические процессы, целью режима, соответственно, является ускорение процессов рас­пада и рассасывания поврежденных клеток, восстановление гомеостаза.

Например, у больных с повреждениями спинного мозга преобладает процесс рассасывания поврежденных тканей спинного мозга, корешков спинномозговых нервов, мягких тканей, окружающих позвоночник. Клинические проявления при этих патоморфологических изменениях могут варьировать от состояния полной атонии мышц ниже места повреждения до появления в них спастики.

Учитывая нарушение анатомической целостности тканей, ЛФК должна проводиться на фоне поражения больного органа. Воздействие на него осуществ­ляется опосредовано через общеразвивающие упражнения. По продолжитель­ности этот режим весьма многообразен, что зависит от структуры и степени по­вреждения больного органа. Например, при компрессионном переломе позво­ночника III степени превалирование некроза и рассасывания разрушенных ко­стных клеток наблюдается до трех месяцев, при переломе фаланги - 2-3 дня.

Объем и интенсивность физической нагрузки также широко варьиру­ет, что связано с соотношением общих и местных реакций. Например, за­нятия в отделениях реанимации характеризуются небольшими нагрузками. Примером значительных нагрузок может быть использование большого объема общеразвивающих упражнений на тренировочных занятиях спорт­сменов со щажением травмированной конечности.

Занятия в этом режиме проводятся в стационарах, поликлиниках, на дому, в центрах и отделениях реабилитации.

Тонизирующий режим совпадает с подострым периодом заболева­ния. В этом периоде продолжаются процессы рассасывания продуктов распада. Постепенно начинают превалировать процессы регенерации - об­разования новых клеток. Этим заканчивается восстановление анатомической целостности по­врежденного органа.

Варианты регенерации могут быть различными: за счет новых клеток той же ткани (гиперплазия за счет разрастания сохранившихся (гипертрофия); за счет разрастания клеток соединительной ткани. Образование костной мозоли при переломах может быть примером гиперплазии. Примером гипертрофии могут быть процессы, происходящие при инфаркте миокарда. Замена нейро­нов на клетки нейроглии при инсульте является примером замещения диффе­ренцированных клеток соединительной тканью.

Во всех случаях имеется сочетание этих вариантов. Например, у больных с повреждениями спинного мозга возможна как специфическая регенерация за счет тканей спинного мозга, так и неспецифическая - за счет разрастания соединительной ткани. Клиническими проявлениями ре­генерации являются реакции мышц в виде спастических сокращений.

Соответственно, целью режима является стимуляция анаболических процессов в поврежденном органе. Постепенно увеличивается объем спе­циальных упражнений.

По времени этот режим также широко варьирует, что связано с осо­бенностями структуры поврежденного органа и обширностью поврежде­ния. Так, при переломе позвоночника III степени восполнение сломанного позвонка новыми костными клетками отмечается лишь к 6 месяцам. При переломе фаланги без смещения - к 10-12 дню.

Сохраняется различие по величине физической нагрузки. Например, больные с обширным инфарктом миокарда занимаются индивидуально в палатах стационаров. С больными пневмонией проводятся групповые за­нятия в залах ЛФК с включением в них большого количества специальных упражнений. Как правило, этот режим заканчивается анатомическим за­мещением нарушенных структур больного органа. Однако гиподинамия, в частности при отсутствии адекватной физической нагрузки, приводит к снижению уровня трофических и энергетических процессов. Возникающее при этом кислородное голодание сопровождается разрастанием соедини­тельной ткани, превышающим потребность замены погибших клеток.

Результатом могут быть различные осложнения в виде спаек, грубых рубцов и различных склеротических проявлений. Спайки и рубцы у трав­матологических больных ведут к тугоподвижности суставов; у неврологи­ческих - к болям; у гинекологических - к бесплодию и т.д. Затянувшееся воспаление бронхолегочной ткани приводит к тяжелом осложнению в ви­де пневмосклероза печеночной ткани — к склеротическим проявлениям вплоть до цирроза (полного замещения печеночных клеток соединительной тканью).

Из сказанного вытекает неоценимое значение ЛФК в предупрежде­нии осложнений при многих заболеваниях.

Занятия проводятся в стационарах, поликлиниках, центрах и отделе­ниях реабилитации.

Восстановительный режим совпадает с периодом функциональной перестройки поврежденных тканей больного органа и заканчивается, соот­ветственно, восстановлением поврежденного органа, например, распреде­ление клеток по силовым линиям при переломе костей или уплотнение рубцовой ткани при инфаркте миокарда.

Так, у больных с повреждениями спинного мозга клиническим про­явлением функциональной перестройки анатомических структур является переход от синкинезий (содружественных непроизвольных сокращений) к произвольным дифференцированным движениям.

