Тема 3. Техника публичного выступления — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 3. Техника публичного выступления

2021-04-18 148
Тема 3. Техника публичного выступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Техническая подготовка выступления

- Сколько времени отведено вам для вашего выступления?

- При выступлении в помещении: Как оно обустроено? Каковы его размеры?

- При выступлении на улице: есть ли мешающие факторы (погода, движение транспорта, шум)?

- Будет ли микрофон? Нужен ли он вам?

- Будете ли вы выступать сидя или стоя?

- Будет ли трибуна (или подиум)?

- Если выступающих несколько, каким по счету будет ваше выступление?

- Если ваше выступление является частью программы, продолжающейся целый день, на какое время оно назначено: с утра, до или после обеда, ближе к вечеру?

Основной тезис выступления

Основной тезис выступления – это основная мысль вашей речи, заключенная в одно предложение.

Требования к тезису:

- Должен быть обозначенным в тексте выступления («моя основная задача…, основной упор моего выступления…, моя главная мысль…»)

- Должен содержать глагол, точно определяющий цель вашего выступления («проинформировать вас…, рассказать вам о…, показать вам…, убедить вас…., призвать вас…, заверить вас…, продемонстрировать вам, что…»

- Должен определять конкретное действие, к которому вы призываете аудиторию, если целью вашего выступления является «призыв к действию»

- Должен быть кратким и выразительным – каждое слово должно быть весомым

Примеры основных тезисов

- Если цель вашего выступления – описание, используйте такие слова, как СООБЩИТЬ, ПРОИНФОРМИРОВАТЬ, ПОКАЗАТЬ.

- Главное, что я хотел бы сегодня сделать, - это сообщить вам о состоянии проекта «Х».

- Если ваша задача заключается в убеждении, используйте такие слова, как: ПРИЗЫВАТЬ, УБЕДИТЬ.

- Цель моего сегодняшнего выступления – убедить вас в том, что для достижения целей проекта «Х» необходимо немедленное увеличение его финансирования.

Сигналы внимания

1. Задать вопрос аудитории

2. Сослаться на хорошо известное событие

3. Использовать личный опыт

4. Привести цитату

5. Сослаться на предыдущего выступающего

Переходы - связки

В КОНЦЕ ВСТУПЛЕНИЯ:

«… а теперь перейдем к первой стоящей перед нами проблеме: я расскажу вам о том, почему…»

МЕЖДУ РАЗДЕЛАМИ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ:

«… а теперь обратимся ко второму вопросу, на который мы хотели бы получить ответ, вопросу о том, каким образом…»

«… и наконец, последняя, третья задача, стоящая перед нами…»

ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«… остановившись на трех основных проблемах, стоящих перед нами, я хотел бы теперь перейти к заключению…»

Стратегия построения выступления

¨ ВСТУПЛЕНИЕ (15% ВРЕМЕНИ)

- Сигнал внимания

- Цель выступления

- Основной тезис

- Обзор выступления (кратко охарактеризуйте каждый раздел выступления)

¨ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (75% ВРЕМЕНИ)

- Подробная характеристика каждого раздела

¨ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (10% ВРЕМЕНИ)

- Повтор основной идеи

- Суммирование ключевых моментов

- Призыв к действию / постановка задачи

Технология работы над публичным выступлением

Публичное выступление можно разбить на фазы:

1. Докоммуникативная фаза (подготовка).

2. Коммуникативная фаза (собственно выступление).

3. Посткоммуникативная фаза (анализ).

Докоммуникативная фаза

Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д.

1. Тема выступления. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы выступления. Здесь возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, то есть тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самостоятельно. При этом следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес и для выступающего, и для слушателей. Тема не должна быть перегружена проблемами, не должна быть слишком широкой: достаточно рассмотреть два-три вопроса, объединенных одной идеей.

2. Название выступления. Выбрав тему, необходимо продумать ее формулировку. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Следует избегать длинных формулировок, названий, включающих незнакомые слова. Общие названия также требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий оратор.

3. Цель выступления. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Надо иметь в виду, что цель речи формулируется не только для себя, но и для слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.

Цели могут быть разными: информирование, научение, предоставление определенных сведений; формирование убеждений, представлений, которые могут стать мотивами поведения; оказание эмоционального воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, то есть, например, выступление может быть направлено на информирование слушателей и на воздействие на них. Отсюда вытекают и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать его на протяжении всего выступления, захватить своей речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге — сформировать модель поведения.

4. Подбор материалов. Следующий этап подготовки публичного выступления — подбор материалов для ораторской речи. При подготовке к выступлению можно пользоваться следующей литературой:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари

по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические

сборники;

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов.

Возможно использование информации из передач радио и телевидения, результатов социологических опросов. Собственные знания и опыт, личные контакты и беседы, размышления и наблюдения также могут стать материалом для ораторской речи. Для того чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать несколько источников.

5. Изучение и анализ информации. Важнейший этап подготовки публичного выступления — изучение отобранной литературы. Из книг, журналов, газет выбирается то, что можно использовать в речи. Необходимо выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или
иному вопросу, проанализировать собственные идеи с позиции будущей аудито­рии.

6. Оценка аудитории. Очень важно сделать предварительную оценку со става слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортное ощущение у оратора, если он психологически к ней не готов. В связи с этим следует по возможности выяснить, где будет происходить выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей; наличие микрофона; трибуны; стола; размер и интерьер зала, а также время вы­ ступления (утро, вечер); отношение выступления к другим выступлениям, если их несколько.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории во­обще, а определенным группам людей, имеющих свои интересы и цели. Поэтому прежде всего следует учитывать мотивы, которые могут быть у слушателей в аудитории; и интеллектуальные, моральные, эстетические интересы; степень их знакомства с данным вопросом. Готовя выступление, необходимо предста­вить себе, как воспримут его слушатели, и что им будет непонятно.

7. Работа над содержанием выступления. Работа над содержанием вы­ступления включает составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работу с материалом, над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением частей выступления.

Рекомендуются следующие основные формы работы над выступлением:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Тезисы: краткий конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.

4. Развернутый план с цитатами.

5. Краткий план.

6. Речь без обращения к письменному тексту.

Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, в его ходе устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который заранее подготовлен. Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученые выделяют несколько типов информации, в том числе содержателъно-фактуальную и содержательно- концептуальную. Содержательно-фактуальная информация представляет собой сообщение о фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение к ним со стороны других людей. Содержательно- концептуальная информация — это выражение индивидуального понимания отношений между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-следственных связей, значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.

Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей выступления, направленности на учет интересов потребностей аудитории.

При подготовке к публичному выступлению необходимо работать с разными источниками: трудами философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического и теоретического материала, выражение личного отношения к нему, а также оригинальность интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, она активизирует внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.

8. Репетиция перед выступлением. Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения, и в первую очередь на образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание на дикцию – ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.

9. Внешний вид оратора. Необходимо отметить, что успешность выступления в значительной степени зависит от того, как выглядит оратор, от его внешнего вида. Чистый новый, отглаженный костюм, выражающий (но не слишком категорично) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного настроя аудитории относительно предстоящего выступления.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.