Лингвистическая антропология: Э. Сепир, Б.Уорф. Московский лингвистический кружок. Холистиская линия в структурализме: Э. Лич. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Лингвистическая антропология: Э. Сепир, Б.Уорф. Московский лингвистический кружок. Холистиская линия в структурализме: Э. Лич.

2021-04-18 228
Лингвистическая антропология: Э. Сепир, Б.Уорф. Московский лингвистический кружок. Холистиская линия в структурализме: Э. Лич. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эдвард Сепи́р - (1884-1939) - американский лингвист и этнолог. Сепир интересовался психологическими аспектами анализа языка. По мнению Сепира, язык, культура и личность сливаются в единое целое; язык – это «символический ключ к поведению», потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления.

В своих работах Сепир высказывал некоторые идеи, близкие «гипотезе лингвистической относительности», которую затем наиболее последовательно сформулировал Бенджамин Ли Уорф. Поэтому эта гипотеза известна под названием гипотеза Сепира — Уорфа.

Бенджамин Ли Уорф - (1897-1941) - американский лингвист, специалист по языкам американских индейцев.

Гипотеза Сепира — Уорфа - гипотеза лингвистической относительности — концепция, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике).

В популярной статье 1940 года Уорф сослался на эскимосские названия снега: "У нас, англоговорящих, одно слово для падающего снега, лежащего снега, уплотнённого снега, талого снега, гонимого ветром снега — в любой ситуации. Для эскимоса подобное общее слово почти немыслимо."

Эта парадоксальная гипотеза, постулирующая прямую зависимость категорий мышления от категорий языка, оказала крайне стимулирующее воздействие на развитие таких дисциплин, как этнолингвистика, психолингвистика, общая семантика и грамматическая типология.

Московский лингвистический кружок - научное общество, основанное в 1915 по инициативе студентов-филологов Московского университета и просуществовавшее до 1924. М. л. к. ставил своей задачей разработку вопросов лингвистики, а также фольклора и этнографии. Члены кружка видели главную цель в привлечении нового материала или в разработке старого с новых позиций. Одной из существенных задач М. л. к. считал популяризацию лингвисти­чес­ких знаний и методов. Одним из основных направлений деятельности М. л. к. было всестороннее исследование поэтики. Большую роль в деятельности М. л. к. играли летние экспедиции его членов, большей частью сочетавшие собирание диалектных материалов с записями фольклорных текстов и этнографическими наблюде­ни­я­ми. Эти материалы позволили, в частности, уточнить некото­рые вопросы класси­фи­ка­ции русских диалектов и их границы. Экспедиция 1921—22 под руководством Яковлева, Л. И. Жиркова и Е. М. Шиллинга провела изучение северокавказского языкового и этнического ареала (что легло в основу трудов Яковлева по бесписьменным кавказским языкам и по созданию национальных письменностей для многих народов Северного Кавказа). В 1918 М. л. к. выработал проект диалектологического атласа русского языка, включённый в программу Московской диалектологической комиссии, и начал по нему подготовительную работу.

Эдмунд Лич - английский социальный антрополог, наиболее известный своими исследованиями обществ Юж. и Юго-Вост. Азии, а также исследованиями символизма и мифологии. Основной предмет его интереса — социальная структура и возможность применения для ее изучения математических моделей (Л. называл свой подход “этнографической алгеброй”). В частности, при изучении терминологии родства он разработал гипотетическую модель социальной структуры, базирующуюся на семи принципах, и предпринял попытку рассмотреть совокупность эмпирических фактов как модификацию этой модели. В нач. 50-х гг. Л. провел ряд полевых исследований в Курдистане, на Цейлоне и Борнео, опубликовав этнографические отчеты.

    В 1961 Л. опубликовал одну из важнейших своих работ “Переосмысливая антропологию”, где подверг критике господствовавшую в английской антропологии радклифф-брауновскую версию структурного функционализма, делавшую упор на понятия социальной интеграции и социального равновесия; он считал, что этот теор. подход отрицает способность общества к изменению. В качестве альтернативы он предлагал использовать достижения французского структурализма. Л. сыграл важную роль в популяризации в Англии работ Леви-Стросса и в 60-е гг. опубликовал ряд работ, где исследовались под таким теоретическим углом зрения системы родства, мифология и символизм.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.