Цель раздела: выявление специфики человеческого бытия в мире, обнаружение сущностных характеристик человека, рассмотрение проблем аксиологии. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Цель раздела: выявление специфики человеческого бытия в мире, обнаружение сущностных характеристик человека, рассмотрение проблем аксиологии.

2021-04-18 154
Цель раздела: выявление специфики человеческого бытия в мире, обнаружение сущностных характеристик человека, рассмотрение проблем аксиологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема человека

Проблема человека в историко-философском контексте уже рассматривалась в предыдущих разделах курса. Более того, эта проблема подробно рассматривается в курсе «Культурология». Здесь мы остановимся только на отдельных ее аспектах.

Существует разное смысловое содержание термина «человек», в различных языках народов Европы.

 Homo sapiens- (лат. термин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха)) человек есть тварное существо из праха.

 Man – в западноевропейских языках произведено от «manus» (рука), т.е. подчеркивается отличительная особенность человека - освобожденная от передвижения и “умелая” верхняя конечность. 

Человек – в славянских языках слово человек имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть человеческого лица, приближающая его к творцу – способность мыслить и творить согласно замыслу.

Таким образом, даже этимологические характеристики человека в разных культурах несут различную смысловую нагрузку. Философская антропология изучает человека, как особый род сущего. Категория «человек» с философской точки зрения есть: во-первых, абстракция, которая отражает общее, существенное, свойственное особому биологическому виду; во-вторых, это название человеческого рода. Еще И.Г. Фихте отмечал, что понятие человек относится не к единичному человеку, а ко всему человеческому роду. Человек есть результат природной эволюции, субъект и объект общественно – исторического процесса и самой разнообразной творческой деятельности; в-третьих – это название отдельного индивида – представителя человеческого сообщества, на что обратил внимание еще Аристотель. Отдельный человек (индивид) - это определенная субстанция – носитель разнообразных атрибутов: социальных,  национальных, духовных, деятельных,  рациональных, иррациональных, политических и т.д. Отдельный человек оценивается и с гуманистически-нравственных позиций.  В действительности, человек многогранное и сложное существо, заключающее в себе прямо противоположные качества: конечное - бесконечное, природное - социальное,  сознательное - бессознательное,  материальное- духовное и т.д. Перед философами всегда стоял вопрос: каким существом является человек – материальным или духовным? В истории философии, исходя из ответа на этот вопрос сформировались две концепции:

а) натуралистическая (абсолютизировала природные качества); б) идеалистическая (приоритет отдавала духовным качествам). Сегодня утвердилось убеждение, что в реальном человеке заложено две программы:

1) инстинктивная; 2) социально-культурная. Он одновременно принадлежит и животному миру, и к социальному. Необходимо различать природные и социальные начала в человеке, а также понимать их соотношение, которое связанно с разработкой и разграничением таких понятий, как:

а) «природа «человека»;

 б) «сущность человека».

1. Природа – основа жизненных качеств человека. Вне человеческой природы нет человеческого духа, человеческой души. Без телесности не существует духовности. Понятие «природа человека» указывает на природные качества:  связь с неживой природой, связь с живой природой, связь с космосом, на его физиологические, физико-химические и др. свойства.

 2. Понятие «сущность человека» отражает его особенность в сопоставлении с другими живыми существами. Сущность человека не совпадает с его природой. Родовыми характеристиками человека являются: а) трудовой способ существования; б) общение с помощью второй сигнальной системы (язык); в) сознание. Вечные человеческие качества: разум, духовность, социальность, творчество трансформируются противоречивым образом в процессе исторического бытия. Понятие «человек» шире, чем понятие «сущность человека», а само познание феномена человека – неисчерпаемо, как неисчерпаемы формы и способы его существования, развития, отличающие его от других живых существ. Человек – существо универсально творческое, эта творческая деятельность проявляется в ее разнообразных проявлениях. Человек есть феномен, который творчески развивается в процессе взаимодействия с окружающим миром. Благодаря наличию творческого начала, человек находится в процессе постоянного преобразования. Понятие «Человек» отображает в своем содержании конкретно - исторические, социальные, национальные типы людей. (человек античной или феодальной эпохи; древний грек, римлянин, современный русский, украинец, лицо «кавказской национальности» и т.д.).

 Личность - объект и субъект общественной жизни. Наряду с понятием «Человек» в философии широко применяются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

Понятие «индивид», хотя правильнее говорить индивидуум (лат. individuum – неделимое, особь) обозначает неделимую дальше частицу какого-то целого, в данном случае это «социальный атом». Смысловое значение понятия «индивид» включает в себя три значения: во-первых, принадлежность к человеческому роду, социальной группе; во-вторых, отдельного представителя, социального целого («один из…»); в-третьих, носителя качеств человека, как природно-социального существа.

