Помпадура был рассмотрен в спектакле как норма — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Помпадура был рассмотрен в спектакле как норма

2021-03-18 173
Помпадура был рассмотрен в спектакле как норма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизни России того времени, заурядное событие приобретало

Широкое сатирическое обобщение.

≪Помпадуры и помпадурши≫, точно уловив стиль автора, все

Же не воссоздавали психологически глубокого характера. Сама

Литературная структура очерков Щедрина, их фрагментарность,

Фельетонность, не давала возможности построить спектакль

Стройного сюжета и психологически развернутых характеров.

Однако опыт работы над сатирическим спектаклем не пропал

Даром. Товстоногов вообще рачительный хозяин своих режиссерских

богатств. ≪Помпадуры и помпадурши≫ в собственно

Сценическом смысле обладали той степенью четкости, резкости

Формы, той жанровой определенностью и последовательностью,

Которые в это время только лишь входили в театральный обиход.

Это был важный для режиссуры принцип. В этом смысле

≪Помпадуры и помпадурши≫ стояли рядом с ≪Клопом≫ и ≪Баней

≫ С. Юткевича, В. Плучека, Н. Петрова, с ≪Тенями≫ Н. Акимова.

Принцип касался не только спектаклей сатирического

жанра, он проявлялся в ≪Грозе≫ Н. Охлопкова, ≪Фоме Гордееве

≫ Р. Симонова, во многих других памятных спектаклях

Первой половины 1950-х годов.

≪Помпадуры и помпадурши≫ были для Товстоногова разведкой

Боем в поисках смелых, обостренных сценических положений,

Тех красок, которых так недоставало тогда театру,

Утерявшему в значительной степени вкус к театральности, к сценической

Яркости и только-только заговорившему о том, что

Театральность нужно вернуть в театр.

В творчестве самого Товстоногова сатирические краски звучали

Потом часто, разумеется, соотнесенные с новым драматургическим

материалом и новым режиссерским замыслом,— в горьковских ≪Варварах≫, в ≪Горе от ума≫, в спектакле ≪Правду!

Ничего, кроме правды!..≫, в спектакле ≪На всякого мудреца

довольно простоты≫. Последний был поставлен в варшавском

73

театре ≪Вспулчесны≫ под названием ≪Записки подлеца, написанные

им самим≫ и получил высокую оценку польской критики.

В письме к художнику К. Дашевскому, оформлявшему

спектакль, Товстоногов подчеркивал: ≪Из всех оттенков комедийного

Сегодня при сценическом воплощении произведения

Островского мы должны предпочесть сатиру. История возвышения

Глумова должна быть не только смешной, но и страшной.

Все характеры, все эмоции надо предельно обострить и

Довести до степени фантасмагории. Пьеса Островского относится

К позднему периоду его творчества и содержит все, из

Чего выросла драматургия Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобы-

лина≫.1

В 1973 году, на совершенно ином этапе своего творчества,

Товстоногов вновь обратился к произведению Салтыкова-Щедрина:

поставил с коллективом театра ≪Современник≫ спектакль

≪Балалайкин и компания≫. Пьесу по мотивам ≪Современной

идиллии≫ Щедрина написал для ≪Современника≫ С. Михалков.

Это произойдет почти через двадцать лет, а тогда встреча

С Щедриным поощряла смелость постановочной мысли, тут воспитывался

Вкус к яркой и законченной театральной форме.

Очень скоро Товстоногов начнет обдумывать замысел ≪Оптимистической

трагедии≫, спектакля могучего и ясного постановочного

Решения.

В психологическом плане Товстоногову очень был нужен успех.

Перед ≪Помпадурами≫ была серия спектаклей (≪Обычное

дело≫ А. Тарна, ≪Донбасс≫ Б. Горбатова, ≪Степная быль≫ Е. Помещикова

и Н. Рожкова, ≪Новые люди≫ по Н. Чернышевскому,

≪На улице Счастливой≫ Ю. Принцева, ≪Поезд можно остановить

≫ Ю. М а к к о л а), которые хотя и обладали рядом достоинств,

но в целом не приносили большого удовлетворения. ≪Помпадуры

и помпадурши≫ были рубежным спектаклем: следующей

премьерой была ≪Первая весна≫ Г. Николаевой и С. Рад-

Зинского, памятная ласточка новых успехов нашей литературы

и театра, за ней в ≪послужном списке≫ Товстоногова стоит

≪Оптимистическая трагедия≫, принесшая режиссеру и ленинградскому

Театру им. А. С. Пушкина триумфальный успех.

Следующими работами Товстоногова в области классики

были ≪Униженные и оскорбленные≫ (1956) в Театре им. Ленинского

Комсомола, поставленные совместно с И. Ольшвангером,

и ≪Идиот≫ в Большом драматическом театре (1958). Переход

От Щедрина к Достоевскому мог бы показаться неестественно

Резким, пристрастия режиссера несколько противоречивыми,

если не иметь в виду, что ≪Помпадуры≫ были поставлены по

предложению ≪чужого≫ театра. Но более важно иметь в виду


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.