Тема 1. Вуз и специфика обучения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 1. Вуз и специфика обучения

2021-04-18 104
Тема 1. Вуз и специфика обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обучение в высшем образовательном заведении осуществляется по установленной образовательной программе (какие дисциплины будут изучать студенты, в какой последовательности, в каком объеме и т.п.). Государственный образовательный стандарт - это утвержденный Правительством Российской Федерации документ, которые устанавливает:

- обязательный минимум содержания образовательных программ по всем специальностям и направления высшего профессионального образования;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников.

Обучение по любому направлению включает три взаимосвязанных уровня или ступени. Поэтому новую систему высшего образования называют многоуровневой или многоступенчатой.

На первом уровне все студенты в течение двух лет осваивают дисциплины, которые направлены на развитие общей культуры обучающегося, таких как философия, история, культурология, экономика и др.

Второй уровень - бакалавриат - включает в себя первый базовый уровень и дополняется образовательной программой, направленной на освоение студентами общепрофессиональных знаний, необходимых для обучения по всем профилям подготовки, объединенным данным направлением. Общий срок освоения образовательной программы бакалавриата составляет 4 года. Студенту вручается документ государственного образца - диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается разновидность квалификации - академическая степень «бакалавр»

Третий уровень - специалитет - со сроком обучения 5 лет, по окончании выпускнику присваивается квалификация «дипломированный специалист».

Четвертый уровень - магистратура - срок обучения 6 лет с присвоение квалификации «магистр».

В настоящее время в России высшие учебные заведения могут быть:

♦ государственными (созданы органам государственной власти);

♦ - муниципальными (учреждены органами власти крупных городов);

♦ негосударственными (учредителями являются частные лица, общественные и т.д.).

Обязательным для всех вузов является наличие лицензии. Это официальный документ, выданный государственным органом управления высшим образования и дающий разрешение на ведение образовательной деятельности в данном вузе.

Законодательно установлено несколько видов высших учебных заведений:

- у ниверситет - большие многопрофильные вузы, в которых ведется подготовка кадров для самых разных отраслей экономики, науки и культуры;

- академия - высшие учебные заведения, в которых ведется подготовка по широкому спектру направлений и специальностей, но преимущественно в одной из областей наук (например, юридическая академия, медицинская академия и т.д.)

- институт - высшее учебное заведение, где готовят специалистов по нескольким направления знаний или специальностям. Институт может существовать и как самостоятельное учебное заведение, и как часть университета или академии.

Руководитель вуза - ректор. Его заместители - проректоры. Руководитель и проректоры составляют руководящий орган вуза - ректорат.

Внутри вуза образовательная и научная деятельность ведется в рамках факультетов. Руководит работой факультета - декан. Он возглавляет службу - деканат, которая занимается всеми организационными вопросами повседневной жизни факультета: оформляет и ведет документы, которые необходимы для учебного процесса. Именно в деканат чаще всего обращаются студенты по всем вопросам, какие у них возникают в процессе обучения.

Преподаватели, работающие на факультете, объединяются в кафедры. Кафедра является основным учебным и методическим подразделением вуза. Возглавляет кафедру заведующий. Начинающие преподаватели называются ассистентами. Проработав несколько лет, преподаватель может перейти на должность старшего преподавателя. Если преподаватель ведет активную научную работу и защищает по ее результатам кандидатскую диссертацию, то получает ученое звание доцента.

Формы обучения: лекция и семинар

Лекция.

Условия успешного конспектирования:

♦ Не старайтесь записать все.

♦ Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами.

♦ Учитесь отделять на слух главное от второстепенного.

♦ Схемы, таблицы заносить полностью.

♦ Использовать подчеркивания, значки.

♦ Оставлять в тетради поля для уточнения, комментариев.

♦ Использовать красную строку для выделения смысловых частей в записях.

♦ Выработать собственную систему сокращения.

♦ Сразу после лекции постарайтесь просмотреть записи и по свежим следам восстановить пропущенное.

Лекция - это не весь материал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его «вызубрили». Прежде всего это - «путеводитель» в дальнейшей самостоятельной работе.

Семинар служит дополнение к лекционному материалу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы, проводится в каждой студенческой группе отдельно.

Особенностью семинара является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов. Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов.