 Понятие «индивидуальность» характеризует качества, отличающие одного индивида от других, его особенные, уникальные свойства, т.е. уникальность и неповторимость конкретного человека во всем богатстве его качеств и свойств. Таким образом, индивидуальность – это не просто «атомарность» человека, а характеристика его единичности и своеобразия. Каждый из нас неповторим в этом мире. Феномен индивидуальности образуется в результате синтеза: природных, (биологических), духовных, социальных различий между ними. Природные различия проявляются спецификой соматических (телесных), психических свойств, унаследованных и приобретенных в процессе онтогенеза (принадлежность к сущему). Социальные различия обусловлены принадлежностью к конкретной социальной и профессиональной структуре: а) местом проживания; б) условиями жизни и другими факторами. Индивидуальность проявляется в автономии индивида, в способности к свободной, творческой деятельности, к самостоятельному принятию собственного решения.

Человек приобретает свою индивидуальность и неповторимость в процессе развития. Процесс индивидуализации носит динамический характер. Он начинается с приобретения своего собственного бытия, которое впоследствии вплетается в систему социальных и духовных отношений, которые в дальнейшем образуют основу индивидуального бытия. Смысл человеческой жизни заключается в создании условий для формирования человеческой индивидуальности, которая утверждает: «Я такова!».

Понятие «личность» (персона) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем стало обозначать самого актера и его роль. Всякая роль связана с перевоплощением, вхождением в иное «Я». В поведении людей есть нечто заданное обществом, его нормами, запретами, традициями. Это делает человека актером на великой сцене жизни. В дальнейшем, у римлян слово «персона» употреблялось в понимании определенной социальной функции, роли, (личность отца, царя, судьи). Постепенно слово «персона» превратилось в термин, общее выражение, существенно изменив свой первоначальный смысл. Современное осмысление личности также не является однозначным. Это объясняется разными теоретическими подходами к ее пониманию. Есть несколько подходов к пониманию личности.

1. Ролевая концепция личности – (Д. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс и др..). Они утверждают, что личность - есть функция от множества социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Теория ролей оптимально описывает адаптационную сторону жизни индивида, но недооценивает в ней творческое личностное начало.

 2. Модель личности, постоянно обороняющейся от общественного воздействия и находящейся в конфликте с социальным окружением. Концепция возникла под влиянием З. Фрейда, рассматривавшего человека в качестве существа, имеющего фундаментальные потребности, а общество – как систему запретов, табу. Данная концепция позволяет выявлять устойчивые механизмы и типы поведения личности в разных социально-исторических условиях.

3. Концепция личности, как система реакций на различные стимулы. (Д. Хоманс, Б. Скинер и др.) В соответствии с ней в обществе не может быть независимого автономного индивида, т.к. поведение каждого обуславливается и контролируется социальной средой (через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации). Любой индивид в своей деятельности исходит из своего интереса. В связи с этим, если его творение стимулируется положительно – то он будет лоялен, доброжелателен; если не получит признания – скорее всего будет агрессивен, настроен дезорганизующе.

Но так или иначе, а в современном философском понимании личностью называется прежде всего то, что относится к социальной составляющей человека:  она имеет права и обязанности, играет социальные роли, выполняет общественные функции. Таким образом, понятие личности применяется для обозначения:

а) человеческого индивида, как субъекта отношений и сознательной деятельности; б) устойчивой системы социально значимых и духовных качеств, характеризующих индивида, как члена общества. Следовательно, понятие «личность» отражает социальную и духовную стороны человека, меру социального в нем. Личностью человек не рождается, а становится в процессе жизнедеятельности и общения.

    Человек – это биосоциальное существо, порождение сложного процесса, который называется «антропосоциокультурогенез». Этот сложносоставной термин означает, что человек, возникший в ходе естественной эволюции, является носителем противоположных тенденций, складывающихся и образующих его «сущностные силы». Он одновременно является и творцом, и творением культуры. Создавая социальные структуры, формы связей с другими, он развивает самого себя и создает вторую реальность, именуемую культурой.

    Человек принципиально двойственен, он дуален по природе своей; тело-душа, чувства-разум, индивидуалист-коллективист: преследует свои собственные интересы, но стремится к общественному признанию, живет в бессознательном, в сновидческом мире иллюзий, но реализует свои мечты в реальности.  В его натуре не просто мирно сосуществуют, а борются два начала – биологическое, влекущее его к удовольствиям, и социальное, ограничивающее это влечение через систему запретов. Вся диалектика мира сосредоточена в сущности человека и именно благодаря напряжению, возникающему внутри человеческой сущности, создается все многообразие культурного пространства. Человек – центр бытия, он позволяет бытию пройти через него и раскрыть все свои возможности в пространстве и во времени. В этом уникальность человека. Именно он создает порядок из хаоса мироздания, обнаруживая структуры, с помощью которых можно упорядочить мир. Одна из таких структур – система ценностей.

