Учитесь с книгой (статьей, учебным пособием, монографией) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Учитесь с книгой (статьей, учебным пособием, монографией)

2021-04-18 112
Учитесь с книгой (статьей, учебным пособием, монографией) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сначала бегло просмотрите содержание книги, статьи, монографии. Дайте себе отчет, насколько этого материал Вам нужен, на какие вопросы он может Вам ответить.

2. Приступайте к вдумчивому сплошному чтению.

3. При чтении:

а) отмечайте основные идеи (мысленно или карандашом);

б) следите, как они развиваются, доказываются (нет ли своего материала для подтверждения или, наоборот, опровержения их, попытайтесь их сопоставить с теми знаниями, которые у Вас есть);

в) эти «смысловые» единицы, «опорные пункты» можете пронумеровать (потом выписать);

г) дайте себе отчет о связи между этими «единицами», выделите главные из них, второстепенные, уясните их последовательность, решите насколько она удачна;

д) дайте отчет в основной, ведущей работе. Выразите свое отношение к ней.

4. При сложном материале нужно еще раз вернуться к вторичному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств, целесообразно проделать их самому на бумаге.

5. Для самоконтроля правильности понимания усвоенных идей рекомендуется проделать упражнение, решить задачу.

6. В конце работы, если нет смысла конспектировать ее содержание, хорошо сделать записи основных идей.

7. При самостоятельной работе над материалом не увлекайтесь фактами, не стремитесь все их запомнить. Знайте, что основной смысл вашей работы заключается в овладении новыми идеями, которые всегда можете иллюстрировать своими примерами.


Приложение 4

Виды работы с печатными источниками:

1. Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.

2. Составление плана текста. План может быть простой и сложной. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавит каждую часть.

3. Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.

4. Цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

5. Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного смысла.

6. Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.

7. Составление справки – сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

8. Составление формально – логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного (картирование идей, ментальная карта).

9. Составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

10. Составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. 


Приложение 5

Десять условий успешной учебы (советы студенту)

Первое условие - Будь уверен в своих силах, имей горячее желание учиться, развивай острый интерес к знаниям. Нет ничего хуже в человеке, чем слабость и неуверенность в своих силах.

Второе условие - Будь внимательным. Не давай себя отвлечь во время занятий ни соседу, ни солнечному зайчику на стене, ни приятным или горьким воспоминаниям. Иначе про­пустишь что-то важное, без чего весь остальной материал потеряет ясность и интерес. Если уже что-то пропустил, то спеши тут же узнать, не откладывая на завтра.

Третье условие - Люби труд и умей хорошо трудиться. "Без труда не вынешь и рыбку из пруда",- гласит мудрая пословица. Делай все основательно, тщательно, неторопливо.

Четвертое условие - Соблюдай четкий ритм, правильно чередуй труд и отдых. Ритм для тебя будет заключаться в продуманном режиме дня, в умении быстро включаться в работу, в правильном чередовании легких и трудных предметов при подготовке к занятиям.

Пятое условие - Не заучивай материал наизусть, полагайся не только на память, учись самостоятельно мыслить. Мыслить, понимать - значит узнать причины явлений, их связь с другими явлениями.

Шестое условие - Больше используй в учебе таких верных и надежных своих союз­ников, как воображение и чувства. Когда читаешь книгу или слушаешь преподавателя, старайся живо, ярко и образно представить себе изучаемое. Не будь равнодушен к знаниям.

Седьмое условие - Будь самостоятельным в учебе. Не жди.когда преподаватель вложит в твое сознание учебный материал. Ищи, работай, занимайся систематически.

Восьмое условие - Имей дома свой уголок работы. Там должны быть расписание занятий, режим дня, необходимые учебники, пособия, книги, справочная литература и др.

Девятое условие - Постоянно ищи практическое применение своим знаниям, надо больше решать задач, выполнять упражнения, изготовлять различные поделки. Работай не только головой, но и руками. Закрепляй свои знания.

Десятое условие - Стремись разумно организовать свой труд, чтобы наилучшим образом и с меньшей затратой времени и энергии выполнять учебные задания. Решение задач, подготовка к семинарско- практическим занятиям, выполнения заданий по графику самостоя­тельной работы, участие в научно-исследовательской работе и другие визы работы требуют не только желания, но и умения, подчас - искусства. Овладевай этим умением, этим искусством.


Приложение 6

КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

Реферат (от латинского refero «сообщать») - краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т.д.

Цель реферата - дать представление о вновь возникших проблемах в соответствующей отрасли науки или производства.

Этапы работы над рефератом

Формулирование темы (актуальность и оригинальность)

Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 источников)

Составление библиографии.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана реферата.

Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

Титульный лист. Оформляется по единому образцу (см. Приложение 1).

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт, см. Приложение 2).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). Объем введения - 1-2 страницы.

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

Заключение подводит итоги работы. Оно может содержать повтор основных тезисов работы. Может содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата. Может содержать предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Список (использованной) литературы.