Виды и формы контроля.

Зачеты предполагают устные, письменные или практические формы контроля. Преподавателю предоставляется право поставить зачет-автомат.

Экзамены сдаются в период экзаменационных сессий. Проводятся по билетам в устной или письменной форме.

Если студент имеет неудовлетворительные оценки или незачеты по каким то дисциплинам, ему предоставляется право их пересдачи. По одному и тому же предмету допускаются не более двух пересдач: первый раз - тому же экзаменатору, второй - комиссии, назначенной заведующем кафедрой. Студенты, не пересдавшие экзамен или зачет в установленный срок, подлежат отчислению.

 

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

В период обучения в вузе студенты выполняют различные виды самостоятельной работы:

I. Самостоятельные работы репродуктивного типа, в которых студенты оперируют уже имеющимися знаниями. К этому типу относятся следующие виды самостоятельной работы:

а) воспроизводящие – задания на актуализацию ранее усвоенных знаний (выборочное чтение, повторение, комментирование и т.д.). Этот вид самостоятельной работы выполняет важную функцию «предупреждение забывания» (К.Д. Ушинский), подготавливает студентов к усвоению нового материала и способствует включению его в систему ранее усвоенных знаний;

б) тренировочные, в которых предусматривается не столько простое воспроизведение изученного, сколько применение усвоенных правил, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, придумывание самостоятельных примеров и др.;

в) проверочные, отличающиеся широкой вариативностью, органически включаемых в процесс овладение новыми знаниями их использования. В этих целях используются разнообразные технические средства.

II. Самостоятельные работы познавательно – поискового (эвристического) типа, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по темам, которые лекционно не изучаются.

Самостоятельные работы этого типа включают целый ряд видов:

а) подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями становиться перед неизвестными явлениями, задачами, этот вид работы к постановке новой познавательной задачи, содействует созданию проблемной ситуации;

б) констатирующие. К ним относятся работы, включающие познания и описание новых факторов и явлений действительности (т.е. конспектирование указанной по теме литературы);

в) экспериментально – поисковые. К ним относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;

г) логически – поисковые. Это разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.

III. Самостоятельные работы учебно – исследовательского и научно – исследовательского характера.

На протяжении первого курса студенты получают знания о научных исследованиях и их элементах, приобретают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.

В лекционных курсах студентам первого курса впервые освещаются вопросы:

 - объект и предмет науки,

 - методы исследований,

 - проведение эксперимента,

- использование современной научной аппаратуры,

- методы математический обработки результатов эксперимента, использование электрон­но - вычислительной техники,

- методы определения эффективности научной работы,

- система внедрения результатов научных исследований в практику.

- информационная патентно - лицензионная работа и т.д.

Все это служит фундаментом для организации и развертывания учебно- исследовательской и научно- исследовательской самостоятельной работы студентов.

Основными видами учебно- исследовательской работы первокурсников являются.

 - реферирование отдельных тем изучаемых курсов,

- перевод с английского - языка мировой науки - научных статей по проблемам изу­чаемых дисциплин,

 - составление библиографии по отдельным темам,

- изготовление по заданиям преподавателей схем, плакатов, диаграмм,

- разработка дидактических материалов для кабинетов,

- участие в подготовке лекционного демонстрирования,

- конструирование приборов,     

- разработка проектов оборудования,

- выполнение заданий с элементами творческого поиска,

- составление программ для ЭВМ и другие.

Также студенты привлекаются к научно- исследовательской творческой работе (НИРС), ее виды:

 - индивидуальная работа на кафедрах,

- работа в студенческих научных кружках,

- участие в выполнении договоров о творческом содружестве с предприятиями и учреждениями,

- подготовка научных докладов,

- участие в конкурсе научных работ студентов,

- выступление с научным сообщением на студенческой научной конференции и другие.

В ходе выполнения исследовательских, творческих работ проявляется самый высокий уро­вень самостоятельности и познавательной активности первокурсника. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.

В творческой работе проявляются:

1)понимание цели работы,

2) выдвижение и обоснование гипотезы,

3) определение методов исследования,

4) проведение работы по проверке гипотезы,

5) внесение корректив.

6) выводы по проблеме,

7) постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе),

8) изменение способа решения

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.