Философия как особая форма сознания. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Философия как особая форма сознания.

2021-04-18 151
Философия как особая форма сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия как особая форма сознания.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Философия в некотором роде определяет сознание, т.е. обосновывает основные постулаты и концепции для дальнейшего существования.Т.о. ,философия–это мировоззренческая форма сознания. Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

1. признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества – разума, мышления, способности логически постигать действительность.

2. познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

3. Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества).

Таким образом, философия как наука возникла в связи с необходимостью систематизации и постижения окружающего мира. Термин философия впервые родился в др. Греции, автором является Пифагор. Философия – особая форма сознания (особые способы восприятия действительности), не наука. Первоначально сознание было единым, но позже произошла дифференциация, выделение форм. Первоначально появилось искусство, мораль, религия, спустя некоторое время – философия, наука, право, политика. Специфика философии в том, что в ней научно-теоретический и ценностный, духовно-практический способы жизнедеятельности человека объединены.

 

Специфика философского знания. Основные проблемы философии и основные разделы философского знания.

Особенности философского знания:

А) Всегда актуальны

Б) Нет общепринятых критериев доказательства

В) Во многом зависят от личности самого философа

Г) Ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире

Д) Оно хранит память о себе, но в то же время является антидогматичным

Е) Знание о всеобщем

Главный вопрос – отношение духовного и материального, познаем ли мы мир. Философские вопросы придумывает сама жизнь, это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые человек ищет не в преданиях в предков, не в вере в авторитет, а в умозаключениях разума.

Разделы:

А) Онтология – учение о бытие

Б) Гносеология – учение о знание и познание мира

В) Аксиология – учение о ценностях

Г) Логика – наука о мышление

Д) Эстетика – наука о красоте

Е) Философия истории – ставит вопрос о смысле истории, о ее движущих силах

Ж) Философская антропология – что такое человек, какого его предназначение

Сократ (469-399 до н.э.)

Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека.

Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Главная цель его философии - восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает.

Чертой этики Сократа было отождествление морали и разума. Человек поступает неправильно, потому что не знает, как правильно поступать. Эта позиция получила название этический рационализм и весьма уязвима для критики.

Фома Аквинский (1225-1274)

Области науки и веры ясно определены.Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина выше разума, но она не противоречит ему. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Предмет познания и веры и разума – бог.

Роль философии -орудие теологии.

Учение о бытии. Мир как система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Неживая природа (самая широкая), мир растений и животных, мир людей, наивысшая ступень, первая абсолютная причина – Бог.

Познание. Приоритет разума перед волей. Объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах.

Политическое устройство. Выступает против социального равенства. Лучшая форма гос-ва – монархия. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Но подчинение светской власти духовной власти.

Кант (1724 – 1804)

Работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Задача ф-фии Канта - определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики, возможно ли существование метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Т.к. в качестве образца «научного»,.е. действительного познания Кант принимает естествознание и математику, то «границы» познания устанавливаются условиями научно достоверного познания. Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». Однако из этого не вытекает то, что невозможна философия вообще на возможна как критика достоверного познания, т.е. установление его границ. В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым. Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. Кант различает: А) Не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе». Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Б) Мир  чувственных предметов, мыслимых рассудком.

В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта). Условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений.Свою ф-фию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм.

Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы. Формы чувственности – пространство и время. Формы рассудка – категории (разбитые на 4 группы). А) Категории кол-ва, Б) качества, В) отношения, Г) модальности. Формы разума – идеи: космологическая, теологическая и психологическая.

Ф-я Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.

Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т.е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождаю неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология – догматические лженауки.

Этика. Моральные нормы доопытны, заложены в человеке. Основным законом (принципом) этики Кант провозгласил категорический императив – «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество. Способность человека поступать морально, т.е. без всякого принуждения исполнять свой долг, говорит о реальности свободы. Человек живет лишь из чувства долга, не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни. Долг коренится в априорной структуре практического разума.,

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

Экзистенциализм

1. Экзистенциализм (фил-я существ-я) — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе(Кьеркегор,Ясперс,Сартр,Камю,Хайдеггер).

2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

3. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

18 Характерные черты русской философии. Славянофильство и западничество как течения русской общественной мысли XIX века

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются:

А) сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

Б) специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство;

В) целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

В) большая роль проблем морали и нравственности;

Г) конкретность;

Д) широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

А) проблема человека;

Б) проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

В) проблемы морали и нравственности;

Г) проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

Д) проблема власти;

Е) проблема государства;

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

А) период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

Б) философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

Г) философия XVIII в.;

Д) философия XIX в.;

Е) русская и советская философия XХ в.

Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).

Основными темами ранней русской философии были:

А) моральные и нравственные ценности;

Б) объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

В) государство;

Г) право;

Д) природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются: Иларион, Владимир Мономах

Философия как особая форма сознания.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Философия в некотором роде определяет сознание, т.е. обосновывает основные постулаты и концепции для дальнейшего существования.Т.о. ,философия–это мировоззренческая форма сознания. Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

1. признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества – разума, мышления, способности логически постигать действительность.

2. познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

3. Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества).

Таким образом, философия как наука возникла в связи с необходимостью систематизации и постижения окружающего мира. Термин философия впервые родился в др. Греции, автором является Пифагор. Философия – особая форма сознания (особые способы восприятия действительности), не наука. Первоначально сознание было единым, но позже произошла дифференциация, выделение форм. Первоначально появилось искусство, мораль, религия, спустя некоторое время – философия, наука, право, политика. Специфика философии в том, что в ней научно-теоретический и ценностный, духовно-практический способы жизнедеятельности человека объединены.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.