 

Требования к оформлению реферата

Реферат принимается в компьютерном исполнении. Общий объем реферата – 10-15 страниц (без приложений).

Размер основного шрифта 14, типа Times New Roman (при наборе на компьютере в текстовом редакторе Word), печатается в 1,5 интервале. Отступ красной строки – 1,3см. Выравнивание – двухстороннее. Переносы установлены.

Размеры полей: правого-10-15мм;

             левого-30мм;

             верхнего 20мм;

             нижнего 20мм.

Размер шрифта заголовков разделов выбирается - 14, типа Times New Roman, полужирный. Отступ красной строки – 0. Выравнивание - по центру. Заголовки разделов следует печатать прописными буквами, без точки в конце. Подчеркивать заголовки не следует.

Заголовки подразделов и пунктов следует печатать строчными буквами, кроме первой прописной, без точки в конце, кегль 14, типа Times New Roman, полужирный, курсив. Отступ красной строки – 0. Выравнивание – влево.

Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Если в тексте заголовок не умещается на одной строке, для него следует использовать одинарный межстрочный интервал. Интервал между заголовками, подзаголовками и основным текстом – двойной.

Каждый структурный компонент работы начинается с новой страницы: глава, введение, заключение, библиографический список, приложения.

Главы должны иметь нумерацию в пределах основной части работы арабскими цифрами. Подразделы (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например, 1.2 (второй параграф первой главы).

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. Название и содержание каждой должно последовательно раскрывать избранную тему. Недопустимо, чтобы одна из глав повторяла название аттестационной работы или название другой главы. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту.

В научном тексте словоупотребление должно быть максимально точным. Он не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Стиль изложения – это стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы», например, «нами установлено», «мы приходим к выводу» и т.д. Для того, чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями, например, «к проблеме социализации подходят с различных точек зрения». Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что…») и страдательный залог («разработан феноменологический подход к проблеме»).

Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашивание белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста ручкой черного цвета. Не допускаются рукописные вкладки и вклейки. Отдельные слова, формулы, условные обозначения разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом черным цветом.

Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа, номер на котором не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Библиографический аппарат в реферативной работе представляется библиографическим списком и библиографическими ссылками. Библиографический список озаглавливают как «Список использованной литературы». Источники располагаются в алфавитном порядке. Литература на иностранном языке указывается после литературы на русском языке также в алфавитном порядке. Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п. При условии, что данное исследование имеет несколько изданий, следует включать в список последнее издание.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Книги одного, двух, трех и более авторов.

Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методол.анализ. – М.: Мысль, 1999. – 237с.

Госс В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 2002. – 286с.

Зарубежная практическая психология / М.Е.Валиуллина, И.М.Городецкая и др./ Под ред. Л.М.Попова, С.В.Петрушина. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2000. – 176с.

Сборник одного автора.

Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т.Москаленко. – М.: Политиздат, 1989. – 295с.

Сборник с коллективным автором.

Непрерывное образование как педагогическая система:Сб.науч.тр./НИИ высшего образования/Отв.ред. Н.Н.Нечаев. – М.: НИИВО, 2000. – 156с.

Статья из журнала.

Логинова В.И. Телефон доверия слушает // Прикладная психология. – 2003. № 3. – С.18-19.

Тезисы, конференции, авторефераты, диссертации.

Шапатина О.В. Развитие самооценки ребенка в системе семейных отношений // Тезисы докладов Международной конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность». - Самара, 1997. - С.153-154.

Зоткин Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000. - 23 с.

Пыжикова Ж.В. Становление автономии личности старшеклассника в условиях социально-психологического тренинга: Дисс. …канд. психол. наук. М., 1999. - 136 с.

Библиографическое описание страницы в Интернете.

При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет-адрес.

Шалаев И.К. Диагностика субъектной позиции младшего школьника // www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/ pedagog_1/article8.html.

Библиографическое описание электронных ресурсов.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. По 2-му печ.изд. 1880-1882 гг. – Электрон.дан. – М.: РГГУ, ã 1999.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ.технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. - Электрон.дан. – М.: Рос.гос.б-ка, 1999. – Режим доступа: www/ rsl.ru, свободный.

В основном тексте порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, берется в квадратные скобки, например, [31]. Если по тексту приводится цитата, то в ссылке кроме номера источника по списку указывается номер страницы, откуда взята цитата, например, [31.С.151]. Если цитируемое положение приводится не полностью, то пропущенные места заменяются тремя точками. Не допускается пропуск слов, меняющих смысл фрагмента. Цитаты в тексте должны использоваться умеренно, желательно избегать больших по объему - на 0,5 стр. и больше – цитат. При необходимости же их использования рекомендуется сжато передать главную мысль своими словами, указав в скобках номер источника. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами [Цит. по:…], либо [Цит. по кн.: …], или [Цит. по ст.: …].

Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании, например, когда источник не является основным, и ссылка на него приводится только один раз. Сноски, расположенные непосредственно под текстом, отделяются от основного текста чертой и имеют порядковую нумерацию, единую для всей работы или только для одной страницы. При указании источника в подстрочном примечании (сноске), номер страницы дается после библиографического описания источника. Если несколько ссылок на один и тот же источник размещается на одной странице, то в сносках и ссылках пишут [Там же] и номер страницы, на которую дается ссылка. На каждый источник в тексте должна быть ссылка. Если источник реально анализировался, например, при выборе метода решения задачи, но был отложен как не содержащий нужных материалов, а студент хочет отметить большое количество книг и статей, с которыми он ознакомился в своей работе, он может дать в тексте ссылку такого рода «В процессе выбора наиболее приемлемого метода решения поставленной задачи была проанализирована многочисленная литература по данной проблеме [5, 6, 8, 16, 20]. Подходящий метод был найден в [16]».

Необходимо соблюдать определённые требования к оформлению иллюстрированного материала. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего документа или раздела. В последнем случае номер таблицы будет составным: номер раздела и, через точку, порядковый номер таблицы в нем (например, Таблица 2.1). Точка после номера таблицы не ставится. Нумерационный заголовок, т. е. слово «Таблица» и ее номер, следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы без знака № перед цифрой. Если в документе только одна таблица, ее нумеровать не следует и слово «Таблица» над ней не пишут. Таблицы снабжаются заголовками, которые помещаются посредине над таблицей без точки в конце. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф, составляющие одно целое с подзаголовками - со строчных. Точки в конце заголовков и подзаголовков граф, наименований, параметров в конце текста в ячейках текстовых таблиц не ставятся. Промежуточные знаки препинания в текстовых таблицах проставляются, в том числе, и точки между предложениями.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. 6»; заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дублируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Допускается более мелкий шрифт текста в таблице, чем основной текст, и меньший межстрочный интервал. На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки. Первую ссылку на иллюстрацию дают по типу «приведены в табл. 1.2», «(табл. 1.2)». Ссылки на ранее упомянутые таблицы дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. табл. 1.2».

Существует несколько разновидностей иллюстративного материала, используемого в реферате: чертеж, схема, рисунок, фотография, диаграмма, график. Иллюстрации располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки) объединяются единым названием «рисунок». Иллюстрация обозначается словом «Рис.» с номером, которое помещают под иллюстрацией. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего документа или раздела. Если в документе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут. Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью и при необходимости дать пояснение деталям иллюстрации. На все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки. Первую ссылку на иллюстрацию дают по типу «приведена на рис.1.2», «(рис.1.2)». Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. рис.1.2». Номер рисунка и название выравнивают по левому краю с абзацным отступом. Шрифт номеров и названий рисунка может быть мельче шрифта основного текста, а межстрочный интервал рекомендуется одинарным.

Ссылки в тексте на таблицы, рисунки, а также ссылки на главы или страницы пишутся сокращённо и без номерного знака: рис.2, табл.3, гл.1, С.16.

Приложения оформляются как продолжение реферативной работы на последующих её страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Ссылки в основном тексте употребляются со словом “смотри”. Они обычно сокращаются и заключаются вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5). Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и его номер, обозначающий его последовательность, например, «Приложение 2». Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают под словом «Приложение» посредине страницы с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

При оформлении реферативной работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту.

Критерии оценки реферата

Актуальность темы исследования. Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота использования источников. Соответствие оформления реферата стандартам.

Примерная тематика рефератов

по дисциплине «Психология и педагогика»

1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке.

2. Проблема личности в основных психологических школах ХХ века.

3. Психологические свойства и интегральные характеристики человека.

4. Этапы в развитии личности. Критические периоды или кризисы в развитии личности.

5. Мышление как психологический феномен.

6. Сознание как высшая ступень развития психики. Сознание и подсознание.

7. Воображение и творчество.

8. Самосознание и самооценка.

9. Роль эмоций в жизни человека.

10. Свобода воли и личная ответственность.

11. Стратегии, тактики и виды общения.

12. Интимные межличностные отношения.

13. Жизненные сценарии в судьбе человека.

14. Психологические основы экономического поведения.

15. Психология денег.

16. Поведение потребителя.

17. Психология рекламных имиджей и брэндов.

18. Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.

19. Современные реформы в российской системе.

20. Основные дидактические концепции.

21. Принципы и закономерности обучения.

22. Активные методы обучения.

23. Воспитательное воздействие и закономерности воспитания.

24. Обзор зарубежных концепций воспитания.

25. Психолого-педагогические факторы внутрисемейного воспитания.

26. Педагогика сотрудничества.

27. Профессиональное общение.

28. Народная мудрость о психологии обучения и воспитания.

29. Агрессия, причины возникновения.

30. Методы и средства психологического воздействия в группе.

31. Структура личности.

32. Трансактный анализ Э.Берна.

33. Стресс. Пути выхода из стрессовой ситуации.

34. Лидеры и изгои: взаимоотношения и особенности их поведения

35. Конфликт: виды, причины и способы разрешения.

 

Список рекомендуемой литературы


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.