Не эту производственную сторону дела, а внутреннюю, творческую, — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Не эту производственную сторону дела, а внутреннюю, творческую,

2021-03-18 108
Не эту производственную сторону дела, а внутреннюю, творческую, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определяющую истинные пристрастия и дорогу режиссера

Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 304—05.

74

в это время. Товстоногов был ≪болен≫ Достоевским, он был ему

Нужен, чтобы найти желанный синтез психологической наполненности

И театральной образности.

≪Униженные и оскорбленные≫ —спектакль обнаженной социальной

Мысли, резких сценических контрастов и внутреннего

Гнева. Он настойчиво требовал сочувствия к человеку. Его

Гуманизм был неистовым и страстным. Поэтому режиссера не

Устраивал финал романа, его утешительная интонация, христианское

Смирение Ихменевых. Товстоногов хотел закончить спектакль

Открытым вопросом ко всем, кто готов потревожить свою

совесть: ≪Да почему это? Почему бедны люди?.. И хочется

Всем сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дите, чтоб

Не было вовсе слез от сей минуты ни у кого, и чтобы сейчас же,

сейчас же это сделать, не отлагая и несмотря ни на что...≫

Эти слова произносил в спектакле Иван Петрович, взяв их

У Дмитрия Карамазова.

≪Идиот≫ был спектаклем о Мышкине, и по изначальному замыслу,

И по величию актерской работы И. Смоктуновского. Он

внутренне связан с ≪Униженными и оскорбленными≫ не только

Именем автора, но и темой, которую подхватывает князь М ы ш кин

У бедного литератора Ивана Петровича.

Как и Иван Петрович, Мышкин болезненно страдал от зла

Сильных мира сего, от униженности и зависимости, в которую

попадают люди. Но Мышкин товстоноговского ≪Идиота≫ —деятельный

Противник зла, его стремление принести добро, противопоставить

Злу добрую волю было действенным, активным.

Товстоногов оказался одним из первых режиссеров, которые

После длительного перерыва взялись за сценическое воплощение

Произведений Достоевского. Сложный художественный мир Достоевского

Долго не поддавался верному идейно-эстетическому

Истолкованию.

В спектаклях Товстоногова Достоевский предстал страстным

Гуманистом и глубоким философом. Чтобы поставить эти спектакли,

Нужен был широкий взгляд на философскую и моральную

Проблематику его произведений, нужна была смелость,

Чтобы противопоставить свое понимание весьма устойчивым литературоведческим

Концепциям, художнически тонкое ощущение

Актуальности звучания мотивов Достоевского. Спектакли

Товстоногова возвращали Достоевского русскому театру,

А с учетом трудной его судьбы в нашей критике можно сказать

И шире —всей русской театральной культуре.

Товстоногов сам инсценировал роман ≪Идиот≫ Достоевского.

Дело тут не в том, что режиссер делает себе ≪удобно≫, тут первоначальный

творческий акт, начало замысла, его сердцевина:

Что поставить в центр, в чем увидеть связи старого романа и

сегодняшнего времени. Сценическая история ≪Идиота≫ почти

Целиком связана с образом Настасьи Филипповны. Товстоногов

Сделал главным героем князя Мышкина. Однако он не вырывал

75

Его из сложных ситуаций романа, не обособлял ради сюжетной

Компактности. Он поставил его в центр борьбы: не вне, не над,

А в самой гуще борьбы взглядов, самолюбий, денег, карьер,

сжигающих чувств. ≪Роман Достоевского,—пишет Н. Берковс

К и й, —проникнут предвосхищением того, чем может стать человеческое

Общество в своей этике, в своих внутренних отношениях

≫.1

Эту —едва ли не центральную для Товстоногова тему и воплощал

Его спектакль, а прежде всего исполнитель роли М ы ш кина

И. Смоктуновский. Для выполнения такой задачи нужен

Был актер того типа, который в критике будет определен как

≪интеллектуальный≫, ≪исповедальный≫. ≪Актер исповедовался

В чем-то очень сокровенном,—пишет по поводу игры Смоктуновского

К р и т и к.—П р и этом исповедь Смоктуновского носила

интеллектуальный характер...≫2

Спектакль Товстоногова, казалось бы, не нес в себе новаторства

Постановочного толка, не обладал абсолютной художественной

Цельностью,—к р и т и к и отмечали ряд несовершенств

В постижении исполнителями стиля автора, но все были единодушны

в том, что ≪спектакль Г. Товстоногова с И. Смоктуновским

Во главе будет особо отмечен в истории нашего театра и

в истории усвоения Достоевского нашей культурой≫ (Н. Берковский).

Сейчас, по прошествии почти двадцати лет, трудно непосредственно

Уловить эмоциональное, возбуждающее действие этого

Спектакля. Но оно было, и было громадным. Товстоногов выступал


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.