4.2. Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации

Философское учение о ценностях называется «аксиология» (от греч. axios – ценности и logos – учение). Это особый раздел философии, где всесторонне исследуется проблема ценностей. Со времен античности и по сей день нет единства во взглядах различных философских школ и течений по основному вопросу аксиологии: является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности. Другими словами, или: а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе; б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера. В зависимости от понимания природы ценностей, было создано несколько теорий.

1.Натуралистический психологизм – ценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а также психологических потребностей людей. Следовательно, каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

2.Аксиологический трансцендентализм – ценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т.е. “сознание вообще”. При данном подходе ценности не зависят от человека.

3.Персоналистический онтологизм – в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т.д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. Они тем значимее, чем долговечнее и больше приносят удовлетворения. Высшей ценностью является любовь к Богу. Таким образом, в различных течениях современной философии природа ценностей понимается неоднозначно. Существуют разные точки зрения: а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений); в) ценность - как норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец); г) ценность – как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества. Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки – осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей. Все ценности различаются:

во-первых, по времени их существования: - конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);

во-вторых, по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп: а) материальные (экономические); б) социально-политические; в) духовные.

Материальные  ценности включают в себя:  производственно-потребительские или утилитарные; отношения к собственности;  обеспечение быта и т.д. Социально – политические ценности:  представления о социальной справедливости; представления о свободе;  представления о правах человека;  представления о роли и функциях государства;  представления о роли политических партий, движений, объединений и т.д.

 Духовные ценности: нравственные (этические);  правовые и политические; эстетические; религиозные;  гносеологические. в третьих, по носителю: а) общечеловеческие; б) национальные; в) групповые; г) индивидуальные или личностные; в-четвертых, по значимости: а) абсолютная ценность; б) высшие; в) специфические и др. Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему. В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации, абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье (Гуманистические ценности) Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в «Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ. «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья» Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла. Ценности - это система координат, которые обозначают приоритетные для человека и человечества направления развития.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «антропосоциокультурогенез»?

2. Что собой представляют «сущностные силы» человека?

3. Почему человек принципиально двойственен?

4. Что такое аксиология?

5. «Человек- Общество-Культура»: почему эта связь является единой системой?

6. Какова классификация ценностей?

7. Что такое гуманизм?

 

Тестирование

 

1. Укажите сферу философского знания, обращенную к изучению человека:

 1) гносеология; 

2) философская антропология  

3) онтология; 

 4) социальная философия.

2. Из приведенного перечня выделите философов ХХ в., сделавших индивидуальное бытие человека объектом философского интереса:

 1) М. Хайдеггер  

2) Н.А. Бердяев   

 3) Б. Рассел;  

4) З. Фрейд   

5) Ж.-П. Сартр   

 6) К. Поппер;  

7) Л. Витгенштейн; 

 8) Э. Фромм  

3. Выберите высказывание, которое наиболее точно характеризует природу человека:

 1) природа человека определена исключительно его принадлежностью к миру живого; 

2) природа человека определена взаимодействием биологического и социального начал  

3) человек противостоит природе и является существом исключительно социальным;

4) природе человека присущ непреодолимый дуализм природного и социального начал.

 

4. Укажите направления в философии ХХ в., сделавшие экзистенциальные проблемы бытия человека объектом специального анализа:

 1) постпозитивизм;  

2) экзистенциализм  

3) психоаналитическая традиция  

4) структурализм;

  

5.Укажите фундаментальные характеристики общества как системы. Общество – это…

 1) саморазвивающаяся система  

 2) система индивидов, социальных групп и социальных институтов   

3) самоорганизующаяся система;

4) закрытая система;

5) самодостаточная система.

 

6. Что, на ваш взгляд, является критерием гуманности общества?

1) степень защищенности от преступного мира

 2) возможность получить желаемое образование;

 3) степень свободы;

4) уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей личности  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Электронное учебное пособие по дисциплине «Философия» разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню бакалавриата 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление.

В электронном учебном пособии содержатся материалы лекционного курса, вопросы для самоподготовки, тестовые задания. Приведен глоссарий основных терминов и список рекомендованной литературы. Рассмотрены вопросы специфики философского знания, логики развития мировой философской мысли, основных философских проблем бытия, познания, человека, общества и культуры.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Марков Б.В. Философия. Учебник / Б.В. Марков - СПб.: ПИТЕР, 2012. – 380 с.

2. Сербенко Н.И. Современная зарубежная философия. Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. /Н.И. Сербенко – СПб.:2010 – 154 с. СПб.: ФГОУ ВПО СПГУВК, 2010. - 152 с

3. Спиркин А.Г. Философия..Учебник 3-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Спиркин – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.

4. Фролов И.Т.. Философия..Учебник / И.Т. Фролов – М.: Культурная революция, 2007. – 623 с.

. -


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.