Целью режима является восстановление функций поврежденных ор­ганов или систем. Ведущую роль в восстановлении функции играют спе­циальные упражнения.

Продолжительность режима зависит от структуры, локализации и уровня повреждения. Например, восстановление функции нижней конечности при переломе шейки бедренной кости варьирует от I месяца при латеральных пе­реломах до нескольких месяцев (и даже лет) - при медиальных.

В случае восстановления анатомической целостности с дефектами за­болевание принимает хроническое течение. Например, формирование руб­цов при ожогах и травмах или спаек при воспалительных процессах. В та­ких случаях полное функциональное выздоровление невозможно. Физиче­ская реабилитация направлена на адаптацию к жизнедеятельности с имеющейся патологией.

Восстановление функций невозможно также у больных при утрате тех или иных органов или повреждениях, связанных с утратой функций органа. Примером могут служить больные, с ампутацией конечностей, травмами спинного мозга. В подобных случаях речь может идти лишь о компенсации утраченных функций. ЛФК направлена на адаптацию к жиз­ни в новых условиях. Занятия проводятся в стационарах, поликлиниках, отделениях и цен­трах реабилитации, санаториях.

Тренирующий режим совпадает с функциональной перестройкой Rcex систем организма., ЛФК направлена на совершенствование функций больного органа и согласование деятельности всех систем организма. У больных с травмами спинного мозга этот режим клинически проявляется переходом от отдельных дифференцированных движений к целостным двигательным актам. Примером может служить формирование нормально­го стереотипа ходьбы при травмах нижних конечностей. В противном слу­чае длительное время сохраняется и даже закрепляется хромота.

Величина физической нагрузки увеличивается за счет как специаль­ных, так и общеразвивающих упражнений.

Занятия проводятся в амбулаторных центрах реабилитации, загородных специализированных санаториях и на дому.

Лица, профессиональная деятельность которых связана с тонким дви­гательным стереотипом (артисты балета, цирка, спортсмены и др.), про­должают занятия по тренировочному режиму. Цель режима - адаптация к специализированной деятельности.

Занятия с ними проводят тренеры, режиссеры и другие специалисты в условиях их профессиональной деятельности.

Представленные двигательные режимы являются алгоритмом ЛФК при различных заболеваниях.

На основе этого алгоритма имеется возможность при любой патоло­гии в конкретный период заболевания поставить задачи, определить сред­ства для их решения и обосновать особенности методики.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2

Клинические проявления

Наиболее частой жалобой всех больных в ранние сроки является боль в поврежденном отделе позвоночника, охватывающая не менее 2-3-х по­звонков. Локальные боли усиливаются при движении. Достаточно посто­янным симптомом повреждения позвоночника является усиление болей при подъеме выпрямленных ног из положения лежа на спине. При ушибе, растяжении связок или переломе поперечных отростков боли не усилива­ются, тогда как при переломе тел позвонков или дужек боли резко возрас­тают. Указанный симптом имеет особенно большое значение при диагно­стике переломов позвонков в поздние сроки после травмы, когда все ос­тальные симптомы выражены не резко.

Пальпация остистых отростков на уровне повреждения болезненна. Кроме болезненности можно пропальпировать выступающий кзади ости­стый отросток сломанного позвонка. Отмечается увеличение межостистых промежутков на уровне повреждения.

Наиболее достоверным симптомом перелома тела позвонка является его клиновидная деформация, которая отчетливо регистрируется на боко­вой рентгенограмме.

 

ЛФК по щадящему режиму

Общие задачи:

• улучшение эмоционального тонуса;

• профилактика осложнений со стороны дыхательной, сердечно­сосудистой, пищеварительной системы.

Специальные:

• ускорить процессы резорбции и некроза за счет усиления обще­го кровообращения;

• улучшить трофику всех мышечных групп.

 

Особенности методики

Данный режим является наиболее методически трудным для прове­дения занятий. Сложность занятий по данному режиму заключается в том, что усиление кровообращения с целью ускорения процессов резорбции должно проводиться при условии щажения поврежденного позвонка (гипс без гипса). Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

• исключить работу мышц, напряжение которых может повто­рить механизм травмы;

• исключить изменения величины поясничного лордоза;

• исключить изменения положения таза, поскольку таз и позво­ночник составляют единую жесткую функциональную систему, и измене­ние положения таза влечет за собой изменение величины поясничного лордоза.

В первые 10-14 дней требуется максимальная осторожность в заняти­ях с больными. В этот период проводится дифференциальный диагноз травмы спинного мозга. В некоторых случаях травма спинного мозга огра­ничивается его контузией, и при щадящем лечении неврологические сим­птомы исчезают в среднем через 2 недели. Дифференциальная диагностика затруднительна, и во избежание неврологических осложнений при отечно­сти спинного мозга двигат